Медведь в символике
Медведь в символике (Дополнительная статья Черновой Юлии)
Медвежья обрядность осмысляется как на уровне мифологических образов и соответствующих сюжетов, так и на уровне мифологизированных быличек о сожительстве женщины, заблудