Проект Русская культура 17 века/Глоссарий

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Коллективная работа участников сетевого проекта "Русская культура 17 века"

Содержание

А

Азбуковники — словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Статьи располагались в алфавитном (азбучном) порядке (обычно учитывались лишь первые буквы), отсюда и пошло название «Азбуковники». Составлялись в 17 веке на Украине и в России. Примерный синоним — глоссарий. Образцом служили западноевропейские тезаурусы.

В

  • Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
  • Восьмерик на четверике — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик, как правило, более низкий. Первоначально такое архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом строительстве. В конце XVII века стало одним из важнейших приёмов московского барокко. Храмы данного типа продолжали возводиться в России вплоть до конца XVIII века.

И

  • Изразец - керамический элемент украшения или облицовки стен либо печей, имеющий на тыльной стороне коробчатый выступ для сцепления с кладкой. С первой половины 17 века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов и особенно интерьеров монастырских и церковных строений.

К

  • Корабли - бесстолпные кубические храмы в 17 веке.
  • Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
  • Кокошник (архитектура) — обычно полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары. Данный элемент получили широкое распространение в русской церковной архитектуре XVI и, особенно, XVII века. В отличие от закомар, имеют исключительно декоративное значение (не отвечают формам сводов). Располагаются на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники, уменьшающимися кверху ярусами (один над другим или «вперебежку») покрывают своды. Название архитектурного элемента происходит от наименования традиционного русского женского головного убора "кокошник".

М

  • Мануфактуры - относительно крупные предприятия, где существует разделение труда, хотя труд остается ручным. Крупнейшие мануфактуры ориентированы на военные нужды и нужды двора — Хамовный двор и Пушечный двор в Москве, канатный завод в Архангельске, железоделательный завод в Туле и др. ;

Н

  • Нарышкинское (московское) барокко - условное по фамилии заказчиков направление в русской архитектуре конца 17 - начала 18 в. Нарядные многоярусные постройки, для убранства которых характерно сочетание красного и белого цветов, применение в убранстве в качестве декоративных украшений раковин, колонн, капителий и других элементов ордера. Наиболее известные сооружения: церкви Покрова в Филях, трапезная, колокольня, надвратные церкви и украшения короны на башнях Новодевичьего монастыря в Москве, Рождественская и Гордеевская церкви в Нижнем Новгороде, церкви и дворцы в Сергиевом посаде, Звенигороде и др.

О

  • Обмирщение культуры - это усиление светских начал в культуре, освобождение культуры от церковного влияния. Процесс обмирщения культуры в Русском государстве проходил в 17 веке. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

П

  • Парсуна (от латинского слова persona — «личность», «особа») — ранний жанр портрета в Московском государстве. Портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого. Парсуны появились в конце 16 века и сошли на нет к концу 17 века. По изображённым на парсунах персонам и техники живописи, их можно разделить на следующие категории: 1) надгробные портреты (темпера на доске); 2) парсуны маслом на холсте.
  • Потешная палата — специальное здание для театра. Было построено в Москве в 1613 году.

Р

  • Русское узорочье (московское узорочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В развитии данного стиля выделяют два этапа: ранний (эпоха царя Алексея Михайловича) и поздний (время правления царя Фёдора Алексеевича). С середины XVII века русское узорочье постепенно вытесняется русским барокко.

С

  • Светская культура – это символы, представления, вещи, практики и нормы, не связанные непосредственно с религией. В Русском государстве светские начала в культуре начали активно развиваться в 17 веке.
  • Силлабическое стихосложение (или изосиллабизм) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. В стиховых системах, строящихся на изосиллабизме, основной мерой стиха считается обычно известное, равное во всех единицах число слогов с обязательным ударением на последнем (или предпоследнем) слоге. Если стих делится пополам цезурой на две меньших единицы, то каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце. В русском государстве силлабическое стихосложение получило широко распространение в 17 веке. Наиболее яркий представитель - Симеон Полоцкий.
  • Скоропись — вид кириллического письма, возникший из полуустава во второй половине 14 века, употреблявшаяся в канцеляриях и частном делопроизводстве, из которой в 19 в. появился современный рукописный шрифт. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Скоропись - наиболее распространённый вид письма в Русском государстве 17 века.
  • Славяно-Греко-Латинская Академия — первое в России высшее учебное заведение. Открыто в 1687 году по инициативе Симеона Полоцкого. Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Среди выпускников - выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры.
  • Строгановское письмо — стилистическое направление в русской иконописи конце 16 — начале 17 века. В 17 веке строгановское письмо получило широкое развитие и его традиции укрепились. Возник строгановский стиль, строгановская школа, которая распространилась не только на Русском Севере, но и в Москве и в городах верхней Волги. Несмотря на то, что большинство икон выполняли московские мастера, на обратной стороне иконы ставилась фамильная метка Строгановых. Отсюда и пошло название — "Строгановское письмо", "Строгановская школа". Влияние Строгановской школы на русское искусство было очень устойчивым: оно сказалось в лицевом шитье 17 века и особенно в иконописи. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т.п. Иконы строгановской школы отличаются небольшими размерами, миниатюрностью, филигранностью письма, изнеженной хрупкостью жестов и поз персонажей, сложностью композиции, фантастичностью пейзажных фонов. Сочная, плотная цветовая гамма усилена активным использованием золота и серебра. Композиции фигур всегда дополнялись фантастическим пейзажем с низким горизонтом. Небо всегда украшалось причудливой формы облачками. В композиции много палат, горок, растений и фигур. Иконы Строгановского письма имели повествовательный характер и строились многоклеймовыми звеньями. В центре иконы находился основной образ святого. Он изображался более крупными цветовыми пятнами. Растительность писалась более приближенной к натуре, с разнообразными и проработанными элементами. Самые известные мастера строгановской школы – Истома Савин с сыновьями Никифором и Назарием, Чирин Прокопий, Емельян Москвитин.

Ф

  • Фольклор — народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.

Ч

  • Четверик (архитектура) — четырёхугольный в плане объём в русской деревянной и каменной архитектуре. Форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол. В XVII—XVIII веках получили распространение бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым, сомкнутым или ступенчатым сводом.

Ш

  • Шатер - архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Источники информации

  • Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. История России: словарь-справочник. - Москва: Проспект, 2011.
  • Российская архитектура. Словарь. - М.,1995.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. - М., 2004.
  • wikipedia [1]
Персональные инструменты
Инструменты