Обсуждение участника:TonySmartin
Исследовательская проектная работа учеников 11 Б класса лицея № 17 города Костромы.
Содержание |
Авторы работы
•Смирнов Антон Дмитриевич
•Гусейнкулиева Сабина Исламовна
План исследований
На первом этапе работы мы изучили литературу по нашей теме:
•Игорь Светов «Лица Истории»
•Денис Яковлев «Мартин Лютер Кинг. Биография»
•Мухаммед Юнус «Защитники прав человека»
На втором этапе нашей работы нами была составлена гипотеза:
Мартин Лютер Кинг как священник остановил расизм.
На третьем этапе мы исследовали вопросы:
•Как простой пастор смог перевернуть всю историю и добиться отмены расистских законов, делающих чернокожее население второсортным?
•Будучи первым активным деятелем черного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, какие действия предпринимал Мартин Лютер Кинг?
•Внес ли Мартин Лютер Кинг вклад в демократизацию американского общества?
•Какие важные аспекты можно выделить в деятельности Мартина Лютера Кинга?
•Выяснить, давали ли его речи энергию движению за гражданские права в обществе?
•К чему привела деятельность Мартина Лютера Кинга?
На четвёртом этапе мы оформили содержательную часть работы, распределили материал между участниками группы для публичной защиты.
Научная статья
Мартин Лютер Кинг. Детство.
[[Файл:М. Л. Кинг.jpg - нарушение авторских прав - не указан официальный источник изображения, нет категории
Мартин Лютер Кинг-младший [1] родился 15 января 1929 года в Атланте, штат Джорджия. Он родился в семье дочери священника Альберты Уильямс и Мартина Лютера Кинга старшего, помощника пастора баптистской церкви Эбинезер. Юный Мартин, которого дома звали "М. Л. ", был вторым ребенком у своих родителей. Это было глубоко религиозное патриархальное семейство. Церковь играла в их жизни огромную роль не только потому, что глава семьи был священником. Просто она находилась неподалеку от дома, ближе, чем школа. С четырехлетнего возраста Мартин пел псалмы в церкви на собраниях, а мать аккомпанировала ему на фортепьяно. Мартин обрел такую популярность, что его стали приглашать на религиозные собрания.
Мартин рос крепким, целеустремленным и упорным парнишкой. Он уже в семь лет начал зарабатывать, торгуя летом на улице прохладительными напитками. С восьми лет он стал регулярно продавать еженедельные газеты, а в 13 трудился уже после школы. С должности курьера он быстро перебрался выше и стал заместителем менеджера. В штате издательства он оказался самым младшим из тех, кто занимал подобную должность. Будь он белым, он мог бы подняться и выше по служебной лестнице, но в те годы и речи не могло идти о том, чтобы темнокожий стал заведовать отделом. В характере Мартина сочетались темперамент вспыльчивого, неуравновешенного отца и спокойствие всегда невозмутимой матери. При этом его отличали две черты — выраженная погруженность в себя и совестливость, граничившая с комплексом вины. В обществе, насквозь пронизанном расизмом, самые крепкие стены домов самых влиятельных чернокожих граждан не могли защитить ребенка от той отвратительной реальности, которая ежедневно опустошала души и угрожала жизни многих миллионов людей. Однако даже Оберн — островок негритянского благополучия — не обладал иммунитетом против этой заразы. Первый урок «расовых взаимоотношений» Мартин получил в шестилетнем возрасте. Среди его приятелей, с которыми он подружился буквально с младенчества, были два белых мальчика. Когда Мартин пошел в школу, их не оказалось среди класса, так как они ходили в другую школу для белых. Мартин поначалу не обратил на это особого внимания. Однако всякий раз, когда он перебегал улицу, чтобы повидаться с приятелями, их мать отсылала его обратно. В конце концов она сказала Мартину: «Мы белые, а ты цветной, поэтому вам не надо больше играть вместе».
Сбитый с толку, оскорбленный в своих лучших чувствах, Мартин побежал домой к матери. Она постараласьобъяснить ему происходящее. Она рассказала мальчику, как похищали и превращали в рабов их предков. С ними часто обращались по-зверски, но даже если хозяева оказывались добрыми, жизнь негров все равно целиком и полностью принадлежала белому человеку. Негры, безусловно, заслужили свободу.
Начало пути великого освободителя
Мартин был не по годам развитым ребенком, и в школе он учился хорошо. Сначала он ходил в районную школу, а потом перешел в экспериментальный лицей. Экзамены сдал экстерном во время вступительных экзаменов в высшую школу, что и дало ему право быть зачисленным на первый курс Морхаусского колледжа [2] в возрасте пятнадцати лет. Еще на школьной скамье он решил стать врачом, чтобы приносить пользу людям, хотя медицина его не очень интересовала, в отличие от ораторского искусства.
На втором курсе Морхаусского колледжа он занял второе место по красноречию. Его ораторская манера несла на себе неизгладимый отпечаток тех сотен проповедей, которые он выслушал в церкви своего отца. Однако Мартин выглядел типичным представителем городской, светской, по-своему весьма изысканной культуры. Он увлекся социологией и решил поступать на юридический факультет.
Годы, проведенные Мартином в колледже, совпали с очень важным периодом в мировой истории. Он был еще юным студентом, когда США вступили во Вторую Мировую войну. С безработицей было покончено. По мере того как война продолжалась, негры обнаружили, что имстал открываться доступ к таким должностям и профессиям, которые прежде были для них закрыты. К тому времени, как Мартин Кинг поступил в Морхаусский колледж (это было в 1944 году), тысячи чернокожих мужчин и женщин трудились бок о бок с белыми на предприятиях, выпускавших военную продукцию. Миллион негров служил в армии. Однако во время войны и после нее повсюду возникали расовые конфликты. Студенческий городок, населенный сплошь чернокожими мужчинами, был своеобразным островком, отделенным от внешнего мира. Но это был островок свободы, где Мартин Кинг впервые в жизни получил возможность исследовать расовые проблемы. Студенты и преподаватели могли безнаказанно критиковать «режим» и излагать собственные взгляды насчет того, что с ним необходимо делать. Обсуждались радикальные воззрения.
Радикализм, однако, Мартина не привлекал. Только одна организация, к которой он принадлежал — Совет по связям между колледжами, состоявший из представителей как белых, так и негритянских учебных заведений, — оказала глубокое влияние на его взгляды. «Нормальные деловые отношения, которые сложились в этой группе, — позднее вспоминал он, — убедили меня в том, что среди белых у нас много союзников, особенно среди молодежи. Я был почти готов возненавидеть всю белую расу, но, пообщавшись с большим числом белых, я почувствовал, что мое негодование теряет остроту и что оно вытесняется духом сотрудничества».
Он установил связи и с другим социальным слоем белых, когда на летних каникулах устроился на работу помощником кладовщика. Работая среди негров и белых, он не заметил особой разницы в их взглядах и интересах. Что их действительно разделяло, так это разница в оплате за один и тот же труд. Это убедительно доказывало верность одной из аксиом, которую выдвинул его учитель социологии: «Деньги — не только корень зла; они также корень особой разновидности зла — расизма».
Мартин был угрюмым аскетом. Он любил модно одеваться, за что и получил прозвище «Твид». Он всегда выглядел щеголевато, был подтянутым, представительным и уравновешенным, что, естественно, нравилось девушкам. Кроме того, он превосходно танцевал. Мартин был не только завидным женихом, но и весьма перспективным кандидатом в священники для любой влиятельной церковной общины. Он уже чувствовал профессиональное призвание и желание проповедовать. Отец Мартина хотел, чтобы сын тоже стал священником, и был готов быстро подыскать ему местечко в какой-нибудь заметной церкви. Но, помимо всего прочего, такой путь самому Мартину представлялся слишком уж легким.
Внутренне он еще сопротивлялся этой перспективе, но ощущение неотвратимости такого пути росло в нем и крепло. А когда он поближе познакомился с преподавателями, которые в свое время учились в семинарии, представления Мартина о том, каким должен быть настоящий христианский проповедник, стали меняться. Проповеди этих теологов давали богатую пищу уму, поднимали реальные общественные проблемы. Под влиянием коллег-единомышленников Мартин уже на первом курсе колледжа осознал свое настоящее призвание. В 1947 году он был рукоположен в духовный сан и теперь уже не мог отклонить предложение отца стать помощником пастора в Баптистской церкви. Однако решение Мартина не было бесповоротным. В июне следующего года, в возрасте девятнадцати лет, Мартин Лютер закончил колледж и получил диплом бакалавра свободных искусств. И, хотя он был уже священником, мысль о необходимости высшего богословского образования все чаще приходила ему в голову.
Путь к величию
В 1948 году Мартин был принят в Кроуцеровскую теологическую семинарию, в которой половина были негры. Мартин стал первым учеником на курсе. Три года спустя его избрали для выступления с прощальной речью. К тому времени он уже научился спокойно общаться со своими белыми однокурсниками и ясно понял, что умеет легко сходиться с людьми. Проповедническая деятельность для него означала прежде всего духовные искания и открытия. Так его учили в Кроуцеровской семинарии. На первом курсе особое внимание там уделяли библейской критике. Именно в этот период Мартин пришел к убеждению, что общество должно меняться и что перемены возможны. Оставалось только найти путь, ведущий к ним. Кинг упорно занимался, чтобы и в последний год учебы удержаться в отличниках. В июне 1951 года Кинг добился поставленной цели: он стал бакалавром богословия. Помимо того что он удостоился чести произнести прощальную речь от имени всего курса, он стал победителем двух академических конкурсов и получил премию за выдающиеся успехи в учебе, а также стипендию в размере 1200 долларов, которую он мог использовать для завершения учебы в любом университете страны по собственному усмотрению. Он выбрал Бостонский университет.
В феврале 1952 года Мартин знакомится с Кореттой — девушкой из Алабамы. Церемония бракосочетания состоялась 18 июня 1953 года [3]. Следующим летом им предстояло покинуть Бостон. Мартин получил много предложений, им было из чего выбирать. В итоге он выбрал баптистскую церковь в Монтгомери, столице штата Алабама [4]. Интеллектуальный уровень здешней общины был выше среднего. В январе 1954 года Мартин прочитал в Монтгомери свою первую проповедь, названную «Совершенная жизнь в трех измерениях». В мае 1954 года Верховный суд США вынес эпохальное решение, запрещающее сегрегацию в государственных и муниципальных школах. В том же месяце преподобный Мартин стал пастором. При этом ни Верховный суд, ни двадцатипятилетний пастор не могли знать, что эти два события станут искорками, из которых разгорится пламя негритянской революции.
Новый герой США
После инцидента с Розой Парке (швея была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру) в декабре 1955 г. в Монтгомери создается Ассоциация совершенствования, и Кинг становится ее президентом. Сохраняя сомнения в отношении оправданности бойкота цветным населением автобусного транспорта Монтгомери, Кинг колебался, должен ли он принять этот пост, и согласился, вспомнив цитату из Торо: «Сотрудничать с порочной системой больше невозможно». Вечером 5 декабря Кинг произнес решающую, как он позже вспоминал, речь в своей жизни. «Сопротивлению нет альтернативы», — заявил Кинг собравшимся и выразил уверенность, что протест поможет отрешиться «от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость». Под руководством Кинга негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. Кинг приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Тайм». Движение за гражданские права середины XX в., к которому примкнул Кинг, уходило корнями еще в предвоенные годы. НАПЦН и Конгресс расового равенства, такие рабочие лидеры, как А. Филип Рэндолф, предприняли ряд шагов в пользу равноправия негров. Кульминацией их достижений стал процесс 1954 г. «Браун против совета по делам образования Топеки». Верховный суд положил конец сегрегации в сфере образования, постановив, что раздельное обучение белых и черных порождает неравенство и, следовательно, противоречит 14-й поправке к Конституции США. Уникальный вклад Кинга в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя Кинг считал деятельность Махатмы Ганди, лидера движения пассивного сопротивления, благодаря которому Индия освободилась от британского господства. «Философия ненасильственного сопротивления Ганди, — заявил Кинг однажды, — единственный метод, оправданный в борьбе за свободу». Бойкот в Монтгомери, во время которого дом Кинга был взорван, а сам он арестован, сделал его героем негритянской общины США. В январе 1957 г. негритянские лидеры юга создали союз церковных организаций за гражданские права под названием «Конференция руководства христиан юга» (КРХЮ) [5], где Кинг был избран президентом. В это же время Кинг, признанный защитник прав цветного населения, написал книгу «Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери». В сентябре 1958 г., при раздаче автографов в Гарлеме, он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной. Используя КРХЮ в качестве базы, Кинг организовал ряд кампаний за гражданские права, нацеленных на уничтожение сегрегации на транспорте, в театрах, ресторанах и т. д.. Он путешествовал по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту. В 1960 г. по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру он провел месяц в Индии, где углубил знакомство с деятельностью Ганди. В марте — апреле 1963 г. К. возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Полиция разгоняла демонстрантов (среди которых было много детей) с помощью собак, водометов и дубинок.
«У меня есть мечта»
В марте-апреле 1963 года Кинга арестовали и заключили в тюрьму города Бирмингема за нарушение общественного порядка. В это время он написал знаменитое «Письмо из Бирмингемской тюрьмы», в котором изложил свои взгляды. Власти не смогли предъявить Кингу никакого обвинения и через пять дней были вынуждены освободить его. 28 августа 1963 года Кинг вместе с другими негритянскими лидерами был принят президентом США Джоном Кеннеди. В тот же день 250 тысяч участников движения за гражданские права вышли на улицы Вашингтона, чтобы этой демонстрацией ускорить принятие акта о гражданских правах. Кинг произнес речь, рефрен которой «У меня есть мечта» вскоре стал припевом популярной песни об отмене сегрегации: «Я мечтаю о том дне, когда на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сесть вместе за стол братства. Я мечтаю о том дне, когда даже штат Миссисипи, штат, изнемогающий от зноя угнетения, будет превращен в оазис свободы и справедливости. Я мечтаю о том дне, когда четверо моих маленьких детей будут жить в стране, где о них станут судить не по цвету их кожи, а по их характерам. Я мечтаю о дне, когда каждая долина будет возвышена, а каждый холм и гора понижены. Неровные места будут выровнены, а кривые — выпрямлены. С этой верой я вернусь на Юг. С верой в то, что из горы отчаяния мы сможем высечь камень надежды. С верой в то, что мы сможем работать вместе, молиться вместе, бороться вместе, идти в тюрьму вместе, вставать за свободу вместе, зная, что когда?нибудь мы станем свободны… Если мы дадим свободе звенеть, если мы дадим ей звенеть в каждом городе и поселке, в каждом штате, мы сможем приблизить тот день, когда все божьи дети — черные и белые, верующие и неверующие, протестанты и католики — смогут взяться за руки и словами старого негритянского духовного гимна сказать: „Свободны, наконец! Свободны, наконец. Великий всемогущий боже, мы свободны, наконец!“» Эту речь цитировали во всем мире. Кадры хроники, запечатлевшие выступление Кинга, демонстрировались на киноэкранах многих стран. После этого разведывательное управление ФБР направило Гуверу меморандум: «Кинг на голову выше всех других негритянских лидеров, вместе взятых, если речь идет о его влиянии на огромные массы черного населения. Мы должны отныне считать его… самым опасным негром для будущего нашего государства с точки зрения коммунизма, негритянского движения и национальной безопасности… Легальные методы борьбы с ним могут оказаться недостаточными. Было бы неразумно ограничивать самих себя юридически законными методами или обязательно убедительными свидетельствами для доказательства перед комитетами конгресса связи Кинга с коммунистами…» Фактически это означало войну против Кинга всеми средствами. В течение всего 1964 года ФБР рассылало и предлагало магнитофонные записи, «порочащие» Кинга, известным журналистам и газетным обозревателям. Была сделана порочащая «секретная монография» о Кинге, и также подброшена в прессу. Но ничего не помогало.
«Больное общество»
После убийства Кеннеди президент Линдон Джонсон пригласил Кинга в Белый дом на церемонию подписания закона об отмене сегрегации в общественных местах. Осенью того же 1964 года Мартину Лютеру Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. В последние годы жизни пастор стал инициатором борьбы не только с расизмом, но и с безработицей. В ноябре 1967 года он объявил о начале кампании в защиту бедняков, которая должна была завершиться демонстрацией в Вашингтоне. Тогда же Кинг открыто выступил против войны во Вьетнаме. Наконец, в 1968 году Кинг объявил о своем плане весеннего наступления на Вашингтон, который стал известен как Поход бедноты. Когда Мартин Лютер узнал о смерти президента Кеннеди, он сказал своей жене Коретте: «Со мной произойдет то же самое. Я же говорил тебе, что это больное общество». «Я ничего не могла ответить ему, — рассказывает Коретта. — Я ничем не могла утешить мужа, я не могла сказать: „С тобой этого не произойдет“. Я чувствовала, что он был прав. Молчание было страшно мучительным. Я придвинулась к нему и взяла его за руку…»
Смерть, вызвавшая общенациональное возмущение
4 апреля 1968 года Кинг приехал со своей группой в Мемфис (штат Теннесси) и разместился в мотеле «Лоррэйн». Около шести часов вечера он вышел на балкон. В 18 часов 23 минуты прозвучал одиночный выстрел. Негритянский священник выпрямился, схватился за шею и упал. На следующий день он умер в больнице. Похороны отважного борца за права человека превратились в многолюдную демонстрацию [6]. Суд вынес приговор подозрительно быстро. На третий день процесса 10 марта 1969 года убийцу Кинга осудили на 99 лет тюрьмы, потому что Джеймс Эрл Рэй признался, что убил Мартина Лютера Кинга. Таким образом, он не стал обременять суд предъявлением доказательств, сохранил себе жизнь и способствовал тому, чтобы закулисная сторона покушения так и не вышла наружу. Генеральный прокурор Кейнел, очевидно тронутый «искренностью» преступника, оценил его признание и не стал требовать от суда смертной казни. В 1986 году бронзовый бюст Кинга был установлен в здании Капитолия в Вашингтоне. И также был установлен мемориал Кингу в Уппсала, Швеция [7]. Он стал первым цветным американцем, удостоенным такой чести. Тогда же конгресс США постановил отмечать день его рождения как государственный праздник. Вывод к работе Итак, изучив биографию Мартина Лютера Кинга, мы выяснили, что этот человек заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. И согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь. Мартин Лютер Кинг был высокообразованным человеком, который видел в расовой сегрегации самую острую нравственную и социальную проблему в Америке. Он стал организатором сидячих забастовок и несколько раз подвергался аресту, когда сам нарушал законы, которые он считал дискриминационными. Мартин Лютер Кинг внес неоценимый вклад в борьбу за права человека. Посвятив себя борьбе с раcизмом, Кинг сумел отстоять свободу и независимость афроамериканцев, чьи права жесточайшим образом ущемлялись. Мартин смог добиться равенства рас, независимо от цвета кожи, уравнивания их прав и привилегий. Благодаря Кингу афроамериканцы добились политических, социальных, гражданских прав и свобод.
Список литературы
1. Джонсон Р. «Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке» // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни, М., ИВИ РАН, 2000
2. Кинг М. Л."Философия ненасилия: Шесть принципов" — из книги «Путь к свободе», 1958
3. Кинг М. Л. «Паломничество к ненасилию» // Этическая мысль. 1991, М., «Республика», 1992
4. Кинг М. Л. «Есть у меня мечта» М., 1970 — единственный сборник работ М. Л. Кинга на русском языке.
5. Миллер Р. У. «М. Л. Кинг. Жизнь, страдание и величие» М., 2004 — обширная биография, написанная американским журналистом, который двенадцать лет был помощником М. Л. Кинга и вел дневниковые записи.
6. Кондрашов. С. Н. «Жизнь и смерть Мартина Лютера Кинга» (Издание второе, исправленное), М., «Мысль», 1986 — давнишняя «советская» биография М. Л. Кинга
7. Энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/KING_MARTIN_LYUTER.html
8. Сайт «История США» http://www.ushistory.ru/esse/207-martin-ljuter-king.html
9. Киселев В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-ые −60-ые гг.) // Опыт ненасилия в XX столетии. Под ред. Р. Г. Апресяна. М. Аслан, 1996
10. «Шесть стадий ненасильственного движения за социальные перемены.»Составлено на основе «Письма из Бирмингемской тюрьмы» — из книги «Почему мы не можем ждать», 1963. Подготовлено Центром за ненасильственные социальные перемены им. М. Л. Кинга