Создатели культуры XVIII века/Творчество Руссо, Жан-Жака

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Жан-Жак Руссо)
(Жан-Жак Руссо)
 
Строка 12: Строка 12:
 
Важное значение имел трактат "Об общественном договоре". Первая глава открывалась фразой, "человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах". Принципы "Общественного договора" Руссо были положены в основу многих законодательных актов во время буржуазной революции 1789-1794 гг. Трактат "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" посвящен социальным проблемам. В нем Руссо представил все виды неравенства, а именно правовое, экономическое и политическое, основной причиной бед и несовершенств современного ему общества.
 
Важное значение имел трактат "Об общественном договоре". Первая глава открывалась фразой, "человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах". Принципы "Общественного договора" Руссо были положены в основу многих законодательных актов во время буржуазной революции 1789-1794 гг. Трактат "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" посвящен социальным проблемам. В нем Руссо представил все виды неравенства, а именно правовое, экономическое и политическое, основной причиной бед и несовершенств современного ему общества.
  
В 1761 г. вышел в свет роман "Юлия, или Новая Элоиза", который пользовался у современников исключительной популярностью. Место действия романа - "райские уголки" на берегах Женевского озера.Это роман в письмах, в которых рассказывается трогательная история любви Юлии, девушки из знатной семьи швейцарского барона и бедного учителя Сен-ПреЭтот роман накладывал заметный отпечаток не только на литературу, но и на реальную жизнь, на привычки и пристрастия, чувства читателей.  
+
Руссо был довольно талантливым музыкантом. Еще в юности вместе с романсами, предназначенными для исполнения в домашней обстановке, он сочинял арии, дуэты, хоры, мечтая блеснуть когда-нибудь в парижской опере. Сегодня в полном объеме оценить музыкальное творчество невозможно, поскольку не сохранилось практически ни одного его сочинения в области музыки. В порыве самокритики Руссо уничтожил все свои оперы, пощадив лишь одну - "Деревенского колдуна". На премьере этой оперы в марте 1752 г. присутствовал весь двор во главе с королем. Публика, пресыщенная оперными спектаклями, была очарована "непринужденной крестьянской пасторалью", где доминировали задушевные арии. Опера понравилась и Людовику, причем настолько, что впоследствии придворные не раз слышали, как он распевал арии из этой оперы. Высоко оценили ее и просвещенные умы Франции. Дидро, к примеру, говорил: "Чего только нельзя простить Жан Жаку благодаря его "Деревенскому колдуну".
  
В 1762 году Руссо опубликовал книгу "Эмиль, или О воспитании", в которой изложил целую педагогическую систему. Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями.  
+
В 1761 г. вышел в свет роман "Юлия, или Новая Элоиза", имевший подзаголовок "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножья Альп". Уже немолодой, робкий и мечтательный Руссо, к тому же не слишком счастливый в любви, создал утопическую картину счастливого мира, где царят любовь, самопожертвование, милосердие.  Это произведение наложило заметный отпечаток не только на литературу, но и на реальную жизнь, на привычки и пристрастия, чувства и ощущения читателей. Его главные герои - дочь надменного швейцарского барона Юлия пылкий  Сен-Пре, ее наставник и возлюбленный.  Само место действия романа - "райские уголки" на берегах Женевского озера - как бы возродилось для европейского читателя благодаря Руссо и стало восприниматься через призму "новой Элоизы".
 +
 
 +
В 1762 году Руссо опубликовал книгу "Эмиль, или О воспитании", в которой изложил целую педагогическую систему. Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо разделил разделил жизнь детей на четыре периода. в первый период - от рождения до двух лет - он предлагал уделять внимание главным образом физическому воспитанию; во второй - от двух до двенадцати лет - воспитанию чувств; в третий - от двенадцати до пятнадцати лет - умственному воспитанию; в четвертый - от пятнадцати до восемнадцати лет - нравственному воспитанию. Этот последний отрезок времени он называл периодом "бурь и срастей". Таким образом, считал Руссо, сознание ребенка и отрока превращается в самосознание юноши - уже полноценного человека.
 +
 
 +
В "Исповеди", большой автобиографической книге, которую Руссо писал в течение 5 лет, он не пощадил не только своих современников, но и самого себя. С поразительной откровенностью Руссо повествует о своей жизни, не умалчивая о ее самых неприглядных сторонах. Многие критики, правда, считали, что "Исповедь" следует рассматривать как роман - необычайно искренний, с тонким проникновением в психологию героя и не уступающий в этом смысле "Новой Элоизе". 
 
[[Изображение:Ispoved.jpg|frame|Иллюстрация к книге "Исповедь"]]
 
[[Изображение:Ispoved.jpg|frame|Иллюстрация к книге "Исповедь"]]
  
Строка 34: Строка 38:
 
* Отнимите у нашего сердца любовь к добру - вы отнимите всю прелесть жизни.
 
* Отнимите у нашего сердца любовь к добру - вы отнимите всю прелесть жизни.
 
* Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда.
 
* Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда.
* Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу.  
+
* Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу.
 +
Это лишь небольшая часть афоризмов Жан Жака Руссо, которые на наш взгляд не теряют своей ценности и значимости до сих пор.
 
[[Изображение:Russo Zeneva.jpg|frame|Памятник Жан-Жаку Руссо в Женеве]] (http://www.svistunov.ru)
 
[[Изображение:Russo Zeneva.jpg|frame|Памятник Жан-Жаку Руссо в Женеве]] (http://www.svistunov.ru)

Текущая версия на 20:58, 29 января 2010


Школа 769 г.Москвы Мечтатели.Хранители.Коллекционеры для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

[править] Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо - великий французский просветитель

Руссо Жан-Жак (1712 - 1778) - французский мыслитель, просветитель. Основные сочинения: "Рассуждения о науках и искусствах", "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "Об общественном договоре", "Эмиль, или О воспитании", автобиографическая книга "Исповедь", роман "Юлия, или Новая Элоиза". Среди произведений - статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто.

Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Жизнь его была полна лишений. Он много и долго скитался, переходя с места на место, был учеником у гравера, лакеем, домашним секретарем. Учился урывками, в семинарии его больше привлекала игра на кларнете и церковное пение, чем изучение богословия. Оставив семинарию, некоторое время давал уроки музыки, хотя позже признавался сам, что музыке "он незаметно выучился, преподавая ее". Биограф Руссо Ж.Тьерсо даже считал, что, "продолжай он систематически заниматься сочинением музыки, быть может, дал бы в ней равноценное тому, что дал в литературе".

Знакомство с политической и культурной жизнью Женевы, Франции и Венеции дали Руссо обильный материал для литературного творчества. Он принял предложение Дидро писать для "Энциклопедии" статьи и редактировать в ней отдел музыки. Так Руссо стал одним из тех просветителей, которых позже называли энциклопедистами. На выдвинутую Дижонской академией тему для сочинения "Способствовало ли развитие наук и икусств порче нравов или улучшению их?" Руссо написал трактат "Рассуждения о науках и искусствах", который принес ему громадную славу и поразил его современников убежденностью и страстностью тона. Он получил за него "Премию морали" и золотую медаль. В трактате Руссо подверг полному осуждению ученость как таковую и в отличие от других просветителей отрицательно расценивал развитие наук и искусств, считая, что они служат не народу, а помогают эксплуататорам держать народ в рабстве. Если большинство просветителей выдвигало разум как основу прогресса, то Руссо выдвигает чувство. Для него "человек велик только своим чувством". Современной цивилизации Руссо противопоставляет идеал "естественного состояния" человека, простоту нравов первобытных народов, "не зараженных ложными знаниями". Важное значение имел трактат "Об общественном договоре". Первая глава открывалась фразой, "человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах". Принципы "Общественного договора" Руссо были положены в основу многих законодательных актов во время буржуазной революции 1789-1794 гг. Трактат "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" посвящен социальным проблемам. В нем Руссо представил все виды неравенства, а именно правовое, экономическое и политическое, основной причиной бед и несовершенств современного ему общества.

Руссо был довольно талантливым музыкантом. Еще в юности вместе с романсами, предназначенными для исполнения в домашней обстановке, он сочинял арии, дуэты, хоры, мечтая блеснуть когда-нибудь в парижской опере. Сегодня в полном объеме оценить музыкальное творчество невозможно, поскольку не сохранилось практически ни одного его сочинения в области музыки. В порыве самокритики Руссо уничтожил все свои оперы, пощадив лишь одну - "Деревенского колдуна". На премьере этой оперы в марте 1752 г. присутствовал весь двор во главе с королем. Публика, пресыщенная оперными спектаклями, была очарована "непринужденной крестьянской пасторалью", где доминировали задушевные арии. Опера понравилась и Людовику, причем настолько, что впоследствии придворные не раз слышали, как он распевал арии из этой оперы. Высоко оценили ее и просвещенные умы Франции. Дидро, к примеру, говорил: "Чего только нельзя простить Жан Жаку благодаря его "Деревенскому колдуну".

В 1761 г. вышел в свет роман "Юлия, или Новая Элоиза", имевший подзаголовок "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножья Альп". Уже немолодой, робкий и мечтательный Руссо, к тому же не слишком счастливый в любви, создал утопическую картину счастливого мира, где царят любовь, самопожертвование, милосердие. Это произведение наложило заметный отпечаток не только на литературу, но и на реальную жизнь, на привычки и пристрастия, чувства и ощущения читателей. Его главные герои - дочь надменного швейцарского барона Юлия пылкий Сен-Пре, ее наставник и возлюбленный. Само место действия романа - "райские уголки" на берегах Женевского озера - как бы возродилось для европейского читателя благодаря Руссо и стало восприниматься через призму "новой Элоизы".

В 1762 году Руссо опубликовал книгу "Эмиль, или О воспитании", в которой изложил целую педагогическую систему. Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо разделил разделил жизнь детей на четыре периода. в первый период - от рождения до двух лет - он предлагал уделять внимание главным образом физическому воспитанию; во второй - от двух до двенадцати лет - воспитанию чувств; в третий - от двенадцати до пятнадцати лет - умственному воспитанию; в четвертый - от пятнадцати до восемнадцати лет - нравственному воспитанию. Этот последний отрезок времени он называл периодом "бурь и срастей". Таким образом, считал Руссо, сознание ребенка и отрока превращается в самосознание юноши - уже полноценного человека.

В "Исповеди", большой автобиографической книге, которую Руссо писал в течение 5 лет, он не пощадил не только своих современников, но и самого себя. С поразительной откровенностью Руссо повествует о своей жизни, не умалчивая о ее самых неприглядных сторонах. Многие критики, правда, считали, что "Исповедь" следует рассматривать как роман - необычайно искренний, с тонким проникновением в психологию героя и не уступающий в этом смысле "Новой Элоизе".

Иллюстрация к книге "Исповедь"

О человеческих качествах...

  • Честность еще дороже порядочным людям, чем ученость людям образованным.
  • Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

О человеческих поступках...

  • Одно из преимущества хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают ее к еще лучшим делам.
  • Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла.

О человеческих чувствах...

  • У духа есть свои потребности, как и у тела.
  • Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума.
  • Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь.
  • Страдание - первое, чему надо учиться и что впоследствии больше всего понадобится.
  • Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека.
  • Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.
  • Отнимите у нашего сердца любовь к добру - вы отнимите всю прелесть жизни.
  • Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда.
  • Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу.

Это лишь небольшая часть афоризмов Жан Жака Руссо, которые на наш взгляд не теряют своей ценности и значимости до сих пор.

Памятник Жан-Жаку Руссо в Женеве
(http://www.svistunov.ru)
Персональные инструменты
Инструменты