Экскурсионно-краеведческий маршрут Н.Г. Тумакова № 6

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Маршрут № 6

Протяженность маршрута 40 км.

КРАСНЫЕ БАКИ, ЧЕМАНИХА, МАКАРИЙ, ВАРНАВИН.

ЦЕЛЬ: Знакомство с прошлой и настоящей историей селений по трассе дороги Красные Баки – Варнавин. Описание маршрута

Выходим из Красных Баков по Нижегородской улице и вступаем на трассу пороги Красные БакиВарнавин. Эта дорога возникла с 1862 года, а до этого имелась дорога с несколько иным направлением. Из Баков она выходит через Верхнюю Слободу /тогда здесь было поле/ и на деревню Лучкино. Это объясняется тем, что улицы Нижегородской тогда не было, не было здесь и дороги. Лучкино же соединялось прямой дорогой не с Баками, а с Моисеихой, где был центр Моисеихинской волости, объединявшей селения с удельными крестьянами.

Сейчас эта дорога благоустроена, даже асфальтирована. До 1917 года менее 30% этой дороги имело лишь булыжную мостовую, а 70 % простая грунтовая дорога - очень трудная и грязная весной и осенью. Обращаем внимание на большой подъем трассы дороги. Он действительно значительный: у автопавильона в Красных Баках абсолютная высота 110 метров, а у Лучкина уже 145 метров - разница 35 метров. Подъем продолжается на запад, достигая 150 метров у Перехватки и в верховьях речки Мошны. Первая деревня на нашем пути - это деревня ЛУЧКИНО. Она возникла на скрещении двух старинных и очень важных, дорог: на Н-Новгород-Вятку/через Бараниху/и Воскресенск-Лапшанга Варнавинского района, объединявшая селения Лапшангского стана Унженской осады Галичского уезда. От деревни, как лучи, расходились в четыре стороны дороги. Вот её положение на перекрестке дорог и послужило основанием для названия деревни.

Здесь же скрещивались интересы разных собственников земли /помещиков и удельного ведомства/. А это тоже наложило свой отпечаток на историю селения. Часть деревни принадлежала помещикам Дмитриевской волости, а другая часть деревни и населения была удельного ведомства, входившая в состав Моисеихинской волости. Это разделение деревни продолжалось до Октябрьской революции.

Продолжаем наш путь дальше. Спускаемся в глубокий овраг, по дну которого течёт небольшая речка - Богатырихинская, а на левом её берегу, на волнистой возвышенности, расположена небольшая деревня БОГАТЫРИХА. Деревня была небольшой и раньше, а сейчас в ней только 7 дворов. И это величественное название селения как-то не вяжется с его величиной. У старожилов деревни есть предания, что есть название и в прошлом, когда возникало селение, звучало в устах соседей насмешкой над первыми поселенцами. Дело в том, что на этом участке имеются обнажения тяжёлых глин и ездить по таким дорогам, да ещё в такую крутую гору, конечно, надо было иметь богатырскую силу.

Вот и прозвали первых поселенцев, не испугавшихся тяжелых дорог и тяжелых полевых работ «богатырями». Это прозвище закрепилось за всем селением, потом стало официальным и сохранилось до наших дней. Правда, есть и еще другая легенда. Суть её такова: Призванный в царскую армию при Петре Первом новобранец из этой деревни попался на глаза, при учениях на плацу, самому царю Петру Первому. Он был удивлен богатырским ростом этого новобранца. Приказал ему снять своё крестьянское одеяние и примерить царское. Мундир царя оказался для новобранца мал. Вот царь и воскликнул: "Ну и богатырь, видно, в богатырской деревне ты родился". Конечно, это тоже только предание.

