История куклы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
2. Бездушное, безжизненное существо.
 
2. Бездушное, безжизненное существо.
 
Сергей Иванович Ожегов толкует слово "кукла" так:
 
Сергей Иванович Ожегов толкует слово "кукла" так:
1. Детская игрушка в виде фигурки человека
+
1. Дет'''ская игрушка в виде фигурки человека
 
2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром
 
2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром
 
3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело
 
3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело
Строка 11: Строка 11:
 
'''Как появилась кукла?'''
 
'''Как появилась кукла?'''
 
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, мастерами, датируются 20в. до н.э. они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами и закреплены на голове куклы воском.
 
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, мастерами, датируются 20в. до н.э. они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами и закреплены на голове куклы воском.
Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты,  в переводе с греческого - обожжёная глина. Конечности крепились верёвкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.
+
Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э.''' Большинство греческих кукол было сделано из терракоты,  в переводе с греческого - обожжёная глина. Конечности крепились верёвкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.
  
 
'''Город игрушек'''  
 
'''Город игрушек'''  
Строка 72: Строка 72:
 
Из ниток "мулине" сплетите косичку и прикрепите её. Затем завяжите ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжите тесьмой сарафан. Ваша кукла готова. Повесьте ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!
 
Из ниток "мулине" сплетите косичку и прикрепите её. Затем завяжите ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжите тесьмой сарафан. Ваша кукла готова. Повесьте ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!
  
'''История народной куклы'''
+
                                    '''История народной куклы'''
  
 
[[Изображение:Image1234.jpg]]
 
[[Изображение:Image1234.jpg]]
Строка 86: Строка 86:
 
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
 
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
 
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.
 
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.
 +
 +
                                    '''Какими должны быть игрушки?'''
 +
 +
В детских магазинах продаются тысячи ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства. Но как считают педагоги, заводные машины, длинноногие Барби и Кены, пластмассовые конструкторы не способствуют развитию дошколят.
 +
Детям нравится все, что двигается. Поэтому машины остаются любимыми игрушками как девчонок, так и мальчишек. Педагоги считают, что для малышей машина должна быть из натурального материала - дерева. При этом для самых маленьких детишек от года до двух она может быть и без колёс. Когда возникнет в них необходимость, ребенок сам попросит их дорисовать. Потом лучшей игрушкой для ребенка станет деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур машины на колесах. Фантазия и образное мышление «достроят» из такой примитивной машины все что угодно. В машинах же, которые продаются в магазинах, проработаны мельчайшие подробности: руль, двери, зеркала. Эту игрушку можно покупать ребенку ближе к семи годам. Именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в игрушках, которые максимально похожи на настоящие прототипы.
 +
 +
'''Кукла Барби хорошему не научит'''
 +
Столь популярная кукла Барби для ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Её неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых.
 +
У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу.
 +
В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью. Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.
 +
 +
'''Какой должна быть идеальная игрушка?'''
 +
Детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили учёные, равна нулю.
 +
Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки типа богородицких. Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться соответствующим образом водить рукой, выработать определенные закономерности между тем, как он это делает, и движением игрушки.

Версия 19:02, 5 июня 2008

Что значит слово кукла? В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека, а иногда и животного. У Дмитрия Николаевича Ушакова кукла значится, как: 1. Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений 2. Бездушное, безжизненное существо. Сергей Иванович Ожегов толкует слово "кукла" так: 1. Детская игрушка в виде фигурки человека 2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из ширмы актёром 3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело

Как появилась кукла? Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, мастерами, датируются 20в. до н.э. они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток, унизанных деревянными и глиняными бусами и закреплены на голове куклы воском. Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, в переводе с греческого - обожжёная глина. Конечности крепились верёвкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.

Город игрушек

В Средние века за немецким городом Нюрнберг закрепилась репутация города Игрушек. В Нюрнбергских летописях 1413, 1465 гг. упоминаются имена куклоделов Отто и Месса. Вслед за Нюрнбергом кукольное дело стало процветать в Аугсбурге и Ульме. Первое время изготовление игрушек считалось свободным ремеслом, не закрепленным строго за каким – нибудь цехом. Самые искусные мастера занимались этим делом в качестве не основного занятия, а им приходилось пользоваться своими навыками токарного ремесла, ювелирного ремесла, работы по дереву, металлу, бронзе и олову. Позднее цеховое разделение распространилось и на кукольную индустрию: плотник делал кукольную мебель, гончар - посуду, ювелир – украшения. История кукол, дает представление об истории развития моды, о меняющемся идеале красоты и происходивших социальных процессах.

Модные куклы

Со средних веков Франция стала лидировать как законодательница мод. Кукол, одетых по последней французской моде лучшими придворными портными, рассылали ко дворам всех Европейских королевств как послов моды. В 17 в. среди дам высшего света хорошим тоном стало иметь пару элегантно одетых кукол для приятного развлечения: одну в официально - парадном туалете, другую в элегантном неглиже. Они назывались – большая и малая Пандора. 17-18 вв.. Туловища кукол обычно делались из дерева, руки и ноги – из кожи козленка. Видимые части: лицо, шея, кисти и икры раскрашивались. Английские кукольники предпочитали воск. Но типичным для 18 в., для эпохи Рококо, материалом был фарфор. Изготовители стремились придать своим куклам как можно более правдоподобный вид. Для этого использовались парики из натуральных волос, стеклянные глаза, впервые изготовленные стеклодувами немецкого г. Лауша. За XVIII в. закрепилась слава эры механических игрушек. Среди имен мастеров механических игрушек особенно выделяется имя французского кукольника Жака де Вакансона.


                                      История куклы в России.

Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку. В 18-19 вв. производились куклы известные на весь мир своей изысканностью и долговечностью. Существовало множество типажей кукол – важные барыни и гусары, кормилицы с младенцами, чинно кланяющиеся франты и барышни и многие другие. Куклам давали меткие названия – прозвища по какой либо примете. Например, Талиями звались куклы, имевшие тонкую изящную фигурку, длинные платья из желтой и розовой марли, блестящие клеенчатые башмачки – все в кукле выдавало облик модной горожанки. Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Игрушка, похожая на русскую матрешку, была и в Японии, она изображала седоусого старичка Даруму и состояла из пяти фигурок,вставленных одна в другую. Как гласит одна из легенд, известный русский художник Сергей Малютин держал в руках расписное яйцо и японскую игрушку. Эти две разные игрушки, сделанные на разных концах Земли,навели его на интересную мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную куколку. По просьбе художника токарь В. Звездочкин выточил из дерева форму, а Сергей Малютин расписал ее. Так появилась на свет девочка в русском сарафане, в ней прятались еще семь фигурок, одна другой меньше. В наши дни, интерес к куклам, как в России, так и в других странах с каждым годом растет все больше и больше. Ведь когда кто - либо начинает приобретать куклы, он как будто попадает в новый удивительный мир, из которого не хочется выходить, а хочется искать в нем, что то новое и неизведанное. Таким образом и появляются многие коллекции кукол.

                                       История тряпичной куклы

Stolbushki.jpg

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

StolbushkiB.jpg

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества. Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

В студиях ребята давно научились изготавливать таких кукол. Только одевают их не в тряпочки и лоскутки, а в костюмы прапрабабушек: в сарафаны и поневы с рубахами, в костюмы крестьянок различных губерний России. На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Свадебный костюм особенно нравится девочкам своей тихой красотой. А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

Как изготовить куклу самостоятельно?

Итак, потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.

Сначала нужно изготовить "скалку". Вначале скатать кусок ненужной ткани и обшить его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно разделите "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.

Теперь сшейте для куклы сарафан. Возьмите лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачайте его и украсьте тесьмой. Затем верх сарафана наберите на двойную нитку, наденьте на "скалку", затяните и завяжите узлом нитку. Сарафан готов. Сделайте к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришейте в месте соединения сарафана и головы куклы.

Из ниток "мулине" сплетите косичку и прикрепите её. Затем завяжите ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжите тесьмой сарафан. Ваша кукла готова. Повесьте ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!

                                    История народной куклы

Image1234.jpg

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.

                                   Какими должны быть игрушки?

В детских магазинах продаются тысячи ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства. Но как считают педагоги, заводные машины, длинноногие Барби и Кены, пластмассовые конструкторы не способствуют развитию дошколят. Детям нравится все, что двигается. Поэтому машины остаются любимыми игрушками как девчонок, так и мальчишек. Педагоги считают, что для малышей машина должна быть из натурального материала - дерева. При этом для самых маленьких детишек от года до двух она может быть и без колёс. Когда возникнет в них необходимость, ребенок сам попросит их дорисовать. Потом лучшей игрушкой для ребенка станет деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур машины на колесах. Фантазия и образное мышление «достроят» из такой примитивной машины все что угодно. В машинах же, которые продаются в магазинах, проработаны мельчайшие подробности: руль, двери, зеркала. Эту игрушку можно покупать ребенку ближе к семи годам. Именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в игрушках, которые максимально похожи на настоящие прототипы.

Кукла Барби хорошему не научит Столь популярная кукла Барби для ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Её неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых. У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу. В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью. Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.

Какой должна быть идеальная игрушка? Детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили учёные, равна нулю. Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки типа богородицких. Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться соответствующим образом водить рукой, выработать определенные закономерности между тем, как он это делает, и движением игрушки.

Персональные инструменты
Инструменты