История основания Сургута

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

История основания Сургута

Рисунок карандашом.jpg

Родился я в огромном и прекрасном городе - Москве. Но сейчас хочу рассказать о крае, в котором я живу и учусь, в котором родился и вырос мой папа. О крае, который полюбил всем сердцем и считаю своим домом, своей Родиной. Папа рассказывал мне, что из всех сибирских городов Сургут - один из старейших. Если верить древней летописи, то в 1593 году воевода князь Михайло Волконский да князь Матвей Львов... заложили город Сургут. 19 февраля 1594 года был подписан царский указ о необходимости ставить город в Сургуте. Но тогда Сургут уже был, и здесь жили русские люди. Теперь дата 19 февраля признана днем рождения нашего города. Конечно за много веков до основания г. Сургута здесь жили люди - коренные жители огромного края. Но только легенды да сказания дошли до наших дней. Сказывают, что по реке Салым, на возвышенности среди болот, лежало городище Нюром-Вож («болотный городок»). И жил в нем богатырь Емин-Тув- Ике с четырьмя помощниками и двумя женами. Все вместе они именовались Ас Икаве, то есть обские старики. Они могли одолеть любого зверя, отогнать самый страшный злой дух, могли растопить льды и снега, проложить дорогу до самого тором-вох, до неба. Такие же богатыри жили по Югану, Агану, Пиму, другим рекам страны Югории. Но это легенды, а настоящие знания о нашем крае пришли намного позже. Слово «Сургут», говорят некоторые, в переводе с хантыйского означает - «рыбное место», «рыбное поле»: «сор» - луг, заливная пойма; «кут», «кутл» - рыба. И действительно, рыбные поймы в наших местах очень большие. А ширина рек в разливы увеличивается в несколько раз. Всюду вода и всюду рыба. Всякое пережил Сургут за свои четыре века. Были и подъемы, были и падения. Он то выгорал дотла, то поднимался снова. В 1708 году царь Петр первый назвал Сургут городом Сибирской губернии, в 1782 году он стал уездным центром Тобольского наместничества. В 1785 году утвердили первый герб Сургута: «В золотом поле черно-бурая лисица - в знак обильной ловли оных в округе сего города». Свыше 200 лет назад у нас появилось первое каменное здание - Троицкий собор. Церковь стояла на высоком месте, примерно там, где сейчас находится мемориал солдатской славы и памяти. В 1998 году, в год моего рождения, Сургуту исполнилось 405 лет.


Так выглядел наш Сургут на заре своего существования Рисунок неизвестного чертежника. чертеж.jpg


Троицкая церковь в Сургуте. Закончена строительством в 1781 году. церковь.jpg

Улицы моего города.

Одно из самых значимых и красивейших мест в Сургуте была Барская гора. Летописи гласят, что именно с Барской горы начинался наш Сургут. Сюда летом 1593 года высадились московские князья Матвей Львов и Михайло Волконский. Сибирские первопроходцы, заложившие на самой восточной окраине государства российского новый форпост, совершили свой великий подвиг, оставшийся навсегда в истории. Они одолели упрямство местного князя Бардака, который никак не хотел пускать в свои владения пришельцев, срубили первые жилища на русский манер, а потом, вернувшись в первопрестольную, убедили царя в необходимости «ставить город в Сургуте». Спустя многие десятилетия с Барской горы и брали свое начало первые улицы Сургута. Одна из них -улица Святой Троицы, или как просто называли ее в народе - Троицы. Названа она в честь Троицкого собора, который был построен более 200 лет назад на восточном склоне Барской горы и виден был на многие версты вокруг. В начале двадцатых годов прошлого столетия все улицы в Сургуте переименовали. Не стало Богорождественской, Мещанской, Купеческой, Казачьей, Николаевской. А улица Святой Троицы стала называться именем В.И.Ленина. Именем Ленина теперь называется проспект, который пролегает немного в другом месте, прихватив большой участок Оленьего болота, перерезав старые сургутские дороги и тропы, ведущие к речке Черной, где в изобилии были ягоды и грибы, кедровые орехи, боровая дичь, рыба и пушные звери. От старой улицы Ленина остался лишь мемориал солдатской славы и памяти павших наших защитников. Там горит вечный огонь. Пусть не гаснет он никогда! Многие прекрасные улицы названы в честь великих писателей и поэтов России. Это улицы Лермонтова, Чехова, Пушкина, Маяковского, Островского... Есть среди разных названий и те, которые особо дороги сердцу старых сургутян: Бахилова, Щепеткина, Федорова, Кукуевицкого, Мунарева, Киртбая и т.д. Файл:Фото.jpg

За каждой веткой вижу предков лики. В заветном выражении добра. Несу от них подарок - горсть брусники На донышке звенящего ведра. Всего полпесни до шальной бетонки, А дальше... визг и скрежет перебьют. С таежным эхом перекличек звонких Пернатые подруженьки наc ждут. Запой смелей, а я начну аукать. И древней позабавимся игре! Сюда придут раскаиваться внуки. Еще не все потеряно в Югре...

Владимир Мазин (хантыйский поэт)

Природа края

Не зря Сургут - означает рыбное место. Стоит наш город на большой и красивой реке - Обь. Вокруг него огромное количество речек, проток, озер. Мы с папой любим рыбалку. В выходные, не очень морозные дни, я, папа и его друзья отправляемся на подледную рыбалку. У крохотных лунок собирается множество людей, похожих на неуклюжих пингвинов. Уловы у нас зимой не очень богатые, но главное удовольствие - радость от общения с зимней природой. Удивительны зимой кедры-великаны, ели и пихты. Без листьев, но укутанные снегом стоят осины, березы, рябины. В наших лесах зимуют тетерева, рябчики, глухари, сычи. Медведи, барсуки и бурундуки впадают в зимнюю спячку. Хорошо проводить время в лесу зимой, но больше всего я люблю бывать в лесу летом и осенью. Вот когда улов отличный. Мы ловим окуней, язей, ершей. С особой гордостью приносим домой огромных щук, попадается елец и карась. Выезжая за город, мы не только ловим рыбу, но и собираем ягоду и грибы. Очень приятно собирать голубику, морошку, чернику, бруснику и складывать ее прямо в рот. По болотам рассыпались крупные бусинки красной клюквы. Она хоть и кислая, но очень полезная. Ею и другими ягодами лакомится бурый медведь. Я могу по долгу бродить по летнему лесу и удивляться множеству оттенков зеленого цвета. Темно-зеленые кедры возвышаются над бледной зеленью мхов. Лес наполнен птичьим гомоном. Слышны голоса клестов, чечеток, пеночек, зябликов, трясогузок, соловьев. Летом в наши места прилетают утки, гуси, лебеди. Из животных обитают бурундуки, белки, зайцы-беляки, лисы и волки, медведи и бобры. Водятся ценные породы мелких хищников. Это соболь, горностай, ласка, норка. Много копытных животных. Это лось и северный олень.

Природа Сургута.jpg


Горит небесный костер. Горит, но не греет. Небо красноватое играет - Будто кто-то там бруснику собирает. Может, эти огненные тучи - Ставший на дыбы медведь могучий... Пляшет золотистыми столбами, Плещется искристыми цветами Над землею радужное пламя.

Иван Шесталов



Вороний день

Вороний день.jpg Вурна хатл (Вороны день) - Торум ангки хатл (Богини матери день) по-хантыйски, Урин-эква хотал - по-мансийски - изначально праздновался в день прилета ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье. Прилет вороны у местного населения связан с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, кричат, как бы пробуждая природу. На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне. - Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не, что живность кормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Не долго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетала птица белая, а вернулась - черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей. Так повествует хантыйская легенда, древняя, как сам народ, сложивший ее. В хантыйских и мансийских преданиях вороны считаются покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (опилки и стружки из мягкой древесины, которые насыпали в детскую люльку) обычно складывались в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои озябшие лапки. А когда улетает ворона в теплые края, то на прощание пролетает над селением и приговаривает: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где мне лапки свои погреть». Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, она радуется рождению детей. Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Хочу рассказать о празднике, на котором сам побывал в прошлом году. Перед началом обряда женщины собрались на окраине леса. Развели костры, стали готовить пищу, накрывать на столы. Вся детвора постоянно крутилась возле столов. Потом мы все вместе стали кидать кусочки еды в сторону леса, как будто для ворон, что бы они принесли удачу, счастье, тепло и солнце. Отдельно возле березки поставили «поры» - это стол с угощеньями, на веточки привязывали ленточки, яркие лоскутки, кто-то повязал платочек с монетками. Это все дары для духов. Взрослые кланялись, обращались к светлым духам (найн-ворт). Мама сказала, что они молятся о благополучии и здоровье своих детей, родных и близких. В этот день обед был праздничным и очень вкусным. Мы с удовольствием хлебали наваристую уху «саламат». На столах было много разных блюд из рыбы, но больше всего мне понравились различные золотистые фигурки из теста. В основном это были птицы. Все угощали друг друга и радовались. После обеда мы пошли смотреть на соревнования в силе и ловкости. Для детворы тоже устроили несколько состязаний. Мы прыгали, бегали, перетягивали канат. И совсем не важно было, кто победи¬тель, а кто проигравший. Главное было весело и совсем не хотелось уезжать. Потом мы пили сладкий и горячий чай из пластиковых стаканчиков и слушали, как люди пели и играли на санквылтапе. Много они знают разных мелодий. В этот день молодые люди выбирают себе женихов и невест.


Белая ночь Ночь, как сон, И волшебный, и давний, Ночь, Как чайка над Обью, бела. И, на время прозревшие, камни Плачут на косогоре села. Это им от небес подаренье - Увидать на мгновенье окрест Родников золотое свеченье, И молочно-оранжевый лес.

Персональные инструменты
Инструменты