Прадеды Виктории Джебко. Солдаты победы.
Мои прадеды – простые солдаты Победы
Выполнила: Джебко Виктория,учащаяся 8 класса. Адрес: Красноярский край, Назаровский район, с. Сахапта.МОУ «Сахаптинская средняя общеобразовательная школа»
Мои прадеды… Их имена не вписаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Они не были знаменитыми героями, о них не писали в газетах, не слагали песен и стихов. Они были теми, кто приближал победу ежедневно и ежечасно, просто выполняя свой воинский и гражданский долг. Таких людей были сотни тысяч. Мои прадеды – одни их них – простые солдаты Победы, которые в тяжелую годину испытаний отстояли независимость нашей страны, а затем и подняли её из руин.
Но их имена всё же вписаны золотыми буквами в историю. Правда, не в большую, а в малую – историю рода. Когда я родилась, моих прадедов уже не было в живых. Но мне повезло: в семьях и папы и мамы бережно хранят память о предках. Я думаю, что именно эта память поможет нашему поколению стать настоящими патриотами своей земли.
Альбом, который лежит на шкафу в нашей детской комнате, давно привлекал моё внимание. Сначала, когда я была совсем маленькая, мне очень нравилась необычная деревянная обложка с большими красными цветами. Спустя какое-то время я заинтересовалась старыми фотографиями, хранившимися в этом альбоме. А совсем недавно я по-настоящему поняла, какие ценности он хранит…
Беру в руки старую, пожелтевшую от времени фотографию. Суровое лицо, потемневшее от фронтовых будней, шапка-ушанка со звездой, фуфайка, перетянутая солдатским ремнём…. Это мой прадед по линии мамы – Семён Петрович Шевченко. На обороте фотографии дата – 10 апреля 1945 года.
Где была сделана эта фотография, в каких условиях? Сейчас этого уже никто не скажет…. Но я знаю, что прошёл мой прадед Семён всю войну. Когда прадеда мобилизовали в армию, ему было 38 лет. На фронт его провожали трое детей: дочери Катя, Настя и Нина. (Ещё трое – Вера, Тоня и Коля умерли во время голода в 1933 году).
Нелёгким был путь солдата. Многое пришлось испытать – и горечь поражений, и радость побед.
1942 год. Весна и лето этого года стали для нашей армии годом тяжелых поражений. Поражение под Ленинградом, поражение под Керчью, поражение под Харьковом. В последнем из них побывал и мой прадед. Немцы окружили советскую группировку в районе украинского городка Изюма Харьковской области. 240 тысяч бойцов оказались в окружении. Семён Петрович рассказывал своей внучке – моей маме, что солдаты спешно топили в реке мешки с сахаром и мукой, чтобы только всё это не досталось фашистам, а сами плакали, ведь многим из них пришлось пережить страшный голод 1933 года.
С трудом удалось вырваться из окружения. Куда идти, где свои – солдаты не знали. С двумя своими односельчанами прадед решил пробираться к дому. Дом был недалеко: Семён Петрович родился в селе Мироновка, Первомайского района, Харьковской области. Но идти было опасно – кругом немцы. Шли только ночью, голодные, обовшивевшие. Однажды решились постучать в окно хаты, стоявшей на окраине села, попросить хлеба. Хозяин – пожилой украинец – накормил солдат, дал одежду, указал безопасную дорогу. А на прощание сказал: « А вы знаете, у кого были? Вы у старосты этого села были…»
Прадед добрался до родного дома. Но семьи там не было. Жена Евдокия Матвеевна и дочери ушли в эвакуацию. А Семёна Петровича вскоре снова забрали в действующую армию.
Моему прадеду пришлось шагать фронтовыми дорогами не только по своей стране, но и по Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии. В составе 2-го и 3-го Украинского фронта он участвовал в форсировании Днепра, в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишинёвской операциях, освобождал Вену, Белград и Будапешт.
И где бы Семён Петрович не был, далеко или близко от дома, он всегда думал о своей семье. Моя мама хранит открытку, которую прадед отправил с фронта своей дочери Анастасии. Открытка необычная: чёрно-белая. На ней, пробиваясь сквозь камни, тянутся к солнцу нежные цветы…. А на обороте написаны слова благодарности своим родным за тёплые письма из дома. Эта открытка тоже из 1945-го года. Белые цветы на тёмном фоне. Мне кажется, что они уже тогда говорили о скорой победе, о будущей мирной жизни.
Военный билет Семёна Петровича тоже рассказывает о его боевом пути. Из него я узнала, что прадед был сапёром и воевал в составе 109 –го отдельного сапёрного батальона, был дважды ранен. Всю войну он прошёл
- Шевченко в Европе 10 04 45.jpg
- Констанц.jpg
Вот такая она, дочка, заграница… Эта открытка с видом немецкого города Констанца была прислана из Австрии.
- Кннстанц2.jpg
- Демобилизация Шевченко.jpg
- Джебко Никанор.jpg
Мой прадед Джебко Никанор Семёнович с дочерью Екатериной. Фото сделано 12 февраля 1945 года.
А вот старая, разорванная, затем аккуратно подклеенная справка о демобилизации. В ней указано, что демобилизованный красноармеец С.П.Шевченко следует до конечной станции Лихачёво Харьковской области. Смотрю на этот маленький клочок бумаги и представляю себе, как прадед вернулся домой, зашёл в хату, обнял жену и детей…
Раскрываю ещё один семейный альбом. Он хранится в семье моего папы.
В этом альбоме тоже есть фото из 1945 года. На ней мой прадед Никанор Семёнович Джебко вместе со своей дочерью Катей. Прадед Никанор родился 10 августа 1896 года в небольшой сибирской деревне Сереуль. Никанор Семёнович был участником трёх войн. Сначала была Первая мировая война, в которой прадед воевал под началом известного генерала Брусилова. В годы Гражданской войны он был на стороне красных. В 30 –е годы работал в колхозе. Совсем недавно в Назаровском районном архиве я нашла сведения о том, что Никанор Семёнович Джебко был стахановцем колхоза «Красный трактор».
В годы Великой Отечественной войны прадед воевал на Дальнем Востоке. Там же в войсках связи служила и его старшая дочь Екатерина Джебко. Отец и дочь очень хотели встретиться. В письмах они договорились о встрече. Тогда же и была сделана эта фотография. На обороте надпись, словно обращенная к потомкам: «Посмотрите на двух солдат. Эта встреча произошла на Дальнем Востоке 12 февраля 1945 года в суровые годы Великой Отечественной войны».
Я знаю о войне из книг, из фильмов, из уроков истории. Но дороже всего мне те знания о войне, которыми дорожит моя семья. А фотографии моих дорогих прадедов я тоже буду очень бережно хранить. Я знаю, что это были хорошие и достойные люди.