Участник:Сергей Милованов

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Дворец в Павловске
+
'''Дворец в Павловске'''
  Большой дворец для наследника престола великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I) и его жены великой княгини Марии Федоровны на месте небольшого дома «Паульлюст» (Павлова утеха) в Павловске возвел на живописном холме над рекой Славянкой за четыре года (1782-1786) приглашенный Екатериной II в Россию шотландский архитектор Чарльз Камерон.
+
 
  При составлении проекта дворца в стиле классицизма в 1781 году Камерон избрал распространенный в Европе тип итальянской виллы, увенчанной куполом. Такой тип виллы сложился под влиянием построек знаменитого зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио. Палладио включал в состав сельской виллы для богатых землевладельцев ядро с парадными и жилыми помещениями и подчиненную группу служебных и хозяйственных построек. Однако при всем увлечении идеями Палладио Камерон учитывал и русские национальные традиции в архитектуре. Он решил общую схему здания по образцу русских дворянских усадеб, тех «домиков с колоннами», которые строились тогда повсюду в помещичьих имениях по всей России. Дворец создавался вместе в английским (пейзажным) парком и составлял с ним единое целое.
+
 
  Возведенный на высоком берегу реки Славянки, дворец Камерона состоял из центрального трехэтажного корпуса, близкого по форме к кубу. Эта часть дворца увенчана куполом. В нем располагались парадные и жилые помещения. На втором этаже центрального корпуса размещались, как это было обычно в усадебных постройках, парадные покои, на первом - жилые комнаты, на третьем – полуслужебные помещения. Выходящий во двор фасад центрального корпуса Камерон украсил восемью парными колоннами коринфского ордера, высоко поднятыми над рустованным первым этажом. Архитектор при этом отказался от традиционного фронтона. Скульптурных украшений на фасаде немного. Лишь под карнизом верхнего этажа находится узкий фриз с орнаментом в виде завитков аканта и три круглых медальона с изображением сцен на античные сюжеты. В отличие от большинства построек того времени, где обычно подчеркнуто акцентировался только главный фасад, Камерон трактовал и второй фасад, обращенный к реке Славянке, как равноценный. Но колонны здесь стоят гораздо теснее, благодаря чему фасад кажется более высоким, чем на самом деле.
+
Большой дворец для наследника престола великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I) и его жены великой княгини Марии Федоровны на месте небольшого дома «Паульлюст» (Павлова утеха) в Павловске возвел на живописном холме над рекой Славянкой за четыре года (1782-1786) приглашенный Екатериной II в Россию шотландский архитектор Чарльз Камерон.
  По сторонам от Центрального корпуса симметрично располагаются два невысоких полутораэтажных боковых флигеля служебного назначения. Здесь находились хозяйственные службы – кладовые, кухни, комнаты для прислуги и т.д. С центральным корпусом флигели соединяются полуциркульные одноэтажные галереями-переходами, украшенными колоннадами. Галереи-переходы образовывают парадный двор.
+
 
  Среди помещений дворца, интерьеры которых оформлены Камероном, - Египетский вестибюль (созданный при участии скульптора И.П. Прокофьева), Танцевальный зал, Бильярдная, Столовая. Но осуществить все задуманные проекты внутренней отделки Камерону не смог, поскольку был отстранен от работы, Он не всегда считался с желаниями владельцев дворца, бесконечно требовавших изменений. Ему также не простили доверчивость в работе с подрядчиками, которые обманывали его. Завершал отделку здания помощник Камерона итальянский архитектор Винченцо Бренна, который перестроил и значительно расширил переходы-галереи и служебные флигели. Уют и интимность, присущие помещениям дворца, созданным Камероном, Бренна заменил эффектной декоративностью. В связи с восшествием Павла I на престол во дворце появились новые большие залы, отделанные с торжественной пышностью, соответствующие значению дворца как императорской резиденции. Это Большой, или Тронный, зал, Кавалерский зал, Картинная галерея и другие. В архитектуру и художественную отделку покоев он ввел орнаментику военного характера, заимствованную из искусства Древнего Рима периода Империи.
+
 
  В 1803-1804 годах центральный корпус дворца, сильно поврежденный пожаром, был восстановлен и заново отделан выдающимся архитектором А.Н. Воронихиным. В отделке интерьеров дворца также принимали участие зодчие Д. Кваренги и К.И. Росси.  
+
При составлении проекта дворца в стиле классицизма в 1781 году Камерон избрал распространенный в Европе тип итальянской виллы, увенчанной куполом. Такой тип виллы сложился под влиянием построек знаменитого зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио. Палладио включал в состав сельской виллы для богатых землевладельцев ядро с парадными и жилыми помещениями и подчиненную группу служебных и хозяйственных построек. Однако при всем увлечении идеями Палладио Камерон учитывал и русские национальные традиции в архитектуре. Он решил общую схему здания по образцу русских дворянских усадеб, тех «домиков с колоннами», которые строились тогда повсюду в помещичьих имениях по всей России. Дворец создавался вместе в английским (пейзажным) парком и составлял с ним единое целое.
  В Великую Отечественную войну [Павловск] был оккупирован фашистами, которые в январе 1944 года при отступлении подожгли дворец. Сгорели междуэтажные перекрытия, крыша и купол с колоннадой, сильно пострадал внутренний декор стен.
+
 
  После войны дворец был восстановлен реставраторами. Весной 1970 года было полностью завершено восстановление всех 45 музейных залов, имевших художественную отделку. Эти залы, освобожденные от искажений и наслоений, привнесенных временем, предстали теперь во всем своем великолепии.
+
 
 +
Возведенный на высоком берегу реки Славянки, дворец Камерона состоял из центрального трехэтажного корпуса, близкого по форме к кубу. Эта часть дворца увенчана куполом. В нем располагались парадные и жилые помещения. На втором этаже центрального корпуса размещались, как это было обычно в усадебных постройках, парадные покои, на первом - жилые комнаты, на третьем – полуслужебные помещения. Выходящий во двор фасад центрального корпуса Камерон украсил восемью парными колоннами коринфского ордера, высоко поднятыми над рустованным первым этажом. Архитектор при этом отказался от традиционного фронтона. Скульптурных украшений на фасаде немного. Лишь под карнизом верхнего этажа находится узкий фриз с орнаментом в виде завитков аканта и три круглых медальона с изображением сцен на античные сюжеты. В отличие от большинства построек того времени, где обычно подчеркнуто акцентировался только главный фасад, Камерон трактовал и второй фасад, обращенный к реке Славянке, как равноценный. Но колонны здесь стоят гораздо теснее, благодаря чему фасад кажется более высоким, чем на самом деле.
 +
По сторонам от Центрального корпуса симметрично располагаются два невысоких полутораэтажных боковых флигеля служебного назначения. Здесь находились хозяйственные службы – кладовые, кухни, комнаты для прислуги и т.д. С центральным корпусом флигели соединяются полуциркульные одноэтажные галереями-переходами, украшенными колоннадами. Галереи-переходы образовывают парадный двор.
 +
 
 +
 
 +
Среди помещений дворца, интерьеры которых оформлены Камероном, - Египетский вестибюль (созданный при участии скульптора И.П. Прокофьева), Танцевальный зал, Бильярдная, Столовая. Но осуществить все задуманные проекты внутренней отделки Камерону не смог, поскольку был отстранен от работы, Он не всегда считался с желаниями владельцев дворца, бесконечно требовавших изменений. Ему также не простили доверчивость в работе с подрядчиками, которые обманывали его. Завершал отделку здания помощник Камерона итальянский архитектор Винченцо Бренна, который перестроил и значительно расширил переходы-галереи и служебные флигели. Уют и интимность, присущие помещениям дворца, созданным Камероном, Бренна заменил эффектной декоративностью. В связи с восшествием Павла I на престол во дворце появились новые большие залы, отделанные с торжественной пышностью, соответствующие значению дворца как императорской резиденции. Это Большой, или Тронный, зал, Кавалерский зал, Картинная галерея и другие. В архитектуру и художественную отделку покоев он ввел орнаментику военного характера, заимствованную из искусства Древнего Рима периода Империи.
 +
 
 +
 
 +
В 1803-1804 годах центральный корпус дворца, сильно поврежденный пожаром, был восстановлен и заново отделан выдающимся архитектором А.Н. Воронихиным. В отделке интерьеров дворца также принимали участие зодчие Д. Кваренги и К.И. Росси.  
 +
В Великую Отечественную войну [Павловск] был оккупирован фашистами, которые в январе 1944 года при отступлении подожгли дворец. Сгорели междуэтажные перекрытия, крыша и купол с колоннадой, сильно пострадал внутренний декор стен.
 +
 
 +
 
 +
После войны дворец был восстановлен реставраторами. Весной 1970 года было полностью завершено восстановление всех 45 музейных залов, имевших художественную отделку. Эти залы, освобожденные от искажений и наслоений, привнесенных временем, предстали теперь во всем своем великолепии.
  
 
Литература
 
Литература

Версия 13:46, 18 декабря 2009

Дворец в Павловске


Большой дворец для наследника престола великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I) и его жены великой княгини Марии Федоровны на месте небольшого дома «Паульлюст» (Павлова утеха) в Павловске возвел на живописном холме над рекой Славянкой за четыре года (1782-1786) приглашенный Екатериной II в Россию шотландский архитектор Чарльз Камерон.


