Региональный сетевой проект Родные тропинки Вятской глубинки/Сердце отдаю людям/Работа Лучининой Полины

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Номинация: «Заветное»

Союз муз: музыка и литература

В несовершенстве – прелесть живого. Г.В. Свиридов


Жизнь и творчество многих выдающихся людей неотделима от народа. И сила их не столько в гениальности, сколько в народности. Народность Моцарта, а не его гениальность – вот что, по мнению Г.В. Свиридова, не простил сопернику Сальери, то есть именно близость к народу. М.И. Глинка первым, как композитор, увидел «Россию как целое», но он не был полностью понят и принят всеми слоями русского общества. А.С. Пушкин, Ф. Шопен, С.А.Есенин, Г. Лорка, Ш.Петефи…Национальный гений всегда был сильнее жизни как славы и смерти как стихии.

Гений и талант – далеко не синонимы. Их даже не всегда возможно сравнивать. Талант («пластические способности, умение, мастерство»), и гений как стихия могут существовать и в симбиозе. Однако и гении имеют право на ошибки. Самое важное и сложное для художника – это правда. Если вся видимая жизнь – ложь в философском смысле, то получается, что вымышленные миры искусства никак не могут отвечать законам правды. Если душа художника открыта, то это правда. И зло в искусстве - это тоже правда, если оно искусство.

А где больше правды: в музыке или в литературе?

Музыка и мысль. Музыка и слово. У слова есть музыкальная канва: интонация, возможное логическое ударение, тембр – в звучащей речи уже изначально живёт мелодия, хотя бы просто один мотив или фраза. В музыке, кажется, заложен некий архетип, нечто сконцентрированное, независимое и доступное пониманию, тогда как один и тот же язык может быть чужим.

Литература народна, она всегда готова поднять национальный дух, в полной мере способствует росту национального самосознания в кругу одной этнографической категории, носителям данного языка. Переводы же воспринимаются больше как произведения искусства, как нечто сугубо эстетическое.

Музыка, как и литература, решает проблему народности в другом ключе: для неё нет национальностей, любых социальных различий, наверное, она более терпима.

Однако, должен же быть компромисс между двумя, безусловно, определяющими видами искусства. Г.В. Свиридов находит народную песню «идеалом сочетания слова и музыки». По его мнению, музыка должна добавлять «нечто к стихам или литературному сочинению», и только тогда она существует. Значит, «вначале было Слово».

Музыка - менее материальное искусство, чем литература. «Её всегда было мало, но она – есть». Смею предположить, что музыка как явление более неустойчивая и непредсказуемая, чем язык, хотя именно русский язык в богатстве ей не уступает.

Начало прошлого века в России восстанавливало против себя эклектикой, эпатажем, саморекламой. Революция встречала на своем пути… веру. Это Русская душа: «отними у неё эту веру – Русского человека нет». В этом добро, правда, гениальность не только отдельной личности, но и всего русского народа, всей русской культуры. В ней и есть «элементарное, простое, изначальное», в чём кроется «потрясающая сила».

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что у любого народа есть свои «чувства». У русских – это русская литература и русская музыка.

Персональные инструменты
Инструменты