Застава, деревня, Вачский район, Нижегородская область

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Автор статьи: Иван Швецов Города, поселки и деревни, как люди, им…»)
 
м (категория)
Строка 67: Строка 67:
 
Из материалов Википедии:  «Численность населения деревни Застава по годам: 1859 год – 161 человек; 1905 год – 112 человек; 1926 год – 161 человек; 1999 год - 5 человек; 2002 год - 2 человека;  2010 год - 6 человек.    Зимой деревня необитаема и, по мнению, газеты «Нижегородские новости», может прекратить своё существование в ближайшие годы. По данным на лето 2010 года в деревне остался один жилой дом». Однако, это данные одиннадцатилетней давности. Последние жители деревни - семья Босовых Александры и Валентина - покинули её в 2013 году (купили дом в село Арефино и переехали туда, поближе к дочери). Постепенно ветшали и разрушались брошенные  дома, приходили  в негодность сельскохозяйственные угодья. Сейчас о существовании деревни  напоминают  полуразрушенные избы и заросшие плодовые сады. Именно эту унылую картину мы увидели 31 октября 2021 года (приложение №1).  
 
Из материалов Википедии:  «Численность населения деревни Застава по годам: 1859 год – 161 человек; 1905 год – 112 человек; 1926 год – 161 человек; 1999 год - 5 человек; 2002 год - 2 человека;  2010 год - 6 человек.    Зимой деревня необитаема и, по мнению, газеты «Нижегородские новости», может прекратить своё существование в ближайшие годы. По данным на лето 2010 года в деревне остался один жилой дом». Однако, это данные одиннадцатилетней давности. Последние жители деревни - семья Босовых Александры и Валентина - покинули её в 2013 году (купили дом в село Арефино и переехали туда, поближе к дочери). Постепенно ветшали и разрушались брошенные  дома, приходили  в негодность сельскохозяйственные угодья. Сейчас о существовании деревни  напоминают  полуразрушенные избы и заросшие плодовые сады. Именно эту унылую картину мы увидели 31 октября 2021 года (приложение №1).  
 
          
 
          
Но до сих пор каждую весну Застава «одевается» в пышный наряд цветущих яблонь и черемух. Будто хочет, чтобы её заметили и вспомнили. Но, нет! Каждую осень ветер срывает сухие листья и гудит в трубах опустевших домов. И всякий раз, когда мы приезжаем туда погулять, у моей бабушки Ларисы сердце сжимается от тоски: сколько же здесь было пережито всего разного, но всегда светлого, доброго, теплого…Деревня родная – Застава! Милый сердцу уголок!
+
Но до сих пор каждую весну Застава «одевается» в пышный наряд цветущих яблонь и черемух. Будто хочет, чтобы её заметили и вспомнили. Но, нет! Каждую осень ветер срывает сухие листья и гудит в трубах опустевших домов. И всякий раз, когда мы приезжаем туда погулять, у моей бабушки Ларисы сердце сжимается от тоски: сколько же здесь было пережито всего разного, но всегда светлого, доброго, теплого… Деревня родная – Застава! Милый сердцу уголок!
 +
 
 +
 
 +
[[Категория:Исчезнувшие населенные пункты]]
 +
[[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]]

Версия 21:24, 15 января 2022

Автор статьи: Иван Швецов


Города, поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Тенденция переселяться из деревень в города наблюдалась во все времена. Это происходит во всём мире, но в России особенно быстрыми темпами. Российские деревни исчезают, чуть ли не ежедневно. Согласно статистическим данным, за последние 20 лет с карты России исчезли более 20 тысяч городов, посёлков и деревень. В настоящее время в Нижегородской области существует немало заброшенных деревень, адреса которых еще числятся в почтовом реестре и на карте, но на самом деле в них уже десятилетиями никто не живет. Оставшиеся старики доживают в своих домах или переезжают в город к детям, что постепенно уменьшает численность населения, пока деревня не опустеет совсем. К таким деревням относится и деревня Застава Вачского района.

Мои корни именно из этой деревни. Здесь провела раннее детство моя бабушка Шутова Лариса Владимировна. С ранних моих лет мне бабушка рассказывала о своем детстве, вспоминала свою бабушку, я часто слышал про деревню Застава. Повзрослев, я заинтересовался этой темой, захотел как можно больше узнать об истоках деревни и о том, что с ней стало.

Это исследование оказалось интересным, но одновременно сложным. И сложность его состояла в том, что очень мало информации, касающейся именно этой деревни и на сайтах Интернета, и среди краеведческого материала «Централизованной межпоселенческой библиотечной системы» Вачского муниципального района, и в Секторе формирования архивных фондов администрации Вачского муниципального района (куда мы обращались за информацией). И, в основном, мое исследование строится на воспоминаниях и рассказах бывших жителей деревни Застава: Шутовой Ларисы Владимировны, моей бабушки, её мамы Босовой Веры Васильевны, моей прабабушки, Босовой Галины Леонтьевны, уроженки этой деревни, ныне проживающей в соседнем селе Чулково, нашей родственницы по линии бабушки.

31 октября 2021 года, в погожий осенний день мы с моей мамой Ксенией Сергеевной и бабушкой Ларисой Владимировной решили съездить в деревню Застава. Проложив маршрут в навигаторе, я увидел, что деревня находится в 45 километрах от нашего города Павлово в соседнем Вачском районе, расположена близ села Чулково, деревни Шедрино и Звягино. Поскольку деревня нежилая, прямой дороги до нее нет. Бабушка рассказывает, что там и раньше была только проселочная дорога, а сейчас и она заросла. Нам пришлось остановиться и оставить машину, не доезжая деревни Шедрино. «Вон там…» - показала бабушка наверх. И мы стали подниматься вверх в гору. Несмотря на ясный и солнечный день, картина увиденного получилась унылой. В деревне сохранилось порядка 10 домов, все они полуразрушены. Только один дом крепкий. Бабушка говорит, что сюда до сих пор летом приезжает дачник из города. Мрачная картина: деревня - призрак. Трудно поверить, что когда-то здесь жили люди. Ни одной живой души, одни развалины, буйно растёт трава, гуляет ветер и царствует… тишина. Заглянув внутрь разрушенных домов, можно увидеть остатки жизни: одежда, предметы мебели, сундуки. «А вот и бабулин дом…» - показывает бабушка. И мы приближаемся ближе. Такие же полуразвалины, обвалившаяся крыша, заколоченные окна, выломанная входная дверь. Немного жутко, но мы заходим внутрь. Стало еще более грустно: видны следы вандалистических действий. Бабушкин дом и дворовые постройки (точнее то, что от этого осталось) стоят в примерно десятке метров от окраины горы. А вот вид с горы впечатляющий! Деревня стоит на возвышенности. «Вот под горой деревня Шедрино, а там дальше вдалеке - Красно…» - показывает бабушка. И действительно, практически у линии горизонта виднеется церковь деревни Красно. Справа лес, внизу справа от деревни Шедрино прудик. Красиво!.

Мы еще немного погуляли по деревне. Обнаружили остатки трех небольших кирпичных столбов. Бабушка сказала, что это остатки колодца (водонапорной башни). Она помнит, что он стоял именно здесь. Сходили на «зады» (так называли место позади дворов, задворки). Всю деревню можно обойти за минут пятнадцать, она просматривается от начала до конца. Пора возращаться обратно к оставленной машине. Нам нужно еще заехать к тете Гале Босовой (Галине Леонтьевне) в с. Чулково, чтобы послушать её рассказы - воспоминания о деревне. И обязательно на Чулковское кладбище, на могилку к прапрабабушке Лидии. Она умерла 31 января 1996 года в возрасте 83 лет. И покоится рядом со своей родной Заставой, где прошла её молодость, трудовой путь и счастливая старость. Но обо всём этом постепенно…

Общая информация о деревне Застава

По данным Википедии: «Заста́ва — деревня в Вачском районе Нижегородской области. Входит в состав Чулковского сельсовета. Находится на расстоянии около 2 км на юго-юго-запад от села Чулково.

В прошлом — деревня Красненского прихода Загаринской волости Муромского уезда Владимирской губернии. Из истории: В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год в составе прихода села Красно упоминается деревня Застава, в которой 8 дворов крестьянских. В 1850 году Застава входила в состав владений князя Сергея Григорьевича Голицына.

В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской Епархии» за 1897 год сказано, что в Заставе 28 дворов.

