Создатели культуры XVIII века/Творчество Тьеполо, Джанбаттисты

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 22:40, 30 января 2010; Александр Дёмин (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Тьеполо Джованни Баттиста - блестящий итальянский живописец, декоратор, гравер. Первый учитель живописи Грегорио Ладзарини (1665-1730), являлся типичным представителем венецианской художественной школы. Его считали одним из ведущих местных живописцев того времени. Тьеполо работал не только в Италии, но и в Германии, Испании; его произведения украшали также дворцы русских вельмож. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах.

С наибольшим блеском дарование мастера раскрылось во фресках дворцовых построек. Созданные им в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов. Тьеполо известен также как портретист.

Джованни Баттиста Тьеполо был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин В серию росписей, созданных художником, входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света. В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции.

Одно из зрелых произведений Тьеполо - росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции. Композиции "Встреча Антония и Клеопатры" и "Клеопатра и Марк Антоний входят на корабль" расположены в простенках между окнами. Их обрамляют многочисленные архитектурные детали, как реальные, так и нарисованные. В этих фресках события разворачиваются на фоне величественных сооружений, в них участвует масса персонажей. Живописец стремится не столько показать историческое событие, сколько создать ощущение праздника. Фактура и колорит росписей яркие, легкие. Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом.

С 1750 Тьеполо работал в основном вне Италии. Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге. В здании, построенном знаменитым немецким архитектором Бальтазаром Нейманом в стиле барокко, Тьеполо росписал тронный зал и вестибюль парадной лестницы. Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. В вестибюле на потолке площадью около шестисот пятидесяти метров, художник поместил композицию "Олимп и четыре части света". Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы, они словно парят в бесконечном пространстве. В изображениях аллегорий четырех частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: причудливые одежды, экзотические атрибуты, персонажи разных рас и национальностей. Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного. В 1756 Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. После цикла в Вюрцбурге этапным произведением явились росписи виллы Вильмарана около Виченцы. Художник работал здесь вместе с сыном Дж. Доменико, сам украсил фресками атриум, четыре зала виллы и садовый павильон. Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов.

Период 1762-1767 годов Тьеполо провел в Испании, где по приглашению короля вместе с сыновьями Дж. Доменико и Лоренцо украсил фресками Королевский дворец в Мадриде. С венецианским изяществом, театрализацией, декоративной энергией он передавал в своем искусстве особый колорит венецианской культуры века Просвещения.

На своих фресках Тьеполо создавал удивительный мир, наполненный светом и воздухом. Богатые традиции венецианской живописи в работах художника органично переплетаются с его свежей и яркой манерой. Тьеполо творил в самых разных жанрах, но наибольшую известность ему принесли фрески - как религиозного содержания, так и вполне светские. Тьеполо был, вне всякого сомнения, последним великим мастером фрески. С его смертью закончилась четырехсотлетняя история этого жанра, украшенная именами Мазаччо, Микеланджело и Рафаэля. Это не значит, конечно, что художники перестали писать фрески, но, увы, никогда больше они не достигали прежних высот. Тьеполо был непревзойденным рисовальщиком. Он мог изображать фигуры под любым углом, в любой позе. Например, во дворце вюрцбургского епископа Тьеполо создал фреску с Аполлоном, несущимся по небу в своей колеснице. Кони, запряженные в колесницу, изображены в очень сложных ракурсах. Возможно, у какого-нибудь другого художника они выглядели бы просто нелепо, но только не у Тьеполо. Фрески Вюрцбургского дворца считаются одним из лучших творений художника.

Современников поражала скорость, с которой работал Тьеполо. Когда граф Карл Густав Тессин пытался уговорить Тьеполо приехать в Стокгольм, он писал своему королю: "Тьеполо пишет невероятно быстро. Он может закончить картину к тому времени, когда другой художник только закончил бы растирать свои краски".

К концу жизни свободная и яркая манера художника несколько изменилась. Причиной этому стал неоклассицизм, начинавший завоевывать сердца европейцев. В неоклассицизме на смену свободной фантазии и буйству красок приходили порядок, рационализм и ясность.

Персональные инструменты
Инструменты