При составлении проекта дворца в стиле классицизма в 1781 году Камерон избрал распространенный в Европе тип итальянской виллы, увенчанной куполом. Такой тип виллы сложился под влиянием построек знаменитого зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио. Палладио включал в состав сельской виллы для богатых землевладельцев ядро с парадными и жилыми помещениями и подчиненную группу служебных и хозяйственных построек. Однако при всем увлечении идеями Палладио Камерон учитывал и русские национальные традиции в архитектуре. Он решил общую схему здания по образцу русских дворянских усадеб, тех «домиков с колоннами», которые строились тогда повсюду в помещичьих имениях по всей России. Дворец создавался вместе в английским (пейзажным) парком и составлял с ним единое целое.


Возведенный на высоком берегу реки Славянки, дворец Камерона состоял из центрального трехэтажного корпуса, близкого по форме к кубу. Эта часть дворца увенчана куполом. В нем располагались парадные и жилые помещения. На втором этаже центрального корпуса размещались, как это было обычно в усадебных постройках, парадные покои, на первом - жилые комнаты, на третьем – полуслужебные помещения. Выходящий во двор фасад центрального корпуса Камерон украсил восемью парными колоннами коринфского ордера, высоко поднятыми над рустованным первым этажом. Архитектор при этом отказался от традиционного фронтона. Скульптурных украшений на фасаде немного. Лишь под карнизом верхнего этажа находится узкий фриз с орнаментом в виде завитков аканта и три круглых медальона с изображением сцен на античные сюжеты. В отличие от большинства построек того времени, где обычно подчеркнуто акцентировался только главный фасад, Камерон трактовал и второй фасад, обращенный к реке Славянке, как равноценный. Но колонны здесь стоят гораздо теснее, благодаря чему фасад кажется более высоким, чем на самом деле. По сторонам от Центрального корпуса симметрично располагаются два невысоких полутораэтажных боковых флигеля служебного назначения. Здесь находились хозяйственные службы – кладовые, кухни, комнаты для прислуги и т.д. С центральным корпусом флигели соединяются полуциркульные одноэтажные галереями-переходами, украшенными колоннадами. Галереи-переходы образовывают парадный двор.


Среди помещений дворца, интерьеры которых оформлены Камероном, - Египетский вестибюль (созданный при участии скульптора И.П. Прокофьева), Танцевальный зал, Бильярдная, Столовая. Но осуществить все задуманные проекты внутренней отделки Камерону не смог, поскольку был отстранен от работы, Он не всегда считался с желаниями владельцев дворца, бесконечно требовавших изменений. Ему также не простили доверчивость в работе с подрядчиками, которые обманывали его. Завершал отделку здания помощник Камерона итальянский архитектор Винченцо Бренна, который перестроил и значительно расширил переходы-галереи и служебные флигели. Уют и интимность, присущие помещениям дворца, созданным Камероном, Бренна заменил эффектной декоративностью. В связи с восшествием Павла I на престол во дворце появились новые большие залы, отделанные с торжественной пышностью, соответствующие значению дворца как императорской резиденции. Это Большой, или Тронный, зал, Кавалерский зал, Картинная галерея и другие. В архитектуру и художественную отделку покоев он ввел орнаментику военного характера, заимствованную из искусства Древнего Рима периода Империи.


В 1803-1804 годах центральный корпус дворца, сильно поврежденный пожаром, был восстановлен и заново отделан выдающимся архитектором А.Н. Воронихиным. В отделке интерьеров дворца также принимали участие зодчие Д. Кваренги и К.И. Росси. В Великую Отечественную войну [Павловск] был оккупирован фашистами, которые в январе 1944 года при отступлении подожгли дворец. Сгорели междуэтажные перекрытия, крыша и купол с колоннадой, сильно пострадал внутренний декор стен.


После войны дворец был восстановлен реставраторами. Весной 1970 года было полностью завершено восстановление всех 45 музейных залов, имевших художественную отделку. Эти залы, освобожденные от искажений и наслоений, привнесенных временем, предстали теперь во всем своем великолепии.

Литература 1.Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X – начала XX века. М., 1989 2.Всеобщая история архитектуры. Т.V. Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения. М., 1966. 3.Кучумов А.М. Павловск. Путеводитель по дворцу-музею и парку. Л., 1975 4.Третьяков Н.С. Павловск: история дворца и художественного убранства. // Павловск. Золотой век русской культуры. Санкт-Петербург, 1996. С.3-70. 5.Талепоровский В.Н. Чарльз Камерон. М., 1939

Персональные инструменты
Инструменты