Виртуальный класс по истории школы №185 города Нижнего Новгорода/Русская культура 17 века

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Особенности развития русской культуры в 17 веке

Главной чертой русской культуры 17 века стало начало её обмирщение, то есть разрушение средневекового религиозного сознания, ослабление влияния церкви и проникновение в культуру светских элементов. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи.

Усиливается взаимосвязь русской культуры с западноевропейской культурой

Просвещение

В 1687 г. в Москве было основано первое в истории России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Возглавили Академию ученые-греки братья Софроний и Иоанникий Лихуды.

Литература

В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (1630-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество.

Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Живопись

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Широко известны и такие его произведения как «Насаждение древа государства Российского» и "Троица"

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Архитектура

Раздел находится в разработке

Персональные инструменты
Инструменты