Азбука ремёсел: гжельская керамика

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Интересные факты)
(Интересные факты)
(не показаны 3 промежуточные версии 1 участника)
Строка 25: Строка 25:
 
(Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.)  
 
(Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.)  
  
'''Разнообразны и технические приемы работы:''' четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом: концом кисти наносят жилки, штриховку, изогнутые стебельки и усики. Кисть смачивают краской с одной стороны, затем поворачивая ее вокруг черенка, получают «мазок с тенями», т.е. разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. Чтобы постичь секрет "мазка с тенями" художникам требуется около пяти лет.
+
'''Разнообразны и технические приемы работы:''' четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом: концом кисти наносят жилки, штриховку, изогнутые стебельки и усики. Кисть смачивают краской с одной стороны, затем поворачивая ее вокруг черенка, получают «мазок с тенями», т.е. разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.  
  
 
Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых нитей – линий, штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.
 
Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых нитей – линий, штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.
Строка 50: Строка 50:
 
Презентация "[https://docs.google.com/presentation/d/1HQXIjfuOIlYrbPLaenYfqpyp7A9gFFxuCIKXjJb6Dqs/edit?usp=sharing Выставка гжельской керамики в магазине художественных промыслов в городе Нижнем Новгороде]"
 
Презентация "[https://docs.google.com/presentation/d/1HQXIjfuOIlYrbPLaenYfqpyp7A9gFFxuCIKXjJb6Dqs/edit?usp=sharing Выставка гжельской керамики в магазине художественных промыслов в городе Нижнем Новгороде]"
 
==Интересные факты==
 
==Интересные факты==
 +
Привычная нам сине-голубая роспись на гжельских изделиях появилась лишь в конце XVIII – начале XIX веков. Первоначально же она была многоцветной (гжельская майолика). Майоликовая роспись выполнялась синей, коричневой, жёлтой и зелёной красками, с контуром, выполненным краской тёмной на светлой эмали.
  
 
На начальном этапе производства гжельская роспись наносится не васильковой, а… черной краской (это природный цвет кобальта). Затем изделие покрывают специальной глазурью и  стеклянным крошевом. После чего на поддоне отправляют в печь для обжига, выполняемого в течение 36 часов при температуре около 1100 градусов Цельсия. В ходе процесса термообработки глина превращается в фарфор, а черная краска обретает привычный для Гжели сине-голубой цвет. Кроме того, само изделие за счет испарения воды на молекулярном уровне становится меньше в размере на 15–20 процентов.
 
На начальном этапе производства гжельская роспись наносится не васильковой, а… черной краской (это природный цвет кобальта). Затем изделие покрывают специальной глазурью и  стеклянным крошевом. После чего на поддоне отправляют в печь для обжига, выполняемого в течение 36 часов при температуре около 1100 градусов Цельсия. В ходе процесса термообработки глина превращается в фарфор, а черная краска обретает привычный для Гжели сине-голубой цвет. Кроме того, само изделие за счет испарения воды на молекулярном уровне становится меньше в размере на 15–20 процентов.
 +
 +
Чтобы постичь секрет "мазка с тенями" гжельской росписи художникам требуется около пяти лет.
 +
 +
Настоящий гжельский мастер различает до двадцати оттенков синего цвета.
  
 
==Источники информации==
 
==Источники информации==

Версия 18:40, 22 июля 2016

Население села Гжель (ныне Раменский район Московской области) издревле занималось изготовлением глиняной посуды. Во второй половине 18 века вместо простых и поливных гончарных изделий начинают выпускать майолику (предметы из обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые стекловидным веществом - глазурью) с росписью на белой поливе. Постепенно складывается неповторимый стиль гжельской керамики - сочная синяя роспись по белому фону.

Содержание

История возникновения промысла

Деревня Гжель впервые была упомянута в 1340 году в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Позднее гжелью стала называться большая территория двух бывших уездов Московской губернии: Бронницкого и Богородского. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественных глин, что способствовало развитию здесь гончарных промыслов. Отсюда по стране развозились черепица, кирпич, гончарная посуда, игрушки. Благодаря уникальности глин Гжель входила в число дворцовых земель. В 1724 году решением Мануфактурной коллегии было предложено предприимчивым людям открывать фабрики по производству «табачных трубок» и посуды, на что будут даны «Его императорского величества привилегии».

