Деманов, Георгий Георгиевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 21:44, 19 января 2015; Круподерова Климентина (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

DemanovGG.gif


Деманов Георгий Георгивич

Пехотинец. Лейтенант. Родился в 1915 году в селе Кудеярово.

Осенней ночью 30 сентября 1943 года Деманов во главе десантной штурмовой группы в семь человек форсировал Днепр и скрытно разведал подступы к переправе у хутора Дзюба. Затем десантники зашли в тыл вражескому боевому охранению и внезапным огнем из пулемета и автоматов обратили гитлеровцев в бегство. Заняв окопы противника, десантники в течении 28 часов отбивали контратаки фашистов. Лейтенант Деманов руководил боем. Мужество и героизм восьмерых советских воинов обеспечили полку и дивизии в ночь на 1 октября форсировать Днепр. В этом бою наш земляк был тяжело ранен, много месяцев он пролежал в госпитале.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года Георгию Георгиевичу Деманову было присвоено звание Героя Советского Союза. После госпиталя он вернулся в Лукояновский район и стал работать. Но раны заживали с трудом. 19 июля 1944 года Георгий Георгиевич умер в одном из горьковских госпиталей.


Из наградного листа

Выполняя приказ командира полка, в ночь на 30.09.43 года тов. Деманов возглавил десантную штурмовую группу в 7 человек с задачей форсировать р. Днепр, разведать все подступы в районе намеченной переправы у хутора Дзюба, зайти в тыл охраняющего берег отряда противника, рассеять его, тем самым подготовить возможность переправы наших частей на правый берег Днепра. Полученное задание тов. Деманов выполнил блестяще. Успешно переправившись, семерка отважных воинов Красной армии скрытно зашла в тыл к противнику, меткими пулеметными очередями неожиданно для немцев уничтожила свыше 10 фашистских солдат, заставив в панике остальных бежать, оставив на охраняемом берегу трупы своих солдат и пулеметы.Сбив охранение противника, тов. Деманов отдал приказание занять их окопы и готовиться к отражению контратаки противника. Противник три раза в течение ночи предпринимал контратаки, но они все были отбиты ружейно-пулеметным огнем. Когда рассвело, противник еще несколько раз пытался вернуть захваченные отважной семеркой окопы, но при поддержке огня с левого берега все контратаки были отбиты. Офицер Деманов со своими бойцами не отступил и, пробыв на правом берегу Днепра 28 часов, ведя беспрерывный бой, обеспечил переправу полка и дивизии, что и было проведено в ночь на 1 октября 1943 года. Части успешно переправились на правый берег Днепра, овладев и закрепившись на высоте в районе переправы с отметкой 60,9. Потеря противником вышеуказанной высоты и переправы дали возможность нашим соединениям овладеть правым берегом реки Днепр и закрепиться здесь для дальнейшего развития успешного наступления. За проявленный геройский подвиг во время выполнения ответственного боевого задания по освобождению нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков, за умелое проведение разведки, бесстрашие в боях с фашистами, за подготовку берега к форсированию частями, личную смелость, умение командовать в сложной боевой операции – достоин правительственной награды, высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. Командир 932 СП майор Глибко 4.10.1943 года Из книги «За Отчизну, свободу и честь!» Форсирование Днепра было делом нелегким: река крупная, вдобавок ощущается нехватка переправочных средств. Противник сильно укрепил свои оборонительные позиции на правом берегу. Он рассчитывал превратить их в неприступный барьер, который остановит продвижение частей Красной Армии. В канун наступления командир полка майор Ю.К.Глибко вызвал лейтенанта Деманова. Этого волевого, энергичного офицера он хорошо знал и верил в его боевые качества. Глибко сообщил, что по приказу комдива в полку создана десантная штурмовая группа. Она первая совершит бросок через Днепр.

– Вы возглавите десантников, – сказал командир полка.

На мгновение Деманова охватило волнение. Он спросил:

– Сколько человек в группе?

– Четырнадцать.

Глибко рассказал, что для десанта подобраны смелые и мужественные воины стрелкового батальона  капитана Н.В.Некрасова. Прощаясь, командир полка крепко пожал руку лейтенанту.

– Задача очень ответственная. Надеемся на вас.

– Разрешите идти? – спросил Деманов.

– Действуйте.

В эту ночь никто не смыкал глаз. Все были охвачены тревожным ожиданием предстоящей схватки на Днепре. И вот наступил час. В ночь на 30 сентября две рыбацкие лодки первыми отчалили от берега и скрылись во мраке ночи. Четырнадцать отважных десантников ушли в разведку переправы. Им предстояло занять плацдарм и обеспечить форсирование реки подразделениями дивизии.

Прошло несколько тревожных минут. Молчала река. Молчал и противника за Днепром. Вдруг ночную мглу вспороли фашистские осветительные ракеты. Стало светло, как днем. По реке ударили немецкие пулеметы и минометы. Правый берег издали казался зловещим. Обнаружив одну лодку, противник дважды открывал по ней ураганный огонь. И потопил ее. Вторую лодку, в которой находились лейтенант Г.Г.Деманов, командир пулеметной роты полка младший лейтенант И.Т.Гончаров, младший сержант Гусев, рядовые Островерх, Шептуха, Разметов и Адельшин, течением отклонило влево. Это спасло ее. Незаметно для гитлеровцев она причалила к правому берегу.

Десантники вышли из лодки. Осмотрелись. Вокруг – ни кустика, ни деревца. Только белый прибрежный песок напоминал ночью снежное покрывало. Выбрав место за небольшим бугром, десантники приготовились к бою. Они скрытно зашли в тыл врага и неожиданно начали обстреливать его из пулемета. Гитлеровцы в панике разбежались.

Быстро оценив обстановку, Деманов приказал:

– Занять вражеские окопы!

Трижды в течение ночи разгорался бой. Демановцы держались стойко. Когда рассвело, противник попытался вернуть захваченные у него окопы, но успеха не имел. С левого берега разведчикам помогала наша артиллерия.

Враг предпринял ряд контратак. И снова неудачно. Отлично действовали наши станковые и ручные пулеметы. Десантники отбрасывали назад  атакующих гитлеровцев. Деманов неутомимо разведывал систему вражеского огня, засекал и вновь проверял расположение вражеских огневых точек. Командир знал: от его работы зависит успешное выполнении боевого задания.

Гитлеровцы сидели на высотах. Весь день они били по реке, чтобы не дать возможности нашим частям перебросить подкрепление на правобережье.

В ходе боя командир штурмовой группы внимательно следил за поведением десантников. И был доволен – бойцы сражались отважно. Разрывы снарядов и мин, казалось, не действовали на советских солдат. После каждого вражеского налета они поднимались из засыпанных окопов и снова открывали огонь по атакующим фашистам.

Покорял своей храбростью рязанец Иван Гончаров. В любую минуту он готов был броситься в самое пекло. В разгар атаки Гончарова ранило в ногу. Несмотря на острую боль, он сам перевязал рану и снова лег к пулемету.

К вечеру, когда боеприпасы были уже на исходе, ранило Деманова – отказала левая рука. Получили ранения рядовые Адельшин и Островерх. Силы десантников слабели, но они не сдавались, мужественно продолжали бой. Как клятва, прозвучал приказ командира: «Родина или смерть!»

Напряжение на плацдарме нарастало. Десантники ждали помощи, но ее все не было. Позади катил свои воды седой и могучий Днепр. Он щетинился фонтанами брызг от взрывов вражеских снарядов. Враг весь день обстреливал реку, не давая советским воинам возможности прорваться к правому берегу.

Гитлеровцы, убедившись в том, что с ними сражается небольшая горстка советских воинов, предприняли новую контратаку. Прижав к животам автоматы, они продвигались к десантникам.

– Приготовить гранаты! Беречь каждый патрон! – раздался волевой голос командира.

Решение было одно – вести огонь только с близкого расстояния. А серо-зеленые шинели были все ближе и ближе. Вот до них осталось не более пятидесяти метров.

– Огонь! – скомандовал Деманов.

Ударили наши пулеметы. Фашисты залегли и, прижимаясь к земле, поспешно отползли назад. Ливень свинца обрушился и по нашему переднему краю. В эти минуты Деманова тяжело ранило в голову. Он потерял сознание.

– Стоять насмерть! – приказал коммунист Гончаров и сам возглавил штурмовую группу. Двадцать восемь часов шел этот неравный бой. Никто из горстки отважных не спасовал. Сражались геройски, прочно удерживая занятый рубеж.

Когда стемнело, заговорила советская артиллерия. Днепр ожил. Прикрытые огнем десантников, первыми вышли на штурм реки подразделения стрелкового батальона, которым командовал коммунист капитан Н.В.Некрасов. Появление наших бойцов на правом берегу вдохновило десантников и словно утроило их силы. Вокруг гремело солдатское «ура!». Комбат Некрасов крепко обнимал уставших десантников, поздравлял их с успешным выполнением боевой задачи.

– Вы настоящие богатыри! – сказал он. – Благодарю за доблестную службу!

Ведя непрерывный бой у хутора Дзюба, отвлекая огонь противника на себя, демановцы обеспечили продвижение полку и дивизии. Завязалась схватка за расширение у села Успенское. Это было в ночь на 1 октября 1943 года.

Персональные инструменты
Инструменты