Методические рекомендации по участию в проекте

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Методические рекомендации по участию в проекте:

Свежая, но неустоявшаяся версия методических материалов доступна в виде гипертекста внутри самой летописи.


В руководстве описаны особенности использования современных сетевых сред, прежде всего среды ВикиВики. Среда ВикиВики наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Рассмотрены возможные варианты использования ВикиВики в учебной деятельности, представлены правила редактирования и оформления вики-документов, приведены примеры типичных ошибок. Дополнительно представлены расширения, которые позволяют вести вычисления, строить графики, насыщать гипертекстовую среду графическими и аудио объектами.

Содержание


Данное практическое руководство создано на основе материалов учебного сетевого сообщества школьников, студентов, школьных учителей и преподавателей педвузов. В 2006 году это сообщество работает над созданием открытой гипертекстовой энциклопедии российских городов. Гипертекстовая энциклопедия Летописи.ру создается по инициативе корпорации Intel и компании ТрансТелеКом. Задача проекта - дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе поиграть и поэкспериментировать с новыми социальными сервисами. Летопись - учебный проект, в рамках которого учителя, студенты и школьники осваивают не только новые технологии, но и новые способы деятельности. Прежде всего, мы играем в учебную Википедию и учимся создавать коллективный гипертекст, соавторы которого собирают и представляют исторические события малых городов, поселков, сел и деревень России на протяжении 2006 года. Мы надеемся на активную поддержку проекта со стороны всех, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях.

Социальные сетевые сервисы в помощь учителю

Введение

Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение "сетевой" логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью.

Перед современным российским образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и поиск решения этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин.

Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения сегодня еще мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву.

Информационные приложения встраивают небольшое количество программного обеспечения в большое количество информации. Возможные действия в рамках информационного обеспечения очень просты. Человек постоянно делает выбор. Он может купить или продать, оценить или отнести вещь к определенному классу, ввести небольшое количество информации, получить результат. Информационные приложения используются для компьютеризации задач, которые просто не могли быть выполнены в старой модели вычислений. При этом все эти действия происходят внутри сетевого сообщества и имеют смысл только внутри такого сообщества, где одновременно взаимодействуют люди, программные агенты и записи.

Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов.

В конце 20-века существование сетевых сообществ непременно связывалось с формами прямого общения между людьми. Как правило, сетевые сообщества классифицировались исходя из того, какие средства обмена сообщениями эти сообщества использовали. При этом обсуждение внутри сообщества не предусматривало создания содержания. Люди могли только обмениваться сообщениями по поводу увиденного и прочитанного на веб-сайтах, и в лучшем случае делать ссылки на прочитанные материалы.

В начале 21 века произошел переход от форм прямого общения между людьми к наблюдению за деятельностью друг друга. Новые сервисы не только упростили процесс размещения материалов в сети, но и добавили новостной механизм оповещения заинтересованной аудитории о происходящих изменениях. В результате создалась ситуация, когда нет никакой необходимости сообщать своим сетевым соседям – «смотрите, что я сделал», поскольку сетевое окружение благодаря RSS-подписке и так в курсе всех происходящих действий и изменений. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. От того, что количество непосредственных высказываний, обращенных от одного человека к другому, внутри сообщества постепенно снижается, вовсе не следует, что люди меньше общаются. Просто это общение теперь происходит при помощи строительных блоков, которые одновременно служат и в качестве новых «виртуальных знаков», которыми они обмениваются. К таким новым виртуальным знакам можно отнести статьи, закладки, правки, метки, фотографии и заметки на полях.

Новые сетевые сервисы создают новую среду общения, в которой значение непосредственного обмена сообщения заметно снижается. Для того чтобы узнать, чем занимается человек, какие действия он совершает, нет никакой необходимости его об этом спрашивать. Для этого достаточно просто наблюдать за его сетевой деятельностью. Новые информационные технологии оказали заметное воздействие на то, как мы стали общаться, думать и действовать сообща. Наш язык и наше мышление постепенно расширяются и дополняются новыми словами и инструментами. На следующем рисунке изображены возможные формы воздействия информационных технологий и сетевых сервисов на мышление.


Педагогические аспекты сетевой деятельности

В настоящее время педагогика сообществ является отдельным быстро развивающимся направлением теории обучения.

Теоретические основания обучения через сетевую деятельность

Это направления базируется на следующих ключевых положениях когнитивной психологии и педагогики:

  1. Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся - инструментализм
  2. Учение - активный процес и ученик сам строит здание собственного интеллекта - конструктивизм, конструкционизм
  3. Обучение нуждается в других - социо-историзм
  4. Учение происходит в сообществе, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем внутри конкретной области знаний. Социальный конструкционизм

Инструментализм

Инструментализм - философская школа, разновидность прагматизма. Связан с именем Джона Дьюи, который рассматривал научные понятия, теории и гипотезы как полезные инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Если теории и понятия рассматривать как инструменты, то понятие научной истины смысла не имеет, важно лишь насколько данный инструмент является успешным.

Иструменталисты:

Инструментализм оказал заметное воздействие на конструктивизм, как философию обучения.

Обучение происходит путем опытного познания окружающей действительности. Через опытное познание действительности у учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.

Конструктивизм

Конструктиви́зм (от constructivus — связанный со построением, конструированием).

Конструкционизм

Конструкционизм - философия обучения, развитая Сеймуром Пейпертом на основании конструктивизма. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, Лего машины или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих.

