У вас нет прав на редактирование этой страницы по следующей причине:
Запрошенное действие могут выполнять только участники из группы «Участники».
Текст:
==[[Ченебечиха, село (Шахунский район, Нижегородская область)|Деревня Ченебечиха]]== Это одно из старейших поселений на территории Ветлужского района, о котором сохранились документальные упоминания. В его истории отразилась борьба, которую пришлось вести растущему Московскому государству в 15-17 вв. при своем продвижении на северо-восток. Большинство историков пришло к выводу, что основная славянская колонизация Поветлужья проходила из Новгорода через север со стороны Великого Устюга, так как с юга, с Волги, проникновению славян на Ветлугу мешали сначала булгары, царство которых было на средней Волге, потом казанские татары и их союзники – луговые марийцы, жившие на левом, луговом, берегу Волги. Но частичная славянская колонизация Поветлужья проходила и с реки Унжи, и одним из таких мест колонизации был район Ченебечихи. Название «Ченебечиха» осталось от аборигенов здешнего края, народности МЕРИ, но его частично изменили славяне. Если обратиться к словарю марийского языка, (который близок к языку мери), то слово «цебер» означает «красивый луг». Новгородцы, проникнувшие на Ветлугу, в своём произношении звук «ц» смешивали с «ч», например, вместо «цепь» они говорили «чепь», вместо «чулок» - «цулок» и т.д., а к окончанию названий прибавляли «ха». Так из марийского слова «цебер» появилось слово «Ченебечиха». В документах Макарьевского, что на Унже, монастыря имеется запись: « В 1644 году старцы (монахи) Тихон, Пансий, Козьма и Пафнутий поселились в диком лесу Унвежской осады Ветлужской волости Воскресенского стану за рекой за Ветлугой по реке Какше в пустоше Ченебечихи», а через 10 лет (в 1654 году) они подали царю челобитную, в которой писали: « Де живут они на пустоши Ченебечихе 10 лет, а церкви нет, да нашли другие пустоши по Малой Какшице по речке, да пустошь Ивняжную на речке Шаре, на той пустошке когда-то была церковь, и каменья на могилах есть, а до черемис от тех пустошей дикого лесу вёрст сто…» и просили разрешить построить в Ченебечихе церковь во имя Воздвижения. В 1655 году церковь была построена, а 1659 году эту Воздвиженскую церковь в Ченебечихе указом царя приписали к Макарьевскому, на Унже, монастырю. Характерно, что в этом документе Ченебечиха и Ивняжная названы пустошами, то есть местами, ранее заселёнными, но почему – либо запустевшими. Видимо, ещё в 16 веке здесь уже были славянские поселения, и подтверждением этому служит упоминание об оставшихся в Ивняжном могильных памятниках (камениях) Да и в челобитной крестьянина Нейской волости (сейчас она в Макарьевском районе Костромской обл.) Митюкова, поданной на имя царя в 1587 году об отдаче ему на оброк за рекой Унжей, говорится: «а запустел тот лес с сорок и с пятьдесят лет…, и кто тем лесом в старину владел, побили в старую войну черемисы, а иные померли в поветрие и тем лесом не владеет никто…». Основание небольшого монастырька в Ченебечихе – пример типичной монастырской колонизации. Старцы–монахи в поисках уединения уходили в новые необжитые места, строили кельи, часовни. Позже к ним подселились другие монахи и крестьяне, основывая селения. Монастырская колонизация в то время имела прогрессивное значение, так как помогала осваивать новые районы, и правительство всячески поддерживало её. [[Изображение:Памятная доска..jpg|1eft|250px|thumb|Эта памятная доска была установлена на клубе в д. Ченебечихе.]] ''(К сожалению, на памятной доске есть ошибка. Ченебечиха в то время называлась - пустынь '''Воздвиженье.''' Эта памятная доска была установлена в 70-е годы прошлого столетия на стене клуба в д. Ченебечихе учениками Сявской средней школы и их директором - Долгих Владимиром Сергеевичем. В 1661 году Воздвиженской пустыни принадлежали уже д.д. Холки (позже Новоуспенское) и Хмелевицы. Но монахи Воздвиженской пустыни не обосновывались надолго в Ченебечихе. Они устремили свою экспансию ещё дальше на северо-восток по реке Какше в земли, заселённые марийцами, и встретили здесь сопротивление с их стороны. В документах «Грамоты коллегии экономии по Галическому уезду», хранящихся в архиве Древних Актов в Москве, имеется дело № 35 за 1668 год – жалоба черемисов Санчюрского уезда царю на притеснение их монахами Макарьевского монастыря, которые в целях захвата их земель использовали не только мирное свое оружие – проповедческий крест, но и ружья, и самострелы. Они перевели сюда свой монастырь, основав Нововоздвиженскую пустынь, на месте которой позже было основано село Какша (сейчас оно в Кировской области). [ http://video.mail.ru/mail/iraida1948/1093/2659.html] ==Ченебечиха в воспоминаниях== В глухом лесу, на правом берегу реки Большая Какша, в 22 км от г. Ветлуги, расположилась небольшая деревня Ченебечиха. [ http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=81661] «Большая дорога», идущая из г. Ветлуги в пос. Сява, проходит в 2 км от деревни. Дорога проходит полями и перелесками через д. Сергино до д. Минино, расположенной на правом (гористом) берегу реки Ветлуги. Летом через реку переправлялись на лодке (дощечке) или пароме. Река здесь была шириной около 100 метров, но в весенние паводки иногда разливалась до 3 км. От перевоза « Большая дорога» по лесу петляет в сторону Сявы в основном по сосновому бору. В 6 км от реки есть «отворот» от «Большой дороги», который идёт в Ченебечиху, а «Большая дорога» уходит дальше лесом на Сяву (20 км). Дорога в Ченебечиху идёт 1 км лесом и 1 км полем. Колхозное поле небольшое (около 100 га). Вдоль опушки леса поле загорожено жердями. Дорога выходит на середину деревни, в которой два десятка домов расположились на правом берегу реки Большая Какша. Дома (избы) построены, в основном, на одной стороне деревенской улицы, позади которых находились задние огороды и бани. Большая часть домов была построена в 30-е годы, когда стали заселяться заброшенные земли и создаваться колхозы. Сюда приехали жить, в основном, жители из правобережных деревень Ветлужского района. Самыми первыми переехали жить в Ченебечиху семьи Соколова Андрея и Батанова Ивана. Первое время в колхоз входила только д. Ченебечиха, а позднее в этот же колхоз вошли деревни Аверьяновское, Половинное, Горелая, которые находились в 2-х км от Ченебечихи. Когда колхозы стали укрупнять, все эти лесные деревушки вошли в колхоз «Россия», центром которого стала деревня Пустошь, расположенная за Мининым и Сергиным в 15 км от Ченебечихи. Рассказывали, что раньше в Ченебечихе была только часовня. Колокол с неё был сброшен в Заводь. Была когда - то и водяная мельница, от которой сохранились остатки свай в реке и глубокий омут. Наибольшее развитие деревни было в 50-е годы. Тогда впервые в деревне появились трактора, автомашины, велосипеды, мотоциклы, телефон, радио. Привозили и показывали кинофильмы. В деревне Горелой была построена гидроэлектростанция, в избах загорелись лампочки вместо керосиновых ламп. Но люди, особенно молодежь, старались любыми путями покинуть деревню, так как в колхозе работали фактически бесплатно, за « палочки-трудодни». Это сделать было нелегко, т.к. тем, кто жил в деревне, не давали паспорта. А без паспорта человек не мог в городе жить и работать. После службы в армии ребята старались не возвращаться в деревню, а уезжали на какую – либо стройку, на целину. Девчонки уезжали в город, где каким – то образом добивались временной прописки, потом выходили там замуж и оставались жить. Некоторые шли в няньки за кусок хлеба, чтобы получить временную прописку. Нередко уезжали по «вербовке». В крайнем случае, уходили работать в «кадру» (так называли лесоучасток леспромхоза, который находился рядом с деревней) или шли работать в лесхоз, в химлесхоз. Всем, кто работал в колхозах, запрещалось выдавать паспорта. Те, кто не смог куда-либо уехать, работали в колхозе. В 50-е годы в Ченебечихе была построена начальная школа, в которой было 2 класса: в одном учились ученики 1-го и 3-го классов, в другом -2-го и 4-го классов. Школа была построена посередине деревни, напротив дороги, идущей из Ветлуги в Ченебечиху. В школе в то время училось около 40 учеников из Ченебечихи, Половинной и Горелой, а Аверьяновское уже не существовало. В те годы продолжали праздновать запрещенные религиозные праздники. В каждой деревне отмечался свой какой – либо религиозный праздник или несколько. В деревне Ченебечихе был «престольным» праздником Покров, который отмечается 14 октября. Обычно в такие праздники гуляли три дня. На праздник приезжали родственники, знакомые и молодёжь из близлежащих деревень. В каждом доме готовились к этому празднику. Приготовляли домашнее пиво, пекли пироги, накрывали праздничные столы. Устраивались народные гуляния. С песнями под гармошку ходили по улице деревни, плясали. Такие праздники были интересней и веселей, чем «организованные», т.к. здесь веселился сам народ, по своему обычаю. Но нередко в такие праздники были молодёжные драки. На Покров были заморозки, земля покрывалась снегом. В начале ноября на реках устанавливался лёд. Зимой морозы доходили до 35 – 40 градусов. Снега выпадало в некоторые зимы до метра. В конце апреля реки вскрывались и начинался весенний паводок. Вода в Большой Какше поднималась на 2 – 3 метра. В это время сплавляли лес по рекам. Летом часто были грозы. Жара доходила до 25 – 30 градусов. Избы в деревне были все деревянные. Крыши крылись соломой, приходилось дежурить: ходили по улице и смотрели, чтобы где–либо не произошло загорание. Печи топили рано утром. Летом ночи были очень короткие, всего 2-3 часа. Река Ветлуга – левый приток Волги, длиной 889 км. Судоходная на 700 км от устья. Своё начало берёт в Кировской области, в 10 – 15 км от истока Большой Какши. Ветлуга протекает по Кировской, Костромской, Горьковской областям. Это самый северо-восточный район в области. Город Ветлуга образован в 1778 г. В середине 20 века в нём проживало около 30 тысяч жителей. В городе были две средние школы, лесотехникум, медицинское училище. Бала развита пищевая и лесная промышленность. Город находится в 50 км от железной дороги (станция Урень), поэтому промышленность развивалась плохо. Моста через р. Ветлугу не было. Летом через реку переправлялись на пароме, а зимой по льду. Весной дорога к Уреню закрывалась, а хозяйственные грузы провозили по реке на пароходах и баржах. Река Большая Какша берёт своё начало в Кировской области у посёлка Ленинское, недалеко от истока р. Ветлуги. Длина реки около 80 км. Деревня Ченебечиха находится в 30 км от устья реки. Большая Какша впадает в реку Ветлугу у деревни Погорелка, недалеко от село Спасского. На Большой Какше находится посёлок Сява (Шахунский р-н). Здесь хорошо развита лесная и химическая промышленность. От Сявы через посёлок Вахтан проходит железнодорожная ветка до города Шахуньи. Шахунья, как и Урень, находится на железной дороге Горький – Киров. Весной Какша иногда разливается (в среднем течении у д. Ченебечихи) шириной до 500 м. В летнее время река имеет ширину 20 -25 м. Средняя глубина около метра. Русло реки очень извилистое. Берег с одной стороны обрывистый, а с другой – песчаный («запесок»). После каждого поворота реки, через 100-300 метров, виды берегов меняются: где был «запесок» на берегу, за поворотом берег становится обрывистым. Дно реки песчаное. Раньше в реке было много рыбы, но с развитием промышленности, особенно после строительства химзавода на Сяве, рыба в реке стала исчезать. Несколько раз химзавод сбрасывал свои ядовитые отходы в реку. По воде несло отравленную рыбу. Дно реки покрывалось мазутом, нельзя было в реке купаться и пользоваться речной водой. С вырубкой леса река стала мелеть. В лесах, окружающих Ченебечиху, было много зверей, птиц. Росли разные ягоды, грибы. Но с вырубкой леса и появлением техники звери и птицы стали исчезать. Раньше в лесу водились медведи, лоси, волки, лисы, зайцы, белки, барсуки (язвики), бурундуки. На лесных озёрах гнездились утки. На болотах жили цапли, журавли. В лесу росла земляника, костяника, брусника, толокнянка, черника, малина, смородина. На болотах росла голубика и клюква. В лесу было много рябины, калины, черёмухи. Росли грибы: сыроежки, подосиновики, подберёзовики, боровики, волнушки, рыжики, попутники, белянки, маслята, лисички, опята, сморчки, грузди, белые грибы. Приход людей и техники отрицательно сказался на дикой природе в окрестностях Ченебечихи [ http://youtu.be/kymNLq_bqTA]. А природа там была действительно «дикой». Во многих местах не ступала нога человека. Постепенно из деревни молодёжь уехала, а пожилые люди стали перебираться к детям или уходили из жизни. В 80-е годы перестал существовать колхоз, а в 90-е годы был ликвидирован лесоучасток. Деревня прекратила своё существование. Поле заросло мелколесьем, а деревня – бурьяном. Легенды и предания о Ченебечихе. Говорят, когда хан Батый в наши леса пришёл, народ кинулся от него в леса спасаться. Батый Ветлугу переходить не стал– очень боялся здешних болот, да и чащи тут были непроходимые. Только один отряд какой-то досюда добрался. Его привёл Ченебек. И что-то тут, говорят, ему понравилось. Он получил эти места под своё начальство и стал тут жить. Деревню его народ Пустошью называл, потому что вокруг неё селиться никто не хотел. И вот этот Ченебек женился на русской. Как её звали, никто уж не помнит. Но, говорят, была она ужасного нрава - злая, жестокая, завистливая. Она своего мужа - то и убила. Колдунья была – со змеями водилась. И вот подослала змею, и та укусила Ченебека насмерть. Очень, говорят, хотелось этой женщине стать хозяйкой над здешними местами. Вот и стала. А деревню с тех пор Ченебечихой зовут – она в лесах стоит по дороге от Сявы на Ветлугу. А другое предание гласит, что когда татары Русь завоевали, один из князей, Ченебек, был послан в эти места. И у него здесь было много русских невольниц. Вот одна его совсем окрутила – сделалась его женой. Так её и стали звать Ченебечихой. Характер у неё был жестокий, злобливый. Хана она не любила, а людей ненавидела. Гордыня у неё была страшная – хотела всей Ветлугой владеть. И, вдобавок, ещё колдуньей была. Только отличается это предание от первого тем, что после смерти хана крестьяне восстали, убили Ченебечиху и бросили в болото, к её любимым змеям. (по материалам школьного краеведческого музея) В черемисскую деревушку, что стояла в ту давнюю пору на реке Большой Какше, пришел с отрядом храбрый воин хана Батыя – Ченебек. Он привез с собой русских невольниц и по татарскому обычаю женился на одной из них. Неизвестно, из каких краев русской земли попала она сюда, но была та женщина не в пример остальным русским пленницам горда, заносчива, жестока. Сделавшись женой Ченебека, издевалась над своими соотечественницами. Сам Ченебек стал бояться своей жены. Русские женщины называли ее Ченебечихой. Слух о Ченебечихе распространился далеко вокруг, ее обходили стороной, ибо встреча с ней каждому сулила несчастье. Поэтому и сейчас в этом краю мало селений. Зато змеи полюбили Ченебечиху. Они поселились в ее бане, во дворе, стали проползать в горницу. Ченебечиха легко усвоила шипение змей, и они запросто беседовали с ней о своем житье-бытье. Вольготно жилось здесь змеям. Со всей округи устремлялись они в селение под покровительство всесильной жены Ченебека. Страшно стало в этих краях, река Большая Какша кишмя кипела змеями. Стаями переплывали они с левого берега на правый, где никто не смел ни одну из них и пальцем тронуть. Поэтому и сейчас в этом краю много змей. Но случилось один раз вот что. Хан Ченебек собирался вечером ложиться спать. Пришел он в свою ханскую опочивальню и увидел на супружеском ложе своем большого змея. Не успел храбрый Ченебек выхватить саблю, как змей этот ужалил его в самое сердце. Умер от того укуса злодейского храбрый воин, а в селении осталась хозяйничать Ченебечиха. Теперь она одна властвовала над всей той землей. Но жила Ченебечиха недолго. Возмущенные жители – черемисы и русские прогнали татар, а Ченебечиху убили и бросили в змеиное болото. Кончилась власть Ченебечихи, да вот, к сожалению, название за селением так и сохранилось. Текст легенды изложен А.В.Сысоевым по рассказам жителей деревень Ченебечиха и Горелая Ветлужского района в 1966 году. Напечатана в сборнике «Нижегородские предания и легенды». Волго-Вятское книжное издательство. г.Горький 1971 г. (стр.126-127). Недалеко от Ветлуги протекала река Саввина, в честь которой назван холм Саввина грива. Река Саввина получила своё название в честь разбойника Саввы. Он был главарём банды. Один барин приехал в те места и попросил собрать деньги старосту Савву. Деньги не были собраны в срок, и старосту наказали. Банда бежала в лес и обосновалась в местечке близ Ченебечихи. Савва потерял мать ещё в юном возрасте. Перед смертью мать отдала сыну кольцо, обладающее скрытой силой. Савва в свою очередь подарил кольцо своей жене. Спустя некоторое время местные жители донесли на Савву и его банду царю, который со своей армией попытался их арестовать. Но царской армии арест не удался, разбойники пустились в бегство. Награбленное же было спрятано в Соловецком озере, недалеко от Ченебечихи. Поиски беглых продолжались. Из всей банды удалось схватить Савву и его жену. Выше упоминалось о волшебном кольце, благодаря которому Савве удалось исчезнуть от рук царя. С тех пор ни Савву, ни его жену никто не видел. Эти легенды покрыты мраком тайны, ключ разгадки к которым не найден и по сей день. В 1987 году Ченебечиху покинул последний житель. Деревня опустела, дома начали разваливаться, зарастать травой и мхом. ===Лялины горы=== Давно в старину в Ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля. (Говорят, что это один из атаманов Степана Разина). Он был храбр, красив, умел держать в руках шайку разбойников, все подчинялись ему беспрекословно. Разбойники грабили богатых купцов, помещиков, а бедных людей не трогали. В Ченебечихе был монастырь, в котором было много золота. Ляля, который со своей шайкой жил в горах у самой реки Ветлуги, недалеко от Варнавина (теперь Лялины горы), часто подступал к монастырю, но тот хорошо охранялся, поэтому в него разбойники долго не могли ворваться. Ляля проложил от реки Ветлуги до монастыря прямую дорогу и, собрав всю шайку, напал на монастырь и взял его. Разбойники сбросили колокол с церкви в реку Большую Какшу, а монастырь разграбили. Золото Ляля с разбойниками положил в бочку, опустил бочку в озеро, привязав ее цепями к пню. Многие искали этот клад, но никак не могли найти. Однажды трое кладоискателей ровно в полночь нашли эту цепь. Но как только один из них взялся руками за цепь, из воды вышел разбойник Ляля и громовым голосом закричал. Кладоискатели пустились бежать по лесу домой. Некоторые смельчаки потом несколько раз приходили на это место, но цепи уже не было. А монастырь в настоящее время не сохранился. Старики помнят часовню, которая стояла на развалинах монастыря. С той далекой поры место над рекой Ветлугой называют Лялиными горами. ''Легенда записана от Н.И.Соболева в Ветлужском районе. Записал 20 июля 1966 года А.А.Сысоев. Напечатана легенда в сборнике «Нижегородские предания и легенды». Волго-вятское книжное издательство, г. Горький.1971 год (стр.195-196)'' ===Из жизни деревни=== {| | Перенесёмся в Ченебечиху середины XX века. Улица в деревне была длинной, прямой. От дома семьи Якутиных она шла в «кадру» (лесоучасток Ветлужского леспромхоза). Здесь было несколько бараков, в которых жило 25-30 семей рабочих лесоучастка, располагались магазин, гараж, кузница. От «кадры» шла лесная дорога через Суборь (сосновый бор) по правобережью Большой Какши. По этой дороге можно было пройти на Аверьяновское или через покосы выйти к реке Ветлуге около села Спасского (15 км.). Рядом с домом Якутиных был построен барак, в котором находились рабочее общежитие, медпункт, контора лесоучастка, клуб. Далее от барака, в правой деревенской улице, шёл «прогон», по которому выгоняли пастись в лес стадо коров. На левой стороне «прогона» раньше был кирпичный цех, где изготовляли и обжигали кирпич. Далее на левой стороне «прогона» стояло несколько частных домов рабочих «кадры» и барак. С правой стороны от «прогона» было колхозное поле. Дальше дорога уходила в лес к Обабочному болоту и на Емелину гриву. || http://photo.foto-planeta.com/view/2/4/5/chenebechiha-24584.jpg |} Через улицу от дома Якутиных (напротив дома Горбуновых) находилась колхозная кузница. В ней творил свои чудеса мастер своего дела – Кузнецов Николай Макарович. Мимо кузницы дорога спускалась к Какше. Летом через реку устанавливали переходы – «лавы» (на дно реки устанавливали «козла», на которые настилали тонкие брёвна). По этим переходам переправлялись на другую сторону реки. Если не устанавливали переходы, то шли вброд или переплывали на лодке. За рекой одна дорога шла через Саввин бор к деревне Аверьяновское, а другая шла к Соловецкому озеру. По преданию, в Саввинском бору жил когда-то разбойник Савва, который закопал там клад с драгоценностями. Соловецкое озеро находится в 6 км. от Ченебечихи. Оно расположено среди соснового бора. Озеро небольшое, но очень глубокое, и вода в нём всегда холодная. Рыба в нём не живёт. По легенде, тут жили воины Степана Разина. Здесь они скрывались от царских дружинников. В озере была спрятана бочка с драгоценностями и золотом. Из озера вытекает небольшой ручей, который течет в Казанское болото. Это болото протянулось на 10 км. Там есть места, куда не ступала нога человека. [[Изображение:Колхозники Ченебечихи на покосе (фото 1952г.).jpg|1eft|300px|thumb|Колхозники д. Ченебечихи на покосе на Заводи (фото 1952г.)]] ==[[Ченебечиха, деревня Нижегородской области/Жители деревни|Жители деревни]] == {{:Ченебечиха, деревня Нижегородской области/Жители деревни}} ===[[Ченебечиха, деревня Нижегородской области/Соколов В.В. Среди лесов, среди болот|Соколов В.В. «Среди лесов, среди болот...»]] === '''[http://video.mail.ru/mail/vladimir_sokolov_41/_myvideo/178.html Видеоролик «Моя малая родина»]''', автор Соколов В.В. {{:Ченебечиха, деревня Нижегородской области/Соколов В.В. Среди лесов, среди болот}} <youtube v="WjC_Cuco6_w" /> Этот видеоролик посвящён деревне Ченебечихе. О деревне Ченебечихе поэт Сергей Лебедев написал поэму. [http://www.stihi.ru/2012/05/21/5108] <youtube v="WLqvNt1u-6E" /> Моей малой родине посвящается этот фильм. /Соколов В.В./ ==Источники == #Материалы школьного краеведческого музея. #«Нижегородские предания и легенды». Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький 1971 г. (стр.126-127). #Воспоминания В.В. Соколова, Н.И. Замашкиной, Е.В. Тюленёвой. #Материалы из личного архива В.В. Соколова. #Газета «Ленинское знамя», г. Ветлуга 1973 год. Статья Д. Белорукова. #[http://foto-planeta.com/np/105692/chenebechiha.html Фотографии заброшенной деревни] # Семейный альбом Соколова В.В. ---- *[[Региональный проект Памяти исчезнувших деревень|Региональный проект «Памяти исчезнувших деревень»]] [[Категория:Историческое краеведение]] [[Категория:Деревня]] [[Категория:Исчезнувшие населенные пункты]] [[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]]
Описание изменений:
Малое изменение Включить эту страницу в список наблюдения
Отменить