Участник:Чухнова Дарья

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Имя:

Чухнова Дарья

Город:

Псков

О себе:

  • Участник проекта "Наши куклы". Занимаюсь куклой 4 года. В 2006 году с проектом "Персонажи русских народных сказок" заняла 2 место в областной олимпиаде по технологии. В 2007 году с проектом "Русская семья" заняла 1 место в областной олимпиаде по технологии.В этом году заканчиваю школу.
  • Хочу представить вам свой проект.

Тема проекта

Русская семья

Аннотация проекта

  • Цель работы - изготовление кукол в стилизованном русском костюме для школьного музея. В работе использован проектный метод. Работа состоит из 3 частей: исследовательской, технологической и приложения. В исследовательской части содержатся материалы по истории игрушки и народного костюма, которые позволили сделать выбор темы и материалов. Технологический этап содержит технологическую карту, экономическую, экологическую, эстетическую оценку и оценку качества.

*Цель проекта:

разработать и изготовить серию кукол в народных костю¬мах на тему «Русская семья».

Задачи:

Приступая к работе над творческим проектом, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Сбор информации об изготовлении кукол.

2.Сбор информации о народном костюме.

3.Разработка эскизов.

4.Выбор технологии изготовления куклы.

5.Выбор технологии изготовления одежды.

6.Подбор материалов.

7.Изготовление выкроек.

8.Изготовление куклы и одежды к ней.

Требования: 1.Качество исполнения.

2.Эстетический вид.

3.Куклы должны сочетаться друг с другом и составлять единое целое.

4.Выполнение правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм.

5.Экономное расходование материалов.

Исследовательский этап

История игрушки.

  • Игры и игрушки стары как мир. Появившись ещё на заре человечества, может быть, именно они способствовали социализации человека, его воспитанию, обучению, развитию.

Игры, обряды, празднества в смысловом и эмоциональном отношении преображали первобытный хаос бытия. Игрушки стали неизменным атрибутом быта. С игрушкой человек рождался и умирал.

  • Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Например, существовала рождественская обрядовая кукла — коляда, основой которой было березовое полено, обряженное разноцветными лоскутами. Эта кукла символизировала добро, процветание, богатый урожай — все то, чего желали под Рождество и на святки. Во время праздника куклу раздевали, а полено сжигали. Существовала кукла-коляда для рождественских обрядов, пасхальная кукла-закрутка, кукла-плодородие, кукла-стригушка, кукла - домашняя масленица, «зольная» кукла, «пеленашка» и т. д. В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры сними. Чем более развитую материальную культуру имел тот или иной народ, тем более совершенные игрушки он создавал. Пасхальную куклу-закрутку делали за неделю до праздника и дарили в Вербное воскресенье. Голова и руки куклы должны были быть обязательно из красного лоскута. Кукла-плодородие предназначалась для того, чтобы вызвать богатый урожай. И чем больше была грудь у куклы, тем больший урожай можно было ожидать. Кукла-стригушка также была связана с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Иногда кукла была одета, но нередко ее украшали только яркими шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
  • Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей. Возрождение искусства изготовления рукотворных кукол началось в начале 90-х годов XX века Очаровательный, уютный мир дворянских усадеб вновь ожил в образах многочисленных «городских» кукол. Самым крупным санкт-петербургским центром по изготовлению рукотвор¬ных кукол в национальных и светских костюмах разных времен и народов стало художественно-производственное объединение «Потешный промысел».
  • Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место.
  • Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками. Однако с течением времени интерес к игрушке, особенно крестьянской, стал постепенно расти.
  • Долгое время авторским игрушкам не придавалось особого значения, поскольку мастера занимались ими от случая к случаю.

Последнее десятилетие XX века в России ознаменовалось настоящим бумом на авторскую игрушку. Впервые в современном художественном процессе возникло самостоятельное направление под названием «художественная кукла». Речь идет, как правило, об авторских коллекционных работах, предназначенных не столько для игры, сколько для собирания или украшения интерьера. На мировом рынке художественные куклы уже давно пользуются огромной популярностью. Куклы как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования.

  • Новое время, новое экономическое пространство, возможность легально заниматься производством и продажей своих кукол, приобщение к мировому кукольному рынку, получившему за последнее десятилетие XX века столь большое развитие, заставили российских кукольников расширить горизонты своего искусства. Их работы поразили своим мастерством и творческим потенциалом весь мир.
  • Художники различных направлений обратились к изготовлению авторской, или художе¬ственной, куклы: это модельеры, театральные художники, ювелиры и многие другие.
  • В отличие от современной рукотворной игрушки, о том числе и куклы, которая может ти¬ражироваться, художественная кукла, как правило, существует в единичном экземпляре и свидетельствует о неповторимом почерке своего создателя/

История матерчатой куклы.

  • Матерчатых кукол люди делали еще в незапамятные времена. Вот только ткань-материал не такой прочный, как дерево или обожженная глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли. Самые старинные, что дошли до нас, сделаны во второй поло¬вине XIX века.
  • В кукол из ткани играли дети во всех странах мира и во все времена. Это потому, что такую куклу просто сделать, она доступна и интересна всем - и бедным, и богатым. Ма¬терчатая кукла может быть любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьян¬ской девочки. Вся разница в отделке - у одной она вышита золотом по шелку и украше¬на драгоценными камнями, а у другой сделана из беленой холстины. Но каждая кукла для своей маленькой хозяйки самая красивая.
  • В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины XX века! Причем эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Я говорю не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Ведь в чем ма¬гическая сила куколки из сказки? В материнской любви. Эта куколка - та самая берегиня, какие матери клали в колыбель ребёнку.
  • Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Од¬новременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им: свой опыт. Так что лет с пяти любая девочка могла сделать себе куклу сама.
  • Для крестьянских девочек изготовление кукол и игра в них были не просто развле¬чением, но и своеобразной школой. Чтению и письму они не обучались до конца XIX ве¬ка! Зато им очень рано предстояло научиться всему, что должна была знать и уметь женщина - хозяйка и мать, а играя в куклы, учились шить, вышивать, прясть.
  • А уж какой простор для фантазии дает изготовление и особенно одевание матерча¬той куклы! Все куклы-самоделки получались разными и по характеру, и по отделке, так что двух одинаковых на свете просто быть не может. Хотя у кукол есть и общие чер¬ты, так как в каждой местности был принят свой тип игрушки, да и приемы изготовления, на¬верное, во всем мире схожи.
  • Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно.

В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле!

  • У традиционной матерчатой куклы была вполне «взрослая» фигура. Это отголоски почитания Матери-Земли, богини плодородия. Подтверждается это еще и тем, что в рус¬ской народной игрушке не было принято делать кукол-мужчин и кукол-мальчиков. Первые куклы "мужского пола появились только в конце XIX века.
  • И лицо у нее белое тоже не случайно. Саму куклу делали из самотканого полотна, достаточно грубого и неотбеленного, а вот лицо обтягивали кусочком отбеленного хол¬ста или белой льняной ткани. Причем до XVIII века, а в отдаленных губерниях и дольше у тряпичной куклы вообще не было лица. Кукла должна была защищать ребенка от злых сил, заменять его собой. Если кукла с лицом, она слишком похожа на человека и в нее может вселиться злой дух, а без лица она просто вещь и, значит, неопасна для ребен¬ка. *Так что в белом лице без изображения отразилась древняя обережная роль матер¬чатой куклы. Со временем белизна лица утратила свой древний смысл и стала признаком кукольной красоты. Еще позднее мастерицы начали прорисовывать своим куклам черты лица или вышивать их цветными нитками.
  • Волосы для матерчатых кукол были настоящим украшением, они делали куклу «как в жизни». Прическу для своей любимицы девочки делали по всем правилам: если кукла изображала незамужнюю девушку, то волосы заплетали в косу и украшали лентой, кокошником, венком, а если «бабу» - скрывали волосы головным убором.
  • Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень-то ярко и нарядно. Поэто¬му особое значение имела одежда. Костюм красавицы выгодно подчеркивает статность женской фигуры и стройность девичьей: Красна девица идет, Словно павушка плывет. На ней платье голубое, Лента алая в косе...
  • Куклу старались нарядить в одежду из ярких лоскутков, украшали бусами, лентами в крестьянском быту они выглядели ярким, праздничным пятном, таким своеобразным «островком красоты». Городские же, фабричные ткани оставались для деревни дорогими до начала XX века. Наряды из них берегли и надевали только по праздникам. Об этом даже в народной песне поется:

Случай будет в Москву ехать -

Куплю два подарка:

Дорогие два подарка –

Кумач да китайку...

  • А ведь речь здесь идет о самых дешевых из производившихся тогда видах ткани, но зато броских, ярких, каких не изготовить в деревне самим. Теперь понятно, почему матерчатая кукла в простом, кажется, наряде - белой рубашке, синем сарафанчике из сит¬ца, с алой лентой в волосах— так ценилась. Ее дарили детям на именины и праздни¬ки и даже «приглашали» на свадьбу! Нарядную куклу торжественно передвигали по сва¬дебному столу, приговаривая: «Раздайся, народ, девичья красота идет!»

Матерчатые куклы были не только у крестьянских детей. В документах XVII века со¬хранились записи о расходах на «потешные куклы» маленькой царевны. Чего там только нет! И «сукно лазоревое», и «отлас (то есть атлас) золотный и бархатный», «камка червчатая», и даже бобровый хвост!

  • Дети богатых горожан продолжали играть в матерчатые куклы еще в конце XIX века, и это несмотря на доступность и популярность фабричных игрушек того времени. Изяще¬ство, тонкая работа, хороший вкус в подборе тканей и украшений, художественная вы¬шивка по тончайшему шелку - все это делает их кукол настоящими произведениями ис¬кусства.

Русский народный костюм.

  • Русский народный костюм... Один из реликтов уходящей в прошлое, нивели¬рующейся под влиянием города нашей национальной культуры. Яркое, красочное зре¬лище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, без культивирования народно¬го костюма, пусть не в быту - это уже невозможно, - пусть на сцене, - разрушится единст¬во этой культуры и она окончательно исчезнет, специализированные каталоги и журналы. Куклы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Куклы как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования.
  • История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жи¬ло крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные при¬родной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.
  • Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму - его функцио¬нальность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время Достаточно теплый и укрывает от непогоды. Для разных обстоятельств жизни в различных условиях были выработаны и разные виды одежды: от легких поддёвки или казакина до закры¬вающих все тело от макушки до пят армяка и тулупа. Крестьянская работа с ее интен¬сивными размашистыми движениями требовала свободной одежды, и в шагу крестьян¬ских портов вставлялся широкий клин, "ширинка", а под мышки рубах - ромбические ластовицы. В жаркие дни страды крестьянка могла выйти в поле в одной легкой рубахе, лишь подпоясавшись, либо заткнуть полы понёвы за кушак, практически оставшись в одной понёве. Функциональными требованиями было продиктовано и отсутствие пу¬говиц на рабочей одежде с ее широким запахом: любой член семьи, независимо от телосложения, мог надеть зипун или полузипунник на рубаху, либо на овчинный полушу¬бок, не переставляя пуговиц, а лишь подпоясавшись кушаком, а широкая пазуха служи¬ла объемистым карманом.
  • Другая характерная черта народного костюма - его ярко выраженная конструктив¬ность. Рациональнейшая конструкция рубахи, сарафана, зипуна, понёвы, армяка поч¬ти не требовала употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минималь¬ными Небольшое количество прямых швов сокращало время, потребное на изготовле¬ние одежды и не требовало большого мастерства от швеи. Изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды, а следовательно при шитье могла обойтись без подрубания швов и кромок, тем более что подрубить толстую армянину, сукно для по¬нёвы и даже холст непросто.
  • В то же время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, укра¬шавшая человека. Декоративность достигалась путем комбинирования праздничной одежды из тканей разного цвета и качества, что давало экономию дорогостоящих тканей, и за счет сравнительно простых средств декорирования путем нашивки лент, мелкой ап¬пликации из ромбов и квадратов, вставок из простого крестьянского кружева, вышивки простым швом с геометрическим орнаментом. Непревзойденная декоративность народ¬ного костюма - его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное назна¬чение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа. На нижней одеж¬де, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнял роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле. На праздничной одежде орнамент в виде прошв, вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам подоплеки и т.п., отмечая, таким образом, конструктивные и функцио¬нальные элементы. Орнамент употреблялся только мелкий, геометрический, реже растительный.
  • Нередко возникает вопрос о цветовой гамме народного костюма. Существует мнение о неслучайности, расположения цветов на костюме в связи с цветовой символикой, на¬пример, о том, что нижняя, "земная' часть костюма /например, женские понёвы/, наме¬ренно была темной /черные, синие понёвы/, а верхняя, связанная с небом, с солнцем -белая и красная. Действительно цветовая символика известна. Но как тогда быть с крас¬ными понёвами и андароками и с тем, что совершенно не употреблялся в народном кос¬тюме зеленый цвет - цвет мира и покоя? Думается, что на выбор цвета оказывали влияние более прозаические обстоятельства. Ткани окрашивались только растительными красками и преобладание красного цвета связано с тем, что дававшая красную краску марена в качест¬ве сорняка росла почти в каждом огороде, тогда как растительных зеленых красителей при¬рода почти не знает: растения дававшие зеленую краску, росли только в Китае, поэтому лишь привозные с Востока шелка и атласы были зелеными, в ограниченном количестве попадая в народный быт.
  • Наконец, отметим еще один определяющий признак народного костюма - его ком¬плексность. Состав народного костюма был совершенно определенным и четко привязы¬вался к тому или иному региону. По некоторым причинам, о которых речь будет идти ни¬же, это, в основном, относится к женскому костюму. Выделяется ряд женских костюмных комплексов: понёвный, комплекс с андараком, сарафанный, комплекс с кубелъком и па¬рочка. Первые четыре привязаны к губерниям южнорусским, западным и южным, цен¬тральным и северным, и к казачьим областям. Парочка, пришедшая из города в конце XIX в., распределялась по всей территории России, заменяя, сначала у молодежи, традицион¬ные комплексы. Урал и Сибирь, не имевшие коренного великорусского населения и засе¬лявшиеся выходцами из разных регионов, четкой комплексности костюма не знали, здесь перемешивались разные типы костюма и быстро совершался переход к "круглому" сара¬фану - платью и парочке.
  • Наиболее архаичный комплекс с понёвой включал специфический женский головной убор - кичку с сорокой, - а также особые виды плечевой и нагрудной одежды: навершник, носов, костолан, шушпан или шушун занавеску или запон, тогда как для сарафанного комплекса характерен кокошник, плечевая одежда типа душегреи или епапечки и на¬грудная типа фартука, передника; казачий комплекс с кубельком, перенятый от народов Кавказа, иногда употреблялся с типичными для тюркских народов шароварами и вя-заньм колпаком или широким головным покрывалом. Комплекс с андараком, харак¬терный преимущественно для однодворческого населения, заселявшего бывшие южные и юго-западные границы Российского государства и в социальном отношении стоявшего выше крестьянства, зачастую включал кичкообразный кокошник, шнуровку, напоминаю¬щую дворянский корсаж, разные типы кофт, "прижимки" и т.п.
  • Комплексность женского костюма связана не только с территориальным делением, но и с возрастными градациями: девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали ко¬кошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники; понёва сменяла сарафан по достижении половой зрелости, а иногда и при свадебном обряде, а кое-где в районах быто¬вания понёвы старухи снова надевали сарафаны. Разумеется, четких границ между комплек¬сами не было: кое-где в южных губерниях например, в Курской, бытовал и женский сарафан, как и кичкообразный кокошник, а кое-где в северных губерниях, например, в Олонецкой, упот¬реблялась копытообразная кичка; в области же Войска Донского наряду с кубельком носили и сарафаны, и понёвы.

Технологический этап

Аналитический этап

Эстетическая оценка.

  • Кукла является частью композиции, в которую входит ещё несколько кукол. Композиция изготовлена для украшения интерьера. Работу я выполняла с большим желанием и интересом. Декоративные отделки, подбор тканей для одежды - всё это позволило нам изготовить действительно красивое изделие. Участие в выставках показало, что наши куклы нравятся зрителю. Посетители выставок проявляли живой интерес к нашей композиции и с удовольствием фо¬тографировались в компании с нашими куклами. Кроме того, было много же¬лающих купить наши куклы.
  • Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изделие вы¬полняет свои эстетические функции.

Наша кукла может служить игрушкой для детей и пособием по изучению на¬родного костюма и ремёсел.

Экологическая оценка.

  • Изготовление и эксплуатация изделия не повлекут за собой изменений ок¬ружающей среды. При выполнении работы я соблюдала санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности. Это позволило мне не нанести вреда своему здоровью.

Оценка качества.

  • Кукла изготовлена по разработанному эскизу с учётом технологических тре¬бований к изготовлению кукол и пошиву одежды. Нижняя рубаха и навершник изготовлены в соответствии с технологической картой по изготовлению ночной сорочки, и может служить наглядным пособием. Лицо расписано красками для ткани, которые не боятся воды.

Экономическая оценка

Материальные затраты составили 387,8 рублей.Расчёт цены изделия.

Цена изделия = полная себестоимость (производственные затраты + коммерческие затраты) + прибыль + НДС

Производственные затраты.

1.Материальные затраты = 387,8 руб.

2.Заработная плата: 10 разряд -1060 рублей за месяц. Ученик работает 24 часа в неделю, 96 часов за месяц. 1060: 96 = 11 рублей за 1 час.

Трудоёмкость: подготовка (1 час) + основное время (30 часов) + завершение работы (1 час.) = 32 часа. Заработная плата = 32 х 11=352 руб.

3.Е.С.Н. =28% 352 х 28 =98,56

4.Накладные расходы = не менее 80% от заработной платы 352x0,8 = 281,6

5.Потери от брака = 0

Итого: 387,8+352+98,56+281,6+0=1119,96

Коммерческие затраты. Коммерческие затраты =5% от производственных затрат. 1119,96 х 0,05 = 55,9 рубля

Прибыль: Прибыль = 25% от полной себестоимости. (1119,96+55,9)хО,25=294

НДС

НДС= 18% (1119,6+55,9+294)х0,18=264,51

Итоговая стоимость.

1119,96+55,9+294+264,51=1763,86


Использованная литература.

1. «Мягкая игрушка», Н. Войдинова, Москва, «Эксмо», 2004 год.

2. «Технология», 5-9 класс, Симоненко В. Д. Издательский центр «Вентана-Граф», 1999 год.

3. «365 кукол со всего света» М. Левена. Айрис-Пресс. Рольф. Москва. 2000 год.

4. «Игрушка» Л.Н. Соловьёва. ЗАО «Интербук-бизнес», 2002 год.

5. Журнал «Кукольный мастер» за 2004-2005 годы.

6. «Мягкая игрушка. Игрушки в подарок», Н. Деревянко, А. Трошкова. Москва,«Эксмо», 2004 год.

7. Энциклопедия «Подарки». АСТпресс.

8. С. Корт «Роспись по ткани». Санкт-Петербург, 2000 год.

9.Ф. М. Пармона "Русский народный костюм как художественно- конструкторский, источник творчества».- М.: Легпромбытиздат, 1994.

10.Аннотированный библиографический указатель "Исторический, сценический и народный костюм". Сост. Л. В. Беловинский. - М.: ВНМЦ, 1984.

Персональные инструменты
Инструменты