История храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новопокровское Ветлужского района Нижегородской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 19:38, 26 сентября 2014; Елена Шильникова (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

МОУ Новопокровская СОШ Ветлужского района Нижегородской области


Исследовательская работа «История Покровской церкви села Новопокровского Ветлужского района»

Автор Щепина Анастасия 5 класс МОУ Новопокровская СОШ, Руководитель Шильникова Елена Валентиновна зам директора по ВР МОУ Новопокровская СОШ.


С. Новопокровское 2011г Содержание Введение………………………………………………………….стр2 Глава1 Глава2 Глава3 Заключение Список литературы



Введение Жарким летом 2010 г в селе Новопокровском сгорело старое деревянное здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы, положившее начало селу Новопокровскому. Храм был закрыт, священник репрессирован и расстрелян в 1937г. Однако каждый житель села знал, что это святое, намоленное место, не смотря на то, что долгие годы в здании располагался сельский клуб. Пришло время собрать и сохранить материал по истории православия в с. Новопокровском. Целью моей работы является духовно-нравственное возрождение жителей села Новопокровского через изучение истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ново-Покровском и опубликование собранного материала в газете «Земля Ветлужская». Задачи: 1. Поиск и изучение церковных книг Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда. 2. Изучение книг памяти жертв политических репрессий. 3. Поиск материалов о Покровской церкви, о священниках Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда в Интернете. 4. Запрос материалов о Покровской церкви села Новопокровского Варнавинского уезда в ЦАНО. 5. Сбор воспоминаний жителей села Новопокровского Ветлужского района о Покровской церкви.




Глава 1. Покровская церковь села Ново-Покровского Варнавинского уезда Настоящий чертеж выполнен с натуры 14 мая 1926г (Материалы ЦАНО) В справочной книге за 1911 год «Краткие статистические сведения о приходских церквах», изданной в Костроме, в губернской типографии, имеются такие сведения: « Церковь Покровская села Новопокровского здание деревянное, на каменном фундаменте, с такою же колокольнею, построена в 1892 году на средства прихожан.

      Ограда деревянная. Кладбище в расстоянии три четверти версты от церкви, обнесено изгородью.
        Храм однопрестольный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеется образовавшийся от сбережений капитал в 1468 рублей 90 копеек. Есть церковно-приходское попечительство,  имеющее179 рублей наличными и 2841 рубль 90 копеек билетами.

Расстояние от Костромы 320 верст, от Варнавина 80 верст, от почтовой станции Кузнечиха 17 верст, от фельдшерского пункта 7 верст, от больницы 25 верст.

         Ближайшие церкви-села Галкино в 15 верстах, с. Никольского, что в Тумбасах, в 18 верстах и с. Турани в 15 верстах.
           При храме причтовый священник и псаломщик. Постоянные средства его: а) жалованные от казны священнику- 294 рубля, псаломщику- 98 рублей,  б) проценты в количестве 81 рубль 98 копеек с общего причтового капитала в 2157 рублей. Причтового дохода при богослужении и требоисправлений бывает до 500 рублей в год. Помещения для причта есть церковные.
           Земли церковной в пользовании причта 33 десятины, из них усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десятины, пахотной 6 десятин и под мелким дровяным лесом и кустарником 22 десятины.
            Прихожан 1282 мужского пола и 1321 женского пола.
             По роду занятий приход сельскохозяйственный. В районе прихода есть паровая древесно-картонная фабрика с небольшим производством.

Раскольников и сектантов нет. Приходных селений 36, дальние в 10 верстах от церкви. Препятствий в сообщении нет. В приходе три школы: одна церковно-приходская, одна – земская и одна фабричная.

Фотографии Покровской церкви с. Новопокровского выполнены в 2006г. Малышева Зоя Прокопьевна помнит, что вместе с бабушкой приходила в Покровский храм на Пасху из д. Новенское и ночевала в церковной сторожке, там их кормили грибной похлебкой.

