Пасхин, Николай Петрович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Пасхин Николай Петрович - руководитель группы кингисеппских подпольщиков

Пасхин Николай Петрович.jpg

В истории подполья города Кингисеппа времен фашистской оккупации 1941-1944 годов много неясного и противоречивого. Как известно, организатором подпольной деятельности на оккупированной фашистами территории были органы ВКП(б), которые действовали вместе со структурами НКВД и военной разведки. Руководителем подполья в Кингисеппе был назначен Пасхин Николай Петрович. Перед войной он жил с семьей в Левашово и работал заместителем начальника Парголовской конторы связи.

Пасхин должен был руководить шестью подпольными ячейками в городе Кингисеппе и районе. К сожалению, среди подпольщиков оказалось много случайных и неподходящих людей. Часть из них отошла вместе с частями Красной Армии, часть затерялась, а некоторые постарались «забыть» о своем задании и фактически стали служить немцам. С первого дня оккупации связь Пасхина с центром в Ленинграде была плохая, а в ноябре 1941 года она вообще прекратилась. Николай Петрович стал создавать новую подпольную группу, основу которой составила молодежь. В группу вошли: Донат Львов, Иван Черноусов, Николай Панфилов, Анна Филипова, Ольга Васильева и Эльга Устав (последняя проживает в настоящее время в Нарве). Подпольщики вели агитацию против оккупантов, писали и распространяли листовки, вывешивали в советские праздники красные флаги,

В начале мая 1942 года Пасхин и часть его группы была арестована фашистами во время прослушивания передач советского радио. Когда арестованных перевозили в Нарву, Пасхин бросил в конвой гранату, которая была передана ему Филиповой А., и пытался бежать. Но уйти ему не удалось. Вместе с Львовым, Черноусовым и Панфиловым Пасхин был расстрелян на месте. После освобождения города от фашистов местные партийные и советские органы весьма небрежно отнеслись к расследованию деятельности Пасхина и его товарищей. Фактически он был забыт. Даже фамилия его была искажена. Свиде¬тельством тому может служить надпись на памятнике партизанам в Кингисеппе. Вместо фамилии «Пасхин» на камне выбито «Баскин».

Возникает вопрос: смог ли Пасхин передать руководство подпольем другому лицу? Очевидно, смог. Дело в том, что в конторе связи Кингисеппа, в которой работал Пасхин в период оккупации, с 20 марта 1942 года стал работать Василий Григорьевич Титов. Как и Пасхин, он тоже являлся уполномоченным по подполью от Ленинградского обкома ВКП(б. Титов был назначен руководить подпольем в село Русско-Высоцкое под Красным Селом под видом директора местной школы, Но работа там не удалась. С приходом фашистов он был арестован как подозрительное лицо и отправлен в лагерь для военнопленных.Из лагеря Титова освободили по ходатайству его отца Г.А.Титова, жителя села Краколье.

Устройство Василия Григорьевича Титова на работу в контору связи не могло быть случайным, хотя бы потому, что он никогда не имел отношения к связи и до этого работал учителем сельской школы. 8 июля 1942 года (после гибели Пасхина) Титов переводится в родное Краколье на должность учителя. Здесь он работает до осени 1943 года и за это время создает подпольную организацию численностью примерно 60 человек. Членами организации в основном были учителя, местные жители, многие из которых находились в родстве с Василием Григорьевичем (он принадлежал к ижорам), Наиболее замечательным в этой организации является то, что к работе в ней Титову удалось привлечь группу немцев-антифашистов из 301-го строительного батальона Военно-Морского флота Германии во главе с Фрицем Бееном. По некоторым сведениям, эта группа снабжала советскую разведку информацией через гарнизоны островов, расположенных в восточной части Финского ; залива. Осенью 1943 года организация Титова и группа Беена оказались разгромлены, Руководители и многие рядовые подпольщики были фашистами казнены.

Из архивных источников следует вывод, что после своего переезда в Краколье Титов с кингисеппским подпольем связан не был. Отсюда можно сделать вывод, что после гибели Пасхина и отъезда Титова кингисеппское подполье развивалось без руководства извне, самостоятельно, так сказать, стихийно, И это было его первой особенностью, Другой и наиболее интересной особенностью кингисеппского подполья являлся сам его состав. Персональное изучение подпольщиков приводит к выводу, что в основном они являлись представителями интеллигенции и бывшими военнопленными, многие из которых имели, так сказать, «подмоченную репутацию». Примечательно, что в кингисеппское подполье вошли представители русской части оккупационной администрации, полиции и даже некоторые «добровольцы» карательного отряда Оскара Симеона (сбежавшего после войны в Канаду)

Источники

  • Книга памяти к 50-летию Великой Победы, статья В.Абрамова "Кингисеппское подполье"
Персональные инструменты
Инструменты