Литература к проекту Русский Карфаген

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(О России и русской философской культуре философы русского послеоктябрьского зарубежья)
м (Откат правок Шина Мишлен (обсуждение) к версии Дора Рудакова)
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 20: Строка 20:
 
   
 
   
 
Аннотация
 
Аннотация
 +
 
Книга представляет собой комментированное издание произведений известных философов русской эмиграции - Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, П. А. Сорокина, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского. Собранные здесь произведения объединяет тема исторической судьбы России, размышления о роли православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа, о своеобразии философской культуры России XIX - XX вв.
 
Книга представляет собой комментированное издание произведений известных философов русской эмиграции - Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, П. А. Сорокина, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского. Собранные здесь произведения объединяет тема исторической судьбы России, размышления о роли православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа, о своеобразии философской культуры России XIX - XX вв.
 +
 +
==Русская военная эмиграция 20 – 40-х годов XX в.==
 +
 +
Документы и материалы. Т. 4. У истоков «Русского общевоинского союза». 1924 г.
 +
/ Сост. В.А. Авдеев, Ю.А. Алексеев, И.И. Басик, А.Т. Жадобин, А.А. Зданович, В.Н. Карпов, В.В. Марковчин, В.И. Муранов. М.: РГГУ, 2007. – 980 с.
 +
 +
Настоящий том возник благодаря большой изыскательской и исследовательской работе сотрудников Института военной истории Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки России.
 +
Том "У истоков "Русского общевоинского союза". 1924 г." в основной своей части содержит тексты (целиком или в извлечениях) 187 документов наряду с 62 документами в качестве приложений. Большинство их было извлечено из фондов Центральных архивов ФСБ и Службы внешней разведки РФ, остальные представлены выборкой из фондов ГА РФ (бывшего РЗИА) и архивного отдела Администрации г. Новороссийска.
 +
 +
Тематически том построен на раскрытии идейно-политических, организационных, социальных и нравственных коллизий внутри Российского, преимущественно военного, зарубежья накануне и в первые месяцы после образования Русского общевоинского союза (РОВС). Глава I ("Притязания на российский престол") - самая небольшая по числу собранных в ней документов, знакомит с одной из главных сенсаций русской эмигрантской политической жизни 1924 г: объявлением себя носителем императорской власти вел. кн. Кириллом Владимировичем и реакцией на нее монархистов и сторонников генерала П.Н. Врангеля. Глава II ("Врангель, Кутепов и другие...") дает представление о политических, организационных, институциональных, региональных аспектах существования частей Русской армии и ее командования за границей, а также некоторых частных сюжетах, восполняющих контекст излагаемой темы (обращение к армии митрополита Антония, генерала А.И. Деникина и т.п.). Главы III ("От военных обществ к Русскому общевоинскому союзу"), IV-я ("Общество галлиполийцев"), V-я ("Офицерские союзы и общества во Франции"), VI-я ("Создание Русского общевоинского союза") и VII-я ("Казачество в Европе") представляют калейдоскоп многочисленных и ярких лиц и событий, из которых, собственно, и складывалась изо дня в день, из года в год жизнь военных эмигрантов в европейских странах.
 +
 +
Как и в предыдущих томах серии, читателю предлагается редкая возможность взглянуть на военную эмиграцию с двух сторон: и ее собственными глазами, и оком советской разведки. Оперативно-распорядительный и отчетно-информационный характер документов создает, даже при выборочном чтении, психологический эффект нахождения в эпицентре непримиримой и нескончаемой борьбы между белыми и красными, выплеснувшейся уже за пределы России. Приемы ее становились все более изощренными, распространяясь в покрытое тайной и окутанное легендами противостояние "рыцарей плаща и кинжала", но преследуя все ту же, одну-единственную цель - уничтожение противника, если не сейчас, то в будущем, всеми доступными средствами. Консенсус тут был не возможен.
 +
 +
По мере публикации томов серии "Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов ХХ в.", взлелеянный в 1990-х гг., и в научной литературе, и в СМИ, миф о Российском зарубежье как о "земле обетованной" для всех честных и благородных людей, "волею судеб" оказавшихся на чужбине и отмоливших грехи революции и Гражданской войны, начинает бледнеть перед несравненно более сложной исторической реальностью, кропотливо воссоздаваемой публикаторами. Перефразируя известную сентенцию Ф.И. Тютчева о сути русской истории до и после Петра I, можно так обрисовать содержание Белого движения до эмиграции и после: вначале - одно уголовное дело, потом - сплошная панихида. И здесь, как нам видится, кроется эффект чисто психологического воздействия генеральской патетики и обывательских стенаний на того, кто взялся изучать источники эмигрантского происхождения. Благородный слог белоэмигрантов, их трагическое, часто безысходное положение не должны застить взор исследователя, заставляя отдавать им предпочтение перед их противниками, якобы "низкими" происхождением и "подлыми" своими целями. Безнравственность, жестокость и цинизм, унесенные белыми и красными с щедро политых русской кровью полей Гражданской войны, никуда не делись. Увы, в этом убеждаешься, перелистывая изданный том.
 +
 +
Вероятно, не все разделят наше толкование уникальных документов, вошедших в 4-й том серии "Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов ХХ в.". Это естественно. Важнее другое: всякий неравнодушный читатель имеет теперь возможность прочесть и проанализировать их самостоятельно. И уже ясно, что без них не обойдется теперь ни один серьезный исследователь Российского зарубежья.
 +
 +
Из ж-ла Новый исторический вестник, №16(2), 2007.
 +
http://www.nivestnik.ru/2007_2/3.shtml
 +
 +
  
 
[[Категория:Русский Карфаген]]
 
[[Категория:Русский Карфаген]]

Текущая версия на 20:13, 19 декабря 2015

Содержание

[править] Литература к проекту "Русский Карфаген"

[править] Флот в белой борьбе

Флот в Белой борьбе. / Сост.,науч.ред., предисл. и коммент. докт. ист.наук С. В. Волкова. — М.: Центрполиграф, 2002. (Научно-просветительное издание) — 607 с. Тираж 3 000 экз.

http://militera.lib.ru/h/whitefleet/index.html *

Аннотация издательства: Книга «Флот в Белой борьбе» представляет собой девятый том серии, посвященной истории Белого движения в России, и описывает участие в Гражданской войне русских военных моряков. В книге приведены воспоминания участников Белой борьбы на морях, крупных озерах и реках России. Рассмотрены судьбы русских эскадр, которые вынуждены были интернироваться и разоружиться за рубежом, а также эмигрантские организации моряков. 3а небольшим исключением помещенные в томе материалы в России никогда не издавались, а опубликованные за рубежом представляют собой библиографическую редкость. Том снабжен предисловием и обширным комментарием, содержащим несколько сот неизвестных и «первые публикуемых биографических справок об авторах и героях очерков. Книга входит в реализуемую издательством «Центрполиграф» серию под общим названием «Россия забытая и неизвестная». Как и вся серия, она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей, а также на государственных и общественно-политических деятелей, ученых, причастных к формированию новых духовных ценностей возрождающейся России.

  • Все тексты, находящиеся на сайте, предназначены для бесплатного прочтения всеми, кто того пожелает. Используйте в учёбе и в работе, цитируйте, заучивайте... в общем, наслаждайтесь. Захотите, размещайте эти тексты на своих страницах, только выполните в этом случае одну просьбу: сопроводите текст служебной информацией — откуда взят, кто обрабатывал. Не преумножайте хаоса в многострадальном интернете.

[править] О России и русской философской культуре философы русского послеоктябрьского зарубежья

Бердяев, Н.А.; Вышеславцев, Б.П.; Зеньковский, В.В. и др О России и русской философской культуре философы русского послеоктябрьского зарубежья

Издательство: М.: Наука; 1990 г. 528 с. ISBN: 5-02-008117-5

Аннотация

Книга представляет собой комментированное издание произведений известных философов русской эмиграции - Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, П. А. Сорокина, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского. Собранные здесь произведения объединяет тема исторической судьбы России, размышления о роли православия в развитии духовной культуры и национального самосознания русского народа, о своеобразии философской культуры России XIX - XX вв.

[править] Русская военная эмиграция 20 – 40-х годов XX в.

Документы и материалы. Т. 4. У истоков «Русского общевоинского союза». 1924 г. / Сост. В.А. Авдеев, Ю.А. Алексеев, И.И. Басик, А.Т. Жадобин, А.А. Зданович, В.Н. Карпов, В.В. Марковчин, В.И. Муранов. М.: РГГУ, 2007. – 980 с.

Настоящий том возник благодаря большой изыскательской и исследовательской работе сотрудников Института военной истории Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки России. Том "У истоков "Русского общевоинского союза". 1924 г." в основной своей части содержит тексты (целиком или в извлечениях) 187 документов наряду с 62 документами в качестве приложений. Большинство их было извлечено из фондов Центральных архивов ФСБ и Службы внешней разведки РФ, остальные представлены выборкой из фондов ГА РФ (бывшего РЗИА) и архивного отдела Администрации г. Новороссийска.

Тематически том построен на раскрытии идейно-политических, организационных, социальных и нравственных коллизий внутри Российского, преимущественно военного, зарубежья накануне и в первые месяцы после образования Русского общевоинского союза (РОВС). Глава I ("Притязания на российский престол") - самая небольшая по числу собранных в ней документов, знакомит с одной из главных сенсаций русской эмигрантской политической жизни 1924 г: объявлением себя носителем императорской власти вел. кн. Кириллом Владимировичем и реакцией на нее монархистов и сторонников генерала П.Н. Врангеля. Глава II ("Врангель, Кутепов и другие...") дает представление о политических, организационных, институциональных, региональных аспектах существования частей Русской армии и ее командования за границей, а также некоторых частных сюжетах, восполняющих контекст излагаемой темы (обращение к армии митрополита Антония, генерала А.И. Деникина и т.п.). Главы III ("От военных обществ к Русскому общевоинскому союзу"), IV-я ("Общество галлиполийцев"), V-я ("Офицерские союзы и общества во Франции"), VI-я ("Создание Русского общевоинского союза") и VII-я ("Казачество в Европе") представляют калейдоскоп многочисленных и ярких лиц и событий, из которых, собственно, и складывалась изо дня в день, из года в год жизнь военных эмигрантов в европейских странах.

Как и в предыдущих томах серии, читателю предлагается редкая возможность взглянуть на военную эмиграцию с двух сторон: и ее собственными глазами, и оком советской разведки. Оперативно-распорядительный и отчетно-информационный характер документов создает, даже при выборочном чтении, психологический эффект нахождения в эпицентре непримиримой и нескончаемой борьбы между белыми и красными, выплеснувшейся уже за пределы России. Приемы ее становились все более изощренными, распространяясь в покрытое тайной и окутанное легендами противостояние "рыцарей плаща и кинжала", но преследуя все ту же, одну-единственную цель - уничтожение противника, если не сейчас, то в будущем, всеми доступными средствами. Консенсус тут был не возможен.

По мере публикации томов серии "Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов ХХ в.", взлелеянный в 1990-х гг., и в научной литературе, и в СМИ, миф о Российском зарубежье как о "земле обетованной" для всех честных и благородных людей, "волею судеб" оказавшихся на чужбине и отмоливших грехи революции и Гражданской войны, начинает бледнеть перед несравненно более сложной исторической реальностью, кропотливо воссоздаваемой публикаторами. Перефразируя известную сентенцию Ф.И. Тютчева о сути русской истории до и после Петра I, можно так обрисовать содержание Белого движения до эмиграции и после: вначале - одно уголовное дело, потом - сплошная панихида. И здесь, как нам видится, кроется эффект чисто психологического воздействия генеральской патетики и обывательских стенаний на того, кто взялся изучать источники эмигрантского происхождения. Благородный слог белоэмигрантов, их трагическое, часто безысходное положение не должны застить взор исследователя, заставляя отдавать им предпочтение перед их противниками, якобы "низкими" происхождением и "подлыми" своими целями. Безнравственность, жестокость и цинизм, унесенные белыми и красными с щедро политых русской кровью полей Гражданской войны, никуда не делись. Увы, в этом убеждаешься, перелистывая изданный том.

Вероятно, не все разделят наше толкование уникальных документов, вошедших в 4-й том серии "Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов ХХ в.". Это естественно. Важнее другое: всякий неравнодушный читатель имеет теперь возможность прочесть и проанализировать их самостоятельно. И уже ясно, что без них не обойдется теперь ни один серьезный исследователь Российского зарубежья.

Из ж-ла Новый исторический вестник, №16(2), 2007. http://www.nivestnik.ru/2007_2/3.shtml

Персональные инструменты
Инструменты