Выразительное чтение

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 17:31, 9 января 2010; Оксана Торжкова (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Приемы, осуществляющие метод выразительного чтения

Основная линия развития методики преподавания литературы всегда была направлена на поиски таких путей, которые позволяли бы соединить в едином процессе наслаждение произведением художественной литературы, опирающееся на определенные теоретико-литературные знания и учебную деятельность учащихся в ее различных формах.

Последние достижения современной методики позволили определить методы преподавания литературы, и среди них наиболее специфичный для данного предмета – метод творческого чтения.

Стремление сохранить в сознании ученика литературное произведение как художественное явление во всем его единстве и конкретности привело к признанию важности метода творческого чтения, действующего не только в момент первичного восприятия, но и на протяжении всего учебного процесса (2. С. 4).

Выразительное чтение – искусство художественного чтения в условиях школы (2. С. 7). Это значит, что обучение школьников выразительному чтению строится с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплащения литературного произведения в действенном звучащем слове. Содержание и приемы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастными особенностями учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до конца школы. Процесс обучения можно раз¬делить на три этапа: с 1-го по 3-й класс, с 4-го по 7-й и с 8-го по 11-й класс. Второй этап является наиболее важным в обучении выразительному чтению. Ученики, развивая приобретенные ранее навыки, осваивают умение ставить и решать исполнительскую задачу, узнают об особенностях чтения произведений разных жанров и работают над практической реализацией их в чтении, знакомятся с теорией искусства чтения и его терминологией.

В процессе внимательного обдумывания, «вживания» в произведение у исполнителя складывается определенная интерпритация этого произведения, то есть творческая трактовка, в соответствии с которой произведение воплащается чтецом в звучащем слове.

Творческое освоение художественного текста учащимися предполагает не только его понимание, но и эмоциональную взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает.

Работа над выразительным чтением оформляется в ряде специальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фразировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. При осуществлении метода творческого чтения можно использовать разнообразные приемы. Например, выразительное чтение учителя и мастеров художественного слова (2. С.4). Выразительное чтение наставника, глубоко продуманное и прочувствованное, способствует раскрытию для учеников идейно-художественного смысла произведения. Чтение преподавателя не отменяет последующего продумывания произведения самими учениками, это лишь первый этап для его глубокого изучения.

Также учитель должен повседневно уделять внимание произношению, четкости и ясности слова, ее живости и простоте (1. С.150). Все, что можно сказать на па¬мять, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приво¬дя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть.

Учитель должен развивать у учеников фонетическую четкость. Для этого нужны упражнения на восприятие и произнесение звука. При этом целью работы ставится четкое воспроизведение слова как звукосочетания и четкое воспроизведение речевого звена в его художественной звуковой функции. Нужно приучить ученика не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать звучание стиха, его инструментовку, звукоподрожание и звукопись (1. С. 151). Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии: загадки, пословицы, скороговорки. Они зачастую звукоподрожательны, эту ее звукоподрожательность мы вскрываем в произношении :

Бились попы, колотились попы,

Пришли в клеть, перевешались (Цепы).


Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски.


От топота и копыт пыль по полю летит.


На дворе трава, на траве дрова.


Турка курит трубку, курка клюет крупку.


Следующая сторона чтения, над которой необходимо работать, - это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к переходам: от громкого чтения - к более тихому, от медленного – к более быстрому, от поднятого голоса – к голосу спущенному. Здесь же мы неизбежно используем более сознательно и смену окрасок: от гнева – к печали, от тоски – к радости и т.д (1. С. 163).

Эта задача выполняется начиная с пятого класса в форме многоголосного чтения. Так, пушкинское «У лукоморья» начинается (первые шесть строк) и кончается (последние четыре строки) одним голосом, - хор произносит акцентируемые строки:

- Там чудеса.

- ... Там Русью пахнет!

А все остальные доли подаются отдельными голосами.

Там леший бродит (один голос);

Русалка на ветвях сидит (второй голос);

Там на неведомых дорожках

Следы неведомых зверей (третий голос)...


Эта система чтения создает большее музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть новыми голосовыми средствами.

Можно попросить одного из учеников прочитать все стихотворение одному. И тогда второе многоголосное исполнение окажет сильнейшее влияние на каждого из учеников. И чтение каждого из них станет более выразительным.

Тот же эффект даст чтение по ролям. Оно выделяет речь героя (скажем в басне) и заставляет подчеркнуть специфику этой речи: грубость Волка, робость и заискивающий тон Ягненка, льстивые нотки в монологе Лисы и т.д.

Ученики должны мысленно делить текст на части и давать каждой части определенную окраску в зависимости от ее содержания (1. С. 164). Возьмем отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем план (см. Приложение 1)

Бульба скоро захрапел.

Одна бедная мать не спала.

Она была жалка, как всякая женщина того удалого века.

Все оборотилось в ней в одно материнское чувство.

Где границы этих частей, то есть места больших пауз? В чем содержание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Эти повторения: «Она приникла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она глядела на них». И высшая точка в выражении ее чувств: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуждению о положении женщины в Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического комментария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее» – это читается снова медленнее, но с большим количеством логических акцентировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом.

Этот краткий анализ показывает, что искусство чтения обусловлено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам, из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев должно быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто паузами, переходами.

Все перечисленные приемы для осуществления метода творческого чтения следует начинать использовать с 5 класса. Должна проводиться работа над выразительным чтением и в связи с разбором произведения, и в связи с упражнениями технического порядка. И уже от восьмиклассника преподаватель вправе требовать самостоятельно прочитеть произведение. В пределах произведения он должен передать замысел писателя, донести до слушателя отношение читателя к предмету описания. Чтение должно соответствовать плану, дать переходы от части к части; дать правильную интонацию. Он грамотно прочитать произведение с выделением голосом темы, передавая его эмоциональную окраску. Учащийся должен прийти к выводу, что вырвзительно прочитать – это значит подать голосом идею и тему произведения. И от него требуется не просто толковое, но выразительное чтение.


Литература: 1.	Рыбникова М.А. Очерки по методике преподавания литературного чтения: Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985. – 288с. 

2. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 кл. – М.: Просвещение. 1983. – 105 с.



Приложение 1

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом ...Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор...

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на один миг видит их перед собою. "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?" - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, - и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой... Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю...(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Персональные инструменты
Инструменты