В 1940-х годах в Заставе был колхоз имени 2-й пятилетки. Вот и вся информация из официальных источников. Мы так же обратились с запросами информации о деревне Застава в Чулковскую библиотеку «Централизованной межпоселенческой библиотечной системы» Вачского муниципального района и в Сектор формирования архивных фондов администрации Вачского муниципального района.


Откуда пошло название деревни Застава

Прабабушка Вера рассказала, что по существующей легенде название деревни «Застава» уходит глубоко в старину. Связано оно с нашествием монголо-татар. Деревня стоит на высокой горе. В те давние времена, когда монголо-татары совершали разорительные набеги на деревни и села на Руси, не было никаких способов оповещения о их приближении. Поэтому на возвышенностях наблюдатели разжигали костры. Их видели и принимали как сигнал о приближающейся опасности. Прятали припасы и уходили в леса. При этом в деревне еще был отряд, способный на какое-то время удержать чужаков. Деревня как бы служила заслоном для врагов, заставой. А в соседней деревне (примерно 1 км), завидя дым костров, звонили в колокола, оповещая всю деревню об опасности. Деревне той название Звягино. Это были основные предположения, откуда пошло название деревни Застава, которые основаны только на воспоминаниях старожилов.

Жизнь деревни Застава в период 1930-1960 годы

Эта часть исследования состоит из рассказов - воспоминаний Шутовой Ларисы Владимировны, моей бабушки, её мамы Босовой Веры Васильевны, моей прабабушки и Босовой Галины Леонтьевны, уроженки этой деревни. Воспоминания эти неразрывно связаны с жизнью Босовой Лидии Петровны, моей прапрабабушки, которая приходится бабушкой моей бабушке Ларисе и свекровью (матерью мужа) моей прабабушке Вере и Галине Леонтьевне.

Прапрабабушка Лидия родилась 15 марта 1913 года в деревне Соловьево Вачского района. В 1932-33 году (точных данных нет) она вышла замуж за Босова Сергея 1910 года рождения, уроженца деревни Застава и переехала жить к мужу. Там родились дети: 21.01.1934 года - сын Володя и 12.04.1940 года - сын Гера. Они жили простой, но мирной счастливой жизнью: обустраивали дом, растили детей, много трудились. Типичный провинциальный уют российский глубинки тех далеких времен. Но обо всем постепенно…

Из воспоминаний Босовой Галины Леонтьевны: «До войны деревня была больше: 2 порядка3, примерно 35 дворов. Несколько раз случались пожары. Однажды сгорел целый порядок, который называли Новой линией. Осталось только 2 двора, где в последствии расположился ток. Так называли открытое хранилище зерна под соломенной крышей. Там зерно сортировали и сушили. Но потом это хранилище перестали использовать. Остался в деревне один порядок – две линии домов, смотрящих друг на друга, разделенных широкой грунтовой дорогой. Такой она стала в 50-е годы прошлого века и до самого своего «заката». Быт жителей был очень простым. Дома были небольшими, хотя семьи в них проживали немаленькие. Мебели в домах почти не было: стол, сундук, лавки. Каждая семья имела очень большой огород, который был основным источником пропитания. В нашей деревне никогда не было предприятий, магазинов, школ, медпунктов. Все эти блага цивилизации находились в соседних деревнях и всегда приходилось ходить туда».

Из воспоминаний бабушки Ларисы: «Стоит деревня в очень живописном месте на высокой горе, в окружении лесов. Местность тут холмистая, поэтому леса все в оврагах. А сколько там грибов и ягод! Бывало в лесу спустишься в овраг, смотришь наверх, а вся гора покрыта спелой земляникой. Так лес и называли «красные горы». Народ в деревне всегда много трудился. Все держали кур и домашний скот. Из 19 домов стадо деревенское было внушительное: 14 коров,5 коз, телята. Кто-то еще и овец держал, но они в стаде не паслись, они просто ходили за деревней, на «задах» и щипали траву, которой вокруг было много. Летом в обед женщины ходили на стойло, куда пастухи пригоняли стадо, чтобы хозяйки могли подоить коров. Старались подогнать коров поближе к деревне, чтобы женщинам ближе и легче было возвращаться домой по жаре с тяжелыми дойницами молока. А вечером ребятишки с горбушкой хлеба шли встречать из стада своих коров-коз. За хозяйкой они и без хлеба пойдут, а вот ребенку, попробуй, приведи их домой! Корову поили, давали ей поесть, а потом доили. Бабушка Лида прямо в кружку доила струйки молока. Сразу появлялась пенка - такая вкусная и ароматная. Сами делали творог, сметану, даже сливочное и топленое масло. Ничего вкуснее не было ни тогда, ни потом! Пекли пироги, хлеб, а чаще - пресняки. Это такие пироги, тесто на которые делали без дрожжей (дрожжи было сложно купить тогда). Пироги были с луком и яйцом, с капустой, с яблоками, с щавелем и ягодами. Из печи их выкладывали на стол и покрывали полотенцем. Так целый день под это полотенце рука и тянулась. Еще в печи щи, каши, тушили картошку, затапливали молоко. Всё было очень вкусно. Русскую печку смело можно назвать величайшим изобретением человека. Так вкусно нигде больше не получится приготовить еду. А еще она обогревала дом, лечила своим теплом при простуде, служила спальным местом (семьи были большие и кому-то и на печи приходилось спать). И если русская баня сегодня ещё не редкость, то русская печка стала экзотикой. А жаль! Вместе с ней ушла из жизни такая вкусная, а главное – здоровая еда.

Летом делали окрошку, квас на которую тоже готовили сами. Деревня жила в основном натуральным хозяйством. Мало что покупали в магазине: соль, сахар, растительное масло, спички, мыло… В Заставе не было местного магазина и жители ходили в магазин в соседнее Щедрино. Работал магазин не каждый день. Собирались по несколько человек и вместе шли за покупками. Брали покупки и на тех, кто сам не мог пойти, а что-то надо было купить срочно. И хотя на обратном пути тяжело было нести сумки в гору, никто никому никогда не отказывал, все помогали друг другу. В деревне иначе было не прожить. Не было там ни машин, ни тракторов. Был конный двор и на нем 4 лошади. Лошадей берегли. Пахали на них огороды, возили дрова из леса и зерно на мельницу в деревню Красно молоть муку. Зерно получали за трудодни (трудоде́нь — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год). По данным Википедии «В 1940-х годах в Заставе был колхоз имени 2-й пятилетки». Бабушка Лидия (моя прапрабабушка) была бригадиром колхозной бригады, а бригада была на целых 3 деревни (Застава, Звягино и Курмыш). Каждый день с вечера она обходила все избы и раздавала указания, что нужно делать на завтра: полоть брюкву, ворошить сено, сушить зерно. Те, кто не мог выйти – предупреждали. Бабушка вела тетрадь, в которой были записаны поименно из подведомственной её бригады. Это был журнал бригадира. За каждый выход человеку ставили палочку I –трудодень. Потом на колхозном собрании по итогам собранного урожая давали за каждый трудодень определенное количество зерна, картошки, сена и немного денег. Работали много и охотно, всем хотелось заработать до зимы. Зимой работы в колхозе было меньше. В деревне Застава был колхозный скотный двор. И в разные годы существования колхоза там была разная живность. Когда летом рождались телята, появлялись новые заботы. Несколько лет держали на скотном дворе овец. Вот тогда и зимой забот хватало. Бывало ягнята рождались зимой в самые морозы, их надо было выпоить молоком, сохранить и не застудить.

А теперь добавим немного данных архивных фондов: «В 50-х годах началось укрупнение Чулковского колхоза «Идея Ильича». Объединились 4 колхоза: Чулковский, Звягинский, Курмышский и Заставский. В 1960 году произошло второе укрупнение колхоза. В укрупнённый колхоз вошли, кроме "Прогресса", колхозы "Идея Ильича" (Красно) и имени Андреева (Соболевский), всего 11 селений. Центром стало с.Чулково, а название перешло от Красненского колхоза. Много усилий вложено было в поднятие колхозного производства В.Г. Кругловым, когда он работал председателем исполкома сельского совета, а затем председателем колхоза...В 1963 году к руководству колхозом пришел Виктор Павлович Кондуков… впоследствии Герой Социалистического труда…» При нем колхоз стал миллионером. Прапрабабушка Лидия так и трудилась здесь бригадиром. Все бескрайние поля, где колосилась пшеница, рожь, наливалась ячмень, зрел горох и зеленела трава, она обходила пешком ни один раз. Надо было вовремя определить, когда приступить к уборке, чтобы зерно уже созрело, но еще не начало осыпаться, чтобы до дождей все убрать, а убранное сохранить. Было нелегко, но старались сберечь каждый колосок. А дома тоже полно забот: дом, скотина, огород 25 соток). Воду на полив и в баню носили на плечах на коромысле. Иногда ждали, когда дождичек огороду поможет – поливать не нужно будет. Огурцы, помидоры, капусту солили в деревянных бочках. Яблоки мочили и сушили. Сушили груши, вишню и терновник. Зимой из этого варили компоты и делали начинку на пироги.

А еще всегда в Заставе сажали много лука. В тех краях лук какой-то особенный: репкой, очень сочный и сладкий. Моя бабушка Лариса до сих пор эти семена каждый год выводит, чтобы сорт не потерять. Грядки тогда делали большие, метров по 12-15. Наезжали их лошадью, а потом лопатой доделывали. Когда приходила пора убирать лук, у каждого дома его раскладывали на просушку. Если находила туча, все быстро убирали и закрывали, чтобы не намочило. Убирали свой и быстро бежали к соседнему дому, другим помочь. Никто никого не просил, всем было очевидно, что если пропадет урожай, то не получишь дохода, а зима впереди длинная, для всех одинаковая. Так что, пока не уберут лук у последнего дома, никто не уйдет. Потом на лошадях в мешках и сетках его везли в соседнее село Чулково. Там на берегу реки Оки стояли склады заготконторы. Оттуда на баржах лук везли в г. Муром и г. Горький. А колхозники за сдачу лука получали деньги, небольшие, но всегда нужные.

В деревне Застава отмечали престольный церковный праздник Никола. Два раза в год– конец мая и декабрь. Отовсюду из близлежащих деревень съезжались на этот праздник в Заставу гости. Ходили колядовать, обряжаясь в разные костюмы. Зимой катались с горы в сторону Щедрино. Было, как никогда, очень людно, весело и шумно.

И снова воспоминания бабушки Ларисы, основанные на рассказах-воспоминаниях её бабушки Лидии. «В деревне всегда много трудились! В 1941 году, когда все мужики ушли на фронт, бабушка Лидия какое-то время исполняла обязанности председателя колхоза. Забот прибавилось. Муж на фронте, дома двое маленьких сыновей. Тяжело было, но, как говорила прапрабабушка Лидия, «лебеду не ели». Держали корову. Кормить её порой было нечем, поэтому молока она давала мало. Но все равно детям-то можно было что-то «выкружить».

Страшно было, когда, бывало, бомбили город Горький. Из деревни тогда было видно зарево пожарищ. Через деревню шли беженцы, часто просились переночевать, отдохнуть, одежду просушить. Хотелось бы и «подкрепиться», но в деревне самим-то было голодно. Когда такое случалось, всю еду, что была в доме, отдавали детям, одинаково своим и детям беженцев. Матери пили травяной чай, а детей старались накормить чем можно. Детей надо сохранить! Ведь когда эта проклятая война кончится, кто будет страну поднимать?! Даже в самые тяжелые дни в победе никто не сомневался. Да только не все до неё дошли.

Муж бабушки Лидии, Босов Сергей Михайлович, 1910 года рождения, как и все, был призван на войну. Воевал, писал письма с фронта. А однажды, совсем неожиданно, пришел домой. После ранения он лежал в госпитале в г.Горьком и затем был направлен на восстановление на 2 недели домой. Это было зимой 1942 года. Увидев его на пороге, дети сначала испугались, а потом старший Вова захотел обнять папу, а младший Гера заплакал и спрятался. Когда отец уходил на фронт, младшему сыну было всего 2 года, и он просто не узнал отца. Да и трудно было узнать в этом худом и обросшем щетиной солдате папу. Сразу протопили баню, накрыли, чем смогли стол. Две недели был дома с женой и детьми! Потом снова на фронт. Но больше не было ни одного письма, а вскоре в 1943 году пришла «похоронка». Словно попрощаться домой приезжал.

С войны в деревню вернулись только два мужика: Баранов Николай и Лабутин Александр Филатович (его потом все называли просто «Филатыч»). Пока в каждом доме росли сыновья, они помогали по хозяйству, выполняли всю мужскую работу. Потом они выросли, создали свои семьи, разъехались. И снова в деревне из мужчин остались только два старика. Они никому в помощи не отказывали, хотя лишний раз их старались не беспокоить, берегли.

Жизнь деревни Застава в период 1970-1980 годы

Потом появились внуки и правнуки, в каждом доме по два, три. Деревня снова ожила, наполнилась смехом, суетой, заботами. Летом приезжали в каждый дом из Вачи, Павлова, Горького, Москвы, Ленинграда. Такая богатая география оказалась у нашей Заставы. Теперь уже внуки встречали стадо, сушили сено, убирали лук. Им было весело и всё интересно. Бабушкам помогали охотно, а также ходили за грибами и за ягодами, которых в лесу было очень много. Вечерами читали книжки. Телевизор был в деревне один в одном доме. Вечером все шли туда в дом № 12, в дом Холухиных ( Лабутины в 70-е годы продали им свой дом и переехали в с.Чулково. Дочкам в школу ходить каждый день за 3 километра тяжело было). Все сидели в «задней» и смотрели телевизор через открытую в «передней» (комнаты в доме) дверь. Бабушки с большим интересом, а детям поскорее хотелось убежать гулять. Иногда дети лазили в чужие сады за яблоками и огурцами. Конечно, у каждого было своё, но в чужом-то саду всегда слаще!

А тем временем деревня постепенно опустевала. В конце 80-х годов жилыми остались лишь несколько домов: дом № 1 (Балашовы), № 7 (Ананьевы), № 8 (Макарова М.), № 9 (Босовы), № 12 (Холухины), № 15 (Босова Л.П.), № 19 (Баранова Л.). Остальные дома лишь летом заполнялись дачниками. В основном это были повзрослевшие «заставские» дети, которые переехали в города, но в отпуск и просто на выходные приезжали в родную Заставу с семьями. Несколько домов в тот период были куплены горьковчанами и даже москвичами (дома № 4,10,14) также под летние дачи. Приезжавшие из города гости влюблялись в ту деревенскую жизнь и с тоской расставались с ней, уезжая в свои города.

Деревня Застава в 1990-2000-е годы

Время шло. Деревня старела. В середине 90-х не стало колхоза, не стало работы, дорог. Вот уже и воду в водонапорной башне не качают, так как трубы изношены, а заменять дорого. За водой ходят за деревню в колодец. Летом еще туда-сюда, а зимой надо по снегу пробраться, да с полными ведрами обратно вернуться. Тут уже себе бы на чай воды принести, не до скотины. Так и не стало в деревне ни козы, ни коровы. Оставшиеся жители деревни на зиму стали уезжать к родным в город, поближе к цивилизации. Но как только закапает апрельская капель, сразу в свою родную Заставу возвращались. Говорили, что там даже воздух целебный. Так оно и было. В деревне остались одни пенсионеры, которые постепенно стали уходить из жизни. И деревня опустела.

Из материалов Википедии: «Численность населения деревни Застава по годам: 1859 год – 161 человек; 1905 год – 112 человек; 1926 год – 161 человек; 1999 год - 5 человек; 2002 год - 2 человека; 2010 год - 6 человек. Зимой деревня необитаема и, по мнению, газеты «Нижегородские новости», может прекратить своё существование в ближайшие годы. По данным на лето 2010 года в деревне остался один жилой дом». Однако, это данные одиннадцатилетней давности. Последние жители деревни - семья Босовых Александры и Валентина - покинули её в 2013 году (купили дом в село Арефино и переехали туда, поближе к дочери). Постепенно ветшали и разрушались брошенные дома, приходили в негодность сельскохозяйственные угодья. Сейчас о существовании деревни напоминают полуразрушенные избы и заросшие плодовые сады. Именно эту унылую картину мы увидели 31 октября 2021 года (приложение №1).

Но до сих пор каждую весну Застава «одевается» в пышный наряд цветущих яблонь и черемух. Будто хочет, чтобы её заметили и вспомнили. Но, нет! Каждую осень ветер срывает сухие листья и гудит в трубах опустевших домов. И всякий раз, когда мы приезжаем туда погулять, у моей бабушки Ларисы сердце сжимается от тоски: сколько же здесь было пережито всего разного, но всегда светлого, доброго, теплого… Деревня родная – Застава! Милый сердцу уголок!

Персональные инструменты
Инструменты