Село Дресвищи

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 11:35, 11 февраля 2008; Павлова Екатерина Ивановна (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Музей под открытым небом в села Дресвищи Сокольского района Нижегородской области. Деревня Косоурка. Здесь сохранились остатки сапого – валяльного завода, который прекратил свое существование в годы НЭПА в 1924 году. Завод построен в 19 веке. Раньше он принадлежал братьям Шаровым, а в 30 – х годах 20 века на его месте образовалась сапого – валяльная артель имени Чапаева. Село Дресвищи. Было два населенных пункта с названием Дресвищи. Деревня и село. Мы находимся в село Дресвищи. Здесь сохранилась церковь. Вот здесь, напротив нее, сохранился причал, откуда из Пучежа ходил катерок, который мы звали «мошкой». До 90 – х годов 20 века здесь действовала переправа Пучеж – Дресвищи с заходом в Рамешки. Часовня. Идем по зарослям черемухи, переступаем через остатки каменной ограды и останавливаемся у Часовенки. Эта часовня построена на месте сгоревшей в 1826 году старой церкви. От нее остались исповедные книги, которые потом были перенесены в новую церковь. Говорят, что внутри часовенки есть захоронение, склеп. О том, что здесь внизу есть пустоты, говорит тот факт, что земля под сводами часовни всегда обваливается. Здесь все время есть небольшое углубление. Самое старое захоронение. В ограде церкви сохранилось самое старое захоронение. Оно датировано 1881 годом. Родственники покойного проживают в деревне Деушиха. Могила сохранилась, наверное, потому, что здесь похоронен кто – то из состоятельных людей. Видите, надгробие выполнено в виде гранитного памятника, над которым была крыша. Сейчас сохранился только остов от нее. Летняя церковь, названная в честь Николы Святителя - Никольской. Сама церковь была построена в 1855 году, в этом году ей исполняется 151 год. Церковь закрыта волевым решением в 50 – х годах 20 века, но продолжала действовать до 1960 года. Этим годом датируются последние венчание, отпевание и крещение. По официальной версии, ее закрыли, потому что к церкви очень близко подступила волжская вода. Вы видите здесь от берега до Волги не более 2 х метров. Было отмечено, что подводные воды размывают этот пригорок так быстро, что даже накренилась колокольня. По другой версии, церковь закрыли потому что церквей в этом околотке было три: в Дресвищах, в Болваницах и в Воскресенье. По меркам советского времени это много. Было решено закрыть Дресвищенскую и Болваницкую церкви, а церковь у Воскресения оставить действующей. С момента закрытия церкви прошло немногим более 40 лет, поэтому в летней церкви многое сохранилось. Белая часть центральной стены - место иконостаса. Он был высоким. В 90 – х годах 20 века его перевезли в Сокольскую церковь. Сохранилась часть алтаря, где стояла плащаница, ее выносили в Великую Пятницу перед Пасхой Христовой. По всему периметру купола видны остатки росписей со сценами из Евангелия. Здесь же написаны изречения из богослужебных книг. Над куполом висит цепь от центральной люстры - пани – кадила. Перед службой ее опускали, вставляли свечи, зажигали их и люстру поднимали вверх. Сосчитано, в этой люстре было около 100 свечей, которые зажигали во время службы. Это пани – кадило подарила церкви богатая горожанка из Пучежа. Она приезжала сюда молиться. Зимняя часть церкви была трехпрестольная. Ее левый придел был построен в честь священномученика Харлампия, правый в честь Успения Пресвятой Богородицы, в центре стояла колокольня. На колокольне церкви была очень красивая серебристая маковка, которая была разрушена ударом молнии в ее сердцевину в 2003 году.Каждую службу по воскресеньям люди ходили на службу. Здесь часто совершались венчания, пар в некоторые разы было около 16. Для маленьких детей села глядеть на обряд венчания было любимым развлечением. Сейчас здесь много «новых русских», которые строят свои дачи на берегу Валги. Они выступили с предложением восстановить церковь, получиться ли это в будущем? Амбар. Это сооружение, без окон - место для хранения зерна. Внутри помещения видны прорези, в которые вставляли тес под сусеки (закрома). В этом амбаре 6 сусеков, в которые ссыпали разное зерно: овес, рожь, пшеницу. Закрома в годы урожая были полными. На 2 этаже хранили инвентарь и масло. В матице была врезано место для того, чтобы можно было вложить в нее кону. Это были обереги, на случай воровства или пожара. Можно рассматреть различные сельскохозяйственные инструменты. Запирался амбар очень сложными внутренними и наружными замками. Когда в амбаре ночевали или прятались, он запирался еще более сложным замком изнутри. Все сделано очень добротно, навеки. Каждая досочка плотно прилегает одна к другой, даже мышка здесь не может пролезть. В настоящее время за амбаром следят. Изба 1855 года Дом священника. Сохранился старый дом. Здесь жил священник и его семья. Обратите внимание на резные карнизы. Это глухая домовая резьба. Сохранилось сложное изображение львов. В настоящее время за домом присматривают внуки священника. Обратите внимания на бревна. Изнутри они как бы свиваются винтом. Необычно крученые. Французский овраг. По местной легенде здесь находятся останки двух французов, отбившиеся от основных войск в октябре 1812 года в Отечественную войну. Как они попали в наши края, никто не знает. Возможно, они заблудились. Известно, что они забрели в чью – то деревенскую баню и остались там ночевать а поскольку они были сильно истощены и обморожены, то через два дня солдаты армии Наполеона умерли. Их похоронили невдалеке от деревни, все – таки враги. На этом месте позднее образовался овраг, который стали называть французский овраг. В семидесятые годы овраг исследовался ивановскими археологами. Но останков здесь не нашли. Деревня Боджонки. В настоящее время в деревне осталось только 2 дома с местными жителями. В остальных домах живут дачники, причем к югу отсюда располагаются особняки «новых русских». Церковь была в деревне тоже. Она названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Была деревянной и звалась Духовская. В последствии в советские времена здесь был оборудован сельский клуб, потом это здание было разобрано на склады. Панорама Горьковского водохранилища. Отсюда, с горы на левом берегу реки Волги открывается прекрасный вид – панорама Горьковского водохранилища. Посмотрите, как здесь высоко и далеко до Волги. Кажется вода близко, но если бросить камень в воду, то не докинешь, очень высокий обрыв. Это место еще знаменито тем, что здесь река Ширмакша впадает в Волгу. Этот устье Ширмакши. На другом берегу – Пучеж. Раньше Божонки был административным центром, здесь были почта, изба – читальня, 3 магазина, клуб, пекарня, медпункт с родильным отделением. Село было центром леспромхоза. Вокруг располагалось очень много деревень: Ображкино, Жердино, Татарка, Озарино, Шевелиха, Ягодное. Но все это ушло под воду в результате строительства плотины. Почему так называлось село? Предполагается, что это пренебрежительное название от слова «Бог». Считается, что во времена движения славянских народов к нам с запада. Сюда пришли кривичи и увидев идолов, которым поклонялись местные жители назвали их «Божонки». Здесь было местное капище. Остановка Старообрядческое кладбище». Располагается на возвышении. Так называемой «Гогина грива». Здесь сохранилось остатки стены, построенной на средства купца Чернонебова из Абражкина. Купец владел баржами, он же на свои деньги и построил эту стену вокруг кладбища. Первоначально здесь хоронили только старообрядцев. Чернонебов сам был старовером. Он похоронил здесь своих родителей. Его могила находится здесь же, но никто из местных старожилов не смог указать ее точное местонахождение. Каждый год на Пасху купец Чернонебов приезжал на черном лакированном тарантасе. Он посещал могилки родственников. К этому дню жители села шли собирались у входа с утра и ждали его приезда, потому что знали, что Чернонебов будет раздавать деньги и угощение. Все ждали этого дня как великого праздника целый год. Это было самое знаменательное событие в жизни села. Купец кидал в толпу деньги, конфеты. Деды это помнят. Позднее это кладбище расширилось. Мельница. Была комбинированной и толкла и молола овес, рожь, пшеницу. Принадлежала крестьянскому хозяйству Дорогушиных. Приводилась в движение от крыльев. Верхнее колесо от энергии ветра приводилось крыльями в движение. В 1953 году крылья отлетели, и мельницах 23 постепенно стала приходить в негодность.

Персональные инструменты
Инструменты