Пудышев, Герус Яковлевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(перенаправлено с «Пудышев Герус Яковлевич»)
Перейти к: навигация, поиск

Герус Яковлевич умер 16 апреля 2008 года. Скорбим по нему.

Пудышев Герус Яковлевич -учитель физики средней школы №1 г. Кондопоги. Один из активнейших краеведов Кондопожского района.

Герус Яковлевич Пудышев в школьном музее


Содержание

Историческая зоркость Пудышева

В моих руках книга. Ее значение для истории Кондопожского района трудно переоценить. Кропотливый, фанатичный, многолетний труд Геруса Яковлевича Пудышева оформлен в виде отдельного издания — "Где роду моему начало…" Но нет, я не права. Книги пока нет. Это всего лишь мечта. В моих руках — отдельные фрагменты, рукописи, наброски.

Начало начал

Герус Яковлевич знакомит меня с малой толикой материала, накопленного им за десятилетия поисков. Статьи, посвященные отдельным родам и фамилиям. Материалы о Кондопоге, деревнях и поселках Кондопожского района. Интересные факты, обнаруженные в архивах… Многие кондопожане знают, с чего начался интерес учителя - физика к своим корням. Его увлеченность и настойчивость позволили собрать воедино весь род Пудышевых, составить его генеалогическое древо, перезнакомить многочисленных потомков. Годы, ушедшие на розыски своей родни, не прошли даром. Копаться в архивах, распутывать ниточки человеческих судеб, искать истину, обращаться к разным источникам — это не только стало частью жизни. Выработалась способность видеть сквозь толщу лет, а то и веков, интуитивно определять нужное направление поиска. И, в конце концов, наверное, проснулась жажда, знакомая всем золотоискателям. Только в данном случае речь не шла о личном обогащении, Просто хотелось, просеивая сквозь пальцы пыль веков, находить драгоценные крупицы — людей. Собранные Пудышевым сведения вызывают доверие. Почему? Потому что он сам себя не единожды перепроверял. Если вновь открытая страница истории опровергала предыдущие, Герус Яковлевич обращался к другим источникам, возвращался назад, устраивал перекрестную сверку. Все его старые рукописи содержат свежую правку. К этому он относится спокойно: все течет, все меняется. Доверять надо только тем фактам, которые подтверждены в разных местах.

И это все о ней

А будет ли у книги читатель? Этот вопрос очень волнует краеведа. Однако сомнения эти напрасны. Найдется много людей, желающих побольше узнать о своем городе, деревне. Мы до обидного мало знаем о том месте, где живем. А книга будет содержать великое множество интереснейших сведений. В Кондопоге есть петроглифы. Это утверждение у многих вызвало бы улыбку. Но это исторический факт. Люди издревле селились вдоль Онежского озера, Сандала, многочисленных речушек и ручьев. Отсюда и находки археологов. Наскальные рисунки есть и в центре города и на окраинах. Причем большинство из них посвящены медведю. Тотемное животное? Дело ученых объяснить, нам же достаточно знать, что в каменной книге Карелии есть и кондопожские листы. Этим можно гордиться. Слушая рассказ Геруса Яковлевича о старой Кондопоге, а потом о советской, заметила интересную закономерность. В стародавние времена Кондопога состояла из множества мелких деревень, которые объединяли одним названием. Та же история повторилась, когда началось строительство целлюлозно-бумажного комбината. Город был поделен, как лоскутное одеяло. Не вериться? Давайте обратимся к фактам. Успенская церковь была построена между двумя переписями 1496 и 1563 годов. В то время деревня Кондопога — это конгломерат деревень, их более двадцати, растянувшихся на два километра вдоль побережья Онежского озера. В XIX веке это уже была единая деревня, состоящая их трех частей: Северный конец (сюда вошли деревни Ларионки Иванова, Матвейки Лукина, Михея Бирина, Сенки Ушакова, Леонов Ручей, Лутьяновская), Южный конец (это деревни Перхинская и Щеголевская) и Петровицы (деревни Власка Гаврилова, Гришинская, Алексеевская, Одинцовская). Сравнить можно с бусинами, нанизанными на одну нитку, которая вьется вдоль берега озера. Поселок Кондопога получил статус города в 1938 году. Розыск в архивах ЗАГСа Кондопоги позволил установить, что к тому времени детей, родившихся в Кондопоге, регистрировали по поселениям: Заводской поселок, Кондострой, Новый поселок, Пуникки, Ууси-кюля, Нини-мяки, Ратай. Кто теперь помнит, где что находилось? Заводской поселок — это район бумфабрики. Новый поселок располагался в сторону деревни Кондопога, он еще назывался "Нахаловка", так как строили здесь как попало, нахально. Все, что находилось по другую сторону канала, в сторону современного города, между каналом и улицей Пролетарской, носило название Пуникки. Поселок Пуникки образовали "красные финны", ушедшие после гражданской войны из Финляндии в Россию. Потом к ним присоединились американские и канадские финны, приехавшие на строительство бумажной фабрики. Что такое "пуникки"? Кто-то переводит как "новое строительство", кто как "красная корова". Поселки Ууси-кюля и Нини-мяки находились на Сопохской дороге. Первый — до горы, второй — после. Поселок Ратай — это теперь поселок Березовка. Какая улица была первой в Кондопоге? Оказывается не Пролетарская, и не Советов (раньше улица Свободы), а Коммунальная. И свое название она приобрела не из-за приближенности к коммунальным службам, а в честь коммуны — символа революционных времен. Сколько еще интересных фактов в истории города! Помним ли мы, как называется гора за школой № 1? Поцелуй-гора. Знаем ли мы, для чего по центру города была проложена узкоколейка? Для подвоза кирпичей к строительству новой школы. Открытия можно совершать бесконечно.

Корни родословных

DSC 0427.JPG

История Кондопоги — это всего лишь часть большой работы Геруса Яковлевича. Основной его труд посвящен людям. Пудышевым составлено около тысячи родословных крестьян и купцов, проживавших на территории Кондопоги, Спасской Губы, Тивдии, Сунны, Лижмы, Кончезера. Причем охват времени — до пяти сотен лет. У него своя технология поиска в писцовых книгах, метриках, ревизских сказках и прочих архивных материалах, апробированная на тоннах документов. Надо было восстановить правила-законы, по которым строились, обживались и общались крестьяне, давали имена своим детям и внукам. Необходимо учесть множество факторов, от смешения верований, смены прозвищ и фамилий до социальных катаклизмов, сделать скидку на человеческий фактор — ошибка может вкрасться в любой документ. Титанический труд поисковика! Не каждому дано даже оценить его масштаб. Мы нередко слышим, что историю делают личности. Правильно, они и остаются в памяти поколений. Но рядом с грандиозными фигурами всегда находятся те, кто является движущей силой истории, народ, одним словом. Историки, да и мы вслед за ними, привыкли восприни-мать народ как определенную совокупность, что-то единое и недели-мое. Но это не совсем верно. У каждого есть лицо и своя роль. Пудышевым предпринята попытка увидеть отдельно взятого индивида. Как мы воспринимаем рассказ о каком-то историческом событии? Отвлеченно. Там-то тогда-то случилось то-то. А если знать, что твой предок с конкретным именем и фамилией участвовал, предположим, в войне с Наполеоном, то и восприятие войны 1812 года меняется в принципе. Оно становится личностно приближенным. Герус Яковлевич может назвать, чьи предки ныне живущих в Кондопоге граждан участвовали в тех или иных исторических событиях. Возьмем для примера Лодыгиных. Григорий Лодыга — участник Кижского восстания 1769 года. Василий Трифонович, внук Григория Лодыги, рекрут, воевал с Наполеоном. Николай Кирикович, сын Кирика Трифоновича, брата Василия, рекрут 1840 года, служил матросом у Нахимова. И, наконец, Петр Павлович, внук Тимофея Александровича, двоюродного брата Николая Кириковича, участник Великой Отечественной войны. Такая вот связь времен. Взгляд сквозь века, распутанные родовые узелки позволяют Герусу Яковлевичу ответить на многие интересные вопросы. Так, известно, что в 1765 году ярмарку в Кондопоге посетил губернатор Гаврила Романович Державин. А кто торговал в тот год в Кондопоге? Кого губернатор мог встретить на торжище? И это не является загадкой для краеведа. Ему известны люди (Карамзины, Пепоевы, Луганниковы, Ореховы, Ботвины, Перласовы, Самсоновы и другие), имеющие свое дело и занимающиеся торговлей в то время.

Сам себе садовник

Составляя родословные таблицы, Г. Я. Пудышев не мог не заметить закономерности, которые повторялись с завидной регулярностью. Все-таки образование физика нацеливает на выявление определенной системности. Почему одни веточки генеалогического дерева кустятся, а другие сохнут? Естественно, войны, эпидемии, миграции влияют на человеческий род. Но оказывается, как любой биологический вид, человек подчиняется и биологическим законам. И эти законы (может быть, только часть их) уже были выявлены выдающимися русскими учеными Вернадским, Чижевским, Скулачевым, Гумилевым. Исследовательская работа Г. Я. Пудышева явилась ярким примером их подтверждения. Когда детей много в каждом колене семьи, природа сама выбирает продолжателей рода. Если же семьи малодетные, то велик риск пресечения фамилии. Но и этого можно избежать, если следовать правилам, которые четко сформулированы в будущей книге Пудышева. Мы только учимся сознательно подходить к планированию семьи. Но в этом важном деле надо учитывать множество факторов, в том числе и природный. Где роду моему начало… Каждый человек однажды задумывается над этим. Но в лучшем случае знаем, как звали прадедушку и прабабушку, где они жили и чем занимались. На этом наше историческое зрение теряет остроту. Но есть люди, которым дано не только видеть сквозь века, но и щедро делиться своими открытиями с другими. Наша роль — помочь этим подвижникам обрести то, что они заслужили: признание и уважение. Герус Яковлевич Пудышев мечтает издать книгу. (Т. Солоусова. Газета "Авангард", 7 марта 2007 г.)

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта