Церковь Святой Троицы, Горномарийский район (Марий Эл)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Церковь Святой Троицы.

Горномарийский район Марий Эл

В «Деревне Аказина», расположенный при р. Малая Сундырка, в 1754 году построена деревянная церковь во имя Святой Троицы. Бывшая марийская деревня Аказина стала называться село Малый–Сундырь. (Ликвидировано в 1980 году из-за строительства Чебоксарской ГЭС. Село существовало с 1754 по 1980 годы.) Вторая церковь (холодная) построена в честь Входа в храм пресвятой Богородицы в 1764 году за счет прихожан по настоянию миссионера архимандрита Самуила, настоятеля Чебоксарского мужского монастыря. В связи с обветшанием деревянных зданий в 1829 году на средства прихожан была построена теплая двухпрестольная каменная церковь во имя Святой Троицы с приделом в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы, отстоявшей на 300 метров от прежней деревянной церкви. Иконостасы в храме были вызолочены, а главный из них считался одним из лучших среди церквей Козьмодемьянского уезда «по рисунку». В 1922 году церковь была передана верующим прихода в «бессрочное бесплатное» пользование. Однако, в 1940 году была закрыта Распоряжением Совета Министров МАССР от 27 августа 1965 года. Церковный храм предписано было разрушить, а само церковное здание разобрать для использования материалов на строительство хозяйственных объектов колхоза «Сила». Материал использовался на строительство Дома Культуры д. Шиндыръялы. Церковь разбиралась в 1966-67 годы. Сохранились колокольня и купол церкви, что не смели разобрать. Церковь в с. Малый Сундырь действовала с 1754 по 1940 годы. Поколения священнослужителей И.М. Гортинский, Д.С. Пернягашевский, И.В. Померанцев, П.А. Боголюбов, А.П. Троицкий, М.А. Рождественский, И.М. Кедров, Н.М. Евтропов, И.П. Ласточкин, И.Н. Аргентов, А.С. Агеносов и другие вели в ней службу и внедряли основы православия в среду марийских прихожан. Церковь находится в 300 метрах от д. Важнангар, в 1,5 км от д. Шиндыръялы, 0,5 км от р. Волга, и 300 метрах от горы Алам–Нер. С 2005 года идёт восстановление церкви на средство прихожан и предпринимателей. В летнее время идет служба священнослужителем о. Александром. Работы по восстановлению церкви много, но не хватает средств. Деревня ШИНДЫРЪЯЛЫ (ШЫНДЫРЙÄЛ) Расположена вдоль оврага по левому берегу р. Малая Сундырка. Состоит из нескольких переулков и основной улицы. Верхняя часть деревни отделена оврагом от д. Тепаево, а нижняя часть - другим оврагом от д. Алдайкино, включенной в свое время в состав д. Шиндыръялы. Марийское название «Шындырйäл» состоит из слов - «шын» - «река, водный источник»; «дыр»/ «тыр» - «край, берег»; «йäл» - «деревня, селение, общество, люди, посторонние, другие». Впервые «выселок Шиндыръял» упоминается на исторической земле Аказиной сотни в 1788 г., при котором имелась мукомольная водяная мельница. В 1825 г. в Паратмарской волости в «околодке Сундыръял», относившемся к церковному приходу с. Малый Сундырь, числилось 53 двора (207 муж. и 211 жен.). В 1859 г. в д. Шиндыръялы Кожваш-Сигачкинской волости было 99 дворов (248 муж. и 266 жен.). В дальнейшем деревня относилась к Виловатовражской волости Козьмодемьянского, уезда. В ней в 1871 г. имелось 97 дворов (206 муж. и 213 жен.), а в 1897 г. - 94 двора (266 муж. и 237 жен.). В 1919 г. в д. Шиндыръялы Ново-Троицкой волости числился 141 двор (375 муж. и 393 жен.), где были учтены и жители д. Алдайкино. С 1921 г. деревня находилась в составе Мало-Сундырского района Козьмодемьянского кантона, с 1931 г. - Мало-Сундырского, с 1955 г. - Усолинского, с 1960 г. - Виловатовского сельских советов Горномарийского района (расстояние до с. Виловатово - 7 км). Жители деревни издавна сеяли хлеб, содержали скот и занимались домашними промыслами. По данным 1890 г., во владении крестьян д. Шиндыръялы было 550 дес. пашни и 198 дес. сенокосных лугов. В 1891 г. поголовье КРС составляло 313, в том числе 152 коровы; лошадей было 210, из них 6 жеребят; овец - 219; свиней и домашней птицы. Основная масса крестьян имела небольшие земельные наделы и 1-2 лошади; редко - 3-4. Некоторые занимались «рубкой и распиловкой леса и рыболовством», а также домашним ткачеством, производством дуг, обжигом кирпича и мукомольным промыслом. В 1898 г. у крестьянина Лукояна Васильева имелась водяная мельница «Шиндыръяльская» на р. Малая Сундырка; рядом с деревней располагался «кирпичный сарай». В деревенском «хлебном магазине» - амбаре хранился запас общинного зерна на случай неурожая. В 1909 г. в д. Шиндыръялы 3 кустаря занимались производством дуг из ветлы и вяза. Один из них, Андрей Шмаков ежегодно вырабатывал их свыше 2000 штук. Противопожарные средства во второй половине XIX - начале XX вв. в селении были сосредоточены в «пожарном сарае». На основе решения 1909 г. в д. Шиндыръялы в 1910 г. было открыто сельское училище, находившееся до 1917 г. в ведении земства. Первыми школьными учителями стали Антон Максимович Оников и священник Александр Семенович Агеносов. В 1913 г. при д. Шиндыръялы имелись 4 мукомольные мельницы, в том числе - 2 водяные и 2 ветряные. Традиционный уклад деревенской жизни оставался устойчивым и в первые годы советской власти. Однако заметными стали и новые веяния. В 1921 г. в д. Шиндыръялы были образованы трудовая артель «Труд» по производству дуг и коллектив рыболовов. Успешно работали Шиндыръяльское кооперативное товарищество (основано в 1912 г.) и изба-читальня. Выписывались газеты. В 1922 г. при этой деревне значились 2 водяные мукомольные мельницы, владельцами которых были Семен Яковлевич Еропов и Андрей Митяшкин, а также 2 ветряные, принадлежавшие Василию Кузьмичу Оришеву и Дмитрию Максимовичу Максимову. Работала Шиндыръяльская школа I ступени (с 1925 г. зав. школой Антонина Николаевна Данилова), где учились школьники из д. Шиндыръялы, Алдайкино, Яндушево, Тепаево, Пичушкино и Красная Горка. В 1929 г. в школе обучалось 72 учащихся. В 1930 г. в период коллективизации в этой деревне был организован колхоз «Видышы». О заметных переменах произошедших в ней (а в 1929 г. в д. Шиндыръялы было 70 сох, 10 борон, 150 кос, 110 серпов), сообщалось и в районной газете «Ленинский путь» (1937 г. от 12 ноября): «Деревня Шиндыръялы Мало-Сундырского с/с. До революции было 19 безлошадных хозяйств, полдеревни было бедноты, в лучшие урожайные годы урожай достигал 30-40 пудов с 1 дес., основные сельскохозяйственные орудия - соха, борона. В 1937 г. в деревне существовал колхоз «Видышы», объединял 98 хозяйств; на полях работают трактора, сеют 13-рядной сеялкой, молотьба производится 3 конными молотилами. В колхозе имеется свино-товарная ферма, коровы преобладают юринской породы. Зяблевая вспашка, черный пар, двухкратное и трехкратное боронование стали правилом для колхоза, производится подкормка, мульчирование, боронование озимых. В результате проведения агромероприятий, стахановской работы, машинной обработки земли, колхоз получает 100-110 пудов в гектара. Ударницы колхоза: Саранова Екатерина, Федорова Елизавета, Соколова Анна, выполнили норму по уборке на 150-200 %. Ряд колхозников окончили высшие учебные заведения: Журавлев Михаил Матвеевич работает военным инженером, Тарасов Александр Михайлович работает инженером на Лопатинском бумкомбинате. Идет подготовка к выборам в Верховный Совет. Кандидатом в депутаты Совета Союза выдвинут орденоносец, председатель к-за «Красное селище» Игнатьев Григорий Игнатьевич, в Совет Национальностей - председатель к-за «Аврора» Микеркин Иван Никанорович». Перед войной, в 1940 г. в д. Шиндыръялы было 111 хозяйств с населением в 480 чел. С началом войны многих призвали на фронт, а другие самоотверженно трудились в тылу. На 1 января 1943 г. в Шиндыръяльском колходе «Видышы» насчитывалось 115 дворов, 360 жителей, в том числе трудоспособных мужчин старше 16 лег - 29 чел.; трудоспособных женщин старше 16 лет - 152 чел.; подростков 12-16 лет -39 чел. В колхозе работали 5 полеводческих и 1 огородная бригады, имелись 106 голов КРС, 54 свиньи, 94 овцы, 145 штук птиц, 49 пчелосемей, 36 рабочих лошади. Из техники было - 1 двигатель, 55 конных плугов, 12 лущилыцикон, 48 борон, 6 сеялок, 2 сенокосилки, 2 конных граблей, по две жатки, молотилки и конных привода, 4 веялки, 1 сортировка, 2 льноклеверотерки, 2 опрыскивателя, 2 соломорезки. На один трудодень выдавалось денег 5,95 руб., зерна - 1 кг, картофеля - 3 кг, овощей - 1 кг, сена - 0,5 кг, соломы - 3 кг. Председателем колхоза был Илья Федорович Семякин. Из ушедших па войну 130 чел. (в том числе из д. Алдайкино) 83 чел. погибли; обратно вернулись лишь 47 чел. Среди них рядовой Виктор Михайлович Иванов, лейтенанты Василий Андреевич Васильев и Викентий Дмитриевич Данилов, полковник Михаил Матвеевич Журавлев, сержант Матвей Герасимович Почтенев, вернувшийся с войны с орденом Красной Звезды. В одно время он являлся председателем колхоза «Прогресс». Его внучка Марина Георгиевна Почтенева является актрисой Марийского национального театра им. М. Шкетана. В послевоенные годы жители д. Шиндыръялы трудились на своих приусадебных участках и различных видах колхозной работы в составе укрупненного колхоза «Прогресс» (образован в 1950 г. на базе Шиндырьяльского колхоза «Видышы» и других близлежащих колхозов; правление нового колхоза размещалось рядом с д. Пичушкино) и с 1960 г. колхоза «Сила» (позднее преобразован в совхоз). Среди его многих тружеников следует назвать простых колхозников, потомственного тракториста Венедикта Викторовича Иванова и его супругу разнорабочую Евпраксию Герасимовну Иванову; механизатора Станислава Матвеевича Почтенева; орденоносцев - управляющего третьим отделением с-за «Сила» Валерия Гавриловича Аталаева, птичниц - Серафиму Витальевну Панькову, кавалера ордена Ленина и Героя Социалистического Труда Ольгу Тихоновну Аталаеву, депутата Верховного Совета МАССР, делегата XXII съезда КПСС и других. По состоянию на 01.01. 2001 г., в д. Шиндыръялы (с учетом данных д. Алдайкино) числилось 134 двора (191 муж. и 228 жен.). Поголовье домашнего скота в личных подворьях составляло 128 коров и телят, 129 овец, 29 свиньей и 518 штук птиц. У каждого дворохозяина имеется приусадебный участок и полевой надел. В деревне до недавнего времени были медпункт и школа, переведенные в 1998 в д. Пичушкино; имеется магазин, проведены водопровод и газ. До сих пор деревня славится своими гармонистами. Создан ансамбль молодых гармонистов. Немало песен написала для них жительница этой деревни, учительница музыки Малосундырской-Шиндыръяльской школы Зинаида Васильевна Петрова. В деревне распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Азин, Алдаев, Алдайкин, Артюков, Аталаев, Башмаков, Ваньков, Васильев, Гаврилов, Гаранин, Данилов, Душкин, Егоров, Ермолаев, Естеркин, Журавлев, Иванов, Изинкин, Исадаров, Исаков, Ишалев, Казаков, Казанцев, Калинин, Кирсанов, Кожевников, Краснов, Кутюш-кин, Логинов, Макаров, Малое, Марков, Матюков, Микеркин, Митяш-кин, Остроумов, Ошпайкин, Пермяков, Петин, Петров, Почтенев, Романов, Руков, Сазанов, Сазуркин, Салдушкин, Саличкин, Сануков, Сарамбаев, Саранов, Сатеев, Семянов, Сергеев, Серков, Сидоркин и другие.

Горномарийский район: Сборник документальных очерков/ Автор-сост. А.Г. Иванов. – Йошкар-Ола, 2006, – 648 с.






Деревня САРАМБАЕВО (МАРЬЯСОЛА)

     Расположена при овраге на расстоянии 4 км от с. Кулакове. К деревне примыкают поля, пригорки и овраги с названиями Кырык вылвäл, Тоштылем, Альканпичы, Изиäнгыр, Кого лиды, Туна лиды, Кырык лывäл, Пайвыл карем, Кож карем, Мызик нер, Ванжак нер. Марийское название «Маръясола» состоит из женского имени и слова «сола» - «деревня». Официальное название указывает на имя основателя этого селения. Согласно местному старинному преданию, записанному историком-краеведом В.А.Зубковым, деревня была основана марийцем Сарамбаем. Вначале он со своими старшими братьями Эсяном и Сарати жили в отцовском ылеме», небольшом селении с 1-2 дворами (домами-избами). Старшему женатому брату Эсяну остался дом своего отца. Постепенно вокруг его «тема» стали селиться другие, и деревня стала называться Эсяново. Средний женатый брат Сарати перешел жить поближе к Волге, и здесь поставил свой дом «ылем», где со временем появилась деревня Саратеево (мар. - «Алыктыр»). Младший неженатый брат Сарамбай построил свой «ылем» в лесу, через овраг, недалеко от «ылема» Сарати, около кряжистого дуба. Возле него протекал небольшой ручей, а недалеко возвышалась «Иоаннова Гора», связанная с именем царя Ивана Грозного. Рядом же находилось русское село Владимирское, откуда в поисках своего пропавшего на охоте мужа, отправилась в лес молодая жена. Случайно она набрела на одиноко стоящий на краю поляны «ылем» Сарамбая. Молодая женщина подошла к Сарамбаю и попросила показать дорогу. Сарамбай, неплохо говоривший по-русски, по обычаю пригласил ее в свой дом, угостил медом и свежим хлебом, затем расспросил и выслушал несчастную. Напоследок перед расставанием молодые люди решили, что если ее муж не вернется домой, то она переберется жить к Сарамбаю. Через некоторое время Сарамбай привел русскую Марью в свой «ылем». Они поженились, у них появились дети. Постепенно вокруг' «ылема» стали селиться люди из других мест. Появилась деревня. По-русски ее стали называть «Сарамбаево» (по имени Сарамбая),а по-марийски - «Марьясола» (по имени русской женщины Марьи; горные марийцы в стародавние времена всех русских женщин называли «Марья» или «Руш Марья»). Со временем жители этой деревни из-за неудобства свои «ылемы» стали ставить на более возвышенном месте. В настоящее время на месте старых «ылемов» остались лишь маленькие бугорки, а небольшое поле около д. Сарамбаево стали называть «Тоштылем» («тошты» - «старинный» и «ылем» - «селение»).

Впервые на исторической земле Яныгитовой пятидесятни «около-док Цорамбаево (Марьясола)» с 30 дворами (79 муж. и 82 жен.) «при истоке Есянове» из д. Горной Кушерги (Эсяново) упоминается в 1859 г. По данным 1898 г., в «околодке Сарамбаев Марья Сач тож» числилось 47 дворов (126 муж. и 118 жен.), ав 1915 г. -46 дворов (54 дома) с населением в 273 чел. Деревня вначале входила в церковный приход с. Малый Сундырь, а с 1896 г. - с. Усола. В XIX - начале XX вв. последовательно числилась в составе Паратмарской, Кожваш-Сигачкинской и Виловатовражской волостей Козьмодемьянского уезда. В 1921 г. входила в Усолинский р-н Козьм, кантона. С 1931 г. находилась в составе Усолинского, с 1965 г. - Красноволжского с/с Горномар. р-на. Жители деревни исстари занимались земледелием, животноводством и разными промыслами. Так, в 1889 г. в «околодке Сарамбаев Марьясола» с 40 дворами крестьяне имели 187,2 дес. пашни и 93,6 дес. сенокосных лугов; в 1890 г. в деревне был 41 пашенный надел, 103 лошади, 159 голов КРС, 162 головы мелкого скота; в 1891 г. соответственно - 84 лошади, 13 жеребят, 71 корова, 60 телят и бычков, 134 овцы, 18 свиней и разная домашняя птица. По описанию 1889 г., главное занятие жителей - «хлебопашество», дополняемое «в незначительном количестве рубкой и распиловкой леса и рыболовства»; в деревне имелись пожарный сарай и торговая лавочка местного крестьянина Михаила Васильева, где торговали «сухой рыбой, мылом, солью и спичками»; годовой оборот торгующего крестьянина Семена Петрова превышал 300 руб. В 1913 г. при д. Сарамбаево «в поле» находились 3 ветряные мукомольные мельницы. В 1911 г. было открыто Сарамбаевское земское начальное училище. В 1914 г. в нем обучалось 50 учеников, а учителем работала Ольга Александровна Леухина. В 1919 г. в д. Сарамбаево насчитывалось 54 двора с населением в 269 чел. (127 муж. и 142 жен.), а в 1925 г. проживали 261 чел. В 1921 г. имелись начальная школа и изба-читальня. В 1922 г. при деревне действовали 3 ветряные мельницы, принадлежавшие Митрофану Андреевичу и Сергею Андреевичу Сарамбаевым, Архипу Павловичу Семенову. Часть крестьян в 1923 г. являлись членами Сарамбаевского кредитного товарищества (зарегистрировано еще в 1919 г.) по производству полозьев, ободьев, дуг и прочего инвентаря. В 1929 г. в деревне было 50 дворов с населением в 294 чел. (150 муж. и 144 жен.). Накануне коллективизации было создано ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли). В годы коллективизации в ноябре 1929 г. в д. Сарамбаево был организован к-з «Победитель» во главе с его первым председателем, 25-тысячником, сормовским рабочим Масловым. Первыми в колхоз вступили активисты Михаил Архипович Самойлов, Александр Николаевич Зубков, Григорий Максимович Салдаев и др. Вслед за ними почти все жители стали колхозниками. После известного Постановления ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе с искривлениями партии в колхозном движении» многие вышли из колхоза; в нем остались всего 8 семей. Однако в последующие 4 года все вновь стали колхозниками. В ходе коллективизации 5 единоличных зажиточных семей были раскулачены; у них отобрали дома, строения и скот. Самым богатым среди них считался Иван Семенович Румянцев, у которого имелась рогожная мастерская, где на 30 станках за каждым из них работали по 3 человека, в основном из числа наемных чувашских крестьян. Кроме того, к нему извозчиками нанимались и местные жители. Производственная база колхоза включала пашни, сенокосы, другие угодья; хозяйственный двор с 2 конюшнями, хлебными амбарами, сараем для хранения инвентаря, фермой для содержания коров, овец, свиней, телят. Вокруг деревни по пологим местам разводили огороды и сады (из-за сильных холодов погибли в 1941 г.). Развивалось колхозное пчеловодство (пчеловод Николай Петрович Григорьев). Вначале в распределении колхозного продукта ориентировались на «уравниловку». Затем стали внедрять прогрессивные методы организации и оплаты труда. К осени 1932 г. были созданы 2 производственные бригады, разработаны и применялись нормы выработки, выданы трудовые книжки. Доходы стали распределяться по трудодням. С началом войны к-з «Победитель» стал называться «промколхозом». Летом колхозники занимались в основном сельскохозяйственным производством, а зимой почти все женщины и подростки были заняты корзиноплетением и другими подсобными промыслами. Этой работой руководил заместитель председателя промколхоза Анатолий Васильевич Воздвиженский. Для корзиноплетеиия были отведены две мастерские, размещавшиеся в деревянных домах. Корзины плели разные: овощные, бельевые, сумки для стеклянной посуды, мусорницы. Выполняли и заказы фронта: кольца к лыжным палкам, деревянные ложки, сани, дуги и прочее. Со временем на базе мастерских была открыта школа ФЗО №6 по обучению плетению корзин, где учились подростки 13-17 лет. Самые талантливые ученики, среди них Александр Васильевич Петров, Давид Иванович Петров, Александр Васильевич Чернов и другие, изготовляли и сложные изделия: кресла, диваны, с голы, сундуки (пешыр). Затем из них выросли прекрасные мастера этого прикладного искусства. После войны школа ФЗО №6 закрылась, однако в д. Сарамбаево искусство плетения корзин не забылось до сих пор. По состоянию на 1 января 1943 г., в деревне было 53 двора с населением в 158 чел. Из них трудоспособных мужчин в возрасте старше 16 лет было 21 чел., женщин - 67 чел.; подростков 12-16 лет - 27 чел. Труд колхозников был организован в 2 полеводческих и огородной бригадах. В к-зе «Победитель» имелось 44 головы КРС, 39 свиней, 36 овец, 170 кур, 4 пчелосемьи, 13 рабочих лошадей, 39 конных плугов, 6 борон, 2 сеялки, 2 сенокосилки, 2 конных граблей, 3 жатки, 2 молотилки, 2 конных привода, 2 веялки, 1 сортировка, 3 соломорезки. На 1 трудодень деньгами выдавали по 1 руб. 41 коп., зерном - 0,58 кг, картофелем -1,6 кг, овощами - 0,417 кг, сеном - 0,8 кг, медом - 0,02 кг. Председателем был Иван Ефимович Стапеев. Помимо колхозных работ, некоторые трудились на военно-полевом строительстве в Заволжье, лесосплавных и других работах. В годы войны деревня приютила эвакуированных, в том числе Наталию Федоровну Азаренкову с 5 детьми из Калининской области. Ее младший сын Михаил Григорьевич остался здесь жить. На фронтах войны из д. Сарамбаево сражались 60 чел., из них 31 чел. погиб, а 29 чел. вернулись домой. Среди них матрос Анатолий Степанович Салдаев, сержант Вениамин Иванович Яриков, лейтенант Викентий Николаевич Мартьянов, подполковник Василий Михайлович Абрамов и др. После войны деревня оказалась в составе укрупненного к-за им. Мосолова (совр. СПК-племзавод им. Мосолова). В д. Сарамбаево родились и выросли многие замечательные люди. В 1938-1941 гг. в колхозном театре в г. Козьмодемьянске играли талантливые артисты Андрей Кузьмин Трусков (1912-1941) и его жена Ефросиния Маринкина. Уроженцами этой деревни является Виталий Степанович Стапеев, поэт, юморист и сатирик; Валериан Александрович Зубков, историк-краевед, отличник народного образования, ветеран педагогического труда, автор ряда содержательных книг; Дмитрий Андрианович Вальцов, фронтовик, мастер на все руки; Надежда Кимовна Ягодарова, аспирант, исследователь марийского национального костюма, учительница декоративно-прикладного искусства, росписи по дереву, скульптуре; Геннадий Сергеевич Малышев, дояр, знатный животновод, награжденный орденом Трудовой Славы III степени; Нина Никитична Зубкова, доярка, кавалер ордена «Знак Почета». Здесь родился Григорий Иванович Румянцев (1905-1963), главный агроном землеуправления республики, безвинно репрессирован (1937-1947), агроном, председатель к-за «Новая жизнь» Медведевского р-на, заслуженный агроном МАССР и РСФСР, безвременно погибший в Чеченской войне (1997 г.) Александр Варсонофьевич Салдаев.I По состоянию на 01.01. 2001 г., в д. Сарамбаево было 53 двора, в том числе 10 пустующих, с населением в 136 чел. (60 муж. и 76 жен.). Из них в СПК-племзаводе им. Мосолова работали 27 чел., в личном подворье - 74 чел. Жители содержали 30 коров, 14 свиней, 21 овцу, 1 козу и разную домашнюю птицу. Имеется водопровод и начальная школа. В деревне распространены такие фамилии (с учетом исчезнувших), как Абрамов, Азаренков, Арнольдов, Артюшкин, Вальков, Ванюшков, Егоров, Зубков, Иванов, Казаков, Кроликов, Лавров, Малышев, другие.

Персональные инструменты
Инструменты