Информация к размышлению

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 15:17, 8 января 2008; Полякова В.А. (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Предлагаем вам внимательно прочитать фрагмент статьи Ю.Н. Караулова о словаре русского арго. Может быть, ваше исследование продтвердит мнение ученого, может быть, вы поспорите с ним. В любом случае нам интересно ВАШЕ МНЕНИЕ! А его можно оставить на странице "Обсуждение"--Полякова В.А. 21:33, 12 декабря 2007 (MSK)

Ю. Н. Караулов

О «Словаре русского арго» В.С. Елистратова

Это (арго – В.П.) не Язык, а лишь маргинальные, экзотические элементы, своего рода результат накопления продуктов обмена Языка со средой в процессах речевой деятельности. Никакого влияния на эволюцию Языка арго не оказывает. Эволюция предполагает появление принципиально новых явлений, формирование и развитие новых категорий, чего в арго мы не наблюдаем. Арго паразитирует на могучем древе национального языка.

Арго может повлиять на изменение языкового ландшафта в сообществе, но никак не на закономерности языкового строя. Изменения ландшафта, как и изменение самого сообщества под влиянием экстралингвистических воздействий, носят название сукцессии в противоположность эволюции. Далее, проводить параллель между арго и Языком неправомерно и в том отношении, что не существует в природе носителей такого «языка» (или лексикона) в полном его объеме, но есть социальные страты, замкнутые речевые коллективы, которые используют в речевой деятельности отдельные специфические для той или иной страты, той или иной области жизни, арготические элементы. Изменение языкового ландшафта в определенные моменты жизни сообщества может приобретать значительные размеры. В этой связи автор Словаря справедливо отмечает: «В последний период времени (начиная со второй половины 80-х годов) арго как феномен языка и культуры приобретает все большее и большее влияние: арготизмы не только прочно входят в разговорный язык, но и активно проникают в средства массовой информации, арго становится одним из ведущих стилистических ключей в современной художественной литературе. В связи с этим остро встают проблемы культуры языка. Изучение механизмов арготизации речи крайне необходимо в связи с проблемами эволюции языка, взаимодействия языка и культуры» (стр. 575). С этим утверждением, ну, может быть, за исключением тезиса о связи арготизации современных текстов с проблемами эволюции языка, многие готовы согласиться. Но есть в этом утверждении один «подводный камень», одна скрытая мысль, характеризующая авторскую концепцию в целом: арготизация речи выступает здесь как абсолютно самостоятельная, стихийная, самодвижущаяся, я бы сказал самоорганизующаяся, сила (ср. «арго приобретает влияние», «арготизмы проникают», «арго становится ключом»), независимая от общества, общественного сознания, от «человеческого фактора», наконец. На самом деле процессы арготизации не являются бессознательными, не контролируемыми сознанием говорящих и пишущих, они зависят от мотивов, целей, идеалов создателей текстов, создателей речевых произведений. Иначе говоря, они идеологизированы, как бы ни хотелось автору словаря забыть об этом (ср. в Предисловии раздел «О „беспартийности“ словаря» —стр. 6–7).

Самое острое оружие арго — это «смеховая экспрессия», о которой автор пишет на стр. 670–675 помещенной в Послесловии монографии. Арго не знает запретов в осмеянии чего угодно, любых ценностей, любых высоких символов, любых святынь общечеловеческого и национального мира. Фельетонный дух нашей прессы и какой-то части «художественной» прозы (Пелевин, Сорокин, Лимонов и т. п.) в значительной мере зиждется на идеологизированном острословии, на оплевывании и десакрализации основополагающих концептов российской картины мира, освященных вековыми традициями культурно-этических ценностей, непреходящих символов традиционной российской ментальности — от истории России и российской государственности до взаимоотношений мужчины и женщины. Если перечислять те понятийные сферы, те сферы жизни, на которые бросает свою тень арготизация, которые переосмысляются сознанием носителя языка под влиянием арготизации, мы должны назвать такие понятия как любовь, дружба, семья, совесть, добро и зло, уважение к родителям, к старшим, к прошлому своей страны и народа, чувство патриотизма. Эта разрушительная сила арготизации современных текстов, особенно эффективная в средствах массовой информации, искажает общественное самосознание и не имеет ничего общего с «народной смеховой культурой», под флагом которой на страницы газет и экраны телевизора протаскивается подчас арготически оформленный откровенный «черный юмор», имеющий своим объектом духовные устои жизни российского народа.

Может быть, эту опасность — опасность разрушения языковой картины мира под влиянием арготизации текстов — не надо преувеличивать, но не следует о ней и забывать, увлекаясь поэтизацией обсценной лексики, арго уголовников, наркоманов и проституток.

Размещено на сайте: http://gramota.ru/mag_arch.html?id=157

Персональные инструменты
Инструменты