Валенки
(не показаны 5 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:Валенки.jpg|thumb|left|Валенки]] | [[Изображение:Валенки.jpg|thumb|left|Валенки]] | ||
− | Для производства | + | Для производства валяных изделий строят специальные избы, часто их называют фабрики. |
− | Сырая шерсть разбирается и сортируется. Её щиплют руками на крупные клочья, разбирают по цвету. Затем | + | Сырая шерсть разбирается и сортируется. Её щиплют руками на крупные клочья, разбирают по цвету. Затем шерсть начинают «бить». Из битой шерсти сначала сваливают неправильной четырёхугольной формы рыхлую кошму, потом надрезают и сгибают в форму сапога. Затем этот сапог нужно долго тереть на рубцах. Потом его надевают на деревянную колоду и сушат – валенок готов. |
Но в этих валенках – здоровье мастера. Промысел очень плохо влияет на состояние человека. | Но в этих валенках – здоровье мастера. Промысел очень плохо влияет на состояние человека. | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
<big>'''Валенки, валенки не подшиты стареньки!'''</big> | <big>'''Валенки, валенки не подшиты стареньки!'''</big> | ||
− | [[Категория: | + | [[Изображение:DSCN2721.jpg|thumb|left]] |
+ | |||
+ | Многие промыслы зародились на нижегородской земле. Продолжительные холодные зимы, малоземелье и низкое качество почв, обилие и близость сбыта при "великом водном пути" были тому причиной. | ||
+ | |||
+ | С лёгкой руки кантауровца и другие заволжане по чужим сторонам пошли счастья искать и развели дедовский промысел по дальним местам. Редкостный знаток Заволжья П.И. Мельников рассмотрел ещё одну причину, таящуюся в человеке-труженике. Валяным промыслом (переработки шерсти) славился особенно Семёновский уезд, включавший ожновскую, Владимирскую, Борскую, Юрасовскую, Кантауровскую, Дроздовскую, Чистопольскую и Зиняково-Смольковскую волости. | ||
+ | |||
+ | В 40-50 годы XIX века промысел пришёл в упадок, причина этого - промышленный переворот. Но [[Национальные традиции в народных ремёслах. Азбука ремёсел|валяльный промысел]] не угас: катальщики стали делать из шерсти стельки и обувь. В этой продукции всегда была и будет нужда в холодном крае. | ||
+ | |||
+ | Родина исконно русской обуви - [[Нижегородская область|Нижегородская]] и [[Ярославская область|Ярославская губернии]]. Возраст валенок - более 200 лет. Первые образцы этой обуви были похожи на туфли или галоши. Но зимой в такой обуви не особенно тепло, поэтому к туфлям стали пришивать голеница, сваленные отдельно. Лишь спустя сто лет назад научились делать цельные валенки. | ||
+ | |||
+ | По характеру операций все работники делились на две группы:одни назывались "каталы", другие - "стиралы". Начинали делать валенки в "работне" - низком полутёмном, но сухом и тёплом помещении. В нём шерсть овец, коров, лошадей "разбивали", т.е отделяли волоски друг от друга, очищали от грязи. Затем накладывали на холст, смачивали водой и катали, как тесто, скалкой. Так получался мягкий войлок, в виде огромного сапога. Ещё работы были в "стирнях" - тёмных, низких банях, большую часть которых занимала печь с котлом горячей воды. Огромные валенки замачивались на несколько часов в слабом растворе серной кислоты, а затем "варились" в котле, тёрлись на ребристой доске, отбивались палкой. Всё это приводило к уплотнению обуви, к уменьшению её размера. Стираный сапог надевали на колоду-казанок и сушили в печи. | ||
+ | |||
+ | Затем сапоги из серой шерсти подкрашивали чёрной краской-сандалом, а светлые отбеливали на солнце, развешивали на еловые рогульки изгороди. Чтобы получился гладкий сапог, его натирали пемзой. Назывался он "тёртый". Мохнатые сапоги чесанки-терли дощечкой с зубьями, "драчкой". Кроме чёрных валенок, носили на Руси и белые. Белизну придавал светлым валенкам мел. Потом научились красить их составом из воды, молока и свинцовых белил. | ||
+ | |||
+ | Суровая русская зима заставляла носить валенки не только простых жителей городов и деревень, но и царских особ. Так Екатерина II любила мягкие полусапожки из тонкой чёрной шерсти, а Анна Иоанновна разрешала придворным дамам надевать валенки даже к парадному платью. Так что валенки для VIP-персоны - атрибут российской действительности. | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Учебный проект]] | ||
+ | [[Категория:Сетевой учебный проект]] | ||
+ | [[Категория:Культура]] | ||
+ | [[Категория:Национальные традиции]] | ||
+ | [[Категория:Сетевая радуга]] | ||
+ | [[Категория:Нижегородская область]] | ||
+ | [[Категория:Народные промыслы]] |
Текущая версия на 23:35, 7 января 2009
Для производства валяных изделий строят специальные избы, часто их называют фабрики.