За деревней Богатырихой идут две дороги: 1.На станцию Ветлужскую и 2. На деревню Сомиху. Первая очень оживленная и благоустроенная, но по возрасту молодая - возникшая в 30-х годах. Вторая дорога - старая, бывший почтовый тракт на уездный город Варнавин, открытая после 1861 года. Сейчас она стала заброшенной просёлочной дорогой, по которой движений очень мало, но мы последуем по ней.

На нашем пути возникает небольшая деревня ОВЕЧКИНО, слева от неё деревня ПУШКИНО, Сучкино /БЕЛАЯ/, а справа деревня ТРОЕДВОРКА, деревня СОМИХА.

Хочется остановиться на истории этих селений. По этой территории в конце ХVI и в ХVII веках происходила граница между владениями Макарьевского-Желтоводского монастыря /теперь Лысковский район/и владениями Варнавинского монастыря и ветлужских помещиков. Ветлужские помещики, прижатые владениями монастыря к берегу Ветлуги, делали много попыток расширить свои границы на запад, но встречали яростное сопротивление Макарьевского монастыря. Дело доходило до прямых подлогов документов и открытых ссор. Вот с этим и связано возникновение данных селений. Имеется документ 1677 года, по которому видно, что село Никольское-Баки в это время принадлежало князю Ромадановскому и Якову Пушкину. Они подкупили подъячего Вершинина составить подложный документ на передачу им нескольких деревень из владений Макарьевского монастыря /от Баков до реки Керженца/. К этому же времени и к этим же спорам относится возникновение деревни Пушкино и деревни Сучкино. Название деревни - документальный пример хамского отношения, помещиков к своим крепостным крестьянам.

Присваивая селениям хулиганские названия, они на столетия оскорбляли человеческое достоинство жителей селения, которые из поколения в поколение носили это позорное название. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961 года удовлетворена просьба жителей деревни, и деревня получила название БЕЛАЯ. Название дано по речке, на которой расположена деревня.

Теперь обращаем внимание на маленькое селение, расположенное справа от Овечкина. Это деревня Троедворка. Она упоминается в документе 1617 года, но называлась тогда "Троедворня". Происхождение названия вполне очевидно: деревня состояла из трёх дворов помещичьей прислуги/дворни/. И сейчас эта деревня имеет только пять домов. 3ажатая кругом другими селениями и тоже с малыми земельными наделами, она не имела условий для развития. В 1919 году на базе этого имения возникла с. КОММУНА - первое коллективное хозяйство на территории Краснобаковского района. Наши коммунары явились продолжателями великого почина обуховских рабочих Ленинграда, организовавших в 1918 году на Алтае первую в нашей стране с. Коммуну. Их инициатива была одобрена, и поддержана В.И.Лениным, воспетая Ольгой Берггольц в поэме "Первороссийск".

Интересна история и деревни ОВЕЧКИНО. Она возникла в начале ХVII века и первоначально носила название починок Язвецов". В документе за 1617 год записано так: «починок Язвецов, а в нем крестьянин Васька Овечкин». Село Язвицы - старинное село на севере Городецкого района - древнейший центр гончарного производства Горьковской области. Вот, видимо, из этого Городецкого села и переселился сюда "Васька Овечкин" в конце ХVI или начале ХVII века, положив начало гончарному производству и в нашем районе, но сохранив название своего славного родного села. Скоро с этим названием пошли неприятности. Ведь городецкие земли в то время входили в состав Нижегородских, а наши баковские в состав Костромских. Вот, чтобы избежать споров и тяжб, ветлужские помещики и переименовали селение по имени основателя починка. В документе 1670г. эта деревня уже называлась "деревня Овечкино". Хочется отметить интересную деталь. Работами геологов Горьковской области за 1970 год здесь открыты общинные месторождения юрских глин, признанных лучшими для керамзитовой промышленности нашей области. Эту глину всегда использовали наши Краснобаковские гончары, и их посуда отличалась очень высокими качествами.

Какой природный дар должен был иметь "Васька Овечкин", чтобы разведать эти глины вдали от родного села, а потом найти мужество, ради их перспективного качества, покинуть родные места.

За деревней Овечкино справа, у самого тракта дороги стоит одинокое здание - это Сомихинская начальная школа. Она открыта в 1903 году. В это время в Дмитриевской волости было 4 начальных школы, на которых приходилось 453 человека детей школьного возраста, а фактически училось в этих 4 школах 120 учеников. Ассигнования земства на все школы Варнавинского уезда /тогда эта территория входила в состав Варнавинского уезда/ составляли всего только 10% земского уездного бюджета. Это же количество школ оставалось и к 1917 году. Сейчас на этой территории 7 начальных школ, 3 восьмилетних и одна средняя школа десятилетняя. Ассигнования на народное образование, в перерасчете на душу населения, возросли по сравнению с 1817 годом в 100 раз. Хочется обратить внимание на географическое положение школы. Она стоит одиноко, вдали от всех селений своего микрорайона. Таков был стиль строительства школ в то время. Деревни часто горели, в вот чтобы обеспечить безопасность земских школьных построек от деревенских пожаров, их и строили вдали от селений. Для земства важно было сохранить здание, а интересы и удобства деревенских ребят земских деятелей не интересовали.

Продолжаем наш путь .Теперь мы встречаем деревню АНИСКИНО. ОСИНОВКУ. Это очень маленькие деревни, возникшие в XIХ веке. Слева была старинная деревня Абрамиха, но она исчезла с лица Земли в 1670 году. Её уничтожили карательный правительственный отряд воеводы Карандеева при подавлении восстания крепостных крестьян, руководимых разинским атаманом Ильёй Долгополовым. Сегодня именем деревни называется лишь лесное местечко «Абрамиха» - немой свидетель страшной трагедии и злодеяний, совершенных царскими карателями 300 лег тому назад над крепостными крестьянами, осмелившимися восстать против своих жестоких поработителей. После Осиноки более чем на 4 километра нет селений. По обе стороны дороги перелески и поля. Глядя на старую карту, мы видим селения Хребтиху, Елдиху-Юрьевку, но сегодня этих деревень уже нет на трассе нашего пути. При коллективизации произошло объединение этих селений с другими старыми селениями: конечно, повлиял на распад этих селений и уход крестьян на работу на железную дорогу, начавшуюся строиться в 1912 году.

С исторической точки этот район очень интересен. В Хребтихе было первое волостное правление Дмитриевском волости, перенесенное потом в дер. 3декино. Через Хребтиху проходила очень важная для ХVII-ХVIII веков дорога - Дмитриевская, соединявшая среднее Приветлужъе кратчайшим, зимнем путем с Н-Новгородом. На границе с Нижегородскими землями на трассе этой дороги возникли первоначальные селения Ивановского сельсовета. До 1917 года они входили в состав Дмитриевской волости. Возникновение этих селений - это тоже борьба ветлужских помещиков за расширение своих владений на запад. Особенно этот процесс усилился в ХVIII веке, когда широким фронтом стали вестиcь лесозаготовки и сплав леса с Ветлуги на Волгу.

Моренная гряда вдоль правого коренного берега Ветлуги - первичная стадия заселения нашего района. Продвижение на запад мешали огромные болота на водоразделе Ветлуги и Керженца. Вот этим и воспользовался Макаръевский монастырь - болота надёжно прикрывали его владения от вторжения ветлугаев. Многие столетия здесь проходила граница между Костромскими и Нижегородскими землями. Объединение Приветлужья с Нижегородским землями произошло лишь в 1922 году. /Ветлужские уезды: Ветлужский и Варнавинский были ведены из состава Костромской губернии и вошли в состав Нижегородской/.

