Творчество Куперена Франсуа
(Новая: Категория:ДОО по МХК Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "[[Создатели культуры ...) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
− | + | ==КУПЕРЕН ФРАНСУА (1653 - 1713)== | |
− | + | [[Изображение:Куперен для ДОО по МХК.jpg|thumb|Франсуа Куперен]] | |
− | Франсуа Куперен, прозванный "Куперен Великий" - французский композитор, органист и клавесинист - родился в Париже. Вошел в историю как непревзойденный мастер клавесинной музыки конца XVII - первой трети XVIII вв. Опираясь на достижения таких выдающихся предшественников, как Ж. Б. Люлли и А. Корелли, Куперен блестяще сочетал в собственном творчестве французские и итальянские влияния, оставаясь вместе с тем истинно национальным художником | + | Франсуа Куперен, прозванный "Куперен Великий" - французский композитор, органист и клавесинист - родился в Париже. Вошел в историю как непревзойденный мастер клавесинной музыки конца XVII - первой трети XVIII вв. Опираясь на достижения таких выдающихся предшественников, как Ж.Б. Люлли и А. Корелли, Куперен блестяще сочетал в собственном творчестве французские и итальянские влияния, оставаясь вместе с тем истинно национальным художником. |
+ | ==Королевский органист== | ||
Куперен вырос в семье потомственных музыкантов. Уже в 17 лет он заменил отца в должности органиста парижской церкви Сен-Жерве. Другим его музыкальным наставником был органист королевской капеллы Ж. Д. Томлен. Блестящие успехи в органном искусстве позволили Куперену стать преемником своего учителя: в 1693 г. он получил звание королевского органиста. Однако любимым инструментом его был клавесин, на котором он играл, по свидетельству современников, с истинным совершенством. К 1702 г. Куперен становится придворным клавесинистом и учителем музыки в королевской семье (однако официально до 1717 г. это звание носил известный французский композитор и клавесинист д'Англебер). В 1730 г. из-за болезни Куперен ушел в отставку, и преемницей выдающегося музыканта стала его дочь Маргарита-Антуанетта (1705 - 1778), также замечательная клавесинистка, об игре которой сохранилось немало восторженных отзывов. | Куперен вырос в семье потомственных музыкантов. Уже в 17 лет он заменил отца в должности органиста парижской церкви Сен-Жерве. Другим его музыкальным наставником был органист королевской капеллы Ж. Д. Томлен. Блестящие успехи в органном искусстве позволили Куперену стать преемником своего учителя: в 1693 г. он получил звание королевского органиста. Однако любимым инструментом его был клавесин, на котором он играл, по свидетельству современников, с истинным совершенством. К 1702 г. Куперен становится придворным клавесинистом и учителем музыки в королевской семье (однако официально до 1717 г. это звание носил известный французский композитор и клавесинист д'Англебер). В 1730 г. из-за болезни Куперен ушел в отставку, и преемницей выдающегося музыканта стала его дочь Маргарита-Антуанетта (1705 - 1778), также замечательная клавесинистка, об игре которой сохранилось немало восторженных отзывов. | ||
− | Куперен писал в самых разнообразных жанрах: трио-сонаты, органные мессы, концерты (для одного или нескольких инструментов с basso continue), мотеты. Вместе с тем он оказался одним из немногих крупных композиторов, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявших произведений для хора | + | ==Классицизм и рококо== |
+ | [[Изображение:Клавесин для ДОО по МХК.jpg|thumb|left|Клавесин]] | ||
+ | Стиль Куперена глубоко оригинален, он не ограничивается рамками господствовавших в ту эпоху художественных течений. Композиционной строгостью и симметричностью форм он связан с классицизмом, а столь свойственные ему изящество, ювелирная отделка деталей, тонкая орнаментика во многом сближают его с эстетикой рококо. | ||
+ | |||
+ | Куперен писал в самых разнообразных жанрах: трио-сонаты, органные мессы, концерты (для одного или нескольких инструментов с basso continue), мотеты. Вместе с тем он оказался одним из немногих крупных композиторов, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявших произведений для хора. Мотеты Куперена, в отличие от "хоровых мотетов XVII в"., представляют собой духовные песни для одного голоса с инструментальным сопровождением. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ==Клавесинные пьесы== | ||
+ | [[Изображение:Клавесин для Скаралатти.jpg|thumb|left|"Клавесин" Я. Вермеер]] | ||
+ | Наиболее ценную часть наследия Куперена составляют его клавесинные пьесы. Всего композитор сочинил около 250 таких пьес, которые объединены в 27 сюит, составивших 4 больших сборника (вышли в свет соответственно в 1713, 1716, 1722, 1730гг.). Сюиты носили названия "Les ordres" - последовательности: в них чередовались пьесы самого различного характера. Подавляющее большинство этих клавесинных миниатюр имеет программные подзаголовки. Здесь и жанрово-изобразительные сцены ("Молотобойцы", "Вязальщицы", "Жнецы"), и зарисовки природы ("Лилии распускаются", "Испанка", "Любимая"), и стремление передать в звуковых образах душевный облик, черты характера или физическое состояние ("Мрачная", "Выздоравливающая", "Стыдливость", "Кокетство"); есть у композитора и сатирические сцены ("Престарелые щеголи и пере-зрелые красавицы", "Старички и старушки на ходулях"). | ||