За забором у лиственниц видна крыша церковной сторожки. Фото 1965г. В Интернете мы нашли запись «В 1910-х годах севернее Покровской церкви было начато, но не завершено строительство каменного сооружения, возможно новой церкви. Данных, подтверждающих начало строительства каменного храма в селе Ново-Покровском к настоящему времени не обнаружено». Но старожилы знают, что это каменное сооружение и было началом строительства новой каменой церкви. Из воспоминаний, старожила села Новопокровского, Горева Николая Степановича:

« Церковь в селе Новопокровское была аккуратная, ухоженная, деревянная, на колокольне было 7 колоколов. А ведь было время, когда звон колоколов был слышен в селе Турань, находящемся в 15 верстах от нашего села. Для прихожан церковь была не только местом Богослужений, но и местом семейных торжеств – свадеб и крестин. Она существовала до 1936 г, затем была опечатана и в 1940 г отдана под сельский клуб. В 1915  году началось строительство новой церкви, из красного кирпича.  Кирпич изготавливали прихожане. Церковь полностью строилась на средства прихожан, но в 1916 году строительство прекратилось.

Здание так и осталось недостроенным. Недостроенная каменная церковь. Фото 1970г. Сначала его использовали под склады для льноволокна, во время войны размещалась Калининская МТС, а после укрепления колхозов, надстроили приспособление под колхозные механические мастерские.»


Из письма нашего старинного друга-краеведа Щелокова В.Т. мы узнали о том, что отопление храма производилось из подпола, а теплый воздух поднимался в храм через специальные отверстия. В храме мужчины вставали справа, а женщины слева, чтобы не было заигрываний. Он помнит, как мать водила его в Покровский храм перед школой, видимо это было принято. Сейчас мы отправили ему копии найденых фотографий Новопокровских церковнослужителей, может быть он сможет кого-то назвать.

В церковных книгах упоминаются населенные пункты, входящие в приход Покровского храма села Новопокровского: 1. П. Пигалка, 2. П. Капраниха, 3. П.Михалевский, 4. П. Кокушъ, 5. П.Алалыкинский, 6. П.Медведовское, 7. П.Шумихинский, 8. С. Новопокровское, 9. П.Варакшата, 10. П.Колеватовский, 11. П.Юдинский, 12. П.Березовая Заводь, 13. П.Овсяновский, 14. П.Баковский, 15. П.Патрачатский, 16. П.Емелята, 17. П.Мариновский, 18. П.Бердничевский, 19. П. Б.Мостовая, 20. П. Черемисский, 21. П.Верховский, 22. П.Березников, 23. П.М.Мостовая, 24. П.Каменка, 25. Д. Прониха, 26. П.Алексеевский, 27. П.Пузырь, 28. П.Верхние Поломы, 29. П.Поляшовский, 30. Х.Уваровых, 31. П.Раменка, 32. П.Завьяловский, 33. П.Нижние Поломы, 34. П.Шабалинский, 35. П. Трифоновский.

Макет Проновской сельской администрации в Новопокровском школьном музе с указанием всех существовавших населенных пунктов.




Глава 2. Село Ново-Покровское Варнавинского уезда Костромской губернии.

       Для изучения истории существования Покровской церкви в селе Новопокровском мы решили изучить церковные книги , которые хранятся в загсе г. Ветлуги. По первой книге можно определить время начала действия храма, это 1891 год.

Церковная книга Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда. Фото 2011г.

              Это противоречит существующему мнению о дате основания села, на камне, установленном в честь столетия села значится 1992г

. Камень – валун, установленный в с. Новопокровское в честь 100-летия села. Фото 2009г. Но церковные книги писались по факту рождения, бракосочетания, смерти прихожан. Если первая книга датируется 1891 годом, значит, церковь уже была, а если была церковь, значит, было и село, в котором на то время проживали только священнослужители. В начале XX века село было совсем небольшим – одна улица с двенадцатью домами и площадью в середине, на которой стояла деревянная церковь. После революции 1917 – го года, в селе было организовано сельское потребительское общество, за счет которого пополнялось население села. К 1924 году в селе насчитывалось около 30 строений. Вот какой план-схему с. Новопокровское представил бывший житель хутора Емели Щелоков Вениамин Трофимович, проживающий в настоящее время в Украине, 1921 года рождения.

Обозначения на схеме села Ново-Покровское.

1 Овин .                                                                                          
2 Дом Кудрявцева Кирилла, он занимался сельским хозяйством .                                                                                                            
3 Дом священника Вознесенского, который отрекся от сана священника и получил прозвище беглого попа. За домом у него стоял громоотвод. Говорили, что он боится кары Божьей.
4 Неизвестно.
5 Дом Савоськина, в одной половине была казенка. Обстановка в доме была не деревенская, имелся граммофон..
6 Дом Касторской В. И., основательницы Новопокровской школы.
7 Неизвестно.
8 Дом Королева, двухэтажный. Хозяин был слепой, чтобы не идти на империалистическую войну выпил древесный спирт и ослеп.
9 Дом Ковалева, двухэтажный. 
10 Дом школьной учительницы.
11Колбасный цех.
12 Школа.
13 Баня.
14 Керосиновая лавка.
15 Склад.
16 Сельпо.
17 Самое большое двухэтажное здание, перевезено из монастыря, Сельсовет, узел связи, библиотека.

18 Дом священника. 19 Дом Виноградовой Лукерьи- вдовы церковного сторожа. 20.Пятистенный дом служителей культа. 21 Дом дьякона. 22Дом просфирни. 23 Неизвестно. 24 Церковная сторожка. 25 Дом священника Андрея. 26 Дом, в котором впервые была проведена телефонная связь. 27 Дом Питеровых, во второй половине была амбулатория и аптека. 28 Кирпичное производство 29 Деревянная церковь. 30 Кирпичная церковь. 31 Недостроенный льнозавод. 32 Хлебопекарня. В 1932 – м году, после образования колхозов увеличилось население села

К тому времени в селе были: больница, сельский совет, почта, клуб, дом-лавка, изба-читальня.

Глава 3. Церковные служители Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда Костромской губернии Первым священником Покровского храма в селе Новопокровском, согласно церковной книге за 1891 год, был Рождественский Самуил Герасимович, псаломщиком Константин Скворцов. На протяжении всех книг записан один псаломщик Константин Скворцов, изредка заменявшийся заштатными псаломщиками (Василий Калачев-Лебедев). Псаломщик — звание, предоставленное с 1885 года (Высочайше утвержденное 16 февраля 1885 года определение Священного Синода) всем состоящим при церквах причетникам (причетник – церковнослужитель, в обязанности которого входит чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях). Круг обязанностей псаломщиков определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 года, журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). На обязанность псаломщика, под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он ведет метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта. По материалам родословного древа Поздеевых: Рождественский Самуил Герасимович – первый священник Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда. Церковная книга Дата рождения: 1843 г. Его отец Рождественский Герасим. У него нет братьев и сестер. Смерть наступила после 1908 г.

   	 С 1871 по 1890 гг. служил диаконом, а затем священником в с. Вознесенское Варнавинского уезда Костромской губернии (современное  с. Вознесенье Ветлужского района Нижегородской области). Потом служил священником в селах Ново-Покровское, Семеново, Александровское (Скулябиха) Варнавинского уезда и с. Карпуниха Ветлужского уезда Костромской епархии.
    В 1896 году работал также законоучителем начального народного училища в с. Ново-Покровском.
    За свою службу 30.10.1896 г. награжден набедренником, а 15.02.1901 г. – скуфьей.
    Будучи на пенсии (1908 год),  проживал в 5-м Ветлужском благочинническом округе (возможно, у своего сына Ивана).

Диакон, затем священник, срок работы: с 1871 по 1890, Вознесенская церковь с. Вознесенского, с. Вознесенское Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. с. Вознесенье Ветлужского района Нижегородской области). Законоучитель начального народного училища, срок работы: с до 1896 по после 1896, в с. Ново-Покровское Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. с. Новопокровское Ветлужского района Нижегородской области). Священник в течении 1891-1896 гг, Покровская церковь с. Ново-Покровского, с. Ново-Покровское Варнавинского уезда Костромской губернии (современное с. Новопокровское Ветлужского района Нижегородской области).

Заштатный священник, срок работы: с 1907 г до 28 августа 1899г, Богородицкая церковь с. Семенова, с. Семеново Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. Уренский район Нижегородской области).
Старший священник, срок работы: с 28 августа 1899 до 1901, Трехсвятительская церковь с. Карпунихи, с. Карпуниха Ветлужского уезда Костромской губернии (совр. Уренский район Нижегородской области). Заштатный священник, срок работы: в 1908, Александро-Невская церковь с. Александровского, с. Скулябиха Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. Ветлужский район Нижегородской области).

Продолжительность жизни: ‭1843 - >1908‬гг.‬ Дети

 Рождественский Николай Самуилович

Дата и место рождения: около 1863 г . Смерть наступила 2 декабря 1912 г в с. Ново-Покровское Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. с. Новопокровское Ветлужского района Нижегородской области).

 Рождественский Иван Самуилович

Дата и место рождения: 1865 г в ???. Смерть наступила около 1911 г в с. Троицкое (Одоевское) Ветлужского уезда Костромской губернии. С 1 июня 1897 года священником Покровской церкви села Ново-Покровского служит сын Самуила Рождественского, Рождественский Николай Самуилович.

Церковная книга.

Рождественский Николай Самуилович Дата рождения: около 1863 г Его отец Рождественский Самуил Герасимович. Мать - (Рождественская) . . . . . . .. Дедушка по отцовской линии был Рождественский Герасим. У него имелось брат по имени Иван Самуилович. Смерть наступила 2 декабря 1912 г в с. Ново-Покровское Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. с. Новопокровское Ветлужского района Нижегородской области). Получено образование Костромская духовная семинария с 1879 по 1885. обучение успешно закончено, имеется в списках Костромской духовной семинарии.

    В 1890 году служил в  Богородицкой церкви с. Семеново Варнавинского уезда. В 1897 году и позже  – священник Покровской церкви села Ново-Покровского  того же уезда.
    14 февраля 1901 года награжден скуфьей.

Работа Священник в церквях сел Костромской епархии.

Священник, срок работы: с  1890 до1897, Богородицкая церковь с. Семенова, с. Семеново Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. Уренский район Нижегородской области).

Священник, срок работы: с 1897 до 1912, Покровская церковь с. Ново-Покровского, с. Ново-Покровское Варнавинского уезда Костромской губернии (совр. с. Новопокровское Ветлужского района Нижегородской области) Николай Самуилович и Лидия зарегистрировали свои отношения и обвенчались.


Костромская духовная семинария, г. Кострома


Фотография сделана около 1910 г. В списках выпускников Костромской духовной семинарии есть Рождественский Николай Самуилович.

        В 1912 году священник Николай Рождественский умер. 

С августа 1912 по февраль 1913 года служил заштатный священник Ксенофонт Альбицкий. Вероятно, священники Рождественские Самуил Герасимович и Николай Самуилович похоронены в церковной ограде. Что подтверждается рассказами старожилов. В 70-е годы, когда на территории храма велись земляные работы, из-под ковша трактора выпадали кости, остатки одежды людей, похороненных здесь во время действующего Покровского храма. Однако, это следует проверить по записям в церковных книгах.

В июне 1913 года священником стал Николай Беляев, он служил до 1917 года. Материалы о нем пока не найдены.

Церковная книга.

С 1917 года священником стал Андрей Петрович Скворцов, который служил до ареста в 1932 году. Он был красивый, высокий, с кудрявыми рыжими волосами. У него был сын Павлик, жена матушка Анна. Малышева Зоя Прокопьевна вспоминает, что неоднократно отец Андрей и матушка Анна останавливались у них дома в д. Новенское на ночлег, мать была верующая, охотно принимала священнослужителей, когда они приходили в деревню.

В 1933 году священником стал очень старый человек. Его данные пока не установлены.

Из книги памяти жертв политических репрессий: Скворцов Андрей Петрович Родился в 1897 г., Нижегородская обл., Ковернинский р-н, с. Маркино; русский; священник. Проживал: Ветлужский р-н, с. Новопокровское. В 1932 г. "тройкой" ОГПУ был осужден на 5 лет лишения свободы. Наказание отбывал на строительстве Беломор-Балтийского канала, освобожден в январе 1936 г | [обв.] 1932г.- -11 Арестован 10 октября 1937 г. Приговорен: тройка , обв.: 58-10 ч.1, 58-11. Приговор: высшая мера наказания. Расстрелян 28 ноября 1937 г в Горьковской тюрьме.

         Скворцов Андрей Петрович объявлен новомученником. Мы нашли его в списке новомученников, исповедников и подвижников Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе в 2000году.
          Священник Андрей Петрович Скворцов окончил церковно-приходскую школу. Был рукоположен во священника после революции 1917 года. Служил в селе Ново-Покровском Ветлужского района.

После арестов ветлужского священства перед горожанами выступил начальник НКВД. Около городской школы сколотили и поставили для него трибуну, согнали людей. Он стал читать лжеобвинения против епископа, священников и православных мирян города. Будто епископ хотел взорвать мост, священники поджигали колхозные фермы, а миряне хотели организовать какую-то группу и для этого ходили к священникам. Кое-кто из народа сказал: "Не зря забрали. Правильно". Остальные стояли молча. Те, кого арестовали в Ветлуге в 1937 году, почти сразу были подвергнуты пыткам и всякого рода мучениям. Вот как вспоминает об этом один из тех, кто был арестован в декабре 1937 года. Привели в кабинет. Поставили лицом к раскаленной докрасна печке, вплотную, и оставили так сутки стоять. Не смей повернуться. Еды не давали. Воды - рюмочку, от которой жажда только сильнее распалялась. Условий для содержания значительного числа арестованных в Ветлуге не было, и их отправили в тюрьмы Варнавина и Нижнего Новгорода.

Средний ряд церковные служители Покровского храма. Фото ~ 1925г. Фото ~ 1925г. Слева Соболев Михаил Петрович, по рассказу его дочери Малышевой М.М., отец возил священников Покровского храма на лошади по деревням. Личности церковных служителей пока не установлены. По рассказу Власовой Галины Васильевны 1921г.р. после закрытия церкви деревянные иконы на лошадях развезли по окрестным деревням, к ним в д. Верховское привезли много икон, написанных на дереве. Доски были толстые, иконы тяжелые. Их приказано было переделать на столы для колхозной конторы. Но две большие иконы образ Богородицы и Николая Чудотворца Галина Васильевна стащила, они стояли дома в зимовке, куда посторонние не заходили. А ее мать и бабушка каждый день молились перед святыми образами. Особенно в войну, когда из семьи на фронт ушли отец и трое братьев. Мать Анна Васильевна Власова ставила перед иконами на колени всех оставшихся членов семьи, даже пятилетнюю дочку, молились каждую ночь подолгу. Чудо свершилось, все четверо фронтовиков, израненные, но живые вернулись домой. После войны иконы выпросила Мария Рожина, она на санках увезла иконы в Шангу. Размеры икон были 1,5 х 1 м примерно. Звон колокольни Покровского храма был слышен в деревнях, особенно когда звонили в Пасху. Галина Васильевна вместе с бабушкой посещала Покровскую церковь, помнит, что у храма было очень красиво, были клумбы, благоустроенные могилы священников и церковнослужителей.

  В доме у Сенникова А.А. есть икона Покровского храма, ее сохранила Чистякова А.И.дальняя родственница Сенниковых, которая доживала у них, икона осталась, Александр Александрович сделал новую рамку и поместил икону в передний угол на тябло.
              Заключение

Моя работа, это самое начало изучения истории Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда Костромской губернии, изучены церковные книги Покровской церкви. Обнаружены ошибки в дате основания села Новопокровского. Записаны воспоминания людей, которые бывали в действующей Покровской церкви села Ново-Покровского. Я узнала очень много важного и интересного для меня, познакомилась с очень интересными людьми, которым очень благодарна за помощь. Это Щеглова Антонина Николаевна, ученый секретарь Ветлужского государственного краеведческого музея, Коновалова Наталья Александровна заведующая Ветлужского ЗАГСа.

Наши помощники Коновалова Н.А. зав. Ветлужского ЗАГСа, Щеглова А.Н. ученый секретарь Ветлужского государственного краеведческого музея. Очень приятно общаться с людьми заинтересованными тем же, что и я. Собранный материал будет представлен в редакцию газеты «Земля Ветлужская». Работу по изучению православия в селе Новопокровском я буду продолжать, мне, например, захотелось найти иконы Покровской церкви, или узнать их судьбу. Еще очень многое нужно узнать по данной теме, работа будет продолжена. Работа первого этапа завершена, но в душе нет чувства радости, скорее печаль о судьбе Покровского храма, священника Скворцова Андрея Петровича, об оскверненных могилах священнослужителей у храма .

Наиболее полно отразит мое сегодняшнее настроение стихотворение моего руководителя Шильниковой Елены Валентиновны, ведь мы вместе изучали эти трагические страницы истории нашей малой родины.

                 Дорога к Богу

Сгорел в Новопокровском старый клуб, Совсем сгорел! Дотла! Однажды летом. Жара стояла – засуха вокруг! И очень страшно было видеть это! Три, пять минут… И нету ничего… Вдали, оцепенев, стояли люди. Спасли дома и лес вокруг него, А клуба-храма никогда уже не будет… Да! Здесь был храм, название селу Дано благодаря его престолу, Покровский храм – название ему, Здесь колыбель села, основа что ли! Печален вид родного пепелища, Осиротелое растеряно село, Чего-то ждем, чего-то вечно ищем, А что-то важное у нас огнем смело… Опалены огнем вокруг деревья, Свидетели далекой старины, Давно не слышали окрестные деревни Звон колокольни с нашей стороны. Закрыли храмы, колокольни раскатали, А здания под МТС и клуб… Прости нас , Господи, они не понимали Лихие времена потом придут… В священном месте долго бесновались, И удивлялись часто, почему Проблемы, беды над селом летали, А за спасением куда идти, к кому? Огонь святое место нам очистил, От скверны, что копилась много лет. И, если мы дорогу к Богу ищем, Построим храм! Пути другого нет!

        И что теперь делать с датой образования села Новопокровского? Почему во время подготовки к празднованию 100-летия села не уточнили дату его основания по церковным книгам? Поверили статистическим данным, а они чаще всего примерные.
   По результатам нашего исследования 120 лет селу Новопокровскому исполнилось в этом 2011 году, а праздновать его будут в 2012. Мы не против, пусть только во время торжеств прозвучит истинная дата образования нашего села.

Источники информации 1.Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. 2. Материалы школьного музея. 3. Православные храмы Костромской епархии 4.Церковные книги церкви Покровской села Ново-Покровского Варнавинского уезда Костромской губернии 1891-1917гг. 5.http://rus-orthodox.narod.ru/TEXTS/osnovniie_poniatiia/22.html 6.http://familytrees.genopro.com/pozdeev/GenoProReport/default.htm?page=ind00575.htm 7.http://lists.memo.ru/d30/f232.htm 8.http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/newmartyrs/143.html 9. Яндекс.Словари›Большая советская энциклопедия,

Персональные инструменты
Инструменты