Азбука ремёсел: гончарный промысел в Нижегородском крае

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников)
Строка 11: Строка 11:
 
Создание глиняного сосуда на гончарном круге - древнейшее ремесло. В [[Нижегородская область|Нижегородском крае]] гончарным промыслом славились Василёв (ныне [[Чкаловск]]), [[Городец]], Ардатов, [[Арзамас]], Большое Казариново, [[Большое Болдино, село (Нижегородская область)|Большое Болдино]], [[Богородск, город (Нижегородская область)|Богородск]].
 
Создание глиняного сосуда на гончарном круге - древнейшее ремесло. В [[Нижегородская область|Нижегородском крае]] гончарным промыслом славились Василёв (ныне [[Чкаловск]]), [[Городец]], Ардатов, [[Арзамас]], Большое Казариново, [[Большое Болдино, село (Нижегородская область)|Большое Болдино]], [[Богородск, город (Нижегородская область)|Богородск]].
  
 +
[[Изображение:гончар1.jpg|100px|thumb|left|]][[Изображение:этнос.jpg|100px|thumb|right|]][[Изображение:гончар3.jpg|100px|thumb|left|]][[Изображение:гончар4.jpg|100px|thumb|right|]]
  
[[Изображение:гончар1.jpg]][[Изображение:гончар2.jpg]][[Изображение:гончар3.jpg]][[Изображение:гончар4.jpg]]
+
Искусство гончара требовало большого мастерства, учиться ему начинали с детства. Сначала надо было найти пригодную для работы глину и хорошенько ее промять. Для этого из кучи глины брали ком весом не менее пуда, отделяли от него порцию для одного изделия. Положив глину на гончарный круг, мастер вращая его, обжимал глину мокрой ладонью. Постепенно под рукой гончара вырастал горшок. Специальными деревянными шаблонами - бочаркой и ножом мастер склаживал изделие и внутри и снаружи, гладил мокрой тряпкой. Потом подрезал низ горшка ниткой и ставил сушить.  
  
[[Национальные традиции в народных ремёслах. Азбука ремёсел|Азбука ремёсел]]
+
В Василёве (ныне Чкаловск) сухие изделия покрывали раствором свинцового сурика, затем закладывали в горн, вырытый в земле. Горн топился, от жара сурик плавился и давал блестящую поливу. От того, что горн с посудой при обжиге закупоривали, изделия василёвских гончаров получались сине-серого цвета. Местные мастера знали и секреты изготовления полив другого цвета.
  
[[Категория:Учебный проект]][[Категория:Сетевой учебный проект]][[Категория:Национальные традиции]][[Категория:Народные промыслы]][[Категория:Нижегородская область]]
+
В деревнях в районе Городца кувшины покрывали олифой и по этому грунту расписывали. Роспись выполнялась синими, белыми, красными, золотистыми красками. Любимый рисунок местных мастеров - цветы лилии, кисти винограда, листья.
 +
 
 +
В селе Большое Казариново глиняные горшки темно-серого цвета покрывали лощеным геометрическим орнаментом из чередующихся ромбиков, петель, волнистых линий. Лощеный узор наносился при помощи камешка.
 +
 
 +
----
 +
* [[Национальные традиции в народных ремёслах. Азбука ремёсел|Азбука ремёсел]]
 +
 
 +
 
 +
 
 +
[[Категория:Учебный проект]]
 +
[[Категория:Сетевой учебный проект]]
 +
[[Категория:Культура]]
 +
[[Категория:Национальные традиции]]
 +
[[Категория:Сетевая радуга]]
 +
[[Категория:Нижегородская область]]
 +
[[Категория:Народные промыслы]]

Версия 23:45, 7 января 2009

<googlemap lat="55.235729" lon="43.09613" zoom="6"> 56.76556, 43.24083, Чкаловск 56.65015, 43.470402, Городец 55.40321, 43.83614, Арзамас 55.00378, 45.309078, Большое Болдино 55.035728, 45.290199, Большое Казариново 56.099628, 43.50734, Богородск 55.235729, 43.09613, Ардатов </googlemap>

Создание глиняного сосуда на гончарном круге - древнейшее ремесло. В Нижегородском крае гончарным промыслом славились Василёв (ныне Чкаловск), Городец, Ардатов, Арзамас, Большое Казариново, Большое Болдино, Богородск.

Гончар1.jpg
Этнос.jpg
Гончар3.jpg
Гончар4.jpg

Искусство гончара требовало большого мастерства, учиться ему начинали с детства. Сначала надо было найти пригодную для работы глину и хорошенько ее промять. Для этого из кучи глины брали ком весом не менее пуда, отделяли от него порцию для одного изделия. Положив глину на гончарный круг, мастер вращая его, обжимал глину мокрой ладонью. Постепенно под рукой гончара вырастал горшок. Специальными деревянными шаблонами - бочаркой и ножом мастер склаживал изделие и внутри и снаружи, гладил мокрой тряпкой. Потом подрезал низ горшка ниткой и ставил сушить.

В Василёве (ныне Чкаловск) сухие изделия покрывали раствором свинцового сурика, затем закладывали в горн, вырытый в земле. Горн топился, от жара сурик плавился и давал блестящую поливу. От того, что горн с посудой при обжиге закупоривали, изделия василёвских гончаров получались сине-серого цвета. Местные мастера знали и секреты изготовления полив другого цвета.

В деревнях в районе Городца кувшины покрывали олифой и по этому грунту расписывали. Роспись выполнялась синими, белыми, красными, золотистыми красками. Любимый рисунок местных мастеров - цветы лилии, кисти винограда, листья.

В селе Большое Казариново глиняные горшки темно-серого цвета покрывали лощеным геометрическим орнаментом из чередующихся ромбиков, петель, волнистых линий. Лощеный узор наносился при помощи камешка.


Персональные инструменты
Инструменты