Трайбл (танец)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Трайбл беллиданс. Зов предков

Когда смотришь на танец Трайбл беллиданс, создается впечатление, что он пришел к нам из глубины веков, и, должно быть, именно так чествовали богиню плодородия наши праматери на сборе племени. Но впечатление это обманчиво – трайбл, на самом деле, один из самых молодых стилей танца живота.

История

Трайбл появился в США, стране воинствующих феминисток и пересечения всех мировых культур, во второй половине ХХ века. Тогда в западном мире представление о танце живота ограничивалось тем, как он был показан в фильмах Голливуда. Оно было несколько искаженным, поскольку хореографическими постановками занимались джазовые танцоры того времени.

В 1952 году Джамила Салимпур, исполнительница такого «голливудского» стиля, начала преподавать танец живота, постепенно развивая свой метод, а также терминологию движений. При этом она руководствовалась рассказами своего отца-военного, который, много путешествовуя по Африке, видел, как исполняют беллиданс египетские танцовщицы. Она дополняла существующий стиль своеобразными интерпретациями марокканских, цыганских, индийских и индейских танцев, заимствуя специфику движений, костюмы, украшения, татуировки. В 1969 году она основала труппу из сорока человек под названием Bal Anat. Джамила не называла созданный ею стиль «трайбл», обозначая его просто как беллиданс. Однако эклектичные костюмы, многие идеи для которых были почерпнуты из журнала National Geographic, татуировки на лице, танцы в группе, специфика движений создавали ощущения племени, а «племя» звучит на английском именно как «tribe» – таким образом, позднее название «tribal» прижилось.

Одной из учениц Джамилы была уроженка Киева Маша Арчер, которая занималась у нее два с половиной года, а потом основала собственную труппу The San Francisco Classic Dance Troupe и стала преподавать сама. Она начала независимую карьеру, не успев научиться хореографической постановке, поэтому ее стиль был во многом основан на свободной импровизации. Все ее последователи признавали, что Маша была довольно плохой преподавательницей, а в костюмах предпочитала чрезмерную эклектику, сочетая несочетаемое. Однако заслуга Арчер в том, что она увела танцовщиц беллиданса из кабаре и баров на более уважаемые сцены. Она принципиально подчеркивала, что беллиданс – высокое искусство, достойное только большой сцены.

Преемницей Маши Арчер была Каролина Нериккио, ставшая основоположницей одной из разновидностей трайбла – American Tribal Style, или ATS. Именно Каролина развила и создала этот стиль таким, каков он есть по сегодняшний день, с уникальной четко выстроенной системой импровизации, движениями, переходами. В 1987 году она основала свою труппу Fat Chance Belly Dance, которая по сей день считается эталоном классики трайбл-стиля и примером для подражания для трупп со всего мира. (Посмотреть фрагмент их выступления можно по ссылке).

Особенности трайбла

При слове «беллиданс» большинство людей представляют, как правило, египетскую технику этого танца: легкую, соблазнительную, с костюмами, расшитыми бисером, пайетками, стразами. По подаче своей трайбл является полной противоположностью египетского стиля: здесь напрочь отсутствуют игривое настроение, соблазнение, кокетство. Это танец женской силы и независимости, где котором внимание уделяется совершенно иной технике и эстетике движений. Здесь сочетаются классические движения беллиданса и фламенко – гордая осанка, поднятый подбородок, подчеркнуто прямая спина – а также множество других стилей, от цыганских до африканских.

Выступление – это групповая импровизация (хотя хореография тоже используется), состоящая из упрощенных движений, выполняемых всеми участницами группы одинаково и согласованно. Все связки основаны на системе знаков, подаваемых ведущей. Переходы от одного движения к другому обозначаются движением рук, поворотами, сменой направления. Как сказала основательница Fat Chance Belly Dance Каролина Нериккио, «Группа танцовщиц в стиле трайбл похожа на группу рыбок или на стаю птиц».

Каролина разработала целый набор движений, который тщательно изучается всеми участницами группы для последующей импровизации. Помимо самих движений, она также создала систему мини-движений, используемых для переходов от одного движения к другому.

В трайбле, как правило, действует принцип мышечной изоляции: например, работают только бедра – остальное статично. Также одной из характеристик стиля является выделение определенных движений посредством не только их изолирования, но также повторов: например, удары или восьмерки бедрами, круги или восьмерки грудью, которые повторяются несколько раз. Шаг выполняется на средних полупальцах, но часто движения опускаются на полную стопу. Обычно танец считается на восемь счетов.

Костюмы

Если сам трайбл – направление псевдоэтническое, то костюмы для него – эклектичные, вобравшие множество элементов с разных концов света: Среднего Востока, Северной Африки, Восточной Индии, Центральной Азии.

Костюмы танцовщиц намеренно лишены лоска – используются темные «земные» цвета, тяжелые натуральные материалы, покрытые патиной монеты. Многослойность наряда не оставляет намека на флирт. Под длинную юбку солнце-клеш надевают объемные шаровары из непрозрачной ткани, поверх юбки – пояс с многочисленными увесистыми кисточками, помпонами, монетами. Сверху, как правило, надевают чоли или блузу индийского покроя, а на голову наматывают тюрбан, который украшают многочисленными сережками, монетами, бусинами. Украшения используют очень массивные, грубого дизайна – браслеты на руки и ноги, бусы, кольца, серьги. Дополнительного колорита танцовщицам добавляют татуировки и рисунки хной, покрывающие порой не только тело, но и лицо.

В макияже танцовщиц используется светлый тон пудры, румяна, темная подводка для глаз, темная губная помада. На лицо наносят бинди и рисуют татуировки берберских племен: точки и полоски на скулах, подбородке.

Музыка

Танцевать трайбл можно практически под любую музыку, от барабанного соло до электронной, не в фаворе только попса – ее «легкомысленность» противоречит самой идее стиля. Чаще всего используют упрощенную фольклорную музыку – например, египетских групп Musicians of the Nile, Fellahin, Saiidi, Ghawazee, американских Helm, Sirocco, Gypsy Caravan. Звучащими инструментами являются табла (вид барабана), мизмар (дудка) и ребаб (однострунный инструмент, подобный скрипке). В некоторых стилях – например, трайбл фьюжн – используют обработанную этническую музыку и электронную с тяжелыми ритмами.

Стили трайбла

Трайбл, несмотря на свою недолгую историю, уже делится на несколько подстилей.

  • Tribal Fusion (трайбл фьюжн). Название направления произошло от английского fusion (слияние, смешение, объединение) и отражает, к примеру, наложение испанской и арабской музыки, использование египетской техники и турецкой музыки, – то есть объединение различных стилей танца, музыки и костюмов разных культур.

Наиболее известными и талантливыми исполнительницами этого стиля считаются американки Рейчел Брайс и Шэрон Кихара. (Ссылки на видео их выступлений)

  • Neo Tribal (нео трайбл) — это смесь трайбла, классического восточного танца ракс шарки и других стилей. Более игривый, чем классический трайбл, он содержит меньше повторяющихся шаговых комбинаций, там присутствует влияние балета и джаза, а исполнительницы проявляют больше фантазии. Выступление группы содержит соло, дуэты, групповые танцы. Костюм и украшения используются как в обычном трайбле, но тюрбан не надевают и отдают предпочтение ярким краскам.
  • New Age Tribal (нью-эйдж трайбл) – эзотерический стиль. Танцовщицы медитируют перед выступлением, чтобы очистить себя от негативной энергии и впитать в танце позитивную, используют дыхательные упражнения, работают над своей аурой и кармой. Музыка используется соответствующая – в одноименном стиле New Age.
  • Gothic Bellydance – дань моде на готику. Тяжелая мрачная музыка, темный мейк-ап и костюмы в стиле «невеста графа Дракулы».

Хоть трайбл изначально является миксом разных этнических танцев, недавно в нем появились национальные ветви – например, китайская, тайваньская и даже славянская.

Персональные инструменты
Инструменты