Репрессированная по наследству

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
                           РЕПРЕССИРОВАННАЯ ПО НАСЛЕДСТВУ


автор-разработчик: Чирик Иван Николаевич 8 августа 1992 г. 662326, Красноярский край, Шарыповский район, Село Большое Озеро, Ул. Юбилейная, дом 13-2. МОУ Большеозёрская основная общеобразовательная школа №10, краеведческий кружок, 662326, Красноярский край, Шарыповский район, Село Большое Озеро, ул. Школьная - 2. Тел. 8 /39153/ 34393. Руководитель Цибринская Валентина Афанасьевна


                                      СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
                                        1. Введение                                                 
                                    2. Семья Мальцевых                                 
                                    3. Семья Филиновых                                  
                      4. Енисейский район – место спецпоселения репрессированных         
                               5. Условия жизни спецпоселенцев          
                                  6. Колхоз «Новый Путь»                          
                                7. Мальцева (Кудрина) А.М.                   
                                8. Война – она на всех одна                     
                                    9. Реабилитация                                        
                                     10. Заключение                                           
                              11. Используемая литература                  
                              12. Приложение на  10  листах
                                 12. Копии Файл:Фотографий .
                                 



                           I. ВВЕДЕНИЕПолужирное начертание

Шесть лет назад в 2001 году к нам в село Большое Озеро приехала на постоянное место жительства одинокая женщина пенсионного возраста не приметная, скромная, низенького роста, восточной внешности – это мама нашей учительницы начальных классов Каптуровой Галины Яковлевны. Но когда присмотришься к ее острому не затуманенному взгляду черных глаз, то многое можно понять, что Кудрина Альбина Матвеевна (так зовут эту женщину) - хрупкое существо с очень сильной натурой, на долю которой выпало много испытаний. А в начале октября 2006 года в школе на краеведческом кружке у нас состоялась первая встреча с Альбиной Матвеевной. Оказалось, что у Кудриной (Мальцевой) А.М. и ее семьи очень трудная и сложная судьба, так как они по воле рока оказались втянутыми в механизм жестокой государственной репрессивной «машины». Эта встреча произвела на меня такое впечатление, что мне захотелось глубже изучить эту тему на примере семьи Мальцевых. За первой встречей последовали множество других. Меня мучили вопросы Кого? За что? Куда? Зачем? И почему? Как жилось им там? Как сложилась дальнейшая судьба многих членов этой семьи? Я назвал свою работу «Репрессированная по наследству» так как Альбина Матвеевна по воле судьбы с рождения оказалась репрессированной, потому что «имела неосторожность родиться» во время нахождения на спецпоселении ее родителей - матери Мальцевой (Филиновой, Золотуевой) Евдокии Ивановны и отца Мальцева Матвея Михайловича. Вот за это и получила она свое страшное наследство.

                         II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.СЕМЬЯ МАЛЬЦЕВЫХПолужирное начертание

Дедушка Альбины Матвеевны по отцовской линии Мальцев Михаил Иннокентьевич родился в Читинской области, в селе Зюльзикан Олинского района здесь же и проживал со своей женой Мальцевой Татьяной Михайловной и детьми до злополучного 1931 года. Они имели 14 детей, трое сыновей из них были уже взрослыми, Матвею было 21 год, Леодору –20 лет и Василию – 19 лет, когда его семью и семьи его шестерых родных братьев признали кулаками за то, что относились к зажиточным крестьянам. Чтобы добиться этого достатка им приходилось работать, работать, работать от зари до зари не разгибая спины, рубахи не просыхали от пота, руки трескались от мозолей. И вот в одну из весенних ночей 1931 года, когда надо было пахать и сеять, у них отобрали все их имущество, арестовали и повезли в районный центр Нерчинск Читинской области. Основанием применения репрессии по политическим мотивам в административном порядке было Постановление СНК и ЦИК СССР от 1 февраля 1930 года. Раскулачивание и репрессия семьи осуществлялась решением заседания Тройки при ЧОС ПП ОГПУ ВСК по выселению кулачества. Семь родных братьев Мальцевых Михаил Иннокентьевич, Алексей Иннокентьевич, Вячеслав Иннокентьевич, Анатолий Иннокентьевич, Амплий Иннокентьевич, Василий Иннокентьевич и Леонид Иннокентьевич с семьями попали в «жернова» репрессированной машины.

                            2. СЕМЬЯ ФИЛИНОВЫХКурсивное начертание

Семья Филинова Ивана Климовича (дедушки Альбины Матвеевны по материнской линии), проживающая в селе Родионово Олинского района, состоящая из 23 членов также была репрессирована весной и сослана. А причиной послужило добротное хозяйство Филиновых. "В материалах архива ИЦ УВД Читинской области имеются сведения о хозяйстве Филинова Ивана Климовича и его сыновей – Филинова Семена Ивановича и Филинова Якова Ивановича… В 1929/30 году посева 20 га, лошадей –15, волов – 4, крупного рогатого скота 26, молодняка 17. В 1928 году с целью сократить уплату сельхозналога прикрыть свое классовое лицо, произвели раздел, разъехались на 3 дома, которые находились почти на одной усадьбе, однако работу вели все время вместе. Раздел был признан фиктивным. Мельница, заимка, машины разделены не были... Хозяйство гр. Филинова Ивана Климовича признать кулацким». (Архивная справка) На заявление Филинова Ивана Климовича в Олинский РИК о неверном раскулачивании и возврате ему имущества вынесли постановление (Протокол № 85/83 от 28 августа 1930 г. заседания Олинского РИКа, & 9) «В ходатайстве отказать, произведенное раскулачивание признать правильным». Держали их всех какое-то время в районном центре Нерчинске Читинской области. И когда старший сын Филинова Ивана Климовича Семен Иванович сказал: «До каких пор здесь держать будете, идет весна пахать землю надо и сеять?» Его тут же расстреляли на глазах у всех. К этому времени дочь Евдокия Ивановна Мальцева (мать Альбины Матвеевны) была уже замужем и носила фамилию Золотуева, и имела маленьких детей, но и она также попала в разряд кулаков и была вместе со всеми репрессирована и сослана на пожизненное поселение.

          3. ЕНИСЕЙСКИЙ РАЙОН – МЕСТО СПЕЦПОСЕЛЕНИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХКурсивное начертание

Местом принудительного специального поселения был назначен Енисейский район, село Никулино. Путь к месту назначения был долгим и трудным. Этот путь хорошо прослеживается в песне сочиненной репрессированными. Песню эту шедевром не назовешь, но ведь ее писали люди в основном малограмотные крестьяне, сорванные с родных мест, лишившиеся всего, что у них было. (Песня прилагается) Весенним ранним утром… К нам новости пришли ОГПУ приехали… Приказ нам привезли… Первую ночь они провели в Ктаргане. …А утром под конвоем пред нами путь опять… Этот путь лежал в Нерчинск. Здесь их разместили в 2-х этажном доме, где они и прожили некоторое время. Однажды вечером на станцию подошли вагоны, всех их погрузили в теплушки и закрыли снаружи на замок и повезли в Красноярск. Поезд прибыл на станцию с говорящим названием «Злобино». Отсюда под дождем пешком погнали на Затон. …И сверху Енисея к нам пароход пришел… И вновь погружение. Теперь уже на пароход со странным названием «Мария Ульянова». И вновь путь. Их везли вниз по Енисею, было тесно, жарко, хотелось пить. От таких условий некоторые люди ещё в пути просто сходили с ума, а другие просто умирали. Из-за этого пароход периодически останавливался, чтобы спешно похоронить трупы тут же на берегу и отправиться дальше… К последнему пункту назначения село Никулино. Сюда привезли их ночью. Около 500 человек. Одних высадили в Ярцево, других – в Кривляке, более 70 семей кулаков было высажено на Утином носу у деревни Никулино. Все друг друга знали, более 60 человек – родственники. Первое время перекантовывались, кто, как мог, кто наспех выкопали землянки, кого приютили на время местные жители. А потом наспех были построены бараки – длинные деревянные помещения. Благо лес рядом. К осени все уже расселились в этих бараках.

                 4. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ СПЕЦПОСЕЛЕНЦЕВПолужирное начертание

Построено было три барака. Поместить такое большое количество народу было просто невозможно. Каждая семья состояла из 15-20 человек и более. Жили, как говорится «как селедки в бочке», было холодно и голодно. Зимой температура на улице достигала до 60 градусов. В бараках тоже было холодно. Такие условия были почти непригодны для жизни взрослого человека, а для детей и подавно. Многие умерли от голода, болезней и непосильного труда. Поэтому в первую очередь умирали дети, сначала грудные, а потом постарше и взрослые. Выжили немногие. Так, Евдокия Ивановна, тогда еще Золотуева, сразу же потеряла своих двоих малолетних детей. К 1947 году семья Мальцевых изрядно поредела, лишившись 10-х членов семьи. От голодной смерти также спасал лес. Собирали грибы, ягоды, черемшу и другие съедобные травы. Занимались охотой. Ловили рыбу. Но и это не спасало. Многие болели цингой. Трудно было первое время. Потом постепенно стали обживаться. Люди – то были мастеровые. Строили себе дома. Так появились 2 улицы двухквартирных домов и три дома многоквартирных. Позже были построены школа и клуб. Но и это не главное, тяжело было жить от раздирающей душу несправедливости, под постоянным надзором в специальном поселении, из которого они не могли не только уехать, но и отлучиться без разрешения.

                          5. КОЛХОЗ “НОВЫЙ ПУТЬ”Полужирное начертание

Быть может, Никулино так бы и осталось обычной северной деревушкой, славящейся на «большой земле» рыбой, охотой да белыми ночами, если бы в 1931 году селу не пришлось пережить свое поистине второе рождение. Так шаг за шагом, репрессированные более или менее устраивались. У местных жителей был организован колхоз «Северное Сияние». А спецпоселенцы создали свой собственный колхоз на другом берегу Енисея и назвали его «Новый путь», научивший местное население многому, а главное – жить, несмотря ни на что. Это о них в тридцатые годы, выйдя на угор, пели сельчане частушку: «Северное Сияние» спит, сколько есть желания, а колхозу «Новый Путь» даже некогда вздохнуть. Председателем был родной брат дедушки Альбины Матвеевны Мальцев Анатолий Иннокентьевич, а бригадиром Мальцев Амплий Иннокентьевич. Развели крупнорогатый скот, лошадей, овец, построили курятник и развели куриц. Выращивали рожь, овес, ячмень, коноплю, даже гречиху, сажали овощи. Была своя мельница, веялка, молотилка. Делали свою крупу. Вели заготовку сена скоту на зиму. Из стерни конопли изготавливали веревки. Для чего мужики соорудили устройство в виде корыта, в нем били стебли конопли и получали волокно, а из него плели веревки. Работали все как взрослые, так и дети. А еще труд репрессированных использовали на принудительных работах в леспромхозе, образованном в 1931 году, по заготовке леса и сплаву его в Игарку. Репрессированные, мужчины и женщины сопровождали большие караваны леса, связанные пучками, которые тащил пароход. Это была трудная и опасная «командировка», иногда заканчивалась трагедией. Из Игарки лес шел за границу. Также в селе Никулино за деревней, к северу от кладбища был построен кирзавод, предприятие, выпускающее кирпичи. Он был создан в 1934-1935г.г. мастером-самоучкой Сиваковым. Кирпич выпускали плотный, звенящий, хорошего качества. Учредителем завода был колхоз «Новый путь». В 50- годы, после снятия ограничений в правах репрессированных, два колхоза «Северное Сияние» и «Новый Путь» соединились в колхоз «Коммунар», в 60-е годы правопреемником «Коммунара» стал совхоз «Молоково».

                            6. МАЛЬЦЕВА (КУДРИНА) АЛЬБИНА МАТВЕЕВНАПолужирное начертание

Даже в таких условиях люди встречаются, влюбляются и женятся. Так и случилось с родителями Альбины Матвеевны. Как уже говорилось, ее отец Мальцев Матвей Михайлович был признан кулаком и в 1931 году из с. Зюльзикан Олинского (ныне Нерчинского) района Читинской области направлен на спецпоселение в с. Никулино Енисейского района. Туда же на спецпоселение была направлена и мать Золотуева (Филинова) Евдокия Ивановна. В 1936-1937 году отец находился на принудительных работах в г. Игарка, в так называемой «командировке», туда к нему приезжала мать, сопровождая караваны леса по Енисею. Именно здесь, в городе Игарка 3 июля 1937 года и родилась Альбина Матвеевна. И в дальнейшем вместе с родителями она проживала в селе Никулино, где и проходило ее детство, до отмены репрессий. Поэтому «жестокое» наследство в виде срока нахождения на спецпоселении было установлено с ее рождения, т.е. с 1937 года по 1947 год включительно. Маленькая Альбина не понимала тогда своего положения, она, как и все ребята училась в школе, играла, озорничала и считала, что так и должно было быть. Детей в школе училось очень много. Так в Никулинской школе в классах было несколько параллелей.

                  7. ВОЙНА – ОНА НА ВСЕХ ОДНАПолужирное начертание

И вот наступил грозный 1941 год. Страна была ввергнута в пучину страшной войны. Не обошла она и Никулино. На долю Никулинцев, так же как и всем людям нашей большой страны выпало еще одно грозное испытание. Мужики один за другим уходили на фронт, а те, что постарше - в трудармию. Когда началась Великая Отечественная война, маленькой Альбине было 4 года. Отец ушел на фронт. Семьи Мальцевых и Филиновых проводили на фронт 5 человек. Это Мальцев Матвей Михайлович, Мальцев Иннокентий Михайлович, Мальцев Георгий Анатольевич, Мальцев Петр Анатольевич, Филинов Александр Яковлевич. Мальцев Михаил Иннокентьевич был призван в трудармию, восстанавливал Беломоро-Балтийский канал. Всего ушли на фронт 96 никулиинцев из них 41 человек репрессированных. Погибло 69 человек, 34 – репрессированных. 23.01.1943 года погиб при обороне Ленинграда отец Альбины Мальцев Матвей Михайлович. Похоронен в братской могиле на пересечении Таллиннского шоссе с улицей Ополченцев. Вернулись с войны – 27 человек, из них 7 репрессированных. Жить и без того было тяжело, а сейчас стало еще тяжелее. Как и везде работали с раннего утра и до позднего вечера, приходилось выполнять любую работу. Кроме того до ночи готовили посылки на фронт. Но чего только не перенесет русский человек… И пережили… Мама Альбины Матвеевны Мальцева Евдокия Ивановна была передовой колхозницей, была награждена медалью за Победу над Германией, 40 лет Победы в ВОВ 1941-1945гг. и Доблестный труд.

                               8. РЕАБИЛИТАЦИЯПолужирное начертание

7.05.1947 года Постановлением СМ СССР ограничения в отношении всех раскулаченных граждан были сняты. Многие люди, которые стали никулинцами поневоле, почувствовали себя свободными и вскоре покинули Никулино, ставшее для их детей и внуков вынужденной родиной. А некоторые остались, в основном, те, кто здесь родился, вырос и полюбил эту особенную природу, эти белые ночи, людей чутких и проницательных, способных больше видеть, слышать и чувствовать. Ведь это они хранят память о сосланных на этот берег Енисея предках в те далекие времена, начиная с 30-х годов, которые стали жертвами сталинских репрессий. Это с их помощью и под руководством Мальцева Анатолия Амплиевича и многих других добрых и бескорыстных людей в августе 1995 года был поставлен памятник никулинцам – жертвам политических репрессий, который увековечил их память. Ведь большинство из них так и не узнало о своей реабилитации. Надпись на памятнике гласит: «ЖЕРТВАМ РЕПРЕССИЙ. Человеческая боль от несправедливости не притупляется никогда». Имена Мальцевых расположены на стеле слева. В конце 20 века началась кампания по восстановлению добрых имен, реабилитации прав репрессированных. Так, Мальцев Матвей Михайлович на основании пункта «В» ст. 3 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» 20 октября 1997 года реабилитирован. А его дочь Кудрина (Мальцева) Альбина Матвеевна на основании п. «В» ст. 3 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» и ст. 1 Федерального Закона от 4 ноября 1995 г. № 166 – ФЗ реабилитирована 20.07.1999г.

                                         III. ЗАКЛЮЧЕНИЕПолужирное начертание

В заключение я хочу сказать, что я изучил судьбу только одной семьи. А их сотни тысяч. Тех, у кого были исковерканы судьбы, порваны мечты, искалечено здоровье. Многие из них вообще ушли в небытие. И причина тому – политика государства. Как же могло оно допустить такую широкомасштабную ошибку. А может это не ошибка, а целенаправленная акция против своего же народа? Скорее всего, так оно и было. Ведь дешевый принудительный рабский труд был одним из важных источников строительства социализма. Время все расставило по своим местам. В нашей стране сегодня реабилитированы все, кто был признан подвергшимся политической репрессии. Некоторые даже получили компенсации, небольшую надбавку к пенсиям. Вот и Мальцева Альбина Матвеевна, которая по наследству оказалась репрессированной сейчас реабилитирована. Назло всем бедам она выжила, дожила до наших дней. Возможно для того, чтобы поведать нам – молодому поколению правдивую историю своей семьи. И свое Никулино, где прошло ее детство и юность, любит, трепетно бережет она все, что касается того времени, и ее семьи. Хоть и затягивается рана обиды, чудовищной несправедливости, примененной к ее семье, но все-таки не проходит горечь от сознания, что это было – унижение, боль, тоска, разлука… Не знаю, что будет с нами в будущем, но пока, считаю, что нам повезло – мы родились в другое время.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Архивные справки; 2. Верхотурова Е. Газета «Енисейская Правда» от 8 июня 1999г. Статья «Поэзия белых ночей Никулино»; 3. Городнова Т. Газета «Енисейская Правда» от 17.02 1998г. Статья «Возвращение добрых имен»; 4. Жданова Т. Газета «Енисейская Правда». Статья «Увековечена их память». 5. «Книга памяти забайкальцев – никулинцев». Сборник работ родственников репрессированных. 6. Справки о реабилитации и другие документы. 7. Фотографии. 8. Шинкоренко Н. Газета «Огни Сибири» от 2.11.2002г. Статья «Расскажите, птицы…»; 9. В реферате использовались воспоминания Кудриной (Мальцевой) А.М; 10. Приложения: копии документов.

Персональные инструменты
Инструменты