− | + | И рисуя пейзаж, и пытаясь запечатлеть особенности какого-либо настроения, душевного состояния, Куперен стремится найти тонкие связи между конкретным образом и его инструментальным воплощением. "В клавесинный жанр он привнес черты психологического реализма и придал инструментальным пьесам такую же выразительность, как пьесам вокальным, наделенным поэтическим текстом", - писал известный исследователь клавирной музыки М. Друскин. Более четверти всех клавесинных пьес Куперена написано в форме рондо; она наиболее полно отвечала изобразительному замыслу и изящному стилю его поэтических миниатюр. | |
− | Большую ценность представляет также трактат Куперена | + | Большую ценность представляет также трактат Куперена "Искусство игры на клавесине", 1716 года: в нем содержится ряд методических указаний относительно выразительных приемов игры, аппликатуры, а также подчеркивается особая роль мелизматических украшений и необходимость скрупулезно точного их воспроизведения |
Текущая версия на 17:54, 31 января 2010
Команда Художники МОУДОД ДШИ №17 для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"
Содержание |
[править] КУПЕРЕН ФРАНСУА (1653 - 1713)
Франсуа Куперен, прозванный "Куперен Великий" - французский композитор, органист и клавесинист - родился в Париже. Вошел в историю как непревзойденный мастер клавесинной музыки конца XVII - первой трети XVIII вв. Опираясь на достижения таких выдающихся предшественников, как Ж.Б. Люлли и А. Корелли, Куперен блестяще сочетал в собственном творчестве французские и итальянские влияния, оставаясь вместе с тем истинно национальным художником.
[править] Королевский органист
Куперен вырос в семье потомственных музыкантов. Уже в 17 лет он заменил отца в должности органиста парижской церкви Сен-Жерве. Другим его музыкальным наставником был органист королевской капеллы Ж. Д. Томлен. Блестящие успехи в органном искусстве позволили Куперену стать преемником своего учителя: в 1693 г. он получил звание королевского органиста. Однако любимым инструментом его был клавесин, на котором он играл, по свидетельству современников, с истинным совершенством. К 1702 г. Куперен становится придворным клавесинистом и учителем музыки в королевской семье (однако официально до 1717 г. это звание носил известный французский композитор и клавесинист д'Англебер). В 1730 г. из-за болезни Куперен ушел в отставку, и преемницей выдающегося музыканта стала его дочь Маргарита-Антуанетта (1705 - 1778), также замечательная клавесинистка, об игре которой сохранилось немало восторженных отзывов.
[править] Классицизм и рококо
Стиль Куперена глубоко оригинален, он не ограничивается рамками господствовавших в ту эпоху художественных течений. Композиционной строгостью и симметричностью форм он связан с классицизмом, а столь свойственные ему изящество, ювелирная отделка деталей, тонкая орнаментика во многом сближают его с эстетикой рококо.
Куперен писал в самых разнообразных жанрах: трио-сонаты, органные мессы, концерты (для одного или нескольких инструментов с basso continue), мотеты. Вместе с тем он оказался одним из немногих крупных композиторов, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявших произведений для хора. Мотеты Куперена, в отличие от "хоровых мотетов XVII в"., представляют собой духовные песни для одного голоса с инструментальным сопровождением.
[править] Клавесинные пьесы
Наиболее ценную часть наследия Куперена составляют его клавесинные пьесы. Всего композитор сочинил около 250 таких пьес, которые объединены в 27 сюит, составивших 4 больших сборника (вышли в свет соответственно в 1713, 1716, 1722, 1730гг.). Сюиты носили названия "Les ordres" - последовательности: в них чередовались пьесы самого различного характера. Подавляющее большинство этих клавесинных миниатюр имеет программные подзаголовки. Здесь и жанрово-изобразительные сцены ("Молотобойцы", "Вязальщицы", "Жнецы"), и зарисовки природы ("Лилии распускаются", "Испанка", "Любимая"), и стремление передать в звуковых образах душевный облик, черты характера или физическое состояние ("Мрачная", "Выздоравливающая", "Стыдливость", "Кокетство"); есть у композитора и сатирические сцены ("Престарелые щеголи и пере-зрелые красавицы", "Старички и старушки на ходулях").
И рисуя пейзаж, и пытаясь запечатлеть особенности какого-либо настроения, душевного состояния, Куперен стремится найти тонкие связи между конкретным образом и его инструментальным воплощением. "В клавесинный жанр он привнес черты психологического реализма и придал инструментальным пьесам такую же выразительность, как пьесам вокальным, наделенным поэтическим текстом", - писал известный исследователь клавирной музыки М. Друскин. Более четверти всех клавесинных пьес Куперена написано в форме рондо; она наиболее полно отвечала изобразительному замыслу и изящному стилю его поэтических миниатюр.
Большую ценность представляет также трактат Куперена "Искусство игры на клавесине", 1716 года: в нем содержится ряд методических указаний относительно выразительных приемов игры, аппликатуры, а также подчеркивается особая роль мелизматических украшений и необходимость скрупулезно точного их воспроизведения