Constructionism shares constructivism's connotation of learning as `building knowledge structures' irrespective of the circumstances of the learning. It then adds that this happens especially felicitously in a context where the learner is consciously engaged in constructing a public entity, whether it's a sandcastle or a theory of the universe... (Papert & Harel, 1991).


Близкие направления:

  • Обучение через исследование

По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях.

Это общая игра по построению новых знаний, в которую с одинаковым интересом могут играть и школьники, студенты, учителя и преподаватели. Чем большие возможности открывает оболочка для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи.


Конструкционисты

Учебные среды

Конструкционизм заметно повлиял на педагогический дизайн и воплотился в следующих педагогических средах: Лого и его производные NetLogo, StarLogo; Сквик и его производные Скретч, Sophie, Alice

Различные электронные среды, внутри которых участники могут создавать свои собственные цифровые объекты, обмениваться такими объектами, видоизменять электронные объекты, являются конструкционистскими. К таким средам можно отнести многопользовательские миры, системы управления знаниями (например, Мудл), различные сервисы Веб 2.0. Чем сложнее и интереснее объекты, которыми может обмениваться сообщество, тем большие возможности для обучения оно открывает для своих участников.

Конструкционистские сетевые сообщества

Конструкционистские сетевые сообщества


Материалы в сети

Вики-сайт Синтии Соломон - http://logothings.wikispaces.com/

Литература

Социо-историзм

Культурно-исторический подход - в основе всего лежит деятельность.

Культурно-исторический подход не исключает анализа отношения частей или фрагментов деятельности к индивиду. Но это отношение рассматривается принципиально иначе, нежели при индивидуально-психическом подходе; во-первых, на основе нормативного представления деятельности безотносительно к индивидам, а во-вторых, сами индивиды рассматриваются уже не как свободные деятели, а как агенты деятельности. Культурно-историческое представление деятельности есть представление ее в виде структуры, объясняющей разнородные и постоянно меняющиеся элементы. В рамках этой структуры, охватывая то всю ее, то отдельные группы элементов, протекают различные процессы. Основным, подчиняющим себе все другие, является процесс воспроизводства структуры деятельности. Этот процесс реализуется в разнообразных механизмах деятельности. Они определяют материал и строение всех элементов и агрегатов структуры деятельности. Поэтому, чтобы понять их, нужно начинать с анализа процесса воспроизводства, выявлять его механизмы, определять функцию различных образований в них, а затем идти от функций к внутреннему строению этих образований.

  • Человек является агентом деятельности Человечества
  • Щедровицкий Г.П. Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности // Избранные труды. Москва: , 1995. С. 360 – 366.

Существуют два ᴏϲʜовных подхода в анализе деятельности: культурно-исторический и индивидуально-пϲᴎхический. При первом речевая деятельность рассматривается безотноϲᴎтельно к тому, что хотят и думают индивиды; ᴏʜи сами при таком подходе рассматриваются как элементы деятельности, включенные в ее ϲᴎстему и подчиненные ей. При втором подходе речевая деятельность рассматривается как принадлежащая индивиду, а индивид - как свободный деятель, творящий и производящий деятельность. Культурно-исторический подход не исключает анализа отношения частей или фрагментов деятельности к индивиду. Но ϶ᴛᴏ отношение рассматривается принципиально иначе, нежели при индивидуально-пϲᴎхическом подходе; во-первых, на ᴏϲʜове нормативного представления деятельности безотноϲᴎтельно к индивидам, а во-вторых, сами индивиды рассматриваются уже не как свободные деятели, а как агенты деятельности.

Культурно-историческая теория (Социо-историзм) (КИТ)

На основе КИТ получила развитие теория деятельности

КИТ обеспечивает основу для описания и анализа процессов взаимодействия. В отличие от психологических теорий человеческой деятельности, которые сосредоточены на анализе когнитивных процессов отдельной личности, с одной стороны, и социологических теорий, описывающих работу и деятельность в качестве исключительно социальных явлений, культурно-исторической теория подчеркивает динамические взаимосвязи личных процессов и социального контекста, в которых эти процессы встроены. Это позволяет объяснить динамичные отношения между индивидуальным обучением и преобразованием знаний в рамках сообщества. Основные положения КИТ:

  1. Деятельность человека объектно-ориентированна. Она направлены на материальный или идеальный объект, который преобразуется в результате деятельности. Именно объект позволяет отделить одну деятельность от другой.
  2. Деятельность опосредована орудиями и знаками, которые являются необходимыми составными элементами любой системы деятельности. Орудия и знаки являются медиаторами-посредниками. В качестве медиаторов развития Выготский рассматривал: взрослого-посредника, знак, слово. Когда субъект овладевает медиаторами, он овладевает культурой. Включение в натуральные формы поведения предмета, орудия, знака и т.п. трансформирует эти формы в идеальные, культурные. В качестве посредника может выступать другой человек, физические устройства, планы, электронные таблицы, онтологии, научные теории или языки.
  3. Деятельность человека не могут быть отделены от социального контекста, поскольку она всегда опирается на вещи, которые являются результатом культурно-исторического развития. Смысл деятельности связан с ее интерпретацией в социальном контексте.
  4. Учеба представляет собой непрерывный процесс взаимного динамической адаптации культуры и индивида. Посредством деятельности личность открывает себя для себя многообразие возможностей культуры. В свою очередь, культура создается в результате деятельности отдельных личностей.
  5. Теория деятельности исследует процессы и практики. Системы деятельности никогда не бывают статичными. Они постоянно развиваются, благодаря противоречиями, которые возникают между элементов в рамках системы. (см. Энгельбарт)


Культурно-историческая теория сохраняет связь с теорией Ж. Пиаже (познание окружающего мира), но уделяет внимание социальной компоненте обучения (развития), активным групповым коммуникативным методам, т.е. представляет альтернативу психологическим теориям и согласуется с личностно-ориентированным и когнитивным подходами (ситуативно-обусловленное обучение).

Целью обучения является помощь ученикам в конструировании их собственного понимания темы в значимом контексте, с учетом зон ближайшего развития, создание благоприятных условий, в которых основная стратегия обучения - сотрудничество и взаимопомощь, самостоятельность и самодеятельность, увлекательность и познавательность.


В отличие от инструментализма социо-историзм подчеркивает, что не все медиаторы искусственны. Главным из них является Другой – непосредственный носитель бытийных смыслов и остальных медиаторов. Поэтому не "сила вещей", а "связь людей" определяет развитие высших психических функций и сознания.


Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

Познавательная деятельность предполагает совместное использование средств и обсуждение результатов. Деятельность, познание, творчество и обучение нуждаются в других людях. Обучение требует и партнеров-сверстников, с которыми можно было бы спорить и сотрудничать, и старших, которые могли бы оценить результаты деятельности. Модель познания в русле культурно-исторической теории предполагала освоение мира через следующие культурные медиаторы:

  • взрослый-посредник;
  • знак;
  • слово.


Познание разворачивается как процесс деятельности, в котором познающий агент постоянно взаимодействует и сотрудничает с другими агентами и использует различные культурные орудия. Позднее, развивая теорию деятельности, Ю. Энгестрем включил познание в более сложную сеть отношений, куда, помимо познающего агента и культурных орудий, входят:

  • правила — признанные нормы, ограничивающие действия, совершаемые в рамках системы деятельности;
  • разделение труда отражает необходимость строить свою индивидуальную деятельность с учетом деятельности других и «делиться» действиями;
  • сообщество — представляет собой других людей, которые подключаются к индивидуальному действию субъекта на уровне деятельности.

Engestrem.png
Расширенный треугольник познания по Энгестрему

Создавая этот «расширенный» треугольник, Ю. Энгестрем делал упор на то, что человеческая деятельность всегда социальна и обязательно предполагает наличие других агентов. Совместная деятельность и обсуждение этой деятельности формирует сообщество. Действия над объектами требуют общения. Это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для познания и обучения. Представление о познании как о сети отношений с другими агентами и культурными орудиями получила дальнейшее развитие в теориях распределенного познания, ситуативного обучения и сообществах обмена знаниями.

Теория деятельности в представлении Энгельстрема представлена в онтологии CSCL

Vygotsky and pedagogy Авторы: Harry Daniels воздействие идей Выготского на педагогику
Здесь же обсуждение понятия Педагогика - устойчивый процесс, в рамках которого кто-то осваивает новые или развивает существующие формы поведения, знания, практики или оценивания, используя для этого кого-нибудь или что-нибудь способное поставлять и оценивать. - Бернштейн

Социальный конструкционизм

Социальный конструкционизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (1966). Целью социального конструкционизма является выявление путей с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности.

Социальный конструкционизм при построении знаний наибольшее внимание уделяет коммуникации между людьми. При этом коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в которой они выравнивают свое понимание мира, разделяют понимание. Это общее для коммуникантов знание о каких-то аспектах общего для них мира и является информацией. Такой подход присущ гуманитарным наукам, он появился задолго до механистических представлений и продолжает широко использоваться и сегодня.

Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её.

См: Конструкционизм, Сообщество практики


Коннективизм

Коннективизм основывается на теориях сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем - см. Теория сложности. Учение - процесс, который происходит в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно происходят сдвиги основополагающих элементов. Этот процесс не может находиться полностью под контролем личности. Учение может поддерживаться извне и состоит в сопряжении информационных источников. Это объединение информационных узлов позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания. Коннективизм подчеркивает неусточивый, динамический характер учения. Наши решения основываются на постоянно изменяющихся основаниях. (George Siemens - Канада) во многом продолжает идеи высказанные Вилемом Флуссером и прикладывает их к образованию.

Учеба - это процесс формирования и развития сети, к которой субъект образования постепенно подсоединяет все новые узлы, с которыми он устанавливает связи. Узлами могут быть внешние сущности, которые мы можем использовать для формирования сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которых мы подключаем в форме источников информации и знаний. Обучение, происходящее в нашей голове есть формирование внутренней нейронной сети. Учебные сети (обучающиеся сети) можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Учебные сети могут восприниматься как внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и находятся в постоянном процессе создания модели понимания.

Не все узлы в обучающиеся сети остаются актуальными постоянно. Узлы, которые больше не являются актуальными и ценными постепенно растворяются. Исчезновение узлов может происходить различными способами, но наиболее очевидным является потеря соединения в сети. Например, я могу верить в чудовище озера Лох-Несс, появлением новых источников информации и критика концепции Лохнесского чудовище может в конечном итоге ослабить узел и уничтожить его в моей нейронной сети.

Если узел имеет большое значение, то снижение его значения может произойти только через длительное время или через разрушительные изменения и сдвиги во всей сети.


  • Коннективизм - это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий. Исследования в традиционной теории обучения приходится на эпоху, когда сетевые технологии еще не известных. Как изменится обучение, когда благодаря росту знаний и новых технологий многие задачи, которые мы ранее выполняли, оказались полностью видоизменены?
  • Коннективизм основывается на теориях хаоса, сети, сложности и самоорганизации.
  • Коннективизм исходит из того что решения принимаются основе быстро меняющихся оснований. Новые знания постоянно приобретается и жизненно важно различать разницу между важными и неважными знаниями. Умение видеть, когда новые знания изменяет ландшафт на основании решений, принятых вчера важно. Когда бизнес, или академической, конъюнктура, необходимо внести коррективы в наших собственных идей и допущений для того, чтобы мы основываем наши решения на основе точной.

Принципы коннективизма :

  • Обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход.
  • Обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации.
  • Знание находится в сети. (Картина рисуется толпой)
  • Знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют нам в обучении
  • Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний. Способность расширяться важнее накопленного.
  • Обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда состояние
  • Ключевой навык сегодня - способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями
  • Своевременность (точность, обновляемость знаний) необходимая черта современного обучения. На смену папкам пришли потоки см. Папки и потоки.
  • Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор того, чему учиться. Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, потому что изменились условия, в которых принималось решение.


Исходной точкой для коннективизма является личность. Личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие организации, которая, в свою очередь поддерживает развитие сети и через развитие сети учение отдельных участников.

Прелесть сетей в простоте устройства. Сеть требует по крайней мере 2 элемента - узлы и соединения. Узлы могут называться по разному, но это всегда элементы, которые могут быть соединены с другими элементами. Соединения это любой тип связи между элементами. На способность узлов образовывать соединения влияет множество факторов. Когда сеть сформировалась, то информацию из одной области (домена) в другую переносится достаточно легко. Чем сильнее связь между элементами, тем шире канал и тем быстрее передается информация.

Информационная система внутри сети включает:

  • данные - сырые необработанные или неосмысленные элементы
  • информацию - интеллектуально обработанные данные
  • знание - информацию включенную в контекст ситуации
  • смысл - понимание нюансов, ценности и скрытых значений знания

Информационная система находится в состоянии развития. Учёба это процесс в ходе которого знание трансформируется в смысл и действие. В процессе трансформации узлы сети реорганизуются и образуют соединения, по которым данным, информации и знаниям легче перемещаться. Любые элементы, которые мы можем внимательно рассмотреть, могут становится узлами. Мысли, чувства, отношения с другими людьми, новые данные и информация становятся узлами. Совокупность связанных узлов становится сетью. Сети могут объединяться между собой. Каждый узел в сети может быть сетью более низкого уровня. Например, сообщество состоит из людей, каждый из которых является отдельной сетью.

Узлы сети характеризуются определенной автономией. Они могут существовать внутри сети, даже будучи тесно связанными с другими узлами. Каждый узел действует по своему. Вся сеть оказывает на узел только ограниченное воздействие.

Хотя структура сети и очень проста, но на формирование соединений оказывает влияние множество факторов:

  • содержание (данных или информации)
  • взаимодействие (предварительное, пробное образование соединений)
  • статичные узлы (устойчивые структуры знаний)
  • динамические узлы, которые образуются под воздействием новой информации
  • модернизирующиеся узы, которые тесно связаны с родительскими источниками информации и постоянно приспосабливающиеся к их изменениям
  • эмоциональные элементы, видоизменяющие соединения под влиянием эмоций

Кроме Сименса в развитии коннективизма активно участвует С. Доунс, который описывает теорию следующим образом: В сущности, обучение заключается в том, чтобы включить себя в сеть. Ученики продвигаются в своем образовании взаимодействуя с с практиками, начиная с копирования моделей. Этот процесс копирования деятельности поддерживается рефлексией и корректируется другими участниками сообщества.

Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни общества. Обучение деятельности происходит в процессе общения ученика и других членов сообщества. Это общение в эпоху веб 2.0, состоит не только из слов, но и изображений, мультимедиа и многое другое. Это общение создает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов,которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая учащихся.

Наверное, наибольшее заблуждение относительно учебных сообществ связано с тем, что сообщество является дополнением к учебному курсу. Т.е. предполагается, что у нас есть учебный курс и мы к нему добавляем средства, которые позволяют людям обсуждать учебные материалы. Это чрезвычайно распространенный подход, когда обсуждение и общение между людьми носит вторичный, дополнительный характер. Курс заканчивается - сообщество распадается. В реальности отношения должны быть другими - существующие ресурсы должны быть быть подчинены обсуждению. Сообщество имеет первостепенно значение. Ресурсы имеют второстепенное значение и существуют постольку поскольку существует сообщество. Учебная среда всегда является междисциплинарной. Учебная среда не может быть сконструирована специально для обучения геометрии или философии. Учебная среда воспроизводит приложение определенной научной дисциплины в реальном мире: постройку дома, управление самолетом, расследование преступления. Решение каждой из перечисленных проблем требует изучения нескольких дисциплин. Учебные возможности реализуются в форме взаимодействия с другими людьми, в форме изучения учебных объектов или в форме взаимодействия с преподавателем, но все эти возможности встроены в учебную оболочку.


Ссылки на коннективизм в сети

Очень, очень полезный текст с массой примеров Обсуждение:Методические рекомендации по участию в проекте


Работы George Siemens


Работы Stephen Downes

Стефан Доунс:

Совместная сетевая деятельность и обсуждение этой деятельности формирует учебное сетевое сообщество. Действия над объектами требуют общения и это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для учения.


Новизна подхода

Совместная сетевая деятельность в рамках летописи - в чем состоит её новизна?

Обязательность компьютерной сети

Впервые в сетевом пространстве России реализуется проект, который невозможно помыслить вне сети и без поддержки вычислительной техники. Летопись не стремится копировать проект всемирной энциклопедии. Это гораздо более свободный по форме эксперимент, в рамках которого мы учимся думать и действовать как сетевая организация. Проект является живым примером постепенного усложнения структуры и объединения отдельных клеточек в единую ткань мыслящего мицелия. Деятельность и раздумья, к которым мы склоняем учеников и учителей в рамках Летописи невозможны и немыслимы вне компьютеров и компьютерных сетей. Совместная сетевая деятельность в рамках летописи призвана приучить младшее и старшее поколение думать при помощи компьютера и сети. Думать при помощи сети означает:

  • использовать богатство информации, хранимой в подключенных к Сети компьютерах;
  • использовать для поиска и обработки информации сетевые программые агенты - информационные и сетевые сервисы
  • использовать для мышления других людей, которые ищут информацию, представляют в сети свои знания, демонстрируют в сети свои навыки и умения.

И люди и агенты могут брать на себя часть наших забот - и ряд наших извилин могут уже спокойно спрямиться, а на освободившемся месте могут образоваться новые.


Обсуждение - http://community.livejournal.com/vintel/23339.html

Реальность (внешкольность) происходящего

Благодаря участию в проекте учителя и ученики получают доступ в реальное сообщество практики.

Необязательно быть в школе, чтобы чему-нибудь научиться. Для обучения необходимо сообщество практики, которое образуется из тех, кто отправился вместе в учебное путешествие. И эти peers-ы совсем не обязательно школьные учителя или университетские преподаватели. Т.е. они могут ими быть, но в рамках сообщества практики у них есть и другое значение и здесь они более адекватны реальности. А могут и вовсе не быть непосредственно связаны с педагогической практикой и их практическая полезность только пуще, поскольку они профессиональнее в специальных вопросах и адекватнее ситуации.


Можно ошибаться, можно радоваться и любить вещи, которые ты делаешь, (и ученики воспримут от тебя радость и уверенность) можно не думать постоянно об учениках. У Пейперта есть несколько добрых анекдотов про эту внешкольную настоящую реальность, в которую и ученики и учителя верят с трудом:

  • Да Вы же сами не знаете как должна работать эта программа!!! - Да, не знаю
  • Невозможно представить учителя математики, который возвращается домой и начинает для собственного удовольствия решать задачки
  • Вот вернешься в школу и будешь там сюсюкать "Ах, как это понравится моим ученикам" - а тут давай работай, у тебя кусок программы не прописан

Случаи вандализма внутри Летописи могут рассматриваться в плюс. Ну, не удалось Артёму пристроить своего брата в депо. Но, ученики - участники получают подтверждение, что наша деятельность созвучна и адекватна происходящему во внешнем для школы миру.

Корни этой новизны в работах Венгера и от него вглубь - Выготский - социальный конструктивизм, в сторону - Пейперт - социальный конструкционизм


Да, и всегда вспоминать Иллича и его (вольное) "если я вижу утверждение и не могу найти его исторических корней или аналогов, то, скорее всего, это какая-нибудь фигня, потому как абсолютно новые мимы как правило мутанты и выродки без родства".

Обсуждение тезиса: http://community.livejournal.com/vintel/23729.html

История деятельности

Деятельность всего сообщества и каждого из его участников сохраняется и может быть исследована, предъявлена, вознаграждена или осуждена. Примеры коллективных действий - поощряются, случаи вандализма осуждаются.

Единая среда для представления и обсуждения материала

Возможность указать адрес для любого высказывания, опубликованного на страницах вики или блога позволяет объединить деятельность и обсуждение деятельность. Социальный конструкционизм требовал такой среды. Единство среды не только по отношению к текстам, но и графическим объектам. Например, схемы графвиза могут коллективно редактироваться. Что-то сходное будет происходить и по отношению к аудиозаписи.

Электронная среда как субстрат для исследовательской деятельности

По мере того, как растет число статей в базе данных, растут потенциальные возможности для использования материалов и сервисов Летописи для исследовательской деятельности. Внутри МедиаВики есть (и разрабатывается) множеств расширений, которые позволяют вести вычисления представлять

Думать в меняющихся условиях

Деятельность внутри сообщества практики не может носить одноразовый характер. Интересно отслеживать как меняются тексты, ссылки и отношения между статьями. Мы действуем в условиях взаимного влияния множества агентов. Изменяется не только количество статей, но и их содержание. Изменяется и сама среда, поверхность, на которой мы пишем. Нельзя дважды зайти в одну и ту же летопись. Летопись как масштабный пример совместной сетевой деятельности.

Простота языка

Совместная сетевая деятельность предполагает возврат к простоте, которая требуется для того, чтобы назвать статью таким образом, чтобы было возможно её вторичное использование другими людьми. Благодаря курсам по написанию грантов и проектов люди утратили способность называть вещи своими именами.

Шоу-дидактика

Совместная сетевая деятельность предполагает, что материал, изложенный в летописях будет дидактичен по содержанию и привлекателен по форме. Это направление исследований является принципиально новым и предполагает использование языка массовой культуры в учебной деятельности. Шоу-дидактика - это попытка связать реальность масс-медиа и школьную жизнь.


См. так же Летопись - теоретические основания



Социальные сетевые сервисы

Сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

Термин Social Software - социальное программное обеспечение. Социальное программное обеспечение поддерживает самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей.

Социальные сервисы + простые действия участников + обмен сообщениями = сетевое сообщество

Членство в сообществе является добровольным, репутация основывается на доверии участников сообщества, а направление и задачи сообщества складываются из поведения отдельных участников. Для группы плохо, если человек использует свои мыслительные ресурсы и информационные сервисы исключительно в личных целях. В этом случае он занят только приведением в порядок своих собственных мыслей, записей и закладок, к которым у остальных нет доступа. Еще хуже, если человек использует информационные возможности только для коммуникаций. В этом случае он использует и свои и чужие мыслительные и временные ресурсы только для общения.


Ссылки

Учебные возможности среды ВикиВики

Специальные возможности МедиаВики

Категории

Категории - метки, которыми мы помечаем статьи в летописи. Процедура метки или присвоения категории не обязательна, но может существенно ускорить и облегчить поиск. И еще категории могут облегчить поиск партнеров - соавторов, которые живут с вами рядом или пишут на сходные темы.

Как пометить статью? В конце текста, когда все уже написано и ссылки на литературу и на Интернет издания даны, пишите Категория:Имя_категории (Какие категории уже есть в Летописи.ру можно увидеть, перейдя по ссылке "Категории" слева на панели "Навигация")

[[Категория:Пояснения]]

  1. Категорий, которыми помечена статья, может быть много.
  2. Категории никак не влияют на имя статьи. Имя статьи должно быть уникальным.
  3. Категории и шаблоны служат для облегчения и ускорения работы. Если вы создаете статью под названием Елизарово и относите ее к категории Нижегородская область, то вы прежде всего столбите имя в пространстве имен, а уж потом помечаете это имя.

Отношения между категориями скоро станут зримыми


Обсуждение категорий может быть интереснее самой статьи Обсуждение:Методические рекомендации по участию в проекте


Graph-categ.gif


См. обсуждение категорий, которое ведут Кнопочник и Тряпочник




Шаблоны

Шаблонами называется класс особых страниц, содержимое которых можно вставить в другие страницы. Причём это содержимое считывается при каждой загрузке страницы: изменения в шаблоне проявятся на страницах, их применяющих. Страницы шаблонов — полноценные вики-документы, для которых отведено своё пространство имён «Шаблон:». Вызывается шаблон пометкой {{Имя_шаблона}}. При отображении страницы на место этого будет помещено содержимое страницы «Шаблон:Имя шаблона». Если её ещё нет, то пометка будет отображена как ссылка на несуществующую статью.
Как обычно, имя статьи или шаблона чувствительно к регистру, а пробел эквивалентен подчёркиванию. Возможно также включение шаблона в шаблон, то есть вызов одного шаблона из другого.
Любую страницу можно использовать как шаблон: {{:Имя_страницы}}
Список ссылок на используемые в тексте страницы шаблоны показывается ниже окна редактирования статьи.

Параметры

Параметры шаблона могут быть поименованными:
{{Имя_шаблона|parname1=parvalue1|parname2=parvalue2}}, тогда в теле шаблона надо ссылаться на {{{parname1}}}, {{{parname2}}};
Или пронумерованными:
{{Имя_шаблона|parvalue1|parvalue2}}, тогда в теле шаблона нужно использовать {{{1}}}, {{{2}}}.
Лишние (не используемые в теле шаблона) параметры игнорируются. Переменные шаблона вычисляются после вставки шаблона в вызывающую его статью, то есть если в шаблоне содержится подстановка {{PAGENAME}}, то она будет развёрнута в имя вызывающей статьи, а не в имя этого шаблона.
Имена параметров чувствительны к регистру символов. Желательно использовать в именах параметров только латинские буквы, цифры, дефис. Остальные символы не рекомендуются к использованию.
Таким образом, механизм шаблонов выполняет два типа подстановок:

  • вызов шаблона (двойные фигурные скобки) заменяется содержимым шаблона;
  • параметры шаблона (тройные фигурные скобки) заменяются параметрами шаблона.

Параметром шаблона может быть ссылка на другую статью. Пусть, например, у нас есть такой шаблон:

Эта страница: {{{1}}} моя самая любимая.

и он называется Тест. Тогда его вызов

{{Тест|[http://www.letopisi.ru/index.php/Шаблоны]}}

будет развёрнут в:

Эта страница: [1] моя самая любимая.

Неопределённые и пустые параметры

Если какой-либо параметр шаблона не задан, то он останется нераскрытым и на странице использующей шаблон Вы увидите примерно такой текст: ...{{{1}}}....
Если Вы используете вызов переменных не по именам, а по номерам, то вызов {{Шаблон||что_то}} делает первый параметр определённым, но равным пустой строке. Если, напротив, нужно задать второй параметр, никак не определяя первый, то для этого следует использовать вызов {{Шаблон|2=что_то}}. Этот синтаксис следует использовать также и в том случае, когда значение параметра содержит знак равенства (например, «что_то=чему_то»): {{Шаблон|1=что_то=чему_то|2=еще_что_то}}.
Если для некоторого параметра шаблона подразумевается определённое значение по умолчанию, то можно использовать условное включение параметра в текст шаблона. Параметр, записанный в теле шаблона в виде: {{{parameter|что_то}}} будет включён в текст шаблона либо как что_то (если параметр не был определен), либо будет фигурировать присвоенное ему значение.
Самый простой пример: если некоторый параметр записан внутри шаблона в форме 1={{{parameter|}}} (то есть если в качестве значения по умолчанию используется пустая строка), то в том случае, если этот параметр окажется не заданным, на его месте не будет ничего выводиться.

Просмотр содержимого шаблона

Чтобы увидеть «сырое» содержимое шаблона (подстановки параметров и т. д.), нужно смотреть на шаблон в режиме редактирования, поскольку в противном случае некоторые подстановки вроде могут раскрыться.
Для показа содержимого шаблона (без wiki-интерпретации) можно использовать кодовый «волшебный» префикс «msgnw:»: {{msgnw:Шаблон}}

Код шаблона

Всё, что находится между тегами <noinclude> ... </noinclude> будет обрабатываться и показываться только в случае когда шаблон показывается непосредственно, не включенным в другую страницу. Возможные применения:

  • категоризация шаблонов самих по себе (а не страниц которые их содержат). Т.к. если шаблон содержит код категории, то в указанную категорию помещается не только шаблон, но и все страницы, включающие его.
  • текст, объясняющий как использовать шаблон

Теги <includeonly> ... </includeonly> обладает противоположным действием. Текст будет обрабатываться и показываться только тогда когда шаблон включён в статью. Очевидное применение - включение всех статей, содержащих шаблон в категорию (при этом сам шаблон в категорию не попадёт).
Следует отметить, что при этом есть проблема — если включить статью в категорию посредством шаблона, а потом изменить категорию в шаблоне, то статьи будут содержаться в старой категории до первого редактирования и сохранения статьи содержащей шаблон.

Вставка шаблона в момент сохранения

Используя конструкцию {{subst:Шаблон}} Вы выполняете подстановку текста шаблона в момент сохранения ссылающейся страницы.
Например код:
{{subst:CURRENTDAY}} {{subst:CURRENTMONTHNAME}} {{subst:CURRENTYEAR}},{{subst:CURRENTTIME}} (UTC)
подставится при сохранении страницы:

3 марта 2005, 16:56 (UTC)

в то время, как

{{CURRENTDAY}} {{CURRENTMONTHNAME}} {{CURRENTYEAR}}, {{CURRENTTIME}} (UTC)

каждый раз будет показывать текущее время:

23 август 2017,  06:13 (UTC)

Шаблоны позволяют создавать образцы и повторно использовать их на страницах. Содержимое страницы можно вставлять в другие страницы. Шаблон - обычная Вики-страница и ее тоже может редактировать любой автор. Механизм шаблонов позволяет вставлять содержимое шаблонов и вычислять параметры шаблона. Хорошая статья ВикиВики содержит категории и шаблоны.

Благодаря трансклюзии любая статья ВикиВики может быть использована как шаблон. Если имя статьи записать не в квадратных, а в фигурных скобках и перед именем статьи поставить двоеточие, то текст указанной статьи будет автоматически подставлен Пример использования статьи в качестве шаблона

{{:Имя статьи }}

см. примеры:

Благодаря механизму шаблонов статьи МедиаВики могут использоваться как модули, из которых пользователи энциклопедии могут собирать новые сложные статьи. Другая метафора - статьи как мимы, из которых собираются более сложные мимокомплексы.


Расширения Медиавики

Кроме стандартных возможностей, которые предлагает МедиаВики своим пользователям - категории, шаблоны, специальные страницы Медиавики, есть масса расширений, которые пишутся и улучшаются авторским коллективом.

Графвиз - средство построения графов

Графвиз


ВикиВиз - средство визуализации связей между страницами

ВикиВиз

Flash Video extension
ParserFunctions

Ссылки

Технологические основы современных сервисов

XML (Extensible Markup Language) - это язык разметки, описывающий целый класс объектов данных, называемых XML-документами. Этот язык используется в качестве средства для описания грамматики других языков и контроля за правильностью составления документов. XML можно использовать:

  • в качестве универсального языка запросов к хранилищам информации;
  • для контроля за корректностью данных, хранящихся в документах;
  • при построении сложных информационных систем, в которых очень важным является вопрос обмена информацией между различными приложениями

Благодаря XML внутри МедиаВики существуют группы или пространства имен, в которых с одним и тем же именем могут быть связаны статьи, категории, шаблоны и участники. Например, внутри МедиаВики можно зарегистрировать участника под именем «Школа 25, город Псков» и написать статью «Школа 25, город Псков» и даже создать категорию, правда довольно бесполезную, «Школа 25, город Псков».

Как пишет Ларри Уолл: Когда вы нажимаете кнопки и стрелки в вашем броузере, то компьютеры начинают обмениваться сообщениями. И они хотят посылать эти сообщения преодолевая границы между различными культурами. Так же как Вы хотите понимать, что означают изображения на Вашем экране, так и компьютеры хотят понимать, что значат эти значки, потому что компьютеры хотят точно знать, что вы от них требуете. И для того, чтобы компьютеры понимали записи друг друга, на сцене появляются Unicode и XML.

Юникод - набор универсальных знаков, при помощи которого компьютеры могут передавать сообщения друг другу. Кодировка Unicode обеспечивает унификацию тысяч различных систем письменности. Благодаря использованию Unicode можно создавать единое представление для всех данных, независимо от применяемых языков. В Unicode каждый дискретный символ имеет собственный код. На основании этих кодов либо их комбинаций может быть сконструирован любой символ. Наиболее гибкой является кодировка UTF-8. Каждый символ в составе документа, представленный с помощью кодировки UTF-8, использует столько байтов, сколько определяется кодом этого символа. Благодаря использованию Юникода в сети могут существовать такие многоязычные энциклопедии как ВикиПедия, где представлено огромное разнообразие языков. В рамках проекта Летописи потенциально возможно представление на любой письменном языке.


Когда вы нажимаете кнопки и стрелки в вашем броузере, то компьютеры начинают обмениваться сообщениями. И они хотят посылать эти сообщения преодолевая границы между различными культурами. Так же как Вы хотите понимать, что означают изображения на Вашем экране, так и компьютеры хотят понимать, что значат эти значки, потому что компьютеры хотят точно знать, что вы от них требуете. И для того, чтобы компьютеры понимали записи друг друга, на сцене появляются Unicode и XML.

Определение

RSS — это стандарт публикации на веб-сайтах обновляемой информации. Rich Site Summary – (Обзор богатых сайтов) представляет собой одно из первых XML-приложений, быстро завоевавших широкую популярность.

RSS позволяет не просто ссылаться на страницу, но подписываться на нее, получая оповещение каждый раз, когда страница изменяется. Динамическими стали не страницы, а ссылки на них. Ссылаясь на веблог, вы ссылаетесь на страницу с постоянно меняющимся контентом, которая содержит пермалинки (постоянные ссылки) для каждой индивидуальной записи и напоминает о каждом изменении. И RSS-фид - это намного более цепкая привязка к сайту, чем, скажем, закладка или ссылка на конкретную страничку http://www.computerra.ru/think/234344/


Использование

кнопка RSS

Благодаря применению RSS администраторы часто обновляемых веб-сайтов, к которым относятся сетевые дневники, группы, ВикиВики, народные классификаторы подобные Делишес или Фликр, получают простой стандартный метод для оповещения мира о происходящих событиях. Поскольку такое оповещения реализуется стандартно, авторам работающим над наполнением содержания веб-сайтов, нет никакой необходимости совершать дополнительные усилия и рассказывать миру о том, что они опубликовали новый рассказ в дневнике, разместили новую статью в энциклопедии, поместили новую фотографию или добавили новые ссылки к определенной категории. Те, кто хочет быть в курсе этих событий уже подписались и уже получили информацию по подписке RSS.


Как подписаться на новости летописи

Нужно, чтобы программа чтения новостей или сетевой агрегатор новостей получил ссылку с адресом:

http://www.letopisi.ru/index.php?title=Special:Newpages&feed=rss 

Новая среда для деятельности

Если раньше про деятельность нужно было говорить, то теперь распространением новостей занимаются программы. Процедура поиска партнеров и формирования своей группы в реальной жизни и в виртуальном пространстве существенно отличаются. В обычной жизни люди встречаются, общаются, наблюдают деятельность и поведение друг друга. В сети до последнего времени для большинства людей существовала только возможность общения. Сеть, электронная почта и первое поколение Всемирной паутины добавило новое измерение к поиску партнеров. Область общения стремительно расширилась Можно было спросить – «как ты? Как и куда ты движешься? Как ты действуешь»? И незамедлительно получить ответ. Но, это был рассказ о движении или деятельности. Сама деятельность, если она не сводилась только к общению, оставалась в большинстве случаев вне зоны наблюдения. Исключение составляли сетевые сообщества программистов и игроков в сетевые игры. И то и другое сообщество трудно было отнести к массовым. Сегодня все члены сетевых сообществ на основе блогов, ВикиВики и классификаторов могут наблюдать за деятельностью друг друга. Специальных сообщений о том, что кто-то сделал цифровую фотографию, нашел ссылку, создал документ или написал статью, больше не требуется.

Каждый пользователь или каждое сообщества Живого Журнала формирует свою страницу, на которой появляются новые сообщения. Каждая такая страница формирует свой новостной поток в формате RSS. Подписка на новости с любой страницы Живого Журнала выглядит как формирование ленты друзей. Добавить человека в список своих друзей внутри ЖЖ означает не более чем подписаться на те новости, которые он пишет в своем сетевом дневнике. В результате множества таких «добавлений друзей» или подписок на RSS обновления новостных потоков, у каждого пользователя LiveJournal формируется так называемая «френд-лента».

Примеры RSS лент с близких проекту Летописи сайтов

Используя расширение Xfeeds в Летопись можно встраивать новостные потоки из внешних источников. Выглядит оформление следующим образом: <xfeeds contentcolour="#eeeeee" feedlimit="3" totallimit="10"> http-cсылка на поток </xfeeds>

Новости из Ленинградской области

<xfeeds contentcolour="#EFF5FF" feedlimit="1" totallimit="2"> http://iteach.loiro.ru/index.php?module=articles&action=rss&cid=60 </xfeeds>

Педагогические сообщества в Живом Журнале

<xfeeds contentcolour="#eeeeee" feedlimit="1" totallimit="2"> http://community.livejournal.com/letopisi/data/rss http://community.livejournal.com/vintel/data/rss </xfeeds>

Ссылки



Персональные инструменты
Инструменты
Акция ВЫХОДИ В ИНТЕРНЕТ 2015

организаторы проекта
PH International
www.Iteach.ru
Корпорация Intel
Компания ТрансТелеКом