В этом же году в Москве, в районе Таганки, купец Афанасий Гребенщиков открывает первый русский майоликовый завод. С его возникновением связано появление в Гжели производство прославившей ее майолики. Талантливые народные мастера усовершенствовали технику майолики. Им удалось получить теплый, желтоватый оттенок эмали (московские изделия имели белую с холодным серым отливом эмаль).

Во второй половине ХVIII века почти все тридцать "гжельских" деревень освоили производство майолики. Она очень популярна; ее ассортимент разнообразен: квасники, кувшины, кружки, супницы, соусники, блюда, тарелки, игрушки. В 1790-е годы гжельскую майолику теснит на русском рынке привозной английский фаянс. Он более прочен, легок, и пышно украшен печатным декором.

Однако предприимчивость и смекалка помогают народным мастерам с честью выйти из затруднительного положения. Они начинают активные поиски нужного материала, и в начале ХIXв. в Гжели появляется полуфаянс (майолика к тому времени находит сбыт только в деревни). Полуфаянсовая посуда имеет светлый черепок, более легкий и прозрачный и монохромную подглазурную роспись кобальтом или подглазурную ангобную роспись.

В начале XIX века в Гжели появляются фарфоровые производства. Одним из первых заводчиков стал купец Гжельской волости по имени Яков – основатель будущей династии Кузнецовых. 18301840 г.г. - период наивысшего расцветом производства Гжели. К этому времени здесь было свыше 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи. Производились все виды сервизной и штучной посуды, многочисленные бытовые предметы: чернильницы, флаконы, масленки перечницы, пасхальные яйца и многое другое.

В современное время традиции гжельских мастеров продолжает завод художественной керамики в поселке Турыгино.

Особенности гжельской росписи

Гжельская роспись наносится на поверхность обожженного изделия главным образом синим кобальтом свободной кистью. Широкой полосой или букетом художник выделяет тулово как главную часть изделия, более узкими лентами – края горла, дна и ручек.

Гжельская роспись делится на три вида: растительная, орнаментальная и сюжетная.

Основные мотивы растительной росписи: травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики.

Орнаментальная роспись: прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

Сюжетная роспись - это природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский быт и т.п., персонажи из русских сказок (Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.)

Разнообразны и технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом: концом кисти наносят жилки, штриховку, изогнутые стебельки и усики. Кисть смачивают краской с одной стороны, затем поворачивая ее вокруг черенка, получают «мазок с тенями», т.е. разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых нитей – линий, штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Мастера гжельской росписи

Карпухин С. И.
Исаев С. В.
Мастерская гжельской керамики Леонида и Виктории Черновых

Фотографии, презентации

Фотоальбом "Гжельская керамика Исаева С. В."

Презентация "Мастерская гжельской керамики Леонида и Виктории Черновых"

Презентация "Выставка гжельской керамики в магазине художественных промыслов в городе Нижнем Новгороде"

Интересные факты

Привычная нам сине-голубая роспись на гжельских изделиях появилась лишь в конце XVIII – начале XIX веков. Первоначально же она была многоцветной (гжельская майолика). Майоликовая роспись выполнялась синей, коричневой, жёлтой и зелёной красками, с контуром, выполненным краской тёмной на светлой эмали.

На начальном этапе производства гжельская роспись наносится не васильковой, а… черной краской (это природный цвет кобальта). Затем изделие покрывают специальной глазурью и стеклянным крошевом. После чего на поддоне отправляют в печь для обжига, выполняемого в течение 36 часов при температуре около 1100 градусов Цельсия. В ходе процесса термообработки глина превращается в фарфор, а черная краска обретает привычный для Гжели сине-голубой цвет. Кроме того, само изделие за счет испарения воды на молекулярном уровне становится меньше в размере на 15–20 процентов.

Чтобы постичь секрет "мазка с тенями" гжельской росписи художникам требуется около пяти лет.

Настоящий гжельский мастер различает до двадцати оттенков синего цвета.

Источники информации


Персональные инструменты
Инструменты