Пермская государственная художественная галерея

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Прогуливаясь по Пермским улицам, мы часто обращаем внимание на старинные здания. Одно из таких старинных построек - Пермская государственная художественная галерея. ПГХГ4.jpg Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ) – один из крупных музеев в уральском регионе. Коллекции галереи насчитывают около 43.000 единиц хранения и включают произведения отечественного, западноевропейского искусства различных художественных школ, стилей и направлений XV-ХХ веков. Здесь живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство России и Европы. В галерее собраны коллекции античной керамики, искусства Древнего Египта, Тибетской бронзы, прикладного искусства Японии, Индии, Китая. Пермская художественная галерея была открыта в 1922 г. Ныне расположена в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора, являющегося памятником архитектуры XIX века.Колокольня Спасо-Преображенского собора строилась восемь лет и только в 1831 г. на нее подняли старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря. О многих событиях истории возвещали колокола Спасо-Преображенского собора. В советское время Пермский кафедральный собор постигла печальная участь российских церквей. Здание Спасо-Преодраженского собора поражает своей архитектурой, которая является поистине грандиозной и представляет собой огромную историческую ценность.Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке. В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое. На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев. Отдельно стоящую 67 - метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и локольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями. Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIX века городским населением. ПГХГ3.jpg В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и ььь храмовый интерьер. Мраморный иконостас был \"поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых\". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для \"братствующих\". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора. Построенный в начале XIX века и лишь незначительно расширенный в 1853-1854 гг. к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным. \"В летнем храме во имя Преображения Господня, в зимнем - во имя св. Стефана Пермского. За правым клиросом - во имя Покрова пресвятая Богородицы. В пристрое к теплому храму находились два придела: с правой стороны - в честь собора св. Иоанна Предтечи ...; с левой - во имя святителя Димитрия Ростовского Чудотворца.\" ПГХГ2.jpg В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. \"В приделе во имя пророка и Предтечи Господня Иоанна иконостас из елового и липового дерева в два яруса, позолочен, украшен резьбою. В первом ярусе икон - шесть: ... Спасителя, Божьей матери и Господня Предтечи в сребропозлощенных ризах. Во втором ярусе икон шесть и меньшего размера - две. Все иконы писаны на дереве. На царских вратах икон деревянных - шесть. В приделе Святителя Димитрия иконостас такой же, как и предыдущий, и помещается в нем столько же икон и такого же размера...\" Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были \"украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами\". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского. В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть. Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела. В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок. 9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 - 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах. В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску. С самого своего открытия галерея стала центром художественной жизни края. С 1925 г. здесь стали проходить выставки произведений современных художников Урала, прообраз будущих региональных уральских выставок. В 1929 г. был открыт первый в стране отдел современного искусства, положивший начало комплектованию произведений отечественного искусства XX века. ПГХГ1.jpg Художественная галерея в результате своей многогранной деятельности играет роль общественного института в системе культуры, который сохраняет, изучает, пропагандирует свои коллекции, активно содействует интеграции региональной художественной культуры в общенациональные и общеевропейские культурные процессы. Сегодня одно из основных направлений деятельности галереи — модернизация всех сфер музейной работы (учетно-хранительская, научно-просветительская, выставочная, образовательная, библиотечная деятельность, работа с посетителями) в связи с применением новых информационных технологий. С 1990-х гг. упрочились зарубежные связи галереи. В результате — выставки произведений современных европейских (английских, немецких) и американских художников, совместные научно-практические конференции. В 2000 г. Пермская художественная галерея принимала участие в выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере. Постоянно осуществляются обменные выставки с музеями Москвы, С.-Петербурга и др. городов России. В 1999 г. в ГМИИ им Пушкина (Москва) прошла выставка «Се человек», где вместе с немецкой культовой деревянной скульптурой была показана Пермская культовая деревянная скульптура. В октябре 2000 г. в Третьяковской галерее (Москва) прошла выставка представляющая собрания Пермской художественной галереи - «Сокровища Пермского края». Наряду с комплектованием и просветительской работой, в 1970-1990-е гг. в научно-просветительской деятельности галереи одно из основных мест занимают культурологические проекты, включающие выставки, арт-салоны, научно-практические конференции, просветительские программы, которые снискали широкую известность и привлекли ведущих специалистов и известных ученых не только Перми, но и других регионов России. Периодически издаются сборники докладов конференций, каталоги выставок и коллекций.

Недалеко от здания Пермской Художественной галереи находится местечко, которое еще не открыто для всеобщего обозрения. Не все жители Перми знают, что на этом месте много лет назад было кладбище. Это было не просто кладбище, а место захоронения величайших людей Перми. Здесь покоятся два героя Отечественной войны 1812г. Глушков и Трухин, Павел Дягилев ( дед великого импресарио), Сергей Дягилев и другие выдающиеся люди нашего города. На этом кладбище была также и могила знаменитого доктора Граля, которого часто называли «святым доктором». Такая любовь и признательность пермяков не случайна. Дело в том, что при жизни Граль был известен своей добротой и желанием помочь в любую минуту. Проект Город-музей под открытым небом

Английская версия Perm state art gallery

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта