Традиции коренных жителей моей малой родины

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Вперёд в прошлое

Мы учимся в 6 а классе. Наш класс ведет интересную активную жизнь. В конце прошлого учебного года мы отправились в поход. Классный руководитель до последнего момента не говорила: куда же мы идем. Сначала мы ехали на автобусе.Из Сарова через Дивеево, там повернули на Ардатовскую дорогу. С неё после Большого Череватово свернули на Михеевку.Потом дорога ушла в поля. Где-то в стороне оставались населенные пункты: Михеевка, Кудлей, Вишневая. Дорога была внутренняя, пейзаж однообразный. Вдруг дорога закончилась. Нас высадили около деревушки с загадочным названием Кавлей. Вернее то, что осталось от деревни, так как почти вся она выгорела. Поразил ее вид: разваленные дома, почти нет жителей. Но наша цель была не эта деревня. Мы по узкой дороге отправились в глубь леса. Шли гуськом не долго. Вскоре перед нами оказалась широкая, просторная поляна, окруженная со всех сторон деревьями. В траве журчал ручей, очень быстрый и холодный. Здесь есть оборудованное место для привала: деревянный стол с лавками и кострище. Мы разбили туристический лагерь и перекусили. Позже,продолжили свое путешествие в глубь леса. Мимо столика идём по тропинке в лес. Почти сразу пересекаем родниковый ручей. Теперь идти пришлось долго, лес становился все темнее, сумрачнее, а мы все шли и шли.

Станция Лукоянов.JPG

Прибытие на место

В походе указатель.JPG

И вот, наконец, мы увидели круглую лесную поляну с высокой травой, по середине  которой и лежал, Камень: большой, красноватый, над ним дерево, на котором завязано много ленточек. Что же это за место? Оно вызывает необыкновенные чувства. После того как мы осмотрели поляну, Лариса Михайловна раскрыла секрет нашего путешествия. Оказывается, мы совершаем путешествие в священные рощи мордвы. В окрестностях нашего города много таинственных мест, так называемых урочищ, священных рощ. Это одно из них, место поклонения мордвы в дохристианский период. Оно называется Моляны. Таких мест несколько:


  • Ардатовский район – священное урочище Моляны
  • Арзамасский район - священное урочище Мольбище
  • Лукояновский район – Разинский камень, священная роща Лукаш, священная роща Явлей, Священное урочище Ознамолей, священное урочище Покшлейчувто, Кшикуравай,
  • Первомайский район – Урочище Скит
  • Шатковский район – Лог у с. Алемаево
  • Саров – священное урочище Кереметь

Мы узнали

Коренным населением нашего края является мордва. Мордва принадлежит к финно-угорской группе уральской расы. Мордовский народ издавна селился на юго-востоке и северо-западе в междуречье рек Сура, Ока, Мокша. География и природа во многом определяют особенности развития общества. Природа формирует хозяйственный уклад жизни, верования, особенности культуры. Мордовский народ жил в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу, и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Главными занятиями были не только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством.

В походе красивый лес.JPG

Природа оказывала влияние на особенности религиозных верований. До прихода сюда славян религия мордвы была языческой. Пантеон мордовских богов весьма обширен: по существу, нельзя назвать ни одной сферы природы, которая не обожествлялась бы мордвой. В мордовском язычестве преобладают и главенствуют женские божества: леса - Вирява, земли - Модава, Масторава, воды - Ведява, ветра - Вармава, огня - Толава, солнца - Чиава или Шиава, луны - Ковава, дома - Кудава. Лес имел свою покровительницу, или Вирь-аву. Мордовские моленья обычно проводились под дубом, липой, березой, вязом, сосной. ОЗКС - от слова озномс, озондомс, т.е. молиться. Праздники-озксы могут быть общественными и семейными.

В походе у идолов.JPG


Общественные моления всегда совершались за деревней у ручья или родника, а так как в старое время леса находились близко к деревне, то моления обычно происходили у опушки леса, под дубом, вязом, липой, березой или сосной, но осину или ель мордва избегала. Жрецов для совершения обрядов у мордвы не было. Семейные моления совершались старшими в доме, обычно хозяйкою дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и чтения молитв каждый раз выбирались особые старики или старухи. Обычно выбирались одни и те же лица. Основной момент озксов - жертвоприношение божествам, их кормление, преследовавшее цель приобрести расположение божеств. С этой же целью на озксах произносились молитвы - озномат, озондомат. За день до озкса обыкновенно мылись в бане и надевали чистое платье; в дни наиболее важных озксов не работали. При молении обращались на восток, руки воздевали к небу или клали под мышки и кланялись, вставали на колени или падали ниц.

В походе на камне.JPG


Большинство мордовских озксов не имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных работ. Поскольку мордва исстари была народом земледельческим, то вполне понятно, что озксы, связанные с земледелием, занимали ведущее место, в календаре мордовских озксов. Значительная часть их посвящались также животноводству, пчеловодству, первоначальной формой которого было бортничество. Мы вернулись к нашему биваку. Здесь приготовили обед, он состоял из традиционных мордовских блюд: щи из курицы и свежей капусты и запеченные яйца (мы их запекали как картошку в углях). Обед готовили все вместе, дружно и весело. Потом были игры, тоже национальные, мордовские: Бабушкин клубок, Беговой мяч, Игра в Хорек. Время пролетело быстро, пора собираться домой.


Летописцы

Команда "Великолепная семерка"

Персональные инструменты
Инструменты