Свято-Успенская Саровская мужская пустынь
(не показаны 13 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[" Православные монастыри | + | [[" Православные монастыри правобережья Волги "]] |
+ | |||
+ | [[Саровская пустынь]] | ||
== Свято-Успенская Саровская мужская пустынь == | == Свято-Успенская Саровская мужская пустынь == | ||
Строка 11: | Строка 13: | ||
'''''Возникновение монастыря''''' | '''''Возникновение монастыря''''' | ||
− | Саровский монастырь возник на холме у места впадения в Сатис реки Саровки. По именам этих двух рек он и получил своё первое официальное название: Сатисо-градо-Саровская пустынь. До основания монастыря здесь находилось мордовское поселение, которое представляло небольшую крепость. Результаты раскопок, проведённые в Старом городище, позволяют сделать вывод, что гибель населения города произошло в результате вражеского нападения. Это место долго пустовало. Время от времени сюда заходили только промысловики из местной мордвы. Первым монахом, избравшим Старое Городище для отшельнического жительства, был Феодосий. От него остался рассказ о чудесах на саровской горе. Неоднократно он видел необыкновенный свет над горой, иногда слышал гул и звон, раздававшийся из-под земли. Эти знаменательные явления Феодосий наблюдал не один раз и пришёл к выводу, что месту этому предназначена великая будущность. Рассказ о необыкновенном месте услышал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, в схиме получивший наречение Иоанн. Он облюбовал лесной холм на месте Старого городища для основания монастыря. | + | [http://ru.wikipedia.org/wiki/Саровский_монастырь Саровский монастырь] возник на холме у места впадения в Сатис реки Саровки. По именам этих двух рек он и получил своё первое официальное название: Сатисо-градо-Саровская пустынь. До основания монастыря здесь находилось мордовское поселение, которое представляло небольшую крепость. Результаты раскопок, проведённые в Старом городище, позволяют сделать вывод, что гибель населения города произошло в результате вражеского нападения. Это место долго пустовало. Время от времени сюда заходили только промысловики из местной мордвы. Первым монахом, избравшим Старое Городище для отшельнического жительства, был Феодосий. От него остался рассказ о чудесах на саровской горе. Неоднократно он видел необыкновенный свет над горой, иногда слышал гул и звон, раздававшийся из-под земли. Эти знаменательные явления Феодосий наблюдал не один раз и пришёл к выводу, что месту этому предназначена великая будущность. Рассказ о необыкновенном месте услышал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, в схиме получивший наречение Иоанн. Он облюбовал лесной холм на месте Старого городища для основания монастыря. |
− | И вот в 1691 году отец Иоанн вместе с монахом Филаретом из Санаксара (Мордовия) поселился в этих местах. О.Иоанн был начитан, красноречив, владел даром убеждения. Постепенно вокруг него собирается братия. | + | И вот в 1691 году отец Иоанн вместе с монахом Филаретом из Санаксара [[Мордовия|(Мордовия)]] поселился в этих местах. О.Иоанн был начитан, красноречив, владел даром убеждения. Постепенно вокруг него собирается братия. |
16 июня 1706 году в Саровской пустыни был освящён первый храм – церковь Живоносного Источника. Это событие считается датой основания обители. Через несколько лет был утвержден строгий монашеский устав. Он служил образцом для многих монастырей. Не всякий человек мог выдержать трудности монашеской жизни, здесь оставались только самые стойкие. Не случайно Саровский монастырь называли «академией монашества». | 16 июня 1706 году в Саровской пустыни был освящён первый храм – церковь Живоносного Источника. Это событие считается датой основания обители. Через несколько лет был утвержден строгий монашеский устав. Он служил образцом для многих монастырей. Не всякий человек мог выдержать трудности монашеской жизни, здесь оставались только самые стойкие. Не случайно Саровский монастырь называли «академией монашества». | ||
− | Трагически закончилась жизнь первооснователя монастыря отца Иоанна. В монастырской библиотеке были найдены запрещенные книги, и ему было предъявлено обвинение в государственном заговоре, настоятель был арестован. Скончался он, находясь в тюрьме Санкт-Петербурга. | + | Трагически закончилась жизнь первооснователя монастыря отца Иоанна. В монастырской библиотеке были найдены запрещенные книги, и ему было предъявлено обвинение в государственном заговоре, настоятель был арестован. Скончался он, находясь в тюрьме [[Санкт-Петербург| Санкт-Петербурга]]. |
Строка 22: | Строка 24: | ||
<center> | <center> | ||
<gallery> | <gallery> | ||
− | Изображение:Sarov-kolokolnja | + | Изображение:Sarov-kolokolnja.jpg|<center> Колокольня |
− | Изображение:Sarov-ioann | + | Изображение:Sarov-ioann.JPG|<center> Купола храма Иоанна Предтечи |
− | Изображение:Sarov- | + | Изображение:Sarov-serafim-2.jpg|<center> Храм Серафима Саровского |
</gallery> | </gallery> | ||
</center> | </center> | ||
− | К середине XIX века Саровский монастырь стал одним из крупнейших в России. Славился он хорошо отлаженным хозяйством и прекрасным архитектурным ансамблем. Первые сооружения обители были небольшие, деревянные. Каменный архитектурный ансамбль создавался на протяжении XVIII – XIX вв. | + | К середине XIX века [http://ru.wikipedia.org/wiki/Саровский_монастырь Саровский монастырь] стал одним из крупнейших в России. Славился он хорошо отлаженным хозяйством и прекрасным архитектурным ансамблем. Первые сооружения обители были небольшие, деревянные. Каменный архитектурный ансамбль создавался на протяжении XVIII – XIX вв. |
Самым высоким сооружением монастыря (81 м) и одним из самых красивых зданий является '''колокольня'''. За время существования монастыря было построено три колокольни: две деревянные и одна каменная. Каменная сохранилась до наших дней. Строилась она десять лет (1789 –1799 гг.). Существует версия, что проект этой колокольни делал известный русский архитектор К.И.Бланк. | Самым высоким сооружением монастыря (81 м) и одним из самых красивых зданий является '''колокольня'''. За время существования монастыря было построено три колокольни: две деревянные и одна каменная. Каменная сохранилась до наших дней. Строилась она десять лет (1789 –1799 гг.). Существует версия, что проект этой колокольни делал известный русский архитектор К.И.Бланк. | ||
Возводилась она на пожертвования вкладчиков. | Возводилась она на пожертвования вкладчиков. | ||
− | [[Изображение:Sarov-kolokolnja.jpg|thumb| | + | [[Изображение:Sarov-kolokolnja.jpg|thumb| Саровская колокольня]] |
− | Колокольня выполнена в четыре яруса. Первый ярус представлял собой высокий арочный проём – Святые врата обители, оформленные в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был украшен живописными картинами на евангельские темы. Слева на стене ворот установлена [[Памятная доска на Саровской колокольне|памятная доска]] в честь первоначальника Иоанна (в миру Ивана Фёдоровича Попова), основателя | + | Колокольня выполнена в четыре яруса. Первый ярус представлял собой высокий арочный проём – Святые врата обители, оформленные в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был украшен живописными картинами на евангельские темы. Слева на стене ворот установлена [[Памятная доска на Саровской колокольне|памятная доска]] в честь первоначальника Иоанна (в миру Ивана Фёдоровича Попова), основателя монастыря. |
− | Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: фонд обычных книг, где хранилось более 7 тысяч томов, и фонд особо ценных книг и рукописей, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись | + | Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: фонд обычных книг, где хранилось более 7 тысяч томов, и фонд особо ценных книг и рукописей, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись обители, написанная основателем пустыни иеросхимонахом Иоанном. На втором ярусе колокольни была церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца, освящённая в 1806 году. На третьем и четвёртом ярусах размещались колокола. Самый большой весил 1200 пудов (более 19 тонн), его называли «тысячник». Он занимал третий ярус. Этот колокол отливался в монастыре. Остальные 18 колоколов занимали четвёртый ярус. Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для его подъёма собрали с окрестных деревень 5 тысяч человек, и с помощью 4 основных и 4 «отводных» канатов «тысячник» был поднят на колокольню всего за несколько часов. |
Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки вёрст по всей округе. | Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки вёрст по всей округе. | ||
После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне Сатиса. | После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне Сатиса. | ||
− | Колокольня – символ города Сарова. Она была и остаётся визитной карточкой города – её изображение есть на гербе города. | + | Колокольня – символ города [[Саров| Сарова]]. Она была и остаётся визитной карточкой города – её изображение есть на гербе города. |
Сразу при входе в монастырь стоял храм, названный в честь '''Богородицы и Живоносного Её Источника'''. Вначале это была небольшая деревянная церковь. В середине XVII века построили каменное здание с одним куполом. Окончательный вид с пятью куполами храм приобрёл в 1846 году. Это был зимний собор монастыря, так как он отапливался, и в зимнее время там шли главные службы до самой Пасхи. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством росписи и драгоценностью иконостаса. Главную ценность собора составляла особо чтимая икона пресвятой Богородицы и Её Живоносного источника. В народе эту церковь ласково называли «Веревочка». Это связано с тем, что храм имел украшения, напоминающие канат. | Сразу при входе в монастырь стоял храм, названный в честь '''Богородицы и Живоносного Её Источника'''. Вначале это была небольшая деревянная церковь. В середине XVII века построили каменное здание с одним куполом. Окончательный вид с пятью куполами храм приобрёл в 1846 году. Это был зимний собор монастыря, так как он отапливался, и в зимнее время там шли главные службы до самой Пасхи. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством росписи и драгоценностью иконостаса. Главную ценность собора составляла особо чтимая икона пресвятой Богородицы и Её Живоносного источника. В народе эту церковь ласково называли «Веревочка». Это связано с тем, что храм имел украшения, напоминающие канат. | ||
Строка 48: | Строка 50: | ||
Главным собором монастыря являлся '''Успенский собор'''. Вначале это была небольшая однокупольная церковь. Закончена она была в 1744 году и строилась на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым, за что и получила название Демидовской. В1770 году началось строительство большого храма, который был закончен семь лет спустя. При этом пришли к интересному архитектурному решению: демидовскую церковь не разрушили, а сделали алтарём Успенского собора. Собор славился великолепным пятиярусным иконостасом с иконами византийского письма. Высота храма была 61 метр. Ныне собор не существует, на его месте установлен памятный крест. | Главным собором монастыря являлся '''Успенский собор'''. Вначале это была небольшая однокупольная церковь. Закончена она была в 1744 году и строилась на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым, за что и получила название Демидовской. В1770 году началось строительство большого храма, который был закончен семь лет спустя. При этом пришли к интересному архитектурному решению: демидовскую церковь не разрушили, а сделали алтарём Успенского собора. Собор славился великолепным пятиярусным иконостасом с иконами византийского письма. Высота храма была 61 метр. Ныне собор не существует, на его месте установлен памятный крест. | ||
− | К алтарю Успенского собора примыкала красивая светлая часовня, где находились могилы двух саровских подвижников Марка Молчальника и Серафима Саровского. | + | К алтарю Успенского собора примыкала красивая светлая часовня, где находились могилы двух саровских подвижников Марка Молчальника и [[Серафим Саровский| Серафима Саровского]]. |
− | [[Изображение:Sarov-serafim.jpg|left|thumb| Храм Серафима Саровского]] | + | [[Изображение:Sarov-serafim-2.jpg|left|thumb| Храм Серафима Саровского]] |
− | '''Храм преподобного Серафима Саровского''' заложили в 1897 г. по проекту архитектора А. С. Каменского ещё до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Собор возводили над [[Келья преподобного Серафима Саровского|кельей]], где жил последние годы преподобный старец. Освящён он был в ходе саровских торжеств 1903 г., когда о. Серафим был причислен к лику святых. В храме был установлен простой по форме иконостас. [[Келья преподобного Серафима Саровского|Келья]] отца Серафима находилась внутри храма. Её можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем [[Келья преподобного Серафима Саровского|келью]] украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. | + | '''Храм преподобного Серафима Саровского''' заложили в 1897 г. по проекту архитектора А. С. Каменского ещё до того, как [[Серафим Саровский]] был канонизирован. Собор возводили над [[Келья преподобного Серафима Саровского|кельей]], где жил последние годы преподобный старец. Освящён он был в ходе саровских торжеств 1903 г., когда [[Серафим Саровский|о. Серафим]] был причислен к лику святых. В храме был установлен простой по форме иконостас. [[Келья преподобного Серафима Саровского|Келья]] отца Серафима находилась внутри храма. Её можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем [[Келья преподобного Серафима Саровского|келью]] украсили росписью и сделали над ней главу с крестом. |
− | В советское время в храме находился драматический театр. Только в 2003 г. храм вновь был восстановлен к 100-летию канонизации Серафима Саровского. Восстановили храм в рекордно короткие сроки за 8 месяцев. Буквально сутками работали художники из Москвы, те самые, которые расписывали храм Христа Спасителя. | + | В советское время в храме находился драматический театр. Только в 2003 г. храм вновь был восстановлен к 100-летию канонизации [[Серафим Саровский|Серафима Саровского]]. Восстановили храм в рекордно короткие сроки за 8 месяцев. Буквально сутками работали художники из Москвы, те самые, которые расписывали храм Христа Спасителя. |
+ | |||
+ | [http://ru.wikipedia.org/wiki/Серафим_Саровский Серафим Саровский] | ||
К храму примыкает здание под названием '''Архиерейский дом'''. В монастырские времена здесь находилась картинная галерея с портретами всех саровских настоятелей. Во время посещения Сарова царской семьей здесь останавливалась мать последнего русского царя Мария Федоровна. | К храму примыкает здание под названием '''Архиерейский дом'''. В монастырские времена здесь находилась картинная галерея с портретами всех саровских настоятелей. Во время посещения Сарова царской семьей здесь останавливалась мать последнего русского царя Мария Федоровна. | ||
Строка 61: | Строка 65: | ||
В советское время монастырская роспись трапезной была уничтожена, на её месте появилась другая: голубое небо с облаками, зелёными листьями на деревьях и летающими птицами. В этом зале прекрасная акустика, и иногда в нём проводились концерты духового оркестра. | В советское время монастырская роспись трапезной была уничтожена, на её месте появилась другая: голубое небо с облаками, зелёными листьями на деревьях и летающими птицами. В этом зале прекрасная акустика, и иногда в нём проводились концерты духового оркестра. | ||
В настоящее время помещение трапезной передано православному приходу. Зал же с круглым потолком пока пустует. В помещении бывшей келарни сейчас находится контора прихода. | В настоящее время помещение трапезной передано православному приходу. Зал же с круглым потолком пока пустует. В помещении бывшей келарни сейчас находится контора прихода. | ||
− | [[Изображение:Sarov-ioann- | + | [[Изображение:Sarov-ioann-3.jpg|thumb| Храм Иоанна Предтечи]] |
'''Храм Иоанна Предтечи''' находится за пределами монастыря и стоит над ключом, бьющим из-под горы. В начале это была небольшая церковь, которую освятили в 1752 году. В 1821 году храм был полностью разобран. И на его месте началось строительство нового здания. Деньги на строительство пожертвовал астраханский рыбопромышленник Фёдоров, который посетил Саровскую пустынь в 1820 году и получил в ней исцеление. По его желанию в церкви было 3 престола: главный, в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, и 2 дополнительных, посвящённых апостолам. Нижняя часть храма, где находился источник, была застеклена. В монастырские времена от источника был проведён водопровод, который снабжал водой весь монастырь. | '''Храм Иоанна Предтечи''' находится за пределами монастыря и стоит над ключом, бьющим из-под горы. В начале это была небольшая церковь, которую освятили в 1752 году. В 1821 году храм был полностью разобран. И на его месте началось строительство нового здания. Деньги на строительство пожертвовал астраханский рыбопромышленник Фёдоров, который посетил Саровскую пустынь в 1820 году и получил в ней исцеление. По его желанию в церкви было 3 престола: главный, в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, и 2 дополнительных, посвящённых апостолам. Нижняя часть храма, где находился источник, была застеклена. В монастырские времена от источника был проведён водопровод, который снабжал водой весь монастырь. | ||
− | В 1940-1950 годах был снесён купол церкви | + | В 1940-1950 годах был снесён купол церкви и здание превращено в гостиницу, а затем в нем располагался один из отделов ВНИИЭФ. В 1998 году здание храма Иоанна Предтечи было передано церкви и там возобновились богослужения. Действующей была только нижняя часть храма, где был установлен простой деревянный иконостас с бумажными иконами. Здание тогда требовало ремонта, с потолка осыпалась штукатурка. Во время больших праздников была страшная теснота. Тогда верующие люди не могли даже предполагать, что храм Иоанна Предтечи будет восстановлен в своём первозданном виде, с пятью главами, с великолепным иконостасом и росписями, с купальней в нижней части храма. И все же храм был восстановлен в 2006 году к 300-летию основания [http://ru.wikipedia.org/wiki/Саровский_монастырь Саровского монастыря]. |
'''Саровские подземелья''' начал копать ещё первоначальник Иоанн, когда он жил на Саровском городище. [[Пещеры в Сарове]] были задуманы по образцу киевских. В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Разрешение на освящение церкви было получено с большими трудностями благодаря ходатайству царевен Марии и Феодосии, сестёр Петра I. Они же и подарили новой церкви частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев. Церковь освятили в честь Антония и Феодосия. Служба в подземной церкви продолжалась недолго. Система вентиляции была несовершенна. От сырости портилось дерево и богослужебные книги, и церковь надолго стала бездействующей. В 1778 году она была отремонтирована, чугунный иконостас был заменён медным посеребрённым с медными позолоченными иконами. | '''Саровские подземелья''' начал копать ещё первоначальник Иоанн, когда он жил на Саровском городище. [[Пещеры в Сарове]] были задуманы по образцу киевских. В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Разрешение на освящение церкви было получено с большими трудностями благодаря ходатайству царевен Марии и Феодосии, сестёр Петра I. Они же и подарили новой церкви частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев. Церковь освятили в честь Антония и Феодосия. Служба в подземной церкви продолжалась недолго. Система вентиляции была несовершенна. От сырости портилось дерево и богослужебные книги, и церковь надолго стала бездействующей. В 1778 году она была отремонтирована, чугунный иконостас был заменён медным посеребрённым с медными позолоченными иконами. | ||
В 1992 году вход в пещеры был вновь найден. В данное время пещеры и алтарь церкви восстановлены. | В 1992 году вход в пещеры был вновь найден. В данное время пещеры и алтарь церкви восстановлены. | ||
− | [[Изображение:Excurs.jpg|left|thumb| 8А класс школы № 11 на экскурсии в Саровском монастыре]] | + | [[Изображение:Excurs-2.jpg|left|thumb| 8А класс школы № 11 на экскурсии в Саровском монастыре]] |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
[[Категория: Мультивикторина]], [[Категория: Золотое кольцо Нижегородского края (проект)]] | [[Категория: Мультивикторина]], [[Категория: Золотое кольцо Нижегородского края (проект)]] |
Текущая версия на 05:51, 31 октября 2011
" Православные монастыри правобережья Волги "
[править] Свято-Успенская Саровская мужская пустынь
<googlemap lat="54.925847" lon="43.327782" zoom="16"> 54.925736, 43.326988, Саровская колокольня - символ города 54.925884, 43.324242, Храм Всех Святых 54.924626, 43.329649, Храм преподобного Серафима Саровского 54.925107, 43.331451, Храм Иоанна Предтечи </googlemap>
Возникновение монастыря
Саровский монастырь возник на холме у места впадения в Сатис реки Саровки. По именам этих двух рек он и получил своё первое официальное название: Сатисо-градо-Саровская пустынь. До основания монастыря здесь находилось мордовское поселение, которое представляло небольшую крепость. Результаты раскопок, проведённые в Старом городище, позволяют сделать вывод, что гибель населения города произошло в результате вражеского нападения. Это место долго пустовало. Время от времени сюда заходили только промысловики из местной мордвы. Первым монахом, избравшим Старое Городище для отшельнического жительства, был Феодосий. От него остался рассказ о чудесах на саровской горе. Неоднократно он видел необыкновенный свет над горой, иногда слышал гул и звон, раздававшийся из-под земли. Эти знаменательные явления Феодосий наблюдал не один раз и пришёл к выводу, что месту этому предназначена великая будущность. Рассказ о необыкновенном месте услышал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, в схиме получивший наречение Иоанн. Он облюбовал лесной холм на месте Старого городища для основания монастыря. И вот в 1691 году отец Иоанн вместе с монахом Филаретом из Санаксара (Мордовия) поселился в этих местах. О.Иоанн был начитан, красноречив, владел даром убеждения. Постепенно вокруг него собирается братия. 16 июня 1706 году в Саровской пустыни был освящён первый храм – церковь Живоносного Источника. Это событие считается датой основания обители. Через несколько лет был утвержден строгий монашеский устав. Он служил образцом для многих монастырей. Не всякий человек мог выдержать трудности монашеской жизни, здесь оставались только самые стойкие. Не случайно Саровский монастырь называли «академией монашества».
Трагически закончилась жизнь первооснователя монастыря отца Иоанна. В монастырской библиотеке были найдены запрещенные книги, и ему было предъявлено обвинение в государственном заговоре, настоятель был арестован. Скончался он, находясь в тюрьме Санкт-Петербурга.
Архитектурный ансамбль Саровского монастыря
К середине XIX века Саровский монастырь стал одним из крупнейших в России. Славился он хорошо отлаженным хозяйством и прекрасным архитектурным ансамблем. Первые сооружения обители были небольшие, деревянные. Каменный архитектурный ансамбль создавался на протяжении XVIII – XIX вв.
Самым высоким сооружением монастыря (81 м) и одним из самых красивых зданий является колокольня. За время существования монастыря было построено три колокольни: две деревянные и одна каменная. Каменная сохранилась до наших дней. Строилась она десять лет (1789 –1799 гг.). Существует версия, что проект этой колокольни делал известный русский архитектор К.И.Бланк. Возводилась она на пожертвования вкладчиков.
Колокольня выполнена в четыре яруса. Первый ярус представлял собой высокий арочный проём – Святые врата обители, оформленные в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был украшен живописными картинами на евангельские темы. Слева на стене ворот установлена памятная доска в честь первоначальника Иоанна (в миру Ивана Фёдоровича Попова), основателя монастыря. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: фонд обычных книг, где хранилось более 7 тысяч томов, и фонд особо ценных книг и рукописей, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись обители, написанная основателем пустыни иеросхимонахом Иоанном. На втором ярусе колокольни была церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца, освящённая в 1806 году. На третьем и четвёртом ярусах размещались колокола. Самый большой весил 1200 пудов (более 19 тонн), его называли «тысячник». Он занимал третий ярус. Этот колокол отливался в монастыре. Остальные 18 колоколов занимали четвёртый ярус. Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для его подъёма собрали с окрестных деревень 5 тысяч человек, и с помощью 4 основных и 4 «отводных» канатов «тысячник» был поднят на колокольню всего за несколько часов. Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки вёрст по всей округе. После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне Сатиса.
Колокольня – символ города Сарова. Она была и остаётся визитной карточкой города – её изображение есть на гербе города.
Сразу при входе в монастырь стоял храм, названный в честь Богородицы и Живоносного Её Источника. Вначале это была небольшая деревянная церковь. В середине XVII века построили каменное здание с одним куполом. Окончательный вид с пятью куполами храм приобрёл в 1846 году. Это был зимний собор монастыря, так как он отапливался, и в зимнее время там шли главные службы до самой Пасхи. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством росписи и драгоценностью иконостаса. Главную ценность собора составляла особо чтимая икона пресвятой Богородицы и Её Живоносного источника. В народе эту церковь ласково называли «Веревочка». Это связано с тем, что храм имел украшения, напоминающие канат.
Здание собора Живоносного Источника взорвали в 1953 году. В 2003 году на месте собора установлен памятный крест.
Главным собором монастыря являлся Успенский собор. Вначале это была небольшая однокупольная церковь. Закончена она была в 1744 году и строилась на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым, за что и получила название Демидовской. В1770 году началось строительство большого храма, который был закончен семь лет спустя. При этом пришли к интересному архитектурному решению: демидовскую церковь не разрушили, а сделали алтарём Успенского собора. Собор славился великолепным пятиярусным иконостасом с иконами византийского письма. Высота храма была 61 метр. Ныне собор не существует, на его месте установлен памятный крест.
К алтарю Успенского собора примыкала красивая светлая часовня, где находились могилы двух саровских подвижников Марка Молчальника и Серафима Саровского.
Храм преподобного Серафима Саровского заложили в 1897 г. по проекту архитектора А. С. Каменского ещё до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Собор возводили над кельей, где жил последние годы преподобный старец. Освящён он был в ходе саровских торжеств 1903 г., когда о. Серафим был причислен к лику святых. В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья отца Серафима находилась внутри храма. Её можно было обойти кругом и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главу с крестом.
В советское время в храме находился драматический театр. Только в 2003 г. храм вновь был восстановлен к 100-летию канонизации Серафима Саровского. Восстановили храм в рекордно короткие сроки за 8 месяцев. Буквально сутками работали художники из Москвы, те самые, которые расписывали храм Христа Спасителя.
К храму примыкает здание под названием Архиерейский дом. В монастырские времена здесь находилась картинная галерея с портретами всех саровских настоятелей. Во время посещения Сарова царской семьей здесь останавливалась мать последнего русского царя Мария Федоровна. Рядом здание монастырской трапезной, которое построили в 1828 году. Купол большого светлого зала был украшен росписью на тему Евангелия: Иисус Христос кормит народ пятью хлебами. Трапезная была рассчитана на 100 человек. Кормили в монастыре скромно, но вкусно и питательно. Вот воспоминания одного из паломников, посетившего монастырь в 1904 году,: «Булки там чудные, вдвое больше петербургских и до того нежные, каких в Петербурге не найдёшь, да я думаю и нигде…и ещё чудный там квас». Рядом с трапезным помещением одновременно были построены хлебня и келарня с погребами над ними (келарь – заведующий монастырским хозяйством). При Пахомии в 1780 году прямо над обрывом к Саровке были сложены каменные ледники и квасоварня. Саровские квасы готовили один раз в год в марте. Ставили в бочках в погребе, засыпая их льдом и снегом, и пили потом весь год.
В советское время монастырская роспись трапезной была уничтожена, на её месте появилась другая: голубое небо с облаками, зелёными листьями на деревьях и летающими птицами. В этом зале прекрасная акустика, и иногда в нём проводились концерты духового оркестра. В настоящее время помещение трапезной передано православному приходу. Зал же с круглым потолком пока пустует. В помещении бывшей келарни сейчас находится контора прихода.
Храм Иоанна Предтечи находится за пределами монастыря и стоит над ключом, бьющим из-под горы. В начале это была небольшая церковь, которую освятили в 1752 году. В 1821 году храм был полностью разобран. И на его месте началось строительство нового здания. Деньги на строительство пожертвовал астраханский рыбопромышленник Фёдоров, который посетил Саровскую пустынь в 1820 году и получил в ней исцеление. По его желанию в церкви было 3 престола: главный, в честь усекновения главы Иоанна Предтечи, и 2 дополнительных, посвящённых апостолам. Нижняя часть храма, где находился источник, была застеклена. В монастырские времена от источника был проведён водопровод, который снабжал водой весь монастырь.
В 1940-1950 годах был снесён купол церкви и здание превращено в гостиницу, а затем в нем располагался один из отделов ВНИИЭФ. В 1998 году здание храма Иоанна Предтечи было передано церкви и там возобновились богослужения. Действующей была только нижняя часть храма, где был установлен простой деревянный иконостас с бумажными иконами. Здание тогда требовало ремонта, с потолка осыпалась штукатурка. Во время больших праздников была страшная теснота. Тогда верующие люди не могли даже предполагать, что храм Иоанна Предтечи будет восстановлен в своём первозданном виде, с пятью главами, с великолепным иконостасом и росписями, с купальней в нижней части храма. И все же храм был восстановлен в 2006 году к 300-летию основания Саровского монастыря.
Саровские подземелья начал копать ещё первоначальник Иоанн, когда он жил на Саровском городище. Пещеры в Сарове были задуманы по образцу киевских. В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Разрешение на освящение церкви было получено с большими трудностями благодаря ходатайству царевен Марии и Феодосии, сестёр Петра I. Они же и подарили новой церкви частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев. Церковь освятили в честь Антония и Феодосия. Служба в подземной церкви продолжалась недолго. Система вентиляции была несовершенна. От сырости портилось дерево и богослужебные книги, и церковь надолго стала бездействующей. В 1778 году она была отремонтирована, чугунный иконостас был заменён медным посеребрённым с медными позолоченными иконами. В 1992 году вход в пещеры был вновь найден. В данное время пещеры и алтарь церкви восстановлены.
,