Лабораторная работа студентов Липецкого государственного педагогического университета Стили в обучении и преподавании

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Развитие процессов коммуникации все более заостряет противоречие между обществом и индивидуальностью личности.
Индивидуальность каждой личности можно отнести к понятию «стиль». Стилевые проявления общества, коллектива и
социума,привлекают большой интерес не только отдельные личности, но и научных исследователей.

Сфера образования относится к коммуникативным областям социума, объединяя и реализуя процессы доставки, хранения, обработки
и представления информации. Идеи индивидуализации обучения (по методам, стилю, набору специальных заданий) давно
реализуются на практике. Исследования стилевых проявлений в процессе обучения как одной из причин его низкой
эффективности, и, следовательно, как возможного средства повышения его качества, получили серьезное развитие уже в
середине прошлого века. Однако за последние десятилетие много что изменилось в сфере обучения – в учебный процесс
быстрыми темпами внедряются компьютерные средства обучения или программные средства учебного назначения, выражающих многие
функции преподавателя, а в некоторых случаях и замещающих его, которые сразу попали в сферу внимания исследователей.
Компьютерные средства обучения являют собой инструментальную основу многих инновационных подходов и технологий в сфере
образования. Естественно, что появление такого мощного и сложного фактора в организации учебного процесса не может не
влиять на стиль самого процесса, вместе с тем, стилевые черты должны присутствовать и у самих программных продуктов.

Содержание

Стиль личности

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.[1]

Слово “стиль”, как известно, происходит от греческого слова “stylos”, обозначающего палочку, которой в древности пользовались для письма на восковых дощечках. Стиль - это соединительное звено, мостик между рукой (психикой человека) и дощечкой (внешним миром).

Каждый человек находится под влиянием культурного наследия разного масштаба в зависимости от его среды и собственной активности. Культурное влияние многослойно и включает в себя ближайшее окружение личности, каналы масс-медиа, исторический опыт, зафиксированный в текстах и произведениях искусства. Человек может заимствовать модели поведения у знакомых ему людей или у лиц, живших в другие века и в других государствах. Процесс овладения стилем достаточно сложен и имеет ряд закономерностей, вскрытых зарубежными и отечественными исследователями стилей.

Основываясь на идеях, высказанных А.Адлером (1927), В.С.Мерлиным (1967, 1986) и Е.А.Климовым (1969) относительно природы стилей, можно выделить следующие условия их формирования:

  • Стиль возникает там, где есть свобода самовыражения. Если деятельность жестко регламентирована, индивидуальному стилю трудно проявиться в таких условиях. Только видя многообразие способов выполнения деятельности, человек может выбрать наиболее оптимальный для себя, на основе которого и формируется его стиль деятельности.
  • Для его формирования необходима личностная вовлеченность в деятельность. Стиль формируется только при наличии положительного отношения к деятельности и стремления сделать ее как можно лучше.
  • Стиль складывается с опорой на уже сложившиеся индивидные и личностные свойства, увязывая их в единое целое. Каждый человек старается так организовать свою деятельность, чтобы ему было удобно ее выполнять. Иногда это делается осознанно, но чаще не осознается. Критерием правильного выбора стиля в соответствии со своими индивидуальными особенностями для самого человека служат ощущение удобства, комфорта, снятие напряженности в момент выполнения деятельности.

Из этого вытекают основные функции стиля:

  • адаптационная, состоящая в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;
  • компенсаторная, состоящая в опоре на сильных сторонах индивидуальности и с компенсацией слабых сторон;
  • системообразующая, позволяющая, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;
  • самовыражения, состоящая в возможности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения.[2]

Наступление ХХI века ознаменовалось существенными культурно-историческими изменениями, которые, на мой взгляд, могут привести к новым тенденциям в формировании стилей личности:

  • Многократное увеличение стилевого разнообразия, благодаря расширяющимся возможностям человека в реализации разных видов деятельности и снятию многих идеологических и политических ограничений. Это лучше всего видно на лавинообразном росте стилей жизни в современном мире. А.Тоффлер (1997) еще в семидесятых годах ХХ века писал о том, что люди поставлены перед необходимостью выбирать из сотен вариантов свой стиль жизни, подобно вещи в супермаркете, тогда как еще пару веков назад он был предписан в соответствии с происхождением.
  • Нивелирование национальных различий в предпочтении тех или других стилей, благодаря широким межкультурным обменам и включению разных народов в единое информационное пространство. Индивидуальные особенности поведения человека в большей мере обусловлены местом его проживания и культурной микро-средой, чем его национальность. Эта закономерность достаточно четко прослеживалась и в прошлом, но сейчас благодаря широкомасштабному взаимопроникновению культур, стала очевидной. Стиль мышления ученого является результатом его социализации в рамках научной школы, а не национальной принадлежности.
  • Получение возможности для любого человека сознательного выбора своего стиля поведения, благодаря достижениям психологов, психотерапевтов, социологов в описании разных стилей поведения, создании методов их диагностики и обучению владения ими.
  • Возникновение новых технических возможностей повлечет за собой возникновение новых видов деятельности и форм общения, а вместе с ними и новых стилевых характеристик[2]. Так, например, общение в Интернет, уже привело к новым стилям самопредъявления личности, когда человек не просто преувеличивает или преуменьшает какие-то собственные характеристики, а вообще создает новую письменную личность (иногда другого пола и возраста), от лица которой вступает в отношения с другими людьми.


Список Литературы

  • Личность. Индивидуальность

http://dedovkgu.narod.ru/porm/ps16.htm

  • "Стили личности как отражение культуры"

Психология и культура. Ежегодник РПО. СПБ. Изд-во СПбГУ, 2003.

Стиль когнитивный

Человек – активный носитель познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), выступающий в двойной роли: как рассматривающая, познающая сторона – и как центр перспективы.

Познание — весьма объемный по своему содержанию, многозначный термин. Наиболее часто под ним понимается процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. В психологии - это термин, обозначающий человеческую способность думать, вспоминать и предвидеть. 1

Устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности отражаются в когнитивных стилях. Когнитивный стиль - это собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля.2 В широком смысле, когнитивный стиль можно определить как предпочитаемый подход к решению проблем, характеризующий поведение индивида относительно целого ряда ситуаций и содержательных областей, но вне зависимости от интеллектуального уровня индивида, его «компетенции». Для выделения стиля существенно не то, достигается ли в результате цель, а то, как она достигается.3

Любой показатель степени проявления когнитивного стиля — это «хороший» результат, так как мера выраженности того или иного стилевого полюса характеризует эффективность интеллектуальной адаптации данного человека к требованиям объективной действительности. Иными словами,когни­тивно-стилевой подход заключается в попытке ввести безоце­ночный взгляд на интеллектуальные возможности человека. 4

В рамках стилевого подхо­да о любом человеке можно сказать: «Каж­дый умен по-своему».


В зарубежной и отечественной литературе можно встретить упоминание около полутора десятков различных когнитивных стилей, в том числе 2:

  • по типу восприятия: полезависимость (ориентация на внешние источники информации) - поленезависимость (ориентация на внутренние источники информации: знания и опыт);
  • по типу реагирования: импульсивность (быстрая реакция на проблемную ситуацию) – рефлексивность (тщательное взвешивание решения проблемы);
  • по особенностям когнитивного контроля: ригидность – гибкость (стили связаны с легкостью или трудностью смены способа деятельности);
  • по диапазону эквивалентности: узость – широта (стили показывают индивидуальные различия в масштабе, который используется человеком для оценки сходства и различия объектом);
  • по сложности: когнитивная простота - когнитивная сложность (определяется мерой простоты или сложности системы личностных конструкций при интерпретации, прогнозировании и оценке действительности на основе определенным образом организованного субъективного опыта), толерантность к нереалистическому опыту (возможность принятия впечатлений, несоответствующих или даже противоположных имеющимся у человека);
  • по типу мышления: аналитический (низкий темп предъявления учебной информации, большое число повторений, малая вариативность учебных заданий, акцент на произвольное запоминание и саморегуляцию функционального состояния) - синтетический;
  • по доминирующему способу обработки информации: образный (представление чего-либо посредством образов) – вербальный (словесный, устный способ обработки информации);
  • по локусу контроля: экстернальный (люди считают, что все с ними происходящее объясняется внешними неконтролируемыми факторами)- интернальный (люди склонны считать, что способны управлять событиями).


Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой. Марк Аврелий



Список литературы

  1. "Психические познавательные процессы" http://www.grandars.ru/college/psihologiya/poznavatelnye-processy.html
  2. Когнитивные стили" http://psyera.ru/kognitivnye-stili-521.htm
  3. Демьянков В.З. "Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода ." Вопросы языкознания, 1994. № 4. С.17-33 http://www.infolex.ru/Cogni.html#_Toc32468351
  4. Холодная М.А."Когнитивные стили. О природе индивидуального ума." 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004 - 384 с. (Серия "Мастера психологии") http://www.alleng.ru/d/psy/psy097.htm

Стиль управления

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

  • Директивный стиль (авторитарный);
  • Демократический стиль (коллегиальный);
  • Либеральный стиль (попустительский или анархический). 1

Директивный

Файл:Post.png

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Пример:

Как правило этот стиль можно заметить в истории у выдающихся личностей таких как: Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт и т. д. А также у глав государств с соответствующей формой правления и в военной сфере. Этот стиль как правило применяют люди которые точно знают цель и путь её достижения.

При этом стиль не обязательно негативно сказывается на «морально-психологическом климате» подчиненных, примером тому может служить обращение Наполеона Бонапарта к итальянской армии (1796г.)


«Солдаты, вас плохо кормят и вы почти голы. У врага есть - всё у вас - ничего !. Правительство многим обязано вам, но не может ничего для вас сделать в настоящее время. Я поведу вас в плодороднейшие земли мира… Там вы найдете не только славу, но и богатство. Солдаты Итальянской армии – упустите ли вы все это по недостатку мужества?»


Демократический

Файл:Clip4569.jpg

Демократический стиль характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. 2

Либеральный

Файл:12.png

Либеральный стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Список литературы

[1] http://www.secreti.info/p2m.html

[2]http://www.center-yf.ru/data/Menedzheru/Stili-upravleniya.php

Стиль преподавания

Эффективность педагогического взаимодействия на учебных занятиях зависит от множества факторов (успешного определения целей совместной деятельности, соответствия педагогической тактики конкретной задаче данного взаимодействия, активности самих студентов и т.д.). Среди них важную роль играет фактор оптимального выбора методов обучения, реализация которых в конкретных условиях образовательного учреждения дает высокий уровень качества подготовки студентов.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модели преподавания

  • 1)"Сократ"- Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.


  • 2)"Руководитель групповой дискуссии"- Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.


  • 3)"Мастер"- Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.


  • 4)"Генерал"- Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.


  • 5)"Менеджер"- Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.


  • 6)"Тренер"- Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.


  • 7)"Гид"- Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Список Литературы

Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 2005


Венгера А.Л. Психология развития. Словарь М.: ПЕР СЭ, 2006.

Стиль учения

Определение стиля учения


Стили учения 1  — это индивидуально-своеобразные способы усвоения информации в учебной деятельности (в более широком понимании — присущие данному ученику устойчивые способы взаимодействия со своим образовательным окружением).

История появления


Термин, появился в западной психолого-педагогической литературе в 70-х годах прошлого столетия, характеризовал типичный для данного индивидуума (школьника, студента, взрослого) подход к процессу своего обучения. Первоначально для описания индивидуальных различий в учебной деятельности использовалось такое понятие, как «учебные предпочтения» (Riechmann, Grasha, 1974). С. Ричман и Е. Грейш выделили три типа биполярных учебных предпочтений, каждый полюс которых описывал учащихся шести разных типов: уклоняющийся/ участвующий- соперничающий/сотрудничающий; зависимый/независимый.

Краткая характеристика


Краткая психологическая характеристика каждого типа учащихся выглядела следующим образом:

  • 1) уклоняющийся — немотивированный, незаинтересованный,пассивный;


  • 2) участвующий — мотивированный, с четко выраженными учебными интересами, активный;


  • 3) соперничающий — склонный к самоутверждению, противопоставлению своего мнения позициям соучеников и учителя;


  • 4) сотрудничающий — ориентирован на дискуссии, работу в группах и межличностное взаимодействие в целом;


  • 5) зависимый — предпочитает структурированные программы и задания с четко определенными формами контроля со стороны учителя;


  • 6) независимый — предпочитает сам влиять на содержание и структуру учебной программы, используя помощь учителя как дополнительный ресурс.

Модель учения


Файл:Модель учения1.jpg
Выделяются четыре стиля учения 2

  • 1) дивергентный — учащиеся обучаются посредством синтезирования и интегрирования информации из разных источников, любят групповые формы работы, склонны к инновациям и отличаются богатым воображением, с удовольствием включаются в решение проблем, хотя не всегда доводят свою работу до конца;


  • 2) ассимилятивный — учащиеся воспринимают и перерабатывают информацию в режиме абстрактного обоснования и рефлексии, высоко ценят логику и последовательное мышление, склонны формулировать теории и исследовать факты, учатся посредством изучения идей, ценят мнение экспертов и возможность участвовать в дискуссиях, имеют хорошие способности в планировании собственной деятельности;


  • 3) конвергентный — учащиеся воспринимают информацию на уровне общих идей, ориентируясь при этом на их практическую реализацию, им важно знать, как устроены и как действуют вещи, предпочитают решать какую-либо одну проблему, стремятся проверять теории, отличаются стратегическим мышлением, толерантны к неопределенности, эффективны в принятии решений;


  • 4) аккомодативный — учащиеся воспринимают информациюна уровне конкретных впечатлений и учатся на основе предметных действий, любят делать конкретные вещи, не боятся рисковать и экспериментировать, склонны к лидерству и управлению другими людьми с целью получения необходимой информации.

Список Литературы

  • Стиль учения
 [1] http://www.psyhologtoday.ru/study-40-1.html
  • Познавательные стили в учебной деятельности, стр. 325
 [2] http://www.psyhologtoday.ru/study-40-1.html

Стиль кодирования информации

Определение стиля кодирования информации [1]


Стили кодирования информации — это субъективные средства, с помощью которых в ментальном опыте человека воспроизводится окружающий мир. Основные способы кодирования информации были описаны в работах Дж. Брунера [2], который говорит о существовании трех способов субъективного представления информации: в виде предметных действий, наглядных образов и языковых знаков . Аналогичную мысль о том, что работу мысли обеспечивают три «языка» переработки информации — знаково-словесный, образно-пространственный и тактильно-кинестетический — неоднократно высказывал Л. М. Веккер [3].



1
2
3
В виде знаков (словесно-речевой способ кодирования информации);
В виде образов (визуально-пространственный способ кодирования информации);
В виде чувственно-сенсорных впечатлений (чувственно-сенсорный способ кодирования информации .

таблица: три основные формы опыта.

Учение о двух сигнальных системах коры головного мозга И. П. Павлова [1]


Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в способах кодирования информа­ции поставил русский физиолог И. П. Павлов в рамках своего учения о двух сигнальных системах коры головного мозга. Пер­вая сигнальная система (1-я СС) осуществляет анализ и синтез непосредственных воздействий внешней действительности и внут­ренней среды организма с опорой на чувственные впечатления (сенсорные и перцептивные сигналы). Вторая сигнальная си­стема (2-я СС) обеспечивает ориентировку в среде посредством слова с опорой на различные формы речевой деятельности (сло­весные сигналы). При этом Павлов всегда особо подчеркивал, что следует говорить о взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем, поскольку они в принципе не могут функционировать автономно или параллельно (Павлов [3], 1938; Иванов-Смолен­ский, 1971). Преобладание 1-й СС создает предпосылки для формирова­ния личности «художественного типа» (высокий уровень образ­но-пространственных способностей, трудности в произвольной регуляции деятельности и т. п.), преобладание 2-й СС — лич­ности «мыслительного типа» (высокий уровень словесно-логи­ческих способностей, повышенная склонность к самоконтролю и т. д.). По сути, И. П. Павлов [4] описал два базовых способа коди­рования информации, соответствующих особенностям строения и функционирования головного мозга: чувственно-наглядный (образный) и словесно-речевой.


Опыт [6]


Попробуйте в течение одной минуты записать все слова, которые приходят в голову, когда вы слышите слово «хозяйство». Затем проанализируйте получившийся у вас список слов с точки зре­ния преобладания в нем конкретных либо общих понятий. Возможны два варианта выполнении этого задания: значение слова «хозяйство» раскрывается через набор конкретных понятий, описывающих неко­ торые реальные, зримо существующие ситуации (в виде образа кух­ни, деревни и т. п.), либо через набор общих понятий с отвлеченным содержанием («экономика», «финансы», «производство», «страна» и т. п.). Таким образом, даже на уровне свободных словесных ассоци­аций можно определить характерный для конкретного человека пер-восигнальный либо второсигнальный способ обработки информации.


