Михаило-Архангельская церковь в селе Суши (Вятскополянский район, Кировская область)
Первое найденное письменное упоминание о церкви содержит дату 20 июля 1728 года. Она содержится на благословенной грамоте казанского митрополита Сильвестра на открытие прихода и строительство деревянной церкви в Сушах. Весь 1729 год ушел на отбор и заготовку бревен для церковного строения. В июле 1731 года начали готовить сруб (есть предания, что эта работа была выполнена в селе Старый Бурец, потом бревна сплавили по р. Вятке). В следующем году деревянная церковь к ноябрю, в канун Михайлова дня, была уже готова. Это была церковь "клетского" типа с прямоугольным срубом, поставленным на пни. Отопления в ней не было. Основной и практически единственный плотницкий инструмент, который использовался строителями - это топор. Мастер Лазарь, руководивший строительством, говорят, похоронен был впоследствии тут же, рядом с церковью.
16 января 1733 года деревянный храм был освящен в честь защитника русского воинства Архистратига Михаила.
Около 1739 года была срублена отдельно стоящая деревянная колокольня, которая простояла почти сто лет, после чего из-за ветхости её разобрали. В 1838 году вятский архиерей Нил дает разрешение на ремонт церкви и восстановление колокольни. В следующем году Холодный Михаило-Архангельский храм был частично перестроен и поставлен на фундамент из мягкого опочного камня. Окна были расширены, стены снаружи обшили тесом, обновили тесовую кровлю. Старый иконостас заменили новым. К холодному храму примкнул теплый пятистенный округленный придел с колокольней, на которой было 7 колоколов: 5 маленьких и 2 больших. Над основной частью храма кровля была двускатная, над прирубом была пятигранная кровля, заканчивавшаяся главкой. Колокольня возвышалась над остальными частями в виде надстройки. Снаружи все стены были выкрашены жёлтой, крыша - красной, окна - белой краской. В 1840 году тёплый придел церкви освятили в честь святой Парасковьи Мученицы.
В 20 столетии было устроено междуэтажное перекрытие, внутренняя штукатурка, железная кровля. Вокруг церкви была ограда, на столбах которой в пасху зажигали свечи. За оградой - кусты, цветущие весной пышными кистями, здесь же были могилы священнослужителей. Говорят, что могильные склепы были и в подвальном помещении церкви - в советское время прах покоившихся там перезахоронили на сельском кладбище, а подвал вскоре засыпали песком, так как стал оседать фундамент.
В церковный приход входили все окрестные деревни (Большой Матан и Малый Матан, Дым-Дым-Омга, Казань-Омга, Удмуртское Собакино, Сухая Река, Шемак и др.). Сушинская церковь сыграла большую роль в приобщении местного населения к духовной культуре. При этом священники терпимо относились к языческим обрядам, бытовавшим у удмуртского населения. Семейно-родовые святилища - куа, сохранялись у удмуртов в деревнях Удмуртское Собакино (позднее переименовано в Виноградово), Казань-Омга и Дым-Дым-Омга до 40-х годов XX века. В каждой из этих деревень были священные леса, места для общих молений: луды и Быдзым-куа. Сельский староста часто являлся в этих селениях и выборным жрецом, проводившим эти общие моления. В начале XX века общие моления во время пасхи на священной поляне Быдзым-куа происходили уже с участием священника, перед иконой, с чтением христианских молитв.
Михаило-Архангельская церковь начала на омгинской земле и миссию народного просвещения, приобщения людей к грамоте. В Омгинском школьном музее есть топографический план земель государственных крестьян деревни Казань-Омга, составленный в 1884 году. На нём среди подписей государственных чиновников, сельского старосты и волостного старшины есть красноречивая надпись, которая говорит об уровне грамотности местного населения в то время:
"Уполномоченные крестьяне деревни Казань-Омги /Чикурча/ Василий Семенов, Павел Данилов, Марк Исаков неграмотные, и за них по доверию расписался крестьянин деревни Верхняго Матана Андрей Спиридонов".
Возможно, это был единственный грамотей на всю округу.
Именно в этом 1884 году в селе Суши на деньги прихожан было открыто первое учебное заведение на омгинской земле - Сушинское церковно-приходское училище. Школа располагалась в специально построенном пятистенном доме. Первой учительницей стала Е.В. Макарова. Настоятелем и преподавателем основного предмета - Закона Божьего, был местный священник, который жил рядом со школой. При церкви была библиотека, насчитывавшая более полутора сотен печатных и рукописных томов.
В церкви проводилось венчание, молебны перед отправкой рекрутов на воинскую службу, службы во время престольных праздников, отпевание покойников. Сушинское кладбище было единым для всего прихода. Младенцев крестили обычно у "святого" ключа в центре Сушей, а также священник выезжал непосредственно в деревни, где обряд крещения производился водой из освященных местных источников.
После октября 1917 года жизнь села резко изменилась. Весной 1919 года село оказалось в гуще событий Гражданской войны. Здесь находился штаб колчаковских войск, пытавшихся захватить железнодорожный мост через реку Вятку. В логу за селом гремели выстрелы: там расстреливали пленных красноармейцев. Во время наступления Красной Армии в мае 1919 года село было обстреляно из артиллерийских орудий с противоположного берега, со стороны Слудки, в результате половина села сгорела от пожара. При этом обстреле церковь чудом уцелела, в неё не попал ни один снаряд. После Гражданской войны село отстроилось заново. За помощью крестьяне обращались лично к Ленину. Власть перешла к Советам (раньше село входило в Мериновскую волость, волостное село находилось за рекой Вяткой). Имущество предпринимателей было национализировано (в Сушах было две канатопрядильные фабрики и маслозавод, производивший конопляное и льняное масло). Священники (Минеев Александр Александрович, 1865 г. рожд., и Емельянов Сергей Вячеславович, 1902 г. рожд.) и другие служители сушинской церкви в 1924 году были лишены избирательных прав. В 1933 году церковь закрыли.
Хотя в Конституции СССР 1936 года была провозглашена свобода совести, но от лозунга до реальной действительности оказалось очень далеко. "Воинствующие атеисты" уже разобрали верхнюю часть храма - колокольню, колокола сняли, сбросили наземь кресты, иконы и утварь растащили. Книги и рукописи из библиотеки сжигались прямо во дворе церкви. Священнослужители были объявлены "врагами народа", "противниками советского колхозного строя".
Сначала здание церкви использовалось как сельский клуб, потом оно было переоборудовано под колхозный склад. Ограда была разобрана, кустарники вырубили, могилы сровняли с землей.
Впоследствии, в 1960 году церковь была признана памятником деревянного зодчества 18 века. Однако ещё долгое время находилась в страшном запустении, без должного присмотра и охраны. Дальше разговоров о необходимости научной реставрации памятника истории и культуры дело не шло. Тем временем постепенно обезлюдело село, превратившись в дачное поселение, в котором остались в основном пенсионеры. Надежды на возрождение сельского храма становились все более призрачными.
Данный храм является одним из самых древних среди деревянных церквей на Вятской земле. Таких сохранилось немного: Михаило-Архангельская надвратная церковь мужского монастыря в городе Слободском, построенная в 1610-1614 годах, Никольская церковь на реке Моломе, построенная в 1667 году, Никольская церковь в Нижнем Починке Опаринского района (1717 г.) и церковь в селе Суши, освящённая в 1733 году.
В мае 1998 года прошёл сход жителей села, на котором единогласно было поддержано предложение сохранить уникальный памятник зодчества и просить департамент культуры дать разрешение на перенос церкви в город Вятские Поляны. Это решение схода поддержали архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф, районное общество охраны памятников истории и культуры, которое возглавлялось ветераном труда И.И. Грудцыным. Были созданы координационная группа при администрации района и инициативная группа при Никольском соборе города Вятские Поляны.
В результате, благодаря настойчивости сушинцев, живущих в Вятских Полянах, большому участию настоятеля Никольского Собора г. Вятские Поляны протоиерея Алексия (Сухих Алексея Алексеевича), многих верующих нашего района, удалось начать работы по восстановлению, реставрации старинного храма.