Поветлужье

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Поветлужье - географическая область в бассейне реки Ветлуги. Иногда для ее обозначения используется термин Приветлужье, но в последнее время все более принято использовать Поветлужье.

Ветлуга

Алфавитный указатель топонимов Поветлужья - Историко-географический словарь по среднему Приветлужью. За основу словаря взята рукопись Н.Г. Тумакова

Содержание

Территория Поветлужья охватывает:

  • Районы Кировской области
    • Опаринский
    • Даровский
    • Шабалинский
    • Свечинский
    • Котельничский
    • Кикнурский

Поветлужье в истории Руси

Поветлужье

В лесных глухих района реки Ветлуги славяне появились несколько позднее, чем марийцы. На основании предметов, обнаруженных на Веселовском могильнике и Черемисском кладбище, можно сделать вывод, что по среднему течению реки Малой Какши и по среднему и нижнему течению Большой Какши марийцы жили с VIII века н.э.

Ранее считалось, что марийцы относятся к группе финно-угорских народов, однако это не совсем верно. Согласно древним марийским преданиям, этот народ в далекие времена пришел из Древнего Ирана, родины пророка Заратустры, и расселился вдоль волги, где как раз и смешался с местными финно-угорскими племенами, однако сохранил свою самобытность.

Это версию подтверждают также и филологи. Как утверждает доктор филологических наук, профессор С.Я.Черных(МарГУ), из 100 марийских слов 35 финно-угорские, 28 тюркские и индоиранские, а остальные славянского происхождения и других народов.

Тщательно исследовал молитвенные тексты древней марийской религии, профессор Черных пришел к удивительному выводу: молитвенные слова марийцев более чем на 50% имеют индоиранское происхождение. Именно в молитвенных текстах и сохранился праязык современных марийцев, неподверженный влиянию народов, с которыми они имели контакты в более поздние периоды. .

Несмотря на различие культур смешение населения не вызывало каких-либо известных конфликтов. Жильем марийцев было так называемое кудо (лачуга, шалаш)[вероятно от русского "худо" - дыряво, плохо]. Это слово у современных марийцев означает усадьба, двор. Оно состояло из бревенчатого сруба, верхние венцы которого с двух сторон сводились, оставив вверху отверстие. Пол - земляной, посредине очаг для варки пищи, отопления помещения и сушки одежды и обуви. Дым очага выходил в отверстие. нары для спанья. В одной из стен прорубался лаз с двухстворчатой дверкой. Верхние бревна свода конопатились мхом и покрывались лубом липы или корой ели. Иногда в стенах прорубались небольшие отверстия вместо окон.

Поскольку древнерусская культура стояла на более высоком уровне, марийцы, по мере установления с ними экономических связей, постепенно воспринимали их хозяйственные и технологические навыки, обычаи и быт. Так ими было перенято жилье с вертикальными стенами, полом и потолком, что видно из названий конструкций дома - стеня, окня, потолок, рама,а перенятое пашенное земледелие дало название ржи - уржа, coxa-косуля - косиля.

В то же время политическое устройство жизни марийцев было более демократическое,чем на Руси. Вершиной власти у марийцев был Кугуз (мар. кугу оза, кугыза – «великий хозяин, князь»). Власть Верховным князьям не передавалась по наследству, а бала выборной.

К сожалению, источники слабо обрисовали структуру Ветлужского кугузства, однако все же явствует,что власть князей ограничивалась советом старейшин. Огромное влияние оказывали и языческие жрецы,которые пользовались большим авторитетом среди местного населения.

В конце XII – начале XIII веков единственным марийским регионом, над которым власть русских княжеств и булгар была достаточно условна, являлся район между реками Вяткой и Ветлугой в их среднем течении. Русь уже была христианской, а соседние княжества Мари - языческой.

В 1164 г Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский попытался насильно перенести православие в марийские племена. Миссионерскую деятельность проводит новгородский монах Николай , прозванный Кием. На Ветлуге строятся первые церкви, в которых проводится крещение Всесторонний охват не получился. Этому мешало расселение языческого народа по множествам рек и лесов. Единения не произошло, а наоборот возникло активное сопротивление носителям христианской веры . В галичских рукописях упоминается первая битва под Галичем в 1170 году. Войско марийцев вышло на галичскую территорию и попыталось захватить г.Галич. В 1171 году марийское воинство было разбито и прогнано от Галича Мерьского (Дементьев, 1894, с. 24).

В 1174 году марийское население само подвергается нападению. "Ветлужский летописец" повествует: "новгородские повольники завоевали у марийцев их город Кокшаров на реке Вятке и назвали его Котельничем, последние ушли к Юме и Ветлуге". В 1181 году новгородцы завоевали территорию на Юме, в этой связи марийцы ушли на реки: Пижму , Ветлугу , Шангу и Якшангу . Юмский князь Коджа Ералтем строит на реке Энер (Ветлуга) город- крепость Якшан и укрепляет свое княжество. Коджа Ералтем принимает крещение под именем Елиазар.В Якшане строится первая на Ветлуге церковь во имя святителя Николая чудотворца. В то же время эти земли принадлежали марийскому кугузу (верховному князю) Каю. Естественно, между ними возникли конфликты, за сферы влияния на этой территории. Закончилось это победой Кая, который объединил княжества и центром сделал город Шанзе (Шанга). Эта крепость на реке Энер (Ветлуга) была построена ранее (годы ее основания неизвестны),считается ,что основателем был Кай ,т.к. именно он создал на данной территории такой мощный военно-стратегический центр марийского княжества. Одновременно крепость использовалась как сторожевой пост (глаза), который наблюдал за военными передвижениями с севера и запада и мог противостоять нарастающему продвижению русских на земли марийцев.

Начиная с 1185 года, Галичские и Владимиро-Суздальские князья неоднократно пытались отбить у марийского княжества Шангу, однако крепость выдержала все осады. Выстроить такой город-крепость можно было под силу только достаточно крупному военно-административному центру (княжеству), объединявшему значительные племена марийцев. Более того, в 1190 году мари поставили на р. Ветлуге еще один "город Хлынов" (Дементьев, 1894. с.26).

В 1237 г .по Руси прошло нашествие Батыя.

Беженцы, в основном из Галича, заполнило правобережье Ветлуги и построили свои поселения. С 1238 г. Батый создает мощное ханство Золотая Орда и марийские князья ,признав его Владыкой, передают свои земли под его покровительство. На берегах Ветлуги стали возводится новые крепости.

Но основным укрепрайоном по-прежнему является правобережная крепость Шанга. На эту крепость возлагалась не только сторожевая функция, но и тыловая . Она становится узловым пунктом по сбору дани для Золотй Орды. Это позволило марийцам экономически вырасти и проводить свою независимую хозяйственную политику. К 40-м годам ветлужское марийское княжество стало иметь мощный военный потенциал.. Поэтому Шангские марийцы, уверовав в свое могущество, стали нападать, грабить и сжигать русские поселения.

По этой причине Александр Невский в 1242 году сжигает крепость Шангу и изгоняет марийцев за реку Ветлугу. Они снова строят ,на левом берегу Ветлуги, крепость Шангу ,но конфликты не утихли. В 1245 году по жалобе галичского князя Константина Ярославича Удалого (брата Александра Невского), хан Батый передал правый берег реки Ветлуги галичскому князю, левый Марийцам. Кровавые схватки марийцев с русскими соседями разгорелись с новой силой. Естественно у марийских князей появилась обида и на Великого хана,т.к. марийские поселения на правом берегу остались во владении русских.

Чтобы упредить растущее недовольство, в 1246 году поселения в Поветлужье подверглись внезапному нападению и разорению войсками Батыя. Многие жители были убиты или захвачены в плен, остальные разбежались по лесам. О масштабах разорения говорит "Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского".

"В то же лета... запусте от пленения того поганьского Батыя... по берегу реки, зовомой Ветлуга,...и где было жилище человекам порасте везде лесом, великими лесами и названа бысть Ветлужская пустыня" (Херсонский, с. 9). Русское и марийское население, скрываясь от набегов татар и междоусобиц, оседает в Шанге и Якшане (на левом берегу Ветлуги).

После такого карательного похода все правобережье Ветлуги передается непосредственно князю Александру Невскому,т.е.Великому новгородскому княжеству.

В 1247 году Великий князь Александр Невский заключил мир с марийцами и повелел производить торговлю и обмен товаров в Шанге.

В этот период марийский князь Кай (Ветля-Шангонского кугузства), опасаясь русских дружин, укрепляет города Хлынов ветлужский, и Шангу (на левом берегу Ветлуги) . В это же время на смену старому князю приходит следующий марийский князь Кий.

В 1277 году Галичский князь Давид Константинович (племянник Александра Невского) вывел торговые отношения с марийцами на высокий уровень . Производилась торговля мехами, медом, гончарными изделиями и военной амуницией.

Однако уже в 1280 году, брат Давида, Василий Константинович развязал конфликт с марийским княжеством. В одном из сражений марийский князь Кий Хлыновский был убит, а княжество обязали платить дань Галичу. Новый князь Мари- Бай, оставаясь данником Галичских князей, укрепил города Шангу и Якшан, Булансы и Юр (Булансы - с. Одоевское Шарьинского района, Юр - поселение на р. Юрьевке близ г. Ветлуги). Напряжение между «соседями» нарастает, но на открытые конфликты обе стороны не идут Проводится политика тихой дипломатии.

В 1290 г. марийский князь Бай посещает город Великий Устюг принимает крещение. Епископ Тарасий окрестил марийского князя, под именем Иван.. С этого времени он способствует распространению христианства среди марийцев, строит церкви. Однако в противоборстве с шаманами-картами ,через некоторое время, снова переходит к язычеству. И все же до 1312 года между соседями сохранялся мир.

В декабре 1312 года умер хан Золотой Орды Тохта. Последний хан, который обладал достаточным влиянием, чтобы не допускать на Руси явных междоусобиц. Последний хан, заставлявший решать споры в Орде, а не в бою. Последний хан, не воевавший со своим русским вассалом. В Золотой Орде начинается борьба за первенство правления. Побеждает хан Узбек, который насаждает мусульманские традиции и законы. Карает не подчинившихся язычников,в т.ч. татар.

Период 1312- 1359 г.г. был зенитом могущества Золотой Орды. В то же время этот период характеризуется борьбой русских князей за передел владений. За это время также уже практически перестала существовать Древняя Русь, доставшись частью Литве, частью Польше, частью Венгрии. Литва из небольшого княжества превратилась в мощнейшее государство и продолжала быстрыми темпами наращивать свою мощь. Сама Золотая Орда стала исламским государством . В спорах за первенство, русские князья (за этот период) приезжали в Орду не менее 73-х раз. Семь из них были там казнены.

Однако 1359 г. в Орде начинается "Великая замятня" - война нескольких претендентов за власть. Власть передается хану Бердибеку. Против Бердибека выступили Кульпа и Наурус. Орда резко слабеет и уже не способна охранять свои границы.В 1359 году умер Иван Московский. Контролировавший в тот момент столицу хан Наурус передал великое княжение Владимирское суздальским князьям.. В 1360 году новгородские ушкуйники проводят первый крупный набег на поволжские ордынские города и грабят Жукотин.

В 1361 году к власти приходит хан Орду-Шейх ,но через месяц гибнет. В следующем году приходит к власти его сын Амурат, которого финансировали московские князья, но в 1364 г он был убит. Так власть в Орде захватывалась несколько раз . В это время москвичи поддерживают влиятельного ширского хана Мамая, видя его военную силу и большое влияние в Орде. Однако он еще не полновластный хан . Казань уходит из под его влияния. Мамай угрожает ей и собирает войско.

В 1368 году Ливонский Орден совершает нападение на Псковские земли. Псков просит помощи у московских княжеств - те помогают. В этом же году Мамай требует от московских и нижегородских княжеств военной помощи для захвата власти в Казани. Московские воюют на два фронта. В следующем году Мамай требует вести войска к Казани.

Булгарская летопись повествует об этом так. «В 1369 году глава Ширской (Донской) орды улубий Мамай (тот самый ,котрый был побит на Куликовом поле) велел подчинившимся ему русским бекам заставить Булгар возобновить выплату дани Кыпчаку и утвердить там своего даругу – хана Мамед-Султана.»

Подчиненные Нижегородские и Московские князья организуют поход к Казани.

«Джунские беки (Нижегородские князья) вместе с послом Мамая двинулись к Казани и осадили ее, а замешкавшийся со сбором войска московский бек двинулся следом. У Кара-Идели , Енейтек внезапно атаковал москвичей с тыла и уложил половину неверных. Другая половина в полном расстройстве добежала до Казани и своим видом вызвала невообразимую панику в лагере джунцев. Бек джунцев стал со всеми русскими поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Болгар ходило 80 тысяч неверных, и только черные ары (марийцы) убили 60 тысяч из них. Когда первая часть их явилась к эмиру с воткнутыми на пики головами (нижегородцев) Урусов, Азан тут же перевел их в разряд ак-чирмышей и освободил от джизьи.Услышав об этом, остальные ары разделили головы неверных по одному на мужчину с целью получения привилегий большинством их народа и явились с ними в Казань. Эмир всех причислил к ак-чирмышам».

И так 60 тысяч аров стали ак-чирмышами и стали весь свой народ называть «чирмышами» (черемисами) Таким образом черемесы освободились от всех даней, а их воины стали верными союзниками и резервом при образовании войск Казанского ханства

В это время ,используя ослабление русских, литовцы двинулись на Москву. Зимой 1369-1370 года Ольгерд разбивает москвичей и осаждает Москву. Взять ее сходу не смог и , остерегаясь помощи москвичам от других княжеств, заключает мир на весьма мягких условиях.

Летом 1370 года московская армия наносит ответные удары по союзникам Ольгерда - Смоленскому, Брянскому и Тверскому князьям. Литовцы не смогли вовремя помочь своим сателлитам, поскольку весной были разбиты немцами в бою под Рудавой.

В 1371 году Тверской князь добивается у Мамая ярлыка на Великое княжение и начинает войну против Москвы. При этом основной удар он наносит на севере Руси, захватив Кострому и Углич и осаждая Белозерск.Однако Дмитрий Московский вернул себе занятые города,а также разорил и пограбил тверские земли. В этой связи произошел разрыв с ханом Мамаем и князь Дмитрий стал готовиться к войне с ним.

Используя такую политическую обстановку на Волге, Вятке , Каме, Ветлуге появились Новгородские Ушкуйники, которые захватывали прибрежные города ,водный транспорт купцов и, попросту, грабили их.

Считается, что ушкуйники – это боевые отряды пассионарной новгородской молодежи - потомки русских варягов, и они представляли собой неофициальный военный флот Великого Новгорода. Новгородское вече и новгородские бояре поручали им сбор дани с обширных северных владений Новгорода, а также другие опасные предприятия. Часто ушкуйники явно превышали выданные им полномочия, действуя по своему почину. Но существует и другое мнение. Ушкуйники - это обычные разбойники, которых иногда использовали купцы и князья для проведения тайных неблаговидных операций ( разумеется, за немалую плату). Название "ушкуйники" связано с названием судна, на котором ватаги совершали набеги и походы. Ушкуй – узкое, легкое и быстроходное речное судно на 20–30 гребцов.

В 1374 г. они появились и у черемисов . В следствии этого, вся их территория оказалась разграбленной и разоренной. Русские летописи повествуют о том, что часть их отряда в 40 ушкуев на судах, спустившись по Вятке и Каме - «...пойдоша в верх по Волзе и дошеде до Обухова пограбиша всё Засурье и Маркваш и перешед за Волгу суда все иссекоша, а сами пойдоша к Вятке на конех и много сел по Ветлузе идуще пограбиша» [Херсонский ,с 189]

В 1375 г. под начальством некоего Прокопа ушкуйники числом из 1500 разбили пятитысячную рать костромского воеводы Плещеева и захватили город Кострому, затем взяли Нижний Новгород и спустились к Астрахани, грабя всех по дороге, но в Астрахани войско Золотой Орды перебило их всех.

В этот период от московских князей ордынцы требуют покончить с ушкуйниками, но те не спешат подчиняться и готовятся к войне с ними. Мамай тоже угрожает разорить московские княжества. В итоге, в 1380 году состоялась Куликовская битва –войско Мамая было разбито Дмитрием Донским. Власть в Орде берет Тохтамыш. Он собирает войско. Оно пополняется черемисами ,вассалами Казани ,и нижегородцами.

В 1382 г. хан Тохтамыш захватил и сжег Москву, снова заставил московского князя платить дань.

В 1382- 83 г.г. Поветлужье передается Нижегородскому княжеству за участие в походе с татарским войском и захват Москвы. [*]

В 1385 году в Поветлужьи из-за неурожая хлебов и наводнения, которым смыло город Хлынов( ветлужский ), начался голод. Вспыхнула эпидемия ,унесшая жизни значительной части населения. 19 мая 1389 года в Москве умер Дмитрий Донской.

Тохтамыш за большой выкуп выдал ярлык на княжение Московское и Владимирское сыну Дмитрия Донского, Василию I, и усилил его, передав ему Нижегородское княжество, и ряд городов. В 1392 г ,после присоединения Нижегородского княжества к Москве, земли на Ветлуге управлялись марийскими князьями. В этом же году черемисские земли снова подверглись набегу Новгородских Ушкуйников, но в Золотой Орде уже были свои проблемы - помощи не последовало.

В 1394 году от марийских князей,в очередной раз, требуют пополнить войско Тохтамыша черемисами , для междуусобной войны за владение Золотой Ордой. Соперником ему был Темир - Кутлуг (брат царевича Белой Орды Корейчака, который был ставленником Тимура -Тамерлана).

В 1396 году Ветлужским черемисским князем становиться Кильдибек он продолжает выполнять требование Тохтамыша , но одновременно укрепляет свое княжество и свое войско. Не смотря на свою военную мощь, Тохтамыш терпит поражение в Орде и, с остатками войск, бежит в Литву , в надежде на помощь. В это время с Литвой , Великим Новгородом был заключен союз . Во главе его стоял литовский наместник Витовт. За военную помощь Тахтамыш обещает сделать его хозяином всей Русской земли. В Никоновской летописи содержатся литературно обработанные слова Витовта , ярко характеризующие планы литовской стороны:

«Пойдем пленити землю Татарьскую, победим царя Темирь Кутлуя, возьмем царство его и разделим богатство и имение его, и посадим в Орде на царстве его царя Тахтамшпа, и на Кафе,и на Озове, и на Крыму и на Азтара-кани, и на Заяицкой Орде, и на всем Приморий, и на Казани;,и то будет все наше и царь наш.»

Так, в 1398 году территория черемисской Ветлуги и Вятки передается во владение Великого Новгорода

Соблазнившись на будущее свое величие, Витовт собирает большое войско из всех курируемых им земель.

В 1399 году состоялась Великая битва на Ворскле ,к сожалению, слабо освещенная российскими историками .

В битве на Ворскле, возглавленное Витовтом , объединённое войско, включавшее воинов Великого княжества Литовского, поляков, русских князей, крестоносцев и татар хана Тохтамыша, потерпело сокрушительное поражение от войск хана Темира -Кутлуга и темника Едигея.

Бежали все: и поляки, и немецкие крестоносцы, и белорусские ратники и сами доблестные литовцы. Они беспорядочно отступали до самого Киева, в надежде найти спасения. Татары настигали и рубили беглецов, сами почти не неся потерь.

Тогда среди убитых было свыше двадцати князей. Их гибель подкосила все последующие поколения потомков легендарного Рюрика. Через несколько десятков лет не стало ни князей Острожских, ни Галицких, ни Киевских, ни Новгород-Северских. Многочисленные потомки Владимира Святого, Ярослава Мудрого словно растворились, исчезли.

В 1405 г Хан Тохтамыш был убит в одном из сражений на востоке Золотой Орды,вблизи Тюмени. Княжества черемисов используют ослабление своих соседей по - своему. В 1415 Кильдибек со своим войском совершил набег на Великий Устюг, разорил и сжег город. Ценности монастырей и устюжан были вывезены и поделены между знатью. Тогда же пленные устюжане, в том числе священники, были приведены в Шангу и Якшан. Среди них был Преподобный Варнава. В 1434 г князь галичский Василий Косой вместе с братьями Дмитрием Красным и Дмитрием Шемякою в межкняжеских разборках убивают черемисского князя Кильдебека. В следствии этого, на всей территории Ветлужского края, черемисы начали разорять и сжигать русские селения и церкви. Им помогают казанские татары.

Преподобный Варнава и Иноки спасаются ,уйдя вниз по реке на небольшом суденышке. По берегам реки Ветлуги они останавливались и в станах воздвигали деревянный крест. Затем устраивали подобие престола и совершали церковные службы. Местное население ,в основном черемисы, крестились принимали православную веру и , как могли помогали, помогали инокам в пропитании и одеянии, строили деревянные церкви. Далее (через 1 год) иноки спускались по реке на следующее стойбище. И так первый стан был церкви Возднижения креста Господня на берегу Ветлуги в нынешней Пыщугской волости ( от редакции 1890 года). Второй стан был на том месте, где ныне в Шангско-Городищенской волости( село Зубовкое). Здесь была основана церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Третий стан был в Рождественской волости, и здесь положено основание церкви Рождества Иисуса Христа. Четвертый стан и где ныне город Ветлуга, здесь была восстановлена церковь Воскресения Иисуса Христа. С этих пор и получили свои названия места станов, которые сохранились в переписных церковных книгах ( 1629 г.) : Воздвиженский, Богородский, Рождественский и Воскресенский. Последним станом было пустынное возвышенное место по правому берегу реки; впоследствии это место стали называть "Красная горка".На вершине горы Варнава построил небольшую часовню и келью. Вначале черемисы относились к прибывшему издалека иноку настороженно,однако со временем святой стал пользоваться среди населения Поветлужья большим уважением .Овладев местным наречием, преподобный неустанно проповедовал Слово Божие, и вскоре многие из бывших язычников стали обращаться в христианскую веру.

В 1439 году казанский хан Улу,после очередного , унизительного для него, поступка Василия II, подошел к Нижнему Новгороду и взял внешний город, в пределах посадских деревянный стен. Цитадель некоторое время сопротивлялась, но после того, как воеводы поняли бесперспективность сопротивления, они ночью подожгли кремль и ушли. Нижний Новгород стал базой нового “меча”, пришедшего покарать Россию. В тот же год Улу подошел к Москве, цитадели взять не смог, сжег посад, на обратном пути сжег Коломну , и вернулся в Казань.

В 1439 г. к ветлужским черемисам вместо убитого (черемисского кугуза Кельдибека) является новый наместник для управления и сбора дани Ибраг, который продолжает опустошать русские поселения. Однако Новгородцы по-прежнему считают Поветлужье своими владениями. В 1445 г.после смерти Новгородского посадника Борецкого ,его вдова - Марфа восстанавливает разрушенные села и церкви по Ветлуге и населяет погосты духовенством и своими мирскими новгородскими людьми. Черемисы нападают на новых поселенцев, но получают отпор. Ибраг был схвачен и, как разбойник, казнен в Великом Новгороде. Военная сила новгородцев усмиряет черемисские княжества и создается кратковременный мир.

Моковское княжество укрепилось и усилилось с приходом в 1462 г. на престол Ивана III . В это время в Новгороде начинается политика на сближение с Литвой. В 1463 году «казанцы с черемисами приходили в Устюжанский уезд и пленили много людей. Устюжане догнали и побили их». В том же году « Против их Иван III отправляет соседних устюжан, вологжан и галичан» .

Подобное положение было не только в районе городов Костромы и Галича, а и в Поволжье, где черемисские и казанские рати совершали набеги на поволжские города и даже на Нижний Новгород - самый крупный русский город на восточной окраине, прикрывавший Москву с Волги.

В ответ на это в 1468 г Великий князь московский Иван Васильевич посылает князя Семена Романовича Ярославского с ратью разорять черемисскую Ветлужскую область. Поход был зимою в стужу. В начале этого года прошедший дремучими лесами князь опустошил область Ветлужскую и все население черемисское; много жителей взято в плен, много избито и сожжено, а скот и имущество уничтожены.

Об этом походе нам рассказывает одна из русских летописей:

«Послал Князь Великий на черемису воевати ... князя Семена Романовича и с ним детей боярских, двор свой и совокупишася все пойдоша из Галича на Николин День декабря 6 лесы без пути, а зима была вельме студена. Тоя же зимы в 6 января на Крещение Господне рать Великого Князя, приде в землю черемисскую, и много зла учинила земле той, людей иссекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгаша, а кони их и всякую животину, что нельзя с собой имати, то все иссекоша, а что животы их, то все взяша и повоеваша землю их за один день до Казани не доходили» [Херсонский , с.279]

С завоевания Поветлужья русскими, часть марийцев ушла на восток,часть на юго-восток - в леса, и только немногие остались на своих местах, подвергнувшись с течением времени обрусению. Русские же войска, вышедшие из Нижнего Новгорода и Москвы нанесли несколько поражений орде хана Ибрагима. В 1468-69 годах были предприняты походы из Нижнего Новгорода и Москвы на Казань. После них, нападения казанских ханов как в Поволжье,так и в Поветлужье временно были прекращены.

В 60-х гг. в Новгороде Марфа Борецкая возглавила боярскую группировку, открыто выступившую против московской объединительной политики, за сохранение республиканских привилегий Новгорода путем его «отложения» к Литве. «Многие люди на сонмище к ней приходили и много послушали прелестных и богоотметных ее слов, не зная о том, что это было им на пагубу...» Способ «отложения» Новгорода к Великому княжеству литовскому Марфа выбрала не совсем обычный: «Хотячи поити замуж за литовского же пана, за королева, да мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети всею Новгородскою землею...»

Действительно брак Марфы с литовским правителем означал бы передачу всех ее владений. составлявших не менее трети новгородской земли, ее мужу в качестве приданого. С перспективой потери столь значительной территории великий князь московский Иван III смириться не мог. 20 июня 1471 г. он выступил с войском из Москвы и в июле того же года разбил новгородцев на реке Шелони. В 1487 году русские объявили войну Казани . Город после осады был взят. Русские поставили ханом Мухаммад-Амина , а Иван III принял титул князя Болгарского. Началось время так называемого русского протектората . Казань должна была согласовывать с Москвой назначение хана, не воевать против нее, и не обижать русских купцов. Союз достиг апофеоза в 1490 году, когда российско-казанское войско уничтожило последние остатки собственно Золотой Орды, и взяло г.Сарай.

В следствие такой политики, Поветлужье перешло в полное ведение московских князей и постепенно стало заселяться русскими. В это время, используя междуусобные войны русских княжеств, Казань усиливает свое военное положение и продолжает угрожать жизненным интересам Московского княжества.

Началось это в 1505 году . Тогда казанцы перерезали сначала русских купцов у себя, потом пошли на Нижний Новгород. Войско казанцев было многочисленное. Московское войско не рискнуло идти дальше Мурома.Нижний оказался один на один против 40 тысяч татар и 20 тысяч ногайцев. Дело было бы решенным, если бы не литовские пленные, томившиеся в нижегородских застенках. Это были пушкари, захваченные со своими пушками еще в 1500 году в сражении при реке Ведроше (бассейн Днепра). С их пушками никто из русских обращаться не умел. Литовцам пообещали свободу за меткие выстрелы. Первый же залп Феди Литвича (Литовца) убил ногайского мурзу. Блестящее достижение, с учетом того, каковы были тогда пушки, и того, что за 5 лет плена пушкари должны были потерять профессиональные навыки! Ногайцы почему-то подумали, что мурзу убили татары, и схватились с ними. Хан казанский, не умея унять междуусобие, отвел войска от города. Однако , со временем разобравшись со своими проблемами, казанцы снова организовались и совершили нападения на на восточные окраины Поветлужья.

В 1522 году Шангские городки, крепости, и другие поселения на Ветлуге были захвачены и удерживались черемисами и татарами до 1540 года. В эти же года возобновились их набеги на другие русские земли.

В ответ на разорение Унжи в 1523 году Василий III отправил в Понизовье судовую и конную рать. Поход оказался удачным. При впадении реки Суры в Волгу, на Казанской стороне был заложен город-крепость Васильсурска затем строятся деревянно-земляные крепости близ Солигалича, Кологрива, Галича, Чухломы и современного поселка Воскресенское на реке Ветлуге. Крепости строятся не зря. В 1532 году совершены очередные набеги на Солигалич и Вологду, в 1536 году на Галич, в 1539 и 1540 годах на Кострому и Галичскую волость. В январе 1536 года шеститысячный отряд татар прорвался к Галичу, вероятно, через Поветлужье, ибо пройти незамеченным мимо Нижнего, Васильсурска и Городца он не мог. Разграбив Вологду, Галич и Кострому, по пути домой отряд напал на Балахну.

