Берёзовка (Северный округ города Хабаровска)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Как это было)
(Как это было)
Строка 32: Строка 32:
 
Первую девочку, родившуюся в селе в 1898 году, назвали и окрестили Надеждой. Как хороша была Надежда Леонтьевна Малей в молодости. Я видела её фотопортрет того времени.
 
Первую девочку, родившуюся в селе в 1898 году, назвали и окрестили Надеждой. Как хороша была Надежда Леонтьевна Малей в молодости. Я видела её фотопортрет того времени.
  
Легко догадаться, что главными промыслами того втемени были рубка леса на продажу, заготовка сена, охота, рыбалка, строительство. Дедушка рассказывал, что руками ловил рыбу в реке Березовой, грибы собирал прямо за околицей.
+
Легко догадаться, что главными промыслами того времени были рубка леса на продажу, заготовка сена, охота, рыбалка, строительство. Дедушка рассказывал, что руками ловил рыбу в реке Березовой, грибы собирал прямо за околицей.
  
 
Я искенне завидую тому поколению. Такую природу, какую видели они, наше поколение должно отстоять, сделать все, чтобы её возродить!
 
Я искенне завидую тому поколению. Такую природу, какую видели они, наше поколение должно отстоять, сделать все, чтобы её возродить!
Строка 40: Строка 40:
 
В 1905 году Хабаровское общество народных чтений оборудовало в Берёзовке сельскую библиотеку.
 
В 1905 году Хабаровское общество народных чтений оборудовало в Берёзовке сельскую библиотеку.
  
В 1914 году березовцы построили новую церковь. Она обслуживала и блзлежащие деревни: Осиповку, Матвеевку, Воронежское и Федоровку. В 1927 году здание церкви было закрыто, а в 1934 здание было передано в ведение городского отдела культуры под клуб, а в 1948 году оно было снесено.
+
В 1914 году березовцы построили новую церковь. Она обслуживала и близлежащие деревни: Осиповку, Матвеевку, Воронежское и Федоровку. В 1927 году здание церкви было закрыто, а в 1934 здание было передано в ведение городского отдела культуры под клуб, а в 1948 году оно было снесено.
  
 
Становление советской власти в селе прошло без особых эксцессов. Когда пришли японцы, по многие мужчины ушли в партизаны. Татьяна Илларионовна Карпенко вспоминала, что в 1920 году в Березовку приезжали три японца в сопровождении казаков, они посетили сельского старосту и интересовались партизанским отрядом.Один из японцев приставлял к девочке шашку с требовал от её отца, чтобы он ответил, где его сын, ушедший в партизаны. Японцы уехали ни с чем.
 
Становление советской власти в селе прошло без особых эксцессов. Когда пришли японцы, по многие мужчины ушли в партизаны. Татьяна Илларионовна Карпенко вспоминала, что в 1920 году в Березовку приезжали три японца в сопровождении казаков, они посетили сельского старосту и интересовались партизанским отрядом.Один из японцев приставлял к девочке шашку с требовал от её отца, чтобы он ответил, где его сын, ушедший в партизаны. Японцы уехали ни с чем.

Версия 08:02, 28 апреля 2006

Мы, учащиеся 8А класса МОУ СОШ №2 п. Берёзовка, Бондарь Любовь и Святненко Ксения, узнав о программе "Летопись", решили сделать свой вклад в этот проект, т.е. поместить в Интернете материал о нашем посёлке Берёзовка. В нашей школе в кабинете истории есть стенды, посвященные Нашему селу. Там же мы нашли и сочинение выпускницы 2004 года Максимчук Дарьи, которое и хотим поместить на этих страницах.

Летопись родных мест

"Теперь не возможно точно установить, что побудило меня заниматься историей села Березовка, в котором я живу уже 38 лет. То ли это рассказы старожилов села, то ли воспоминания своего детства... Я не беру на себя смелость сделать какой-то хронологический очерк о всех происходивших событиях, мне просто хочется сегодня вспомнить всех односельчан, которые наше село основали, вложили в него свой труд и свою душу". Эти строки взяты мною из тетради моего дедушки Лысова Ивана Павловича. Будучи председателем сельского совета с. Березовки, в 1977 году он готовился к 80-ти летию села. Моя мама тогда была ученицей 5-го класса и вспоминала, что в день юбилеясела было очень много гостей из других сел Хабаровского района, приезжали различные коллективы художественной самодеятельности.

Березовка сияла чистотой, обновленным домом культуры, куда набилось столько людей!

А какой был концерт! Все село рукоплескало замечательному ансамблю народных инструментов, где отличился Яковенко Иван Петрович. Этот дед так лихо стучал деревянными ложками и пел такие озорные частушки, что публика просто "рыдала" от смеха. Молодежь тоже не осталась равнодушной! Они ждали своих кумиров - местный вокально-инструментальный ансамбль.

Жители среднего возраста с удовольствием слушали песни в исполнении народного хора под руководством Мерищева Александра Матвеевича.В этом году хору исполнится 40 лет. Моя бабушка, дед, две тети являются бессменными участниками и солистами этого хора. Когда мои родные вспоминают об этом удивительном празднике, то у меня возникает ощущение, что я тоже там была.

Народную песню любят в нашей семье. Мой дедушка сочиняет музыку. Несколько его песен поет и наш народный хор. Я тоже два года пела в фольклёрной группе. Два года назад на уроке истории моя мама - учитель истории Максимчук Александра Ивановна - рассказала нам об истории нашего села. Я помогала ей оформлять стенды о селе. Я даже не подозревала, что наша Берёзовка пережила свое 100-летие.Мы с удовольствием рассматривали такие раритеты как старинный утюг и фонарь, слышали знакомые фамилии, которые сейчас носят ученики нашей школы и ничего не не знают о своих удивительных предках, которые были первостроителями села. Мы уже давно живем не в селе. Березовка теперь часть Хабаровска. А вокруг Берёзовки попрежнему тянутся бескрайние поля, леса и только силуэты башен ТЭЦ-3, линии электропередач, новые производственные и сельскохозяйственные комплексы напоминают, что Берёзовка совсем другая! Я очень люблю слушать рассказы моего дедушки о прошлом Березовки. Даже названия бывших улиц мне милее и роднее, чем названия современных кварталов. В этих названиях прошлое: Тихая, Красноармейская, Октябрьская, Озерная, Молодежная и другие.

В прошлом году мама купила книгу Г. Маркеля "За птицей счастья". К нам в школу приезжал сам автор этой книги. Она посвящена первопоселенцам села Берёзовка. Не буду говорить о художественных достоинствах книги, а вот приложение вызвало у меня живое любопытство. Тут и список первых поселенцев, и план Березовки 1913 года, и список первых детей, и всевозможные случаи из жизни моих бывших односельчан.

После прочтения книги я сравнила списки поселенцев с теми данными, которые собирал мой дед. Расхождений масса! Я решила записать основную хронологию событий, которая совпала у двух авторов. Ещё я использовала статью Жукова А. "Чья ты, Берёзовка", газета Тихоокеанская Звезда от 28.03.1997 года, воспоминания дочери первопоселенца Карпенко Татьяны Илларионовны, 1915 года рождения или просто бабы Тани. И вот что у меня получилось.

Как это было

В 1896 году недалеко от Хабаровска, за горой Ореховой (от которой сейчас осталась небольшая часть напротив городской свалки), поселились люди. Они шли, продираясь через дебри, делая на деревьях зарубки. Это были крестьяне из Черниговской, Винницкой, Смоленской и Тверской губерий. Сейчас трудно представить, что сто лет назад от нынешнего вокзала до нашей Берёзовки и вокруг была тайга!

В книге Маркеля достаточно красочно описывается путешествие переселенцев. Он рассказывает о самом первом этапе переселенческого дижения - морском. Фелор же Малей, прибывший в Березовку с родителями, лично рассказывал моему деду, что они добирались до Иркутска по железной дороге, потом по Байкалу на пароходе, опять немного по железной дороге, а потом на плотах по Амуру до Хабаровска. Получается, что они были участниками железнодорожного этапа переселения 1892-1901 годов.

Как нелегко приходилось первопоселенцам! Какую веру в собственные силы и в Бога надо было иметь, чтобы начинать в чужом краю все заново! А ведь наш климат, с его дождями, морозами, мошкой и комарами - явно не подарок! Я думаю, что только высокая духовность русского человека помогае ему преодалеть все трудности. Именно поэтому жители Березовки первым делом срубили часовню, а в 1898 году на праздник Святой Троицы её освятил священник, приехавший из Хабаровска.

Несколько строк я хочу посвятить названию села, хотя оно говорит само за себя.

Когда мужики искали место, то наткнулись на большую ровную поляну, вокруг которой шумели красавицы березы. У нас и сейчас много берез в поселке и вокруг него. Они задают такой праздничный веселый настрой! Не зря же есть русская пословица: "В березовой роще - веселиться, а в осиновой - удавиться". Первую девочку, родившуюся в селе в 1898 году, назвали и окрестили Надеждой. Как хороша была Надежда Леонтьевна Малей в молодости. Я видела её фотопортрет того времени.

Легко догадаться, что главными промыслами того времени были рубка леса на продажу, заготовка сена, охота, рыбалка, строительство. Дедушка рассказывал, что руками ловил рыбу в реке Березовой, грибы собирал прямо за околицей.

Я искенне завидую тому поколению. Такую природу, какую видели они, наше поколение должно отстоять, сделать все, чтобы её возродить!

В 1900 году по инициативе братьев Стецких была построена приходская школа. До этого дети учились в часовне. Строительство обошлось в 1000 рублей, плюс пособие от Министерства народного просвещения. Первоначально в школе обучалось 17 мальчиков и 12 девочек.

В 1905 году Хабаровское общество народных чтений оборудовало в Берёзовке сельскую библиотеку.

В 1914 году березовцы построили новую церковь. Она обслуживала и близлежащие деревни: Осиповку, Матвеевку, Воронежское и Федоровку. В 1927 году здание церкви было закрыто, а в 1934 здание было передано в ведение городского отдела культуры под клуб, а в 1948 году оно было снесено.

Становление советской власти в селе прошло без особых эксцессов. Когда пришли японцы, по многие мужчины ушли в партизаны. Татьяна Илларионовна Карпенко вспоминала, что в 1920 году в Березовку приезжали три японца в сопровождении казаков, они посетили сельского старосту и интересовались партизанским отрядом.Один из японцев приставлял к девочке шашку с требовал от её отца, чтобы он ответил, где его сын, ушедший в партизаны. Японцы уехали ни с чем.

В конце 20-х годов появились первые товарищества по совместной обработке земли.

Персональные инструменты
Инструменты