Учебный проект Русская семья
(→История матерчатой куклы.) |
(→Автор(ы) проекта, образовательное учреждение) |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
==Автор(ы) проекта, образовательное учреждение== | ==Автор(ы) проекта, образовательное учреждение== | ||
− | Чухнова Дарья [[Средняя школа №3 | + | Чухнова Дарья [[Средняя школа №3 Псков]] |
==Аннотация проекта== | ==Аннотация проекта== |
Версия 12:16, 7 июня 2008
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего" |
Содержание |
Тема проекта
Русская семья
Автор(ы) проекта, образовательное учреждение
Чухнова Дарья Средняя школа №3 Псков
Аннотация проекта
- Цель работы - изготовление кукол в стилизованном русском костюме для школьного музея. В работе использован проектный метод. Работа состоит из 3 частей: исследовательской, технологической и приложения. В исследовательской части содержатся материалы по истории игрушки и народного костюма, которые позволили сделать выбор темы и материалов. Технологический этап содержит технологическую карту, экономическую, экологическую, эстетическую оценку и оценку качества.
Цели и задачи
Цель проекта:
разработать и изготовить серию кукол в народных костюмах на тему «Русская семья».
Задачи:
Приступая к работе над творческим проектом, мы ставим перед собой следующие задачи:
1.Сбор информации об изготовлении кукол.
2.Сбор информации о народном костюме.
3.Разработка эскизов.
4.Выбор технологии изготовления куклы.
5.Выбор технологии изготовления одежды.
6.Подбор материалов.
7.Изготовление выкроек.
8.Изготовление куклы и одежды к ней.
Требования:
1.Качество исполнения.
2.Эстетический вид.
3.Куклы должны сочетаться друг с другом и составлять единое целое.
4.Выполнение правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм.
5.Экономное расходование материалов.
История матерчатой куклы.
- Матерчатых кукол люди делали еще в незапамятные времена. Вот только ткань-материал не такой прочный, как дерево или обожженная глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли. Самые старинные, что дошли до нас, сделаны во второй поло¬вине XIX века.
- В кукол из ткани играли дети во всех странах мира и во все времена. Это потому, что такую куклу просто сделать, она доступна и интересна всем - и бедным, и богатым. Матерчатая кукла может быть любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Вся разница в отделке - у одной она вышита золотом по шелку и украшена драгоценными камнями, а у другой сделана из беленой холстины. Но каждая кукла для своей маленькой хозяйки самая красивая.
- В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины XX века! Причем эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Я говорю не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Ведь в чем магическая сила куколки из сказки? В материнской любви. Эта куколка - та самая берегиня, какие матери клали в колыбель ребёнку.
- Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им: свой опыт. Так что лет с пяти любая девочка могла сделать себе куклу сама.
- Для крестьянских девочек изготовление кукол и игра в них были не просто развлечением, но и своеобразной школой. Чтению и письму они не обучались до конца XIX века! Зато им очень рано предстояло научиться всему, что должна была знать и уметь женщина - хозяйка и мать, а играя в куклы, учились шить, вышивать, прясть. Одета кукла была в народный костюм характерный для своей местности.
- А уж какой простор для фантазии дает изготовление и особенно одевание матерчатой куклы! Все куклы-самоделки получались разными и по характеру, и по отделке, как и женский костюм ,так что двух одинаковых на свете просто быть не может. Хотя у кукол есть и общие черты, так как в каждой местности был принят свой тип игрушки, да и приемы изготовления, наверное, во всем мире схожи.
- Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно.
- В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле!
- У традиционной матерчатой куклы была вполне «взрослая» фигура. Это отголоски почитания Матери-Земли, богини плодородия. Подтверждается это еще и тем, что в русской народной игрушке не было принято делать кукол-мужчин и кукол-мальчиков. Первые куклы "мужского пола появились только в конце XIX века.
- И лицо у нее белое тоже не случайно. Саму куклу делали из самотканого полотна, достаточно грубого и неотбеленного, а вот лицо обтягивали кусочком отбеленного холста или белой льняной ткани. Причем до XVIII века, а в отдаленных губерниях и дольше у тряпичной куклы вообще не было лица. Кукла должна была защищать ребенка от злых сил, заменять его собой. Если кукла с лицом, она слишком похожа на человека и в нее может вселиться злой дух, а без лица она просто вещь и, значит, неопасна для ребенка. *Так что в белом лице без изображения отразилась древняя обережная роль матерчатой куклы. Со временем белизна лица утратила свой древний смысл и стала признаком кукольной красоты. Еще позднее мастерицы начали прорисовывать своим куклам черты лица или вышивать их цветными нитками.
- Волосы для матерчатых кукол были настоящим украшением, они делали куклу «как в жизни». Прическу для своей любимицы девочки делали по всем правилам: если кукла изображала незамужнюю девушку, то волосы заплетали в косу и украшали лентой, кокошником, венком, а если «бабу» - скрывали волосы головным убором.
- Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень-то ярко и нарядно. Поэтому особое значение имела одежда. Костюм красавицы выгодно подчеркивает статность женской фигуры и стройность девичьей: Красна девица идет, Словно павушка плывет. На ней платье голубое, Лента алая в косе и конечно пояс
- Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, украшали бусами, лентами в крестьянском быту они выглядели ярким, праздничным пятном, таким своеобразным «островком красоты». Городские же, фабричные ткани оставались для деревни дорогими до начала XX века. Наряды из них берегли и надевали только по праздникам. Об этом даже в народной песне поется:
Случай будет в Москву ехать -
Куплю два подарка:
Дорогие два подарка –
Кумач да китайку...
- А ведь речь здесь идет о самых дешевых из производившихся тогда видах ткани, но зато броских, ярких, каких не изготовить в деревне самим. Теперь понятно, почему матерчатая кукла в простом, кажется, наряде - белой рубашке, синем сарафанчике из ситца, с алой лентой в волосах— так ценилась. Ее дарили детям на именины и праздники и даже «приглашали» на свадьбу! Нарядную куклу торжественно передвигали по свадебному столу, приговаривая: «Раздайся, народ, девичья красота идет!»
Матерчатые куклы были не только у крестьянских детей. В документах XVII века сохранились записи о расходах на «потешные куклы» маленькой царевны. Чего там только нет! И «сукно лазоревое», и «отлас (то есть атлас) золотный и бархатный», «камка червчатая», и даже бобровый хвост!
- Дети богатых горожан продолжали играть в матерчатые куклы еще в конце XIX века, и это несмотря на доступность и популярность фабричных игрушек того времени. Изящество, тонкая работа, хороший вкус в подборе тканей и украшений, художественная вышивка по тончайшему шелку - все это делает их кукол настоящими произведениями искусства.
Технологический этап
Аналитический этап
Эстетическая оценка.
- Кукла является частью композиции, в которую входит ещё несколько кукол. Композиция изготовлена для украшения интерьера. Работу я выполняла с большим желанием и интересом. Декоративные отделки, подбор тканей для одежды - всё это позволило нам изготовить действительно красивое изделие. Участие в выставках показало, что наши куклы нравятся зрителю. Посетители выставок проявляли живой интерес к нашей композиции и с удовольствием фотографировались в компании с нашими куклами. Кроме того, было много же¬лающих купить наши куклы.
- Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изделие вы¬полняет свои эстетические функции.
Наша кукла может служить игрушкой для детей и пособием по изучению на¬родного костюма и ремёсел.
Экологическая оценка.
- Изготовление и эксплуатация изделия не повлекут за собой изменений окружающей среды. При выполнении работы я соблюдала санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности. Это позволило мне не нанести вреда своему здоровью.
Оценка качества.
- Кукла изготовлена по разработанному эскизу с учётом технологических требований к изготовлению кукол и пошиву одежды. Нижняя рубаха и навершник изготовлены в соответствии с технологической картой по изготовлению ночной сорочки, и может служить наглядным пособием. Лицо расписано красками для ткани, которые не боятся воды.
Экономическая оценка
Материальные затраты составили 387,8 рублей.
Расчёт цены изделия.
Цена изделия = полная себестоимость (производственные затраты + коммерческие затраты) + прибыль + НДС
- Производственные затраты.
1.Материальные затраты = 387,8 руб.
2.Заработная плата: 10 разряд -1060 рублей за месяц. Ученик работает 24 часа в неделю, 96 часов за месяц. 1060: 96 = 11 рублей за 1 час.
Трудоёмкость: подготовка (1 час) + основное время (30 часов) + завершение работы (1 час.) = 32 часа. Заработная плата = 32 х 11=352 руб.
3.Е.С.Н. =28% 352 х 28 =98,56
4.Накладные расходы = не менее 80% от заработной платы 352x0,8 = 281,6
5.Потери от брака = 0
Итого: 387,8+352+98,56+281,6+0=1119,96
- Коммерческие затраты.
Коммерческие затраты =5% от производственных затрат. 1119,96 х 0,05 = 55,9 рубля
- Прибыль:
Прибыль = 25% от полной себестоимости. (1119,96+55,9)хО,25=294
- НДС
НДС= 18% (1119,6+55,9+294)х0,18=264,51
- Итоговая стоимость.
1119,96+55,9+294+264,51=1763,86
Использованная литература.
1. «Мягкая игрушка», Н. Войдинова, Москва, «Эксмо», 2004 год.
2. «Технология», 5-9 класс, Симоненко В. Д. Издательский центр «Вентана-Граф», 1999 год.
3. «365 кукол со всего света» М. Левена. Айрис-Пресс. Рольф. Москва. 2000 год.
4. «Игрушка» Л.Н. Соловьёва. ЗАО «Интербук-бизнес», 2002 год.
5. Журнал «Кукольный мастер» за 2004-2005 годы.
6. «Мягкая игрушка. Игрушки в подарок», Н. Деревянко, А. Трошкова. Москва,«Эксмо», 2004 год.
7. Энциклопедия «Подарки». АСТпресс.
8. С. Корт «Роспись по ткани». Санкт-Петербург, 2000 год.
9.Ф. М. Пармона "Русский народный костюм как художественно- конструкторский, источник творчества».- М.: Легпромбытиздат, 1994.
10.Аннотированный библиографический указатель "Исторический, сценический и народный костюм". Сост. Л. В. Беловинский. - М.: ВНМЦ, 1984.