Красное (Арзамасский район, Нижегородская область)
Содержание |
Местоположение
Географические координаты
История села Красное
До семнадцатого века село Красное было дворцовым селом, принадлежавшим князю Барятинскому. В 2003 году селу исполнилось 410 лет. По преданию местных жителей, название села произошло от фабрики красных сукон, принадлежавшей двум мордовским купцам.
Село Красное расположено в пяти верстах к западу от города Арзамаса. Местоположение, занимаемое селом, низменное, ровное, несколько наклонное к северу, кругообразное, в окружности около пяти верст. На севере, в одной версте от села, находится монастырь - «Высокогорская пустынь». При подошве горы течет река Тёша, с лугами, прилегающими к самому селению.
Внутри села находится семь прудов, один из них самобытный, в виде болота, с рыбой, а прочие лет пятнадцать тому назад вырыты по распоряжению помещика Н.Я.Стобеуса.
Самых первых селян в Красное привезли из Мурома, самых непослушных, самых дерзких, способных к неповиновению, таких называли кержаками.
История села складывалась в процессе длительного развития села, с каждым годом меняясь в лучшую сторону.
Церковь
Само название «село» говорит о том, что в нём должна быть церковь. В селе Красное достопримечательностью является церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная в 1808 году благодельцем села князем Василием Галициным. В ней было три престола: средний – в честь Божьей Матери иконы её Смоленской, празднуемой по новому стилю 10 августа, с правой стороны – в честь святого Дмитрия Ростовского, с левой – в честь преподобного Сергия Игумена Радонежского Чудотворца. По штату при церкви состояло 2 священника, 1 дьякон и 2 псаломщика. Их содержание полностью лежало на государстве.В советское время Смоленскую церковь постигла горькая участь: в 30-е годы сбросили с неё колокол, растащили иконы. Несмотря на это, веру в людях не убили.
В 1978 году церковь превратилась вдруг в увеселительное заведение – ресторан “Русь”. Но в 1994 году в феврале церковь стали восстанавливать. Помощь оказывали все жители села Красное.
Церковь – духовный центр села. Основные события в жизни сельчан происходят именно здесь: крещение, венчание, отпевание.
Водоём
Село Красное – притёшное село.
Тёша – приток второго порядка реки Оки. Средний годовой сток реки 4,5 (л/сек)/км2. Уклон реки 100 м/км. Длина Тёши 184 км., площадь водосброса 2560 км2. Река протекает на юг области. Притоки Тёши – Иржа (левый приток), Серёжа (правый приток).Населённые пункты, расположенные у реки: Лукоянов, Шатки, Арзамас. Протекает по Лукояновскому району, Шатковскому району, Арзамасскому району, Ардатовскому району, Кулебаковскому району, Навашинскому району Нижегородской области.
Долина реки террасирована. Тёша несудоходна.
Географические координаты: исток – 55˚с.ш., 43˚в.д.; устье - 54˚с.ш., 42˚в.д. Формирование рельефа территории реки в Пермской системе.(~680)
Река течет через весь город и делит его на две части. В настоящее время река загрязняется отходами промышленных предприятий. Река обмелела, берега ее разрушились. Сторожилы рассказывают, что раньше, река была широкой и чистой. По ней плавали купцы и ловили рыбу.
Школа
Предлагается объединить эту статью со статьей Красносельская школа (Арзамасский район, Нижегородская область)Красносельская средняя школа – старейшая в районе. В 2003 году она отметила свое 120 – летие.
В истории Красносельской школы можно выделить три этапа:
- со дня основания дореволюционных событий 1917 года;
- советский период:
- 1917 – начало 1930-х г.г.
- 1930-е годы
- Годы ВОВ (1941-45г.г.)
- современный этап развития.
Красное издавна было крупным населённым пунктом и , несомненно, в селе требовались грамотные люди. Датой основания школы в Красном следует считать 1883 год, когда было открыто сельское двухклассное начальное училище. Сначала в ней учились только мальчики 8-14 лет.
Желающих учиться было много, но приём в школу был ограничен – 60 учащихся. Это объяснилось теснотой помещения. Лишь в 1911 году училище в Красном получило собственный дом. На 1 декабря 1918 года в школе обучалось 314 мальчиков и девочек.
В годы Великой Отечественной войны большинство школьников трудились на полях, участвовали в строительстве оборонительных учреждений. Дети работали в артели, изготовляя вместе с родителями необходимые для фронта валенки, собирали лекарственные растения, ягоды, шефствовали над ранеными в госпиталях.
К началу 50-х годов был осуществлён переход к всеобщему семилетнему обучению. Следующим шагом стал переход на восьмилетнее обучение.
В середине 1950-х годов Красносельская получила статус полной средней школы. В ней обучалось 500 - 600 учеников.
На 1 сентября 2005 года в школе обучалось 204 человека. Коллектив состоит из 34 учителей.
Директор Кураева Татьяна Борисовна
Выпускниками Красносельской школы в декабре 2005 года была организована рок-группа "Без имени".
Дом культуры
В селе Красное находится Дом культуры и отдыха. Ещё совсем недавно там производился капитальный ремонт на спонсорские деньги при заведующей Лукониной Н.П.. Этим ремонтом занимались сами сельчане, из молодёжи помогали Бажанов А. и Назаров А.. В клубе была отремонтирована, покрашена сцена, выровнены и также покрашены стены. Для молодёжи еженедельно, по субботам, устраивались дискотеки. Администрацией Дома культуры проводились концерты, массовые праздники, дни села, и т.д..
Но недавно заведующая сменилась, и клуб ветшает, ремонт остановился, и дискотеки не проводятся. Теперь красносельская молодёжь отдыхает в соседнем селе или городе
Промыслы села Красное
На просторах нашей необъятной родины с давних времён были развиты самобытные народные промыслы. Село Красное издавна славилось мастерами валяльного дела. Ещё в XIX веке женщины с. Красного умели вязать чулки, варежки, а мастера-селяне научились валять сапоги, шляпы, стельки. Случилось это по двум причинам. Во-первых, неудовлетворительным было земледелие, во-вторых, помещик Евреинов посылал на выставку «сельских произведений» в 1849г. несколько видов изделий: ковры, шляпы, валенки. Изделия красносёлов понравились на рынке. Образцы отправлялись и в Австрию, и в Кляхту, к границам Китая. Это доказывает, что мастерство красносёлов росло.
Для производства валяных изделий строят специальные избы, часто их называют фабрики.
Сырая шерсть разбирается и сортируется. Её щиплют руками на крупные клочья, разбирают по цвету. Затем шерсть начинают «бить». Из битой шерсти сначала сваливают неправильной четырёхугольной формы рыхлую кошму, потом надрезают и сгибают в форму сапога. Затем этот сапог нужно долго тереть на рубцах. Потом его надевают на деревянную колоду и сушат – валенок готов.
Но в этих валенках – здоровье мастера. Промысел очень плохо влияет на состояние человека.
Валенки, валенки не подшиты стареньки!
Многие промыслы зародились на нижегородской земле. Продолжительные холодные зимы, малоземелье и низкое качество почв, обилие и близость сбыта при "великом водном пути" были тому причиной.
С лёгкой руки кантауровца и другие заволжане по чужим сторонам пошли счастья искать и развели дедовский промысел по дальним местам. Редкостный знаток Заволжья П.И. Мельников рассмотрел ещё одну причину, таящуюся в человеке-труженике. Валяным промыслом (переработки шерсти) славился особенно Семёновский уезд, включавший ожновскую, Владимирскую, Борскую, Юрасовскую, Кантауровскую, Дроздовскую, Чистопольскую и Зиняково-Смольковскую волости.
В 40-50 годы XIX века промысел пришёл в упадок, причина этого - промышленный переворот. Но валяльный промысел не угас: катальщики стали делать из шерсти стельки и обувь. В этой продукции всегда была и будет нужда в холодном крае.
Родина исконно русской обуви - Нижегородская и Ярославская губернии. Возраст валенок - более 200 лет. Первые образцы этой обуви были похожи на туфли или галоши. Но зимой в такой обуви не особенно тепло, поэтому к туфлям стали пришивать голеница, сваленные отдельно. Лишь спустя сто лет назад научились делать цельные валенки.
По характеру операций все работники делились на две группы:одни назывались "каталы", другие - "стиралы". Начинали делать валенки в "работне" - низком полутёмном, но сухом и тёплом помещении. В нём шерсть овец, коров, лошадей "разбивали", т.е отделяли волоски друг от друга, очищали от грязи. Затем накладывали на холст, смачивали водой и катали, как тесто, скалкой. Так получался мягкий войлок, в виде огромного сапога. Ещё работы были в "стирнях" - тёмных, низких банях, большую часть которых занимала печь с котлом горячей воды. Огромные валенки замачивались на несколько часов в слабом растворе серной кислоты, а затем "варились" в котле, тёрлись на ребристой доске, отбивались палкой. Всё это приводило к уплотнению обуви, к уменьшению её размера. Стираный сапог надевали на колоду-казанок и сушили в печи.
Затем сапоги из серой шерсти подкрашивали чёрной краской-сандалом, а светлые отбеливали на солнце, развешивали на еловые рогульки изгороди. Чтобы получился гладкий сапог, его натирали пемзой. Назывался он "тёртый". Мохнатые сапоги чесанки-терли дощечкой с зубьями, "драчкой". Кроме чёрных валенок, носили на Руси и белые. Белизну придавал светлым валенкам мел. Потом научились красить их составом из воды, молока и свинцовых белил.
Суровая русская зима заставляла носить валенки не только простых жителей городов и деревень, но и царских особ. Так Екатерина II любила мягкие полусапожки из тонкой чёрной шерсти, а Анна Иоанновна разрешала придворным дамам надевать валенки даже к парадному платью. Так что валенки для VIP-персоны - атрибут российской действительности.
Объекты
Школа
Почта
В нашем селе имеется почта. Там работает 4 человека, одна из них заведующая. Остальные три человека работают почтальонами, из которых одна разносит газеты и журналы жителям села Кичанзино, а две другие – красносёлам. Люди села Красное выписывают огромное количество разных газет: информационные, медицинские, садоводческие, развлекательные. Например: «Арзамасские новости», «Труд», «Нижегородские новости», «Комсомольская правда», «Садовод», «Спорт»; газета рецептов «Окрошка». Две пожилые женщины выписывают православные газеты. Пользуются спросом у молодёжи такие журналы, как «Все звёзды», «Cool», «Почемучка», «Угадайка», «Yes» и др.(~600)
Люди
Известные земляки
Иеромонах Иоанн – основатель Саровской пустыни
Иеромонах Исаакий в святом крещении наречён был Иоанном. Он родился в 1670 году в селе Красном в семье священнослужителя. Не знатностью и богатством славилась эта семья, а благочестием и добродетельною жизнью. Юный Иоанн помогал отцу петь и читать и прислуживать при Богослужении.
Пробыв несколько времени в Введенском монастыре, Иоанн отправился с одним иноком отыскивать место, для новой обители, нашёл его и полюбил. Водрузив на нём крест, Иоанн возвратился в Введенскую обитель с твёрдым намерением поселиться в пустыни Саровской. Получив благословение настоятеля, Иоанн оставил в 1691 г. Введенский монастырь и поселился в дебрях Саровских. Общими трудами они построили шалаш и начали готовить лес для постройки кельи. Его стараниями возведена была здесь часовня и первые постройки монастыря. Он стал первым настоятелем Саровской обители, почитаемым и среди мирян и среди духовенства. Умер 4 июля 1737 года на 67 году.
Герой Великой Отечественной войны Маркеев Иван Николаевич
Иван Николаевич Маркеев родился и учился в селе Красное. Будучи ещё молодым парнем, он ушёл на фронт. Внимательный, находчивый и смелый, он был как раз тем, кто нужен фронту для самых дерзких операций. Однажды вечером разведчик, возвращаясь с очередного задания, уверенно вел машину вдоль берега Вислы и вдруг он увидел немцев. Оставалось одно – привлечь внимание своих, навязав бой гитлеровцам… Выстрелив в бензобак, Маркеев направил вспыхнувший вездеход к взорванному мосту, раздался взрыв. И это был знак своим. За совершенный подвиг И.Н. Маркеев был награжден орденом Отечественной войны I степени. Память об Иване Николаевиче берегут не только земляки – красноселы, но и жители польского Гданьска, освобождая который, он погиб.