Теперь на нашем пути главные селения Чемашихинского сельсовета. В Чемашихе - центр сельсовета и правление колхоза им. Тимирязева. Сам вид построек уже говорит за то, что люди здесь живут хорошо. Колхоз имени Тимирязева - передовой колхоз Краснобаковского района и по праву носит имя великого русского учёного - борца за сельскохозяйственный прогресс нашей страны. Колхоз имеет славную историю - он всегда был передовым в нашем районе, имевший самую высокую урожайность всех с.х. культур и высокую продуктивность животноводства. Из рядов колхозников этих селений вышло много выдающихся людей колхозного строительства/Мамонов Н.И/, выдающихся защитников Родины в годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной Войны: Герой Советского Союза Березин Андрей Арсентъевич, генерал-майор Мамонов Михаил Иванович, Сухарев Иван Григорьевич, Сенин Михаил и много других славных имен можно назвать. Их предки прошли трудной дорогой крепостных крестьян. Они завещали своим сыновьям и внукам, сегодняшним колхозникам, смело бороться за своё счастье! А дорога их отцов и дедов истинно была трудна.

Вся эта территория была разделена на большое количество мелких поместий. Мелкопоместное дворянство вступало между собой в родственные и коммерческие сделки, перекупая и перепродовая отдельные участки леса, земли, отдельных крепостных крестьян, отдельные деревни и даже части селений .Здесь много примеров, когда у крестьян одной деревни было по два и даже по три хозяина. Три рядом расположенные деревни: Баландиха, Зашильское, Сквозняки - принадлежали трём помещикам—Кочугову, Захарьину, Кривцову, а ещё через овраг было имение помещика Ставицкого. Ни в одной части нашего района не сохранилось столько рассказов и преданий о зверствах и издевательствах помещиков над крестьянами /крепостными/, как именно здесь, /подробности смотрите в описании маршрута № 7/.

Вот поэтому становится и понятным, что именно здесь было наибольшее количество выступлений и восстаний крестьян против помещиков. В этом же районе были наиболее сильные крестьянские выступления в 1905году и в 1917 году. Из этого района наибольшее количество крестьян ушло в красногвардейские отряды для борьбы с кулачеством, испытавших на себе кулацкую ненависть к бедному крестьянину и к Советской власти. Об этом мог бы подробно рассказать Сухарев Иван Григорьевич из дер. Чемащихи, но сегодня уже нет его с нами. Но его воспоминания о расстреле продотрядников бандитами в дер. Вахромейке Тонкинского района 29 января 1519 года бережно хранятся в Краснобаковском районном краеведческом музее.

И именно в этом районе был создан первый в нашем районе совхоз «Вихляевка» на базе имения Кочугова в 1919-1921 годах. Из года в год растут доходы колхоза имени Тимирязева, растёт благосостояние колхозников, благоустраиваются деревни, строятся собственные культурные учреждения. То, о чём мечтали смелые крестьянские бунтари Семён Соловьев, Иван Николаевич Дурнов и их товарищи, сейчас сбывается наяву. И словно их скорбь подслушал гениальный крестьянский певец Некрасов: -"Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". Но потомки свято чтят их светлую память и своим трудом превращают мечту в действительность.

В девятой пятилетки этот район расцветет ещё сильнее. В районе деревни Желтовки будет строиться крупный комплекс сельской строительной индустрии на базе ценных глин этого р-на.

Главный геолог Средне-Волжского территориального геолого-управления А.Капустин так характеризует это месторождение: "Перспективные запасы сырья позволяет проектировать на них крупное производство керамзита/мощность 400 тыс.куб.метров в год/и красного кирпича/40 миллионов штук в год/. Первая очередь комплекса должна войти в строй в девятой пятилетке. Знакомимся с центром сельского Совета и колхоза - деревней ЧЕМАШИХОЙ. Знакомимся ее историей, с её культурными и производственными организациями - школой, сельским клубом, медпунктом, конторой колхоза имени Тимирязева, с памятником погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Чемашиха - старое селение. Она упоминается в документах 1617 года, но когда она носила название "Чумачиха". Происхождение её названия пока не установлено. Но особенно богата её Советская история. Стоит поговорить с её сторожилами, с участником Великой Отечественной войны, потом Сеянным Михаилом, с ветеранами колхозного строительства.

Подходим к деревне ЗАЩИЛЬСКОЕ. Это тоже старинное селение. В документе 1617 года записано: «починок Зашильский - три крестьянских и один бобыльский двор». По тому времени, это был большой населённый пункт. Но особенного развития он достиг в XVIII веке, когда здесь прошёл уездный тракт на город Варнавин. Здесь была почтовая и земская станции.

Здесь заканчивается территория Краснобаковского района и мы по выходе из деревни вступаем на территорию Варнавинского района.

Первая деревня Варнавинского района на нашем пути – это деревня ДЕМИДОВО, потом ЛЕОНТЬЕВО и несколько в стороне от дороги село МАКАРИЙ /подробно об этом селении смотрите описание по маршруту № 7/. Всё это старинные селения, существующие с начала ХVII века.

Проходим Макарий, познакомившись с его историей, поклонившись могиле товарища Зайцева - смелого борца за Советскую власть в нашем крае. Он был растрелен бандитами в деревне Вахромейке Тонкинского района 29 января 1919 года, но по счастливой случайности раны оказались не смертельными, и он был спасён красногвардейцами. После этого ещё ряд лет был активным строителем нашего Советского строя в Варнавинском и Краснобаковском районах.

Перед нами новое селение Варнавинского района. Это старое селение, упоминаемое в документе за 1617 год: «починок Срали, а Ловыгин тож.- юж.-два крестьянских двора». Видимо, основателем починка был крестьянин Ловыгин, но чем то он не угодил помещику и селению было дано хулиганское, хамское название, с которым оно и просуществовало до ХVIII века, когда была вставлена буква «Т», получив название "страли". Это ещё один пример глумления помещиков над крестьянами.

После Великой Отечественной войны трудящиеся селения возбудили ходотайство о переименовании названия их селения. Их просьба была удовлетворена Правительством и сейчас она носит название СКВОРЦОВО. Название дали в честь Героя Советского Союза Андрея Аркадьевича Скворцова, уроженца этой деревни -активного борца с контрреволюцией в крае в 1918 году, одного из первых председателей Макарьевского сельского Совета, участника Великой Отечественной войны. Он совершил героический подвиг 2 марта 1943 года у станции Тарановка под Харьковым в составе 25 человек взвода Широнина. Широнинцы повторили подвиг 28 героев - Панфиловцев, уничтожив 11 танков, и до 100 солдат и офицеров противника, но не пропустив врага через свои рубежи. 20 человек широнинцев остались на поле боя,в их числе и Скворцов Андрей Аркадьевич. Бывшая станция Тарановка переименована в станцию имени 25 героев-Широнинцев. Свято чтит память о герое его земляки, навеки запечатлел его имя в названии своего селения.

На станции Ветлужской Краснобаковского района, где сейчас живёт жена и сын Скворцова Андрея Аркадьевича, одна из улиц тоже носит имя СКВОРЦОВА.

Продолжаем наш путь. Проходим три маленькие деревни: Дерябино, Ляды, Скоки. По решению Правительства они объеденены в одно селение – ЛЯДЫ. В первые годы становления Советской власти эти селения дали много бойцов в отряды Красной Гвардии, и они с честью выполнили свой долг в борьбе с уренскими кулаками и контрреволюционерами. В их числе были Скворцов Андрей Аркадьевич, Золотухин Николай Васильевич. Все эти селения имели много беднейшего населения с ничтожными земельными наделами, а потому им особенно была понятна и дорога политика Советского государства. Через эти селения проходили важные дороги, было большое оживление, но все выгоды от них шли лишь кулакам, а для бедноты оставались страдания и притеснения от проезжих богатых купцов, помещиков, чиновников.

В старой деревне СКОКИ от почтового тракта отделялась дорога на город Юрьевец. Она связывала бассейн Волги с Вяткой и имела большое торговое значение. Она же выполняла функции этапной дороги, и поэтому на её трассе до наших дней сохранилось название деревни - ПОСТОЙ. /постой солдат и арестантов, шедших по ней/.

Выходим из деревни Ляды /Скоки/. На протяжении четырёх километров мы не встретим ни одного селения на нашем пути. Здесь очень ровное место с плохим стоком дождевых и снеговых вод. Весной и осенью, и даже летом после сильных дождей, на полях стоит вода.

Вероятно, это и было основной причиной мешавшей возникновению здесь селений, но на кромке правого коренного берега Ветлуги селений очень много и они расположены близко друг к другу. Но вот впереди показалось большое селение, с многочисленными крупными постройками – это село БОГОРОДСКОЕ. В прошлом село имело ещё второе название -БЕБЕРИНО. Богородское – это церковное название, данное селу в ХVII веке, а БЕБЕРИНО - старое название. Оно упоминается в документах ХVII века, в том числе и в документах по разинскому движению на Ветлуге /1670г./ . В отряде Ильи Долгополова был из «деревни Беберина Евсютка Иванов с десятком своим». Этот район в прошлом был очень богат бобрами и, вероятно, слово "Беберино" изменённое слово «бобёр» или «бебер». В середине села видим каменное здание -это теперь мастерские "Сельхозтехники", а в прошлом приют для старух – сирот /богадельня/, открытая в начале века на средства частных лиц. Это было единственное заведение для безродных старух на весь Варнавинский уезд, но и оно построено и содержалось не земством и не государством, а либерально-настроенными частными лицами. По левую сторону дороги находится школа. Впервые здесь открыта школа в 90-х годах, прошлого века, но и это была не земская школа, а церковно-приходская школа. Позднее здесь была открыта второклассная школа с ремесленными классами. Сейчас в Богородском благоустроенная восьмилетняя школа с хорошим пришкольным участком, обеспеченная всеми необходимыми учебными пособиями.

При выходе из села Богородского спускаемся в глубокий овраг, который по старым документам носил название «Беберинский». Вот здесь, вероятно, и было особенно много бобров.

Сейчас под Богородским в речке Нелидовке вновь живут бобры, но это уже поселены недавно Горьковским университетом - создан бобровый заповедник.

Поднимаемся в гору. Впереди деревня ПОДУШКИНО, а слева на высоком берегу озера - старицы Сомовика - древняя стоянка человека, носящая название «Богородское городище». /подробно о нём смотрите в описании маршрута № 7/.

Район деревни Подушкина 25 августа 1918 года – был местом жестокого боя Варнавинского красногвардейского отряда с уренским белогвардейским десантом, переправившимся через реку Ветлугу под деревней Андреевым и пытавшимся наступать на Варнавин с берега. Бандиты были разбиты и рассеяна, бежал в Баки и их командир белый офицер Кочетков. Эти события проходили утром 25 августа 1918 года.

За деревней Подушкино вновь трёхкилометровый отрезок дороги, не имеющий селения. Только справа и слева видны селения вдали от дороги. Но вот впереди на горизонте видим широко раскинувшийся по ровному возвышенному плато большой населённый пункт - это рабочий посёлок Варнавино.

ВАРНАВИНО - один из старейших населённых пунктов Ветлужского края, имеющий богатую прошлую дореволюционную историю и очень яркую историю строительства Советов в Ветлужском крае. Здесь 20 января 1918 года была провозглашена Советская власть на 3-ем съезде Советов и положено начало созданию советских органов во всём огромном Варнавинском уезде.

Входим в Варнавин и знакомимся с его организациями, учреждениями, школами, больницами и другими культурными учреждениями, с его историей и его людьми. /подробности смотрите по описанию маршрута № 7/.

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта