Воронин,Иван Алексеевич
Кривошеева Мария, МБОУ гимназия № 176, Екатеринбург
Я хочу рассказать о своем прадеде Иване Алексеевиче Воронине, который участвовал в Великой Отечественной войне. До войны Иван Алексеевич работал геодезистом на строительстве Каменского магниевого завода в г. Каменск-Уральский. Он получил повестку из военкомата 9 сентября 1942 г. Дней через пять семья проводила его на фронт.
Около двух месяцев отдельная кабельно-шестовая рота, в которую был зачислен Иван Алексеевич, стояла около Свердловска. «Кабельно-шестовая» означает, что кабель не закапывали в землю, а развешивали на шестах и деревьях. Мой прадед был солдатом этой роты. В конце ноября 1942 года роту отправили на Калининский фронт. Долго находились возле Великих Лук. В то время там было затишье. Войска, в основном, были переброшены к Сталинграду, Рядом стояли латыши. В декабре 1942 года Великие Луки были взяты. Часть, в которой служил Иван Алексеевич, перебрасывали несколько раз с места на место.
В марте 1943 г. его откомандировали в войска правительственной связи. В обязанности этих войск входила охрана этой связи. Иван Алексеевич был линейным надсмотрщиком. Вместе с другими, по очереди, он ходил по участку длиной около 15 км и проверял наличие повреждений. Если замечал его, тут же исправлял. Однажды он попал под обстрел шрапнелью, то есть вероятность быть убитым или раненым была велика. В мае 1943 г. Ивана Алексеевича перевели в штаб роты каптенармузом (завхозом). Целый год он служил в этой должности.
Весной 1944 года началось большое наступление и движение на запад. В мае 1944 года прадеда перевели в штаб полка чертежником. Прошли Литву, Латвию и вошли в Восточную Пруссию. На полуострове, где закрепились немцы, проходили большие бои, их с трудом оттуда выбили. Но так как Иван Алексеевич был в штабе, непосредственно в боях участия не принимал. Однажды, когда штаб переезжал в другой пункт, он видел, как начали бомбить то место, где штаб находился накануне переезда. Видимо, прадед «родился в рубашке». В городе Тапилу (небольшом городке в Восточной Пруссии) часть, в которой служил прадед, стояла три недели. Кроме Тапилу, проезжали и другие города Восточной Пруссии: Тильзит и пр.
В марте 1945 года, за две недели до взятия Кенигсберга, часть переформировали и отправили на восток. Ехали в товарных вагонах целый месяц. Иван Алексеевич сумел сообщить своей жене Марии Васильевне о времени, когда он будет проезжать через Свердловск, и она ездила вместе с дочерью Валентиной, моей бабушкой (ей было тогда 14 лет), на встречу с ним. Бабушка эту встречу хорошо помнит. Солдаты подарили ей красивые немецкие открытки, из которых сохранилась только одна с изображением грозы.
Работа Ивана Алексеевича при штабе состояла в вычерчивании схем расположения подразделений на фронте. Во время наступления эти схемы менялись каждый день, а иногда и в течение дня. Специальный человек по телефону принимал эти сведения, сообщал Ивану Алексеевичу, а он с помощью карты наносил все на специальные карточки. Перед тем, как часть была отправлена на восток, Ивана Алексеевича перевели в штаб бригады в той же должности. На восточном фронте его часть базировалась в Чите. В конце службы Иван Алексеевич получил звание сержанта и медаль «За боевые заслуги». В октябре 1945 г. он был демобилизован. В сентябре, как известно, Япония капитулировала, война была окончена и на востоке. В конце октября 1945 года прадед вернулся домой. Ехали домой долго, тогда поезда ходили медленно, много было длительных остановок.
Когда Иван Алексеевич ушел на фронт, его семье стало очень трудно. Его жена, Мария Васильевна, осталась одна, с пятью маленькими детьми (самой старшей Валентине, моей бабушке, было 11 лет, младшему сыну – 3 года). Мария Васильевна работала на заводе, до которого надо было идти пешком 6 км. Бабушка вспоминает, что каждый день она с маленькими братьями с нетерпением ждала, когда их мама придет с работы и принесет баночку, в которой находились котлета и пюре, их делили на 5 маленьких частей. Она постоянно испытывала голод. Овощей, которые выращивались на приусадебном участке, хватало ненадолго, и весной голод становился особенно острым. Немного выручала подруга бабушки Люба, которая иногда тайком от мамы приносила в их дом ведро картофеля.
Но, несмотря на трудную жизнь, бабушка вспоминает, что она со своими подругами не унывала. Они писали письма на фронт, стараясь поддержать дух наших воинов, выступали с концертами в госпиталях для раненых бойцов. В 1943 году они организовали тимуровскую команду: помогали тем семьям, в которых отцы ушли на фронт, организовывали праздники для маленьких детей из таких семей. В школе, в которой училась бабушка, детям давали пирожки со свеклой. Ее подруги решили эти пирожки не есть, а продавать на рынке, а на вырученные деньги и организовывали праздники, на которых маленьким детям дарили крошечные кулечки с конфетой и пряником.
Мой прадед, Иван Алексеевич, умер до моего рождения, все воспоминания о его судьбе и жизни его семьи во время войны я записала со слов моей бабушки Валентины Ивановны.