Имеются сведения о походе в 1542 году казанской рати из татар и вятских черемисов на Великий Устюг. Пробравшись незаметно по Вятке и ее притоку Моломе они взяли и разграбили Великий Устюг, население было пленено. Вятичи, узнав о набеге татар на соседей - устюжан, решили напасть на захватчиков. С этой целью они устроили засаду в устье Моломы. Как только казанцы появились на плотах с пленными и награбленным, вятичи внезапно напали на них. В бою татары были истреблены полностью, только черемисы ушли лесами в свои поселения на Пижме.

В 1552 году Иван Васильевич Грозный предпринял поход на Казань, закончившийся победой над Казанским ханством . После покорения Казанского ханства Поветлужье вошло в состав Москоского княжества и постепенно стало заселяться русскими. Торгово-производственные связи с Русским государством поднимали культуру производства, сельского хозяйства, ремесел. Хитрость Ивана IV в отношениях с местной знатью (марийскими князьями и татарскими мурзами) - раздача государственных должностей, поместий с крестьянами, различных льгот позволила мирно снизить накал народной борьбы с русскими и укрепить власть царя на окраинах . В первой половине XVII столетия Правобережье Ветлуги уже было заселено русскими, где между прочими деревнями существовала деревня Шулепниково, с постройкой в первой половине XVIII века церкви названная селом Верхнее Воскресение, а с образованием в 1778 году уезда - уездный город Ветлуга. Большую роль в укрупнении русских поселений играла церковь. В поселениях воздвигались православные храмы,вокруг которых образовывались приходы. Такие поселения стали называться селами.

..из блога автора


Художественное отображение Поветлужья.

За этой территорией закрепилась слава разбойной сторонушки. В XVII - XVIII веках сюда, в беспомещичье вологодско-костромское захолустье, стекались беглые, "беспашпортные" людишки. Под стать им были и коренные насельники, бывшие, по определению П.И.Мельникова (Печерского), отрезанными "от остального крещеного мира": "Жили в лесу, молились пенью, венчались вкруг ели, а черти им пели". Духовную власть здесь представляли наезжавшие с Моломы и Вятки попы-самоставленники, о которых говаривали: "Молодец поп-хлыновец - за пару лаптей на родной матери обвенчает".

Здесь оседала потрепанная разинская "вольница". Есть сведения о том, что сюда, на Вохму и Вятку, бежали сподвижники Разина Илья Пономарев и Мирон Мумарин. М.В.Ломоносов в "Записке о сохранении и размножении русского народа" говорит о лесистом пространстве около реки Ветлуги как об одном из самых зловещих мест в империи: "Туда с Волги укрывается великое множество зимою бурлаков, из коих немалая часть разбойники. Крестьяне содержат их во всю зиму за полтину человека, а буде он что работает, то кормят и без платы, не спрашивая пашпорта". Автор романа "В лесах" И.П.Мельников (Печерский), характеризуя социальную "закваску" поветлужского населения, ведет речь о беглых рейтарах и холопах, пашенных крестьянах и слобожанах, отягощенных оброками и податями: "Все это валом валило за Волгу и ставило свои починки и заимки там и по таким местам, где до того времени человек ноги не накладывал". Нередко для искоренения разбойничьей заразы в эту глухомань посылались воинские команды, и на берегах лесных рек разгорались настоящие сражения. Однако плодов карательные акции приносили немного, ибо не было в местах сих на 700 верст ни городов, ни укреплений, ни мещанских караулов, а письменные "дозволения" не имели здесь никакого веса.



Жемчужины Поветлужья


город Ветлуга

Vet.jpg


Жемчужины Поветлужья

Отчеты краеведческих экспедиций организуемых в районе Поветлужья

Отчеты краеведческих исследований Н.Г. Тумакова в виде описания экскурсионных маршрутов по просторам Ветлужского края

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта