Хавиха, деревня (Шарьинский район, Костромская область)
Окнами на рассвет
Затерялось в густых лесах Поветлужья, поросло соснами место, где с конца 19 века до 1975 года стояла деревня Хавиха.
Не выдадут ее былое месторасположение ни буйные заросли кипрея, ни холмики от построек, ни колодезные ямы. Ничего не осталось, кроме пожарной вышки. Сиротливо стоит она на границе болота и бывшего поля, обветшавшая, склонившаяся под тяжестью лет, посеревшая от невзгод. Обвалились ступени, ведущие на смотровую площадку, с высоты которой видна была вся деревенская улица – 31 дом. Часть улочки обрамляла озеро Хавино, уходящее в Ветлугу цепочкой нешироких, вытянувшихся в полуторакилометровую водную сеть озер, каждое их которых народ одарил собственным именем: Осиновое, Березовое, Бакалеи. Другая ее часть, резко повернув, обратилась окнами на рассвет и придала деревеньке-односторонку вид печатной буквы «Г». В одном из домов – начальная школа.
Из хозяйственных построек - коровник и склад для зерна. Магазин и почта - в 5 километрах, на другом берегу реки Ветлуга, в Пищевке. Летом переправлялись на лодках, зимой прокладывали санный путь, а в период половодья выбраться из Хавихи можно было только по окружной дороге, называемой на этом участке Демидовской.
Жители Хавихи сами себя обеспечивали всем необходимым. Мужчины занимались хлебопашеством (сеяли пшеницу, овес), рыболовством, заготовкой и сплавом леса. Женщины – рукоделием (прядением овечьей шерсти и льна, ткачеством, шитьем одежды), собирательством (солили и сушили грибы; парили, мочили, сушили ягоды). В хозяйстве держали корову, овец, кур. Запаса дров не делали: лес кругом.
Наибольшее распространение получили фамилии: Сорокины, Сироткины, Хлебниковы, Замашкины, Смирновы. Мальчиков чаще называли Фёдор, Иван, Егор, Аркадий, Макар, а девочек – Галина, Валентина, Вера. Не вышло из Хавихи знаменитостей, но славилась она простыми тружениками, на ком держится свет. Прежних жителей Хавихи можно распознать по особому произношению: наряду с традиционным для этих мест «оканьем» присутствует произношение вместо мягкого звука <c,> - <щ>. Например, <щиний>, т.е. синий. Сохранилось в говорах и рожденное в Хавихе, осуждающее жадность и эгоизм выражение: «Жрать в одну харю».
В 60-е годы люди стали покидать деревню, оставлять свои дома: закрыли школу. Семьи с детьми переехали в Пищевку и близлежащие деревни. За молодым вскоре последовало и старшее поколение, привлеченное благами цивилизации, прежде всего, электричеством.
Обезлюдела Хавиха, загрустила. Но привязанные сердцем к родным местам, бывшие ее жители, в просторечье называемые «хавята», продолжали использовать пахотные площади и сенокосные угодья.
Приходили люди на работу - оживлялась деревня, ярче обычного светилась на солнце оконными стеклами; лилась над полем народная песня. А зимой - снова одиночество. Хмурилась деревня из-под занесенных снегами крыш и слушала тоскливую песню бродяги ветра в ожидании нового сезона полевых работ.
Рушились изгороди; ветшали дома, горбились, уходили в землю без хозяйской заботы, - все приходило в упадок. Но окончательно деревня погибла в 1975 году от неосторожного обращения с огнем на сенокосе. Место расчистили и распахали.
До 1979 года хавихские поля засевали зерновыми культурами, но слишком много хлопот доставляла доставка комбайнов через Ветлугу, поэтому сеять перестали. До 1998 года поля скашивали, сено в рулонах перевозили к ферме в Пищевку.
Последнее десятилетие в Хавиху ходят только за дарами леса, а их щедрая хавихская земля родит немало: земляника, морошка, голубика, черника, брусника, клюква; все представители грибного царства. Особенно хороши белые грузди, а боровиков и рыжиков «хоть косой коси». Жируют в озерах щуки, караси и линьки.
До сих пор долгожительница пожарная вышка служит ориентиром для путников: хорошо видна со всех сторон. Многое повидала, многое может рассказать, поскрипывая на ветру. Только слушателей все меньше.
Источник
- Наталия Логинова Очерк написан по воспоминаниям уроженца д. Хавиха Хлебникова Александра Михайловича, 1935 г.р.