Сырая шерсть разбирается и сортируется. Её щиплют руками на крупные клочья, разбирают по цвету. Затем шерсть начинают «бить». Из битой шерсти сначала сваливают неправильной четырёхугольной формы рыхлую кошму, потом надрезают и сгибают в форму сапога. Затем этот сапог нужно долго тереть на рубцах. Потом его надевают на деревянную колоду и сушат – валенок готов.
Но в этих валенках – здоровье мастера. Промысел очень плохо влияет на состояние человека.
Валенки, валенки не подшиты стареньки!
Многие промыслы зародились на нижегородской земле. Продолжительные холодные зимы, малоземелье и низкое качество почв, обилие и близость сбыта при "великом водном пути" были тому причиной.
С лёгкой руки кантауровца и другие заволжане по чужим сторонам пошли счастья искать и развели дедовский промысел по дальним местам. Редкостный знаток Заволжья П.И. Мельников рассмотрел ещё одну причину, таящуюся в человеке-труженике. Валяным промыслом (переработки шерсти) славился особенно Семёновский уезд, включавший ожновскую, Владимирскую, Борскую, Юрасовскую, Кантауровскую, Дроздовскую, Чистопольскую и Зиняково-Смольковскую волости.
В 40-50 годы XIX века промысел пришёл в упадок, причина этого - промышленный переворот. Но валяльный промысел не угас: катальщики стали делать из шерсти стельки и обувь. В этой продукции всегда была и будет нужда в холодном крае.
Родина исконно русской обуви - Нижегородская и Ярославская губернии. Возраст валенок - более 200 лет. Первые образцы этой обуви были похожи на туфли или галоши. Но зимой в такой обуви не особенно тепло, поэтому к туфлям стали пришивать голеница, сваленные отдельно. Лишь спустя сто лет назад научились делать цельные валенки.
По характеру операций все работники делились на две группы:одни назывались "каталы", другие - "стиралы". Начинали делать валенки в "работне" - низком полутёмном, но сухом и тёплом помещении. В нём шерсть овец, коров, лошадей "разбивали", т.е отделяли волоски друг от друга, очищали от грязи. Затем накладывали на холст, смачивали водой и катали, как тесто, скалкой. Так получался мягкий войлок, в виде огромного сапога. Ещё работы были в "стирнях" - тёмных, низких банях, большую часть которых занимала печь с котлом горячей воды. Огромные валенки замачивались на несколько часов в слабом растворе серной кислоты, а затем "варились" в котле, тёрлись на ребристой доске, отбивались палкой. Всё это приводило к уплотнению обуви, к уменьшению её размера. Стираный сапог надевали на колоду-казанок и сушили в печи.
Затем сапоги из серой шерсти подкрашивали чёрной краской-сандалом, а светлые отбеливали на солнце, развешивали на еловые рогульки изгороди. Чтобы получился гладкий сапог, его натирали пемзой. Назывался он "тёртый". Мохнатые сапоги чесанки-терли дощечкой с зубьями, "драчкой". Кроме чёрных валенок, носили на Руси и белые. Белизну придавал светлым валенкам мел. Потом научились красить их составом из воды, молока и свинцовых белил.
Суровая русская зима заставляла носить валенки не только простых жителей городов и деревень, но и царских особ. Так Екатерина II любила мягкие полусапожки из тонкой чёрной шерсти, а Анна Иоанновна разрешала придворным дамам надевать валенки даже к парадному платью. Так что валенки для VIP-персоны - атрибут российской действительности.