Партизанское движение на Белгородчине
Со времен нападения фашистской Германии на нашу страну и оккупации территории области прошло более 60-ти лет, но до сих пор в исторической науке возникают споры по поводу ряда проблем, в частности, о действиях партизанских отрядов на Белгород- чине. Известно, что составной частью борьбы советского народа в Великой Отечественной войне явилось партизанское движение на временно оккупированной врагом территории. Победа была выкована совместными усилиями фронта и тыла. Свой вклад в ее достижение внесли, наряду с армией, огромные массы мирного населения.
В героическую историю народной войны в тылу немецко-фашистских захватчиков немало ярких страниц вписали мужественные подпольщики и партизаны, показавшие высокие образцы сопротивления врагу. Уже с первых дней войны во всех прифронтовых районах была развернута работа по формированию партизанских отрядов и подпольных партийных организаций.
29 июня 1941 г. была принята директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков, в которой, в числе других мер, содержалась программа развертывания партизанского движения. 18 июля 1941 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». В этих документах давались указания о подготовке партийного подполья, организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов, определялись задачи движения, говорилось о необходимости создать в захваченных районах невыносимые условия для врага, преследовать и уничтожать его на каждом шагу.
Призыв разжечь пламя всенародной партизанской борьбы нашел горячий отклик в сердцах советских людей. Повсеместно под руководством партийных организаций создавались небольшие партизанские отряды и группы, превратившиеся затем в крупные отряды и соединения. Партизанская борьба в тылу врага стала поистине всенародной.
Вместе со всей страной приняли активное участие в борьбе против немецко- фашистских оккупантов и жители Белгородчины. Не щадя своей жизни, боролись они за освобождение родной земли. Нападая на важнейшие коммуникации фашистов, они наносили им большой урон в живой силе и технике, постоянно нарушали работу их тыла, обеспечивали советское командование ценными сведениями о расположении сил и намерениях противника. Все это сковывало действия фашистских войск, затрудняло их снабжение, держало оккупантов в страхе и напряжении, и что самое главное — отвлекало значительные силы противника на борьбу против партизан. Партизанское движение явилось грозной силой и помощником Красной Армии в борьбе с немецкими захватчиками.
Советские и партийные органы на местах принимали решительные меры, направленные на повышение бдительности, усиление охраны военных и хозяйственных объектов, проводили значительную работу по созданию истребительных батальонов, которые
являлись основным ядром, вокруг которого впоследствии создавались партизанские отряды. Как известно, эти военизированные добровольческие формирования начали создаваться в прифронтовых областях страны в первые же дни войны согласно постановлениям СНК СССР от 24 июня 1941 г. «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» и «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов». Они формировались из представителей местного актива, добровольцев, лиц физически крепких, но не подлежащих призыву в армию — для охраны важных народнохозяйственных объектов, борьбы с разведывательно- диверсионными группами и воздушными десантами врага. Общее руководство истребительными батальонами осуществлял Центральный штаб, созданный при НКВД СССР; их подготовкой и деятельностью занимались специальные штабы, созданные в отделах и управлениях НКВД районов, областей, краев и республик. В начальный период войны они были сформированы и в Курской области — в июне 1941 г. было создано 70 батальонов численностью 10544 чел. Один из первых среди них был организован 30 июня 1941 г. в Белгороде, в него вступило 200 чел. В Старом Осколе истребительный батальон насчитывал 300 чел. Истребительные батальоны создавались и в других районах. Вот что говорилось в справке о деятельности бойцов истребительного батальона г. Старого Оскола: «В период, когда немецкая армия находилась в непосредственной близости от города Старый Оскол, в районе Белгорода и Тима, бойцы истребительного батальона в количестве 300 человек находились на казарменном положении, выполняя задания командования Красной Армии, с целью разведки и диверсии в тылу врага переходили линию фронта.
Из состава батальона передано 50 чел. членов ВКП(б) и комсомольцев в партизанские отряды, которые для борьбы с немецкой армией перебрасывались в тыл врага.
В конспекте-докладе начальника штаба опергруппы майора Климина на бюро Обкома ВКП(б) 29 июля 1941 г. о выполнении постановления Совнаркома СССР и решения Курского бюро Обкома ВКП(б) об организации истребительных батальонов для борьбы с парашютистами и диверсантами противника приводятся следующие данные по комплектованию истребительных батальонов: «1. В Курской области сформировано 68 истребительных батальонов, из них 66 в районах и 2 в городе Курске. В основном формирование батальонов было закончено 29 июня с/года.
По численному составу батальоны не одинаковые. Наименьшим по численности является батальон в Сажновском районе, состоящий из 75 человек. Самый большой батальон Обоянский — 386 человек.
По состоянию на 25 июля во всех 68 батальонах по спискам значится 10650 человек. В батальонах преобладающее большинство коммунистов и комсомольцев. Согласно полученным сведениям, в 63-х батальонах (5 батальонов сведений не представили) членов и кандидатов ВКП(б) в списках значится 4978 человек или 51%, комсомольцев 1061 человек — 11% и беспартийных 38%.
