Кнопочник и Тряпочник

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Кнопочник и Тряпочник обсуждают внутри летописи саму Летопись

Февраль - время категорий

К: Слышали новость? Со следующей недели школьная библиотека закрывается. Я слышал, планируется оборудовать ее автоматическим каталогом. Так что в ближайшее время нашим библиотекарям предстоит проделать огромную работу – перенести в базу данных тысячи записей библиотечных карточек. Т: - Можно им только посочувствовать. Сказать по правде, я никогда не был поклонником библиотечных каталогов. К: - Почему? Т: - Библиотечная карточка кажется мне слишком бледным представителем книги. Ничего не может сравниться с ощущением человека, стоящего перед книжной полкой, высматривая имена знакомых авторов, а то и просто берущего книгу наугад. Да и потом, уже в том, как подобраны книги на полке, в каком порядке они расставлены, можно увидеть характер их хозяина. Куда уж тут безликой библиотечной карточке. К: - Ну а как же Вы тогда ищите книги в библиотеке. Т: - Сказать по правде, я всегда пытаюсь познакомиться с библиотекаршей и подобраться к книжным полкам поближе. Не вполне легально, но зато надежно. Ну уж а свои книжные полки я обустраиваю так, как мне удобно… К: - Я думаю, что так поступает каждый из нас – расставляя книги на полке не так, как этого требует библиотечная рубрикация, но так, как это подсказывает ему его собственный опыт и интуиция. Т: Питер Мерхольц проводит здесь очень уместную аналогию с так называемыми «естественными маршрутами» (desire lines). К: А что это такое? Т: Это тропки, которые протаптывают люди, которые двигаются к цели своего назначения по той местности, где еще не проложена дорога. Если бы местность была абсолютно гладкой, возможно, они двигались бы по прямой. Но этого никогда не происходит. Они идут по причудливым маршрутам, огибая лужи, впадины и возвышенности, где-то срезая, а где-то, наоборот, удлиняя свой путь. Причем путь, по которому прошел первый, может не совпадать с той дорогой, по которой идет второй, и у третьего уже есть выбор того, за кем следовать. Получившуюся таким образом тропинку можно считать продуктом коллективного разума сообщества. Ее, как правило, асфальтируют. Но проходит время. Меняются средства транспорта, меняется ландшафт. Меняются, в конце концов и направления движения. И находится кто-то, кто сходит с проторенной дороги и начинает протаптывать новую тропку. К: - Я понимаю, что Ваша аналогия имеет отношения к области развития коллективного знания. Т: - Да, конечно, знание сообщества построено таким же точно образом. Все более или менее в курсе того, что существуют магистральные линии знания, по асфальтированным шоссе которых мы движемся и весь социальный институт школы работает на то, чтобы научить школьника правилам движения по этим магистралям. К: - Что, на Ваш взгляд, относится к магистральным линиями знания? Т: - Прежде всего, сложившиеся системы классификации. Аристотелевская классификация частей речи. Линнеевская классификация живых существ. Менделеевская классификация химических элементов. Имея целостную систему, мы с легкостью можем определить каждый элемент, указав на его место в системе. К: - Но не всегда же для того, чтобы охарактеризовать элемент, мы можем соорудить целостную и замкнутую систему, в которой он находится? Ведь сплошь и рядом возникает ситуация, когда речь идет о вещах, которые не вписываются ни в одну закрытую систему – например, человеческое поведение. Или же когда мы имеем дело с текстом, фотографией, звуковым или видеорядом, которые, конечно же, соположены со сходными текстами и объектами, но не образуют с ними никакую законченную систему. Или же – способ их определения может отличаться с точки зрения людей, относящихся к разным сообществам. Т: - Более того. В логике известен тип определений, заключающийся не в объяснении непонятной вещи с помощью слов, которые зачастую оказываются еще более непонятными, а в показе, демонстрации этой вещи. Такой тип определений называется остенсивным. К: - Да, но тогда получается, что остенсивных определений одной и той же вещи, скажем, такой как «лошадь» или «корова» может быть несметное количество, поскольку в качестве определения этого понятия можно пользоваться любым изображением любой лошади или коровы. Т: - Совершенно верно. Но ведь это ничему не противоречит. Мне, кстати, вспоминается сюжет Джонатана Свифта про мудрецов государства Лапуту, которые пытались человеческую речь заменить постоянной демонстрацией предметов, о которых они собирались говорить. В результате им пришлось постоянно таскать с собой мешки, набитые всякой всячиной. Т: - Есть и менее трудоемкий способ определения объектов. Вы слышали о разметке гипертекста с помощью тэгов, или меток? К: Нет, а что это такое?


Давайте сравним категории Летописи с другими способами классификации. Будем сравнивать по функциональному признаку.

Примеры классификаторов:

  1. Делишес - метим ссылки на сетевые ресурсы. Метки каждого пользователя являются частью общего пула [тег]]ов. Можно подписаться на получение обновлений по определенному тегу, обновлений определенного пользователя и обновлений тега у определенного пользователя.
  2. Фликр - метим фотографии. Метки каждого пользователя являются частью общего пула тегов. Можно собрать все фотографии, отмеченные тегом (или несколькими тегами?) у одного пользователя, у всех пользователей, у групы (если люди объединились в группу)
  3. Живой Журнал - метим сообщения, причем только свои и потом можем по этим меткам сообщения находить.
  4. Цветные полоски от UBS - можно метить любые сообщения в Живом Журнале - свои соообщения и свои комментарии к чужим сообщениям.
  5. ВикиВики - метим статьи. Сразу оговоримся, что категории свойственны только МедиаВики и это свойство появилось не так давно. Это надстройка нам именами статей. Поскольку понятия индивидуальных страниц изначально нет, то все категории общие. Категория (метка) может быть отмечана другой категорией. В результате метки (действие) метки (объект) категория становится как бы подкатегорией. При этом технически ничто не мешает отметиться рекурсивно? Т.е. я могу отметить категорию Всё меткой Бог и потом Бог меткой Всё, или пометить Ленин словом партия, а партия словом Ленин. Только добрая воля участников
Персональные инструменты
Инструменты