Создатели культуры XVIII века/Творчество Рамо, Жана Филиппа

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 23:00, 30 января 2010; Александр Дёмин (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск


Школа 769 г.Москвы Мечтатели.Хранители.Коллекционеры. для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

Жан-Филипп Рамо, французский композитор, органист, музыкальный теоретик, основатель учения об аккордах.

Ramo.gif

Жан Филипп родился 25 октября 1683 года в Дижоне, в семье профессионального органиста. Свои первые уроки музыки он получил от отца. Известно, что уже в 7-летнем возрасте он хорошо играл на органе. С 1701 года обучался музыке в Италии, играл на скрипке в театральном оркестре. Рамо обладал незаурядным дарованием исполнителя, выступая в качестве скрипача, а затем органиста. Постепенно он приобретает известность как педагог и автор клавесинных пьес. В клавесинных пьесах ярко проступают черты, характерные для его композиторского стиля: богатство фантазии, изобретательность, нежная грация, утонченность. Некоторые из них имеют такие выразительные названия, как "Нежные жалобы", "Беседа муз", "Дикари", "Вихри" и др. Другие сборники снабжены исключительно ценными методическими комментариями автора ("Клавесинные пьесы с методой для техники пальцев", "Новые сборники клавесинных пьес с примечаниями относительно различных музыкальных жанров"). В 1722 году в Париже был издан «Трактат о гармонии, сведенной к своим природным основаниям», который принес Рамо широкую известность. Несмотря на то, что строгий научный стиль изложения был малодоступен многим практическим музыкантам, этот труд с энтузиазмом приняли французские энциклопедисты. Это едва ли не единственный случай в истории, когда в личности музыканта слились великий композитор и великий теоретик. Обобщив огромный опыт музыкальной практики последних двух столетий, Рамо сумел свести все многообразие применяемых гармоний к небольшому числу основных аккордов .

Вскоре вслед за этим произведением выходят в свет его кантаты, сонаты и немногие композиции для церкви. Основным же предметом увлечения Рамо становится музыкальный театр. Путь оперного композитора оказался тернистым. Первая опера Рамо «Самсон», написанная на текст Вольтера по разным причинам не попала на сцену. Наконец, в 1733 году в Парижской опере состоялась премьера его лирической трагедии «Ипполит и Арисия». Это произведение вызвало восхищение части публики. Другая же часть пребывала в замешательстве. Тем не менее, опера, в целом, имела большой успех. Успехом пользовались и последующие сценические произведения Рамо. К примеру, за два года героический балет «Галантные Индии» выдержал 64 представления, а лирическая трагедия «Кастор и Поллукс» прошла 21 раз после премьеры.

Иллюстрация к опере "Ипполит и Арисия"

Благодаря чисто французскому стилю своих опер, Рамо становится очень популярным. Необычайно разнообразны по настроению танцы в его операх. Это разнообразие остается в рамках принятых тогда форм танцевальной музыки. Дидро высоко ценил способность Рамо «различать нежность и роскошь, страсть и сладострастие» Среди его друзей Вольтер и другие выдающиеся современники. Людовик XV делает его придворным композитором с титулом “Compositeur de cabinet”. С этого времени премьеры его опер часто проходят в дворцовых театрах.

"В творчестве Рамо жила французская традиция, сотканная из чарующей нежности, из верного выражения чувств, из точной декламации в речитативе...", - писал Дебюсси в 1903 г. Гениальное дарование Рамо определило высокие художественные достоинства его лучших произведений. "Галантная Индия" - не столько экзотика с турками и перуанцами, сколько пусть наивная, но убежденная проповедь гуманизма и осуждение моральных устоев европейского общества. Подлинный герой этого балета - "естественный человек" в духе Руссо или Гельвеция. Перуанские инки или американские индейцы - это носители более высокой нравственной добродетели - те самые, о которых говорил Дидро: "Я готов идти на пари, что их варварство менее порочно, чем наша городская цивилизация". "Кастор и Поллукс" - лучшая из героических опер Рамо. Эта знаменитая трагедия написана в пяти актах. После французской увертюры и иносказательного пролога, где Изящные Искусства укрываются под сенью Венеры, покоряющей своей красотой их противника - бога войны Марса, - первое действие переносит нас в Грецию героической эпохи. Здесь нет характерного для старой лирической трагедии аллегорического прославления монарха или любовной драмы в духе прециозной поэзии века Людовика XIV. На сцене воссозданы образы античной легенды о дружбе и верности братьев-воинов. Комический балет "Платея" завоевал восторженное сочувствие Руссо, Дидро и других деятелей "Энциклопедии", настроенных резко оппозиционно по отношению к лирической трагедии. Plateya.jpg Стихией Рамо был танец, куда он, сохраняя черты галантности, внес темперамент, остроту, народно-жанровые интонации, подслушанные еще в молодости на ярмарочных подмостках. К себе, как к музыканту, Рамо относился очень требовательно, считая, что оперному композитору надо знать и театр, и человеческую натуру, разбираться и в танце, и в пении, и в костюмах. Живая красота музыки Рамо обычно одерживает победу над холодными аллегориями или придворной пышностью традиционных мифологических сюжетов. Мелодика арий отличается яркой выразительностью, оркестр подчеркивает драматические ситуации и живописует картины природы и сражений.

Всего Рамо создал около 40 сценических произведений. Музыкой Рамо восхищались К.Сен-Санс, К.Дебюсси, М.Равель, О.Мессиан. Напутствуя слушателей премьеры оперы Рамо "Ипполит и Арисия", Клод Дебюсси писал в 1908 году: "Не будем бояться показать себя ни слишком почтительными, ни слишком растроганными. Прислушаемся к сердцу Рамо. Никогда не было голоса более французского".

Персональные инструменты
Инструменты