В этом же докладе приводятся сведения о вооружении истребительных батальонов, об их боевой подготовке, дисциплине и несении службы в прифронтовой зоне.
Проявлением горячего патриотизма трудящихся нашего края явились добровольные военные формирования — отряды народного ополчения. Они создавались повсеместно. Работу по их формированию возглавили партийные и советские органы. Белгородский горком партии 12 июля 1941 г. создал штаб народного ополчения во главе с секретарем горкома Ф.В. Куцем. В тот же день на всех предприятиях и учреждениях города были проведены собрания, на которых прошла запись добровольцев. Только в течение первых двух часов от трудящихся поступило около 2500 заявлений, а к 24 июля 1941 г. в отряды народного ополчения в Белгороде влились свыше 5 тыс. чел. Решением бюро Белгородского горкома партии из вступивших в народное ополчение был создан полк в составе двух батальонов. Бойцы народного ополчения после работы несли охрану производственных объектов, строили оборонительные сооружения, под руководством опытных инструкторов изучали оружие4.
К осени 1941 г. когда над районами Белгородчины нависла угроза оккупации, обком партии провел областное совещание секретарей райкомов, поставив перед райкомами конкретные задачи на случай временной оккупации области. Партийные организации, руководствуясь постановлением ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск» и указаниями Курского обкома, приступили к созданию партизанских отрядов. Они отбирали в отряды стойких и проверенных людей из числа коммунистов, не ушедших на фронт по мобилизации, проводили отбор кандидатур руководителей партизанских отрядов: командиров, комиссаров и начальников штабов.
Желание бороться в тылу врага выразили свыше двух тысяч патриотов. Они вошли в состав будущих партизанских формирований, подпольных организаций и групп. В сентябре-октябре 1941 г. на территории современной Белгородской области были сформированы 15 партизанских отрядов, которые накануне вторжения гитлеровских войск были выведены в районы боевых действий.
Одним из первых в конце сентября 1941 г. Белгородским райкомом партии был сформирован Белгородский партизанский отряд (командир ст. лейтенант Андрей Алексеевич Поляков, комиссар Александр Тихонович Сиверский). Затем были созданы партизанские отряды: Ивнянский (командир Дмитрий Васильевич Застрожков, комиссар Николай Никитович Севрюков), Ракитянский (командир Григорий Александрович Бобров, комиссар Михаил Александрович Решетников), Грайворонский (командир Павел Васильевич Тольпа, комиссар Максим Станиславович Цесинский), Томаровский (командир Виктор Александрович Доброхотов, комиссар Тимофей Архипович Енин), Микояновский (командир Михаил Ильич Проскурин). Обоянский (командир Николай Иванович Козлов, комиссар Федор Дмитриевич Переверзев), Краснояружский (командир Ефрем Афанасьевич Коломыйцев), Валуйский (командир Федор Петрович Шульгин, комиссар Анатолий Михайлович Липинский), Сажновский (командир Трофим Степанович Матвиенко). Немногочисленными были партизанские отряды: Новооскольский (командир Никита Дмитриевич Иерусалимов, Николай Семенович Карасев, комиссар Николай Семенович Щетинин), Борисовский (командир Тихон Иванович Усиков, комиссар Егор Михайлович Оро- бинцев). В 1942 г. был создан Белгородский городской партизанский отряд (командир Р. А Голосовский., комиссар Ф.В. Куц.), Титовский партизанский отряд (командир Егор Иосифович Никитченко, комиссар Дмитрий Васильевич Снопков) и др. Основное ядро их составляли коммунисты и комсомольцы, например: в Белгородском отряде из 45 чел. 33 являлись коммунистами, в Шебекинском коммунистами были около половины бойцов.
Готовясь к борьбе с врагом, партизанские отряды создавали склады оружия и продовольственные базы. Для связи с населением и наблюдения за врагом в селах оставались проверенные, специально проинструктированные люди.
Небольшие по своему составу партизанские отряды, постоянно маневрируя, наносили чувствительные удары по захватчикам, громили гитлеровские гарнизоны, штабы, уничтожали связь, вершили суд над предателями.
Хотелось бы несколько слов посвятить боевым эпизодам, связанным с действиями известных партизанских отрядов. Много славных дел на счету Валуйского партизанского отряда и групп парашютистов-десантников, действовавших в тылу у гитлеровцев. Валуйский партизанский отряд был создан по решению бюро райкома партии и начал свои боевые действия против оккупантов в июле 1942 г. В отряд записалось около 50 чел. партийных, советских и комсомольских активистов, рабочие, колхозники, интеллигенция. Командиром был назначен коммунист Т.П. Говоров, комиссаром — Д.П. Самсонов. Вскоре к партизанам присоединилась заброшенная сюда группа советских десантников и группа военнопленных красноармейцев, бежавших из фашистских лагерей. В отряде была создана партийная организация, которая способствовала превращению его в спаянную, дисциплинированную боевую единицу. Секретарем организации коммунисты избрали Т.А. Герасимова.
Действовал отряд на территории Валуйского, Никитовского и Волоконовского районов. Партизаны и десантники совершили диверсии на железнодорожной ветке, пуская
под откос вражеские эшелоны, делали налеты на небольшие отряды гитлеровцев, уничтожали изменников Родины. Партизаны вели разъяснительную и агитационную работу среди населения оккупационных сел, призывали их втягиваться в борьбу, срывать оборонные работы, на которые фашисты мобилизовали местное население. В результате в Валуйском и Никитовском районах осталось много необмолоченного зерна, а это не дало возможность фашистам вывести зерно в Германию.
В нелегкой борьбе с оккупантами партизаны ощущали постоянную поддержку со стороны местных жителей, которые снабжали продовольствием, собирали сведения о фашистских частях, в трудную минуту укрывали бойцов.
В один из декабрьских дней фашисты решили покончить с патриотами. Против партизан был брошен большой карательный отряд. На белгородской земле действовала 725-й группа тайной полевой полиции — Гехаймфельдполицай (сокращенно ГФП). Она выполняла функции фашистского гестапо в прифронтовой полосе и являлась исполнительным органом военной контрразведки. Ее отряд окружил лес, где располагались партизаны, но бойцам удалось вырваться из западни гитлеровцев и без потерь уйти от преследования.
В январе 1943 г. во время Острогожско-Россошанской операции партизанский отряд и группа десантников своими действиями оказали наступавшим частям РККА большую помощь. В ночь на 19 января накануне освобождения от гитлеровцев г. Валуйки группа партизан под командованием Плюскина взорвала железнодорожное полотно, преградив путь отхода со станции немецким эшелонам. В те январские дни партизанский отряд Т. П. Говорова уничтожил до 500 гитлеровцев и около 3 тыс. взял в плен. Группа партизан, в том числе командир и комиссар отряда, были награждены орденами и медалями СССР5.
Активно вел борьбу с немецкими оккупантами и Микояновский партизанский отряд под командованием М.И. Проскурина. Особенно дерзкими были налеты партизан зимой-весной 1942 г. 5 марта отряд совершил налет на штаб 3-го батальона 5 i 3-го пехотного немецкого полка в с. Старицы Харьковской области. В этом бою партизаны уничтожили 59 немецких военнослужащих, в том числе 15 офицеров, захватили радиостанцию и другое имущество6.
Активное сопротивление немцам в феврале-августе 1943 г. оказал Ракитянский партизанский отряд, окончательно сформированный в январе-феврале 1943 г. Командовал отрядом М.А. Решетняк. работавший до войны в Ракитянском райкоме партии. Ракитянские партизаны поддерживали тесную связь с партизанами соседнего Обоянского района, оттуда, из Ольшанских лесов, они пришли в Ракитное. Рассмотрим историю этого отряда более подробно. В феврале 1943 г. начальником сахзаводской автоколонны И.Р. Костенко как представителем Ракитянского райкома партии было проведено подпольное собрание. Он выступил с предложениями по организации партизанского отряда, в этот день был обсужден план действий и распределены обязанности. К 20 февраля комплектование отряда закончилось. Большую помощь отряд оказал наступающим частям Красной Армии. Патриоты захватили Ракитянский сахзавод и не допустили его взрыва.
Отдельное слово нужно сказать о действовавших на территории района истребительных батальонах, процесс формирования которых шел непросто. Мужчины были на фронте, поэтому отряды формировались из числа допризывников 1926—1927 годов рождения (доля их составила 60%). В Ракитном действовал истребительный батальон Ракитянского РОНКВД. В него входили 17-летние юноши и мужчины старше 50 лет. Среди них Н.М Десятников, Н.Г. Жиденко, А.Г. Коленченко, Н.А. Борченко, А.К. Михайленко и др. Они охраняли мосты, сахарный завод, железную дорогу, ловили диверсантов, периодически прочесывали местность, занимались сбором и уничтожением фашистских листовок, оружия, боеприпасов и военного имущества .
Приведенные сведения — лишь малая часть того, о чем еще можно рассказать. Но на этих и других примерах боевых действий партизанских отрядов и самих партизан хорошо видно, что партизанская борьба в годы Великой Отечественной войны была поистине всенародной и не знала территориальных границ. Партизаны провели против фашистских оккупантов и их пособников немало боевых операций, многие из них давались нелегко, порой ценой жизни. Более 500 партизан и подпольщиков нашего края отдали свои жизни в борьбе за освобождение родной земли от фашистской нечисти. Вклад, внесенный в победу над врагом партизанами, получил высокую оценку Родины. За активное участие в партизанской борьбе с немецко-фашистскими оккупантами около 200 уроженцев Белгородчины награждены орденами и медалями.