Усолье, Иркутская область

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Четыре столетия назад казачья дружина Ермака перешла Каменный пояс Уральских гор. Началось грандиозное по своим масштабам продвижение русских на восток. Вслед за включением Западной Сибири в состав русского государства началось присоединение и Восточной Сибири. Исходным пунктом продвижения на восток был Енисейский острог, основанный русскими в 1619 году. Служилые люди под именем енисейских казаков продвигались в глубь Восточной Сибири по рекам Ангаре и Лене и их притокам. На своем пути они сооружали новые остроги: Илимский (1630), Усть - Кутский (1631), Братский (1631), Балаганский (1654) и другие. Сибирь с ее неисчислимыми пушными богатствами привлекала к себе прежде всего охотников до «соболиных мест». Все дальше и дальше на восток продвигались отряды казаков, стрельцов, торговых и промышленных людей. Они постепенно завоевали этот обширный край, собирали «сак с народов Сибири, занимались охотой. Растущее Русское государство испытывало и большую потребность в драгоценных металлах и иных полезных ископаемых, которые надеялись найти в «новых землицах». Первые русские переселенцы оседали в Сибири в основном по берегам ее главных рек. Водные пути были здесь единственными транспортными артериями, а также давали людям важнейший источник существования — рыбу. Приречные земли стали использоваться для хлебопащества и скотоводства. История не оставила нам точной даты появления русских в том месте, где сейчас расположен наш город. С определенностью можно сказать, что это произошло в середине XVII века. Отряд енисейских казаков во главе с пятидесятником Анисимом Михалевым, двига¬ясь вверх по Ангаре, установился на ночлег в районе, где сейчас находится курорт «Усолье». Недалеко от места ночлега казаки обнаружили соляной источник. В то время соль в Сибири практически нигде но добивалась, и русские вынуждены были завозить ее из за Урала. Громадная протяженность пути и длительность переносов делали соль дорогим продуктом. Предприимчивый Анисим Михалев вместе со своим братом Гавриилом решил построить на месте обнаруженного источника соляную варницу. Официально установить дату начала солеварения в Усолье нам помог документ, хранящийся в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов: «В прошлом, во 177-м (то есть в I6G9 году. — В. Ш,\ в книге земляных дач Иркутского острогу приказного человека енисейского сына боярского Первого Самойлова написано: «По указу великих государей отвел казачьему пятидесятнику Анисиму Михалеву соляные пожилины на двух островах маленьких, па правой стороне, до земли 8в большом острову, тут же под двор, и под огород, л скотиной выпуск. Да против тех же островов вверх идучи на левой стороне, выше Белой реки, в ниже Китою в лугу меж каменьев сверху и снизу под пашню земли 30 десятин, сенных покосов 10 десятин.,. » Этот документ позволил установить год основания Усолья — 1669-й. На Малом Варничном острове (в то время острой Варничный разделялся протокой Усолкой па Большой и Малый) братья Михалевы построили избу, амбар и варницу. Через два года варница сгорела. После пожара Михалевы поставили избу на Сосновом (ныне Красном! острове. Михалевы имели свое хозяйство, скот, лоша¬дей, засевали до 30 десятин пашни, занимались охотой и рыболовством. Для заготовки дров и под сенные угодья им были отведены Сосновый остров и часть Березового. Выварка соли требовала большого труда, а рабочих рук пс хватало. Братья пригласили работать с ними «исполу» посадских людей из Иркутского острога (1661; Семена Семенова сына Волынкина и Афанасии Натарено Куроптю. У тех были свои семьи. Так рядом с избой Михалевых появилось еще несколько домов. Возникло поселепие, которое стали называть деревней Михалева. Известный путешественник Николай Спафарий, при¬плывавший осенью 1675 года вверх по Ангаре с посоль¬ством в Китай, так описывает это поселение; «На правой стороне — деревня Михалева, а стоит она на острове, а против той деревни остров, а на том острове соль варят той деревни Михалевы жители, а иным варить не дают,.. » Только в 1676 году стали появляться первые дома на левом берегу Ангары, напротив Варничного острова. Но селились здесь люди неохотно — место топкое, болоти¬стое. Вся территория нынешнего Усолья в то время представляла собой обширную заболоченную мест¬ность, густо заросшую лесом. Многие жители предпочитали селиться на Сосновое острове, где в 1723 году была построена Спасская церковь, и остров стал называться Спасским, а вместе с ним и поселепие стало именоваться Спасской соляной слободой. Только в конце XVIII столетия администрация солеваренного завода распорядилась о переносе служебных и жилых домов па материковый левый берег, Часть свободных поселенцев перебралась выше за 1, 5 версты по острову и образовала Спасский выселок, переименованный позднее в поселок Угольник. Несколько семейств поселились па правом берегу реки Ангары в 2, 5 версты и образовали деревню Бархатова и на том же берегу, выше по Ангаре, деревню Жилкино. Еще несколько семей избрали для поселения верхний конец Спасского острова — деревня Ружникова. Большая же часть свободного поселения со Спасского острова переселилась па левый берег Ангары, образовав здесь крупный поселок «у соли»,


В ВЕДЕНИИ МОНАСТЫРЯ

До конца XVIII века на солеваренном промысле сменилось несколько хозяев. Его основатель Анисим Михалев пес службу казачьего пятидесятника сначала [ркутском, а затем в Тулунском остроге. Он был одним И1 самых энергичных исследователей и рудознатцев Сибири. Ему принадлежит честь открытия знамени¬того мусковита в районе Витима, прибайкальского графита и саянского нефрита. Соляным промыслом в основном занимался его старший брат Гавриил и его сыновья Иван, Матвей, Филат и Вавила. Из-за недостаточных капиталовложений и нехватки рабочих рук прибыли промысел давал мало. С 1671 по 1681 год па нем было выварено всего 2800 пудов соли.

В 1682 году после смерти Гавриила промысел был продан иркутскому купцу Ушакову, тому самому, чьим именем названа в Иркутске река Ушаковка, на которой он имел свои мельницы. Династия сибирских купцов и промышленников Ушаковых славилась своим богатством па всю Сибирь. В Иркутской областной библиотеке имени Молчано¬ва-Сибирского в отделе редкого хранения имеется книга «Дополнения к актам историческим, собранные и издан¬ные археологической комиссией)» (СПб, 1869. С. 190 — 195), в которой находится «Дело по случаю продажи иркутским казачьим пятидесятником Анисимом Миха-левым гостю Ивану Ушакову соляных варниц па берегу реки Ангары». В нем даются подробные размеры Варничного острова. «Мерою тот остров в длину 563 сажен печатных тросаршинных, поперег верхней изголови 35 сажен печатных, в широком месте поперег 167 сажен». Это о Большом соляном острове. А вот о Малом: «Выше того острова Малой соляной остров, мерою в длину 120 сажен печатных, поперег же того острова посередке 39 сажен, нижняя изголовь 15 сажен... па нижней изголове, где была Анисима Михалева старая варница, ключь соляной... а течет тот ключь в Ангару реку». Между Большим и Малым островами находилась протока «по-перст 20 сажен печатных, и та протока ныне суха, а в большую воду течет Ангарская вода».

О Красном острове в этом документе говорится: «А против тех соляных островов, па низ плавучи, на правой стороне, сосновый остров, мерою в длину 6 верст 20 сажен печатных, верхняя изголовь иоперег 400 сажен, посередке того острова 820 сажен печатных, нижняя Изголовь 900 сажен. На том острову 2 избы с сенми и клетями, а и бар хлебной... кузница да баня». На Сосновом острове заготовляли для солеварения дрова, «да на нижней изголове, на правой стороне того острова, сен¬ных покосов на 15 десятин».

На левой материковой стороне против соляных островов, где сейчас расположена старая часть города, находились пахотные земли,

На правой материковой стороне, против Соснового острова, «с верхней изголови и до нижней изголови луговое место; а прежь сего на том месте похал пашню Анисим Михалев десятин по пяти и по шти, и ныне на том месте стоят Иркуцкис ясашпые Брацкие мужики». После смерти Ивана Ушакова соляной промысел переходит к его сыну Алексею. Как и прежде, Усольем управляет приказчик Ушаковых Игнатий Юринский («Игнашка Ярафисв сын Юриных»). Предприимчивый приказчик старался «не платить в казну пошлины и продавать соль вольною ценою, весьма высокой». Слу-жилые иркутские люди обратились с челобитной к великому государю Петру I. В 1740 году игумен иркутского Вознесенского мужского монастыря Макарий добился передачи права на выварку соли монастырю.

В государевом документе указывалось: «... Этою грамотою означенные ангарские острова с соляными прожилинами о .дани Вознесенскому монастырю с тем, чтоб монастырь варил соль на свой счет для своей потребы и для всех монастырских людей и крестьян с условием, чтобы игумен доставлял в государеву казну пятый пуд па продовольствие служилых людей в Иркутске, а денежной пошлины в казну по два рубля на каждый год; вольная же продажа соли монастырю запрещена впредь до особого на то государева указа».

Таким образом богатый монастырь получил еще одну прибыльную статью дохода. Передача солепромысла монастырю предполагала расширение производства и отсюда увеличение дохода. Запрещение вольной продажи соли позволяло, в свою очередь, контролировать ее производство, а доход от продажи через казенные магазины поступал в государственную казну. Однако монастырь не всегда выполнял возложенные на него указом обязанности. Утайка монастырем соли приняла широкий размах. Для обслуживания варниц были закреплены крестьяне ближайших сел: Китайская, Бадайская, Мальтин-ская, Усольская слободы. Монастырские крестьяне подчинялись непосредственно игумену монастыря и другой монастырской администрации, уплачивая оброк, работая на монастырских пашнях, рыбалках, солеварнях, постройках. За «непослушание» крестьян били кнутами «до чину монастырскому». На монастырских землях селились преимущественно «гулящие люди», как назы¬валась в старину беднота, искавшая средств к существованию, переходя в те или иные места. Гонимые нуждой и-голодом, они попадали в кабалу к купцам-ростов-щикам, зверопромышленникам, монастырям, становились пашенными крестьянами. Вольные «гулящий лю¬ди» превращались в кабальных и тяглых. Более шестидесяти лет солеваренным заводом владел Вознесенский монастырь. И завод стали называть Иркутским солеваренным.

Персональные инструменты
Инструменты