Впоследствии было показано, что характер соотношения сиг­нальных систем оказывает существенное влияние на разные аспекты процесса переработки информации. Так, школьники с преобладанием 2-й СС проявляли большую самостоятельность при формулировании умозаключений в процессе решения задач, обнаруживали способность к переносу усвоенных в процессе обучения мыслительных операций, с большей эффективностью использовали подсказку. Напротив, школьники с преобладанием 1-й СС были склонны применять шаблонные умозаключения, заданные им экспериментатором (Басырова [4], 1966). Преимуще­ственное развитие 2-й СС у старших школьников соотносится с расчлененностью образного опыта и эффективностью формиро­вания образных обобщений при идентификации стилей худож­ников (Захарова [2], 1986). Учащиеся с легкой вербализацией зна­ний (у них вербальное проговаривание не мешает процессу решения) характеризуются теоретическим типом мышления, тог­да как школьники, имеющие затруднения в вербализации зна­ ний, — практическим типом мышления (Мехтиханова [7], 1988). На современном уровне проблема первосигнальных и второ- сигнальных способов кодирования информации оказалась пред­ставленной в качестве проблемы межполушарной специализа­ции с закреплением чувственно-образной формы презентации действительности за правым полушарием, а вербально-логической — за левым. Среди многочисленных фактов, полученных в рамках этого направления исследований, наиболее важными, пожалуй, являются результаты, доказывающие непрерывное взаимодействие полушарий и, следовательно, процесс постоян­ного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта (визуальной и словесно-ре­чевой).

Психологический анализ основных способов кодирования информации Дж. Брунера [6]



Психологический анализ основных способов кодирования информации впервые был представлен в работах Дж. Брунера [3], который говорил о существовании трех способов субъективного представления информации: в виде предметных действий, на­глядных образов и языковых знаков (Брунер, 1971; 1977). Ана­логичную мысль о том, что работу мысли обеспечивают три «языка» переработки информации — знаково-словесный, образ­но-пространственный и тактильно-кинестетический — впослед­ствии неоднократно высказывал .У! М. Веккер (Веккер, 1998). В последнее время проблема существования разных способов восприятия информации активно разрабатывалась в русле нейро- лингвистического программирования (НЛП). Были выделены три основные сферы «сенсорного опыта» человека: визуальная, аудиалъная, кинестетическая. Соответственно, разные люди преимущественно принимают и перерабатывают информацию о своем окружении визуально (с помощью перцептивных или мысленных зрительных образов), аудиально (посредством слу­ха) и кинестетически (через осязание, обоняние и другие чув­ственные впечатления). Для визуала типична следующая познавательная позиция — смотреть, представлять, наблюдать; для аудиала — слушать, го­ворить, обсуждать; для кинестетика — действовать, чувствовать, ощущать. При этом, однако, отмечается, что в обычных усло­виях восприятие действительности имеет полисенсорный ха­ рактер. В стрессовой ситуации человек склонен «закрываться» в одном (доминирующем) сенсорном канале, тогда как в ком­фортных условиях открываются все его сенсорные каналы, что является предпосылкой для творчества (Гриндер[8], Бэндлер[7], 1993; Гриндер[1], 1994). Следует отметить, что сенсорные впечатления теснейшим образом связаны с эмоциональными переживаниями, которые, как правило, выступают в качестве их «фона». Наличие эмо­циональной составляющей в условиях формирования ощуще­ ния звука, цвета, положения собственного тела и т. д. позволяет говорить о единстве сенсорных и эмоциональных впечатлений как одного из каналов получения и обработки информации при познавательном отражении действительности (Холодная[6], 1983а). Таким образом, в информационном обмене человека с ок­ружающей средой участвуют четыре основные модальности опыта:

  • знаки {словесно-речевой способ кодирования информации);
  • зрительные образы {визуальный способ кодирования ин­формации);
  • предметные действия {предметно-практический способ ко­дирования информации);
  • сенсорно-эмоциональные впечатления {сенсорно-эмоцио­нальный способ кодирования информации).

Примеры[5]


• У каждого человека при восприятии каких-либо воздействий непро­извольно активизируется именно та модальность ментального опыта, которая лежит в основе индивидуального стиля кодирования инфор­мации. Попробуем выявить некоторые стили кодирования информа­ ции на примере восприятия разных форм предъявления информации. Ниже приводятся пять фрагментов текста, по-разному описывающих один и тот же предмет — мяч. Последовательно прочитайте все фраг­менты текста (желательно, если кто-то прочитает их вслух), при этом следите за особенностями своего восприятия каждого фрагмента. Сразу после прочтения ответьте на два вопроса: можете ли вы выде­лить среди фрагментов текста те, которые вызвали у вас отчетливое чувство субъективного принятия (в виде переживания удовольствия или любопытства) по сравнению с остальными фрагментами (да — нет), и какие именно это фрагменты (с указанием порядкового номе­ра). Обычно разные люди отдают предпочтение одному-двум фраг­ ментам текста — естественно, разным.


1.Жил-был мяч. Это был странный и забавный мяч. У него не было хозяина и он очень страдал от одиночества. Поэтому он каждое утро скатывался по ступенькам своего дома и мчался в парк — искать того, кто мог бы с ним поиграть. Случалось, что кто-то пинал его ногой, и тогда мяч сердито прыгал по аллее прочь. Но вот когда он встречал­ ся с девочкой или мальчиком — о! Это было счастьем: тогда можно было играть с ними до самого вечера.
2. Стоит только посмотреть на то, какая это чудесная картина:разно­ цветный — сжелтыми, синими, красными боками, — мяч, качающийся на поверхности моря у самого берега в яркий солнечный день. Вода в море тихая, прозрачная и ярко-зеленая, как жидкое стекло. Видно, как сверкает множество капель на блестящей поверхности мяча.
3. Как приятно ощутить в своих руках упругий, тугой мяч! Все тело на­ прягается — и подача получается такой удачной! Рука распрямляется словно пружина, ладонь горит после удара по мячу. И вот тело опять в напряжении, ты уже готов принять тяжелый мяч и, обойдя противника, сделать виртуозную подачу партнеру.
4.Лежишь на диване с закрытыми глазами. Лето. Воскресенье. Окно распахнуто настежь. Слышны приглушенные звуки музыки, отдален­ ный шум трамвая. И где-то вдалеке — легкие удары мяча об асфальт. Снова и снова. И уже кажется, что мяч стучит удивительно ритмично. И кажется, что этот ритм ты уже где-то когда-то слышал.
5.Мяч, если задуматься, — это очень любопытный предмет. Это при­ мер одной из самых совершенных форм — шара. Мяч полый, внутри пустота. И это значит, что у мяча две поверхности: снаружи и внутри. Интересно, существует ли какой-либо закон соотнесенности внутрен­ ней и внешней поверхностей? И возможен ли физический мир, в ко­ тором можно жить изнутри и снаружи?


Итак, вы наверняка сделали свой выбор. Теперь вы можете сделать предположительный вывод о своем преобладающем стиле (или сти­лях) кодирования информации (следует иметь в виду, что приведен­ные фрагменты охватывают далеко не все стили кодирования инфор­мации):

  • первый фрагмент характеризует сенсорно-эмоциональный

стиль кодирования информации (с доминированием эмоционально­го компонента);

  • второй фрагмент — визуальный стиль;


  • третий фрагмент — предметно-практический стиль (с доми­нированием кинестетического компонента);


  • четвертый фрагмент — сенсорно-эмоциональный стиль

(с доминированием слухового компонента);

  • пятый фрагмент — словесно-речевой стиль.


Факт наличия индивидуально-своеобразных способов коди­рования информации играет важную роль в интеллектуальной судьбе человека. Так, представители нейро-лингвистического программирования считают, что неуспеваемость школьников во многом объясняется несовпадением метода обучения с присущим тому или другому ребенку стилем кодирования информации. Чаще всего из системы традиционного обучения («школьного конвейера»), ориентированной главным образом на словесно-ре­чевой способ предъявления информации, «выпадают» дети с визу­ альным и предметно-практическим стилями восприятия учебно­го материала. И стоит только привести в соответствие поведение учителя и стиля ученика, как тот начинает демонстрировать ра­стущие успехи в учебе (Гриндер[6], Бэндлер[5], 1993; Гриндер[5], 1994).



Список литературы

Уровни стилевого поведения:
[1]........http://www.websib.ru/fio/fp/works/022/mpi/psihol_2_1_1.htm
Виды познавательных стилей:
[2]........http://evgenysavin.ucoz.ru/materialy/holod.pdf
[3]........http://broomix.ru/psihologiya-intellek040.html
[4]........http://www.psyhologtoday.ru/study-37-2.html
[5]........http://socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/V/VEKKER/vekker.pdf
[6]........http://www.medklassika.ru/triumfov_1959/51/
[7]........http://www.psyhologtoday.ru/study-37-1.html
[8]........http://www.bim-bad.ru/docs/kholodnaja_cognitive_styles.pdf

Познавательный стиль

В последние десятилетия в психологии стал проявляться интерес к интеллектуальной деятельности, которая была обозначена термином “познавательные стили”. Познавательный стиль — характеризует индивидуально-своеобразные способы изучения реальности. Понятие «познавательный стиль» известно также под термином «психологический стиль» . Понятие познавательного, или психологического, стиля связано с совершением «перцептивной» (совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека действительности) и «интеллектуальной» (умственная деятельность человека в какой-либо области науки) деятельности, т. е. с реализацией цикла восприятие — осмысление. Познавательный стиль индивидуума зависит от «генетически определенного склада его ума и внешних факторов, таких, как образование и опыт.

Г.Уиткин 2 в 1967 году сформулировал критерии отличия стилей.

1.Стиль проявляется в различных видах психической деятельности.

2.Способность изменяется в зависимости от возраста. Стиль-характеристика человека, свойственный ему на разных этапах развития.

3.Стиль выступает как способ выполнения жизненной активности.

4.К стилевым явлениям не применимы оценочные формы мышления.

Стили и способности имеют психические качества:

-способы переработки информации о своем окружении в виде тех или иных стилевых свойств интеллекта прямо либо косвенно влияют на воспроизведение интеллектуального поведения.

-стили, контролируя познавательные процессы (восприятие, память, мышление), обеспечивающих эффективность саморегуляции интеллектуальной деятельности.

-стили своим наличием свидетельствует о сформированности субъекта (то есть являются свидетельством высокого уровня его интеллектуального развития).

Индивидуальный стиль деятельности наблюдаются только у испытуемых с высоким уровнем умственного развития.

На данный момент есть наличие четырех типов стилевых свойств интеллекта:

Виды познавательного стиля
Название Определение
стиль кодирования информации это способы представления информации
когнитивные стиль это способы переработки информации
интеллектуальные стили это способы постановки и решения проблем
эпистемологические стили


это способы познавательного отношения человека к

происходящему


Файл:Gr.PNG


Список Литературы

  • Познавательные стили
[1] http://www.intooo.narod.ru/5.htm
  • Виды познавательных стилей
[2] http://www.evgenysavin.ucoz.ru/materialy/holod.pdf

Самопрезентация

Что такое "Самопрезентация" ?


Мы живем в мире высоких технологий и высокой конкуренции. Последнее особенно актуально в наше время, так как конкурировать нам приходиться постоянно. Таким образом, важным понятием становится «самопрезентация» – это процесс, который позволяет нам показаться в самом лучшем свете, продвигая свои мысли и идеи, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе.

Самопрезентация – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Самопрезентация – это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

Сложно поспорить с тем, что умение правильно преподнести себя в обществе открывает многие двери. Люди, обладающие навыками самопрезентации, быстрее и проще находят друзей, спутников жизни и, конечно, работу.

Виды самопрезентации


  • «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Недостаток: человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации, т. е. индивидуум не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация или же она будет носить негативный характер (бездумная,

неконтролируемая личностью презентация самого себя).

  • «Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей (и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас), мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».

Алгоритм самопрезентации


  • Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации.
  • Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком ее реализации.
  • Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.
  • Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной». Помните, что Вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих, если, конечно, Вы видите смысл в «искусственной самопрезентации».

Список Литературы


  • Стратегии и техники самопрезентации
[1] [ http://www.elitarium.ru/2012/06/29/strategii_tekhniki_samoprezentacii_analiz.html]

Дополнительно

Расширение Критериального Диапазона Оценивания Программных Продуктов Учебного Назначения

Персональные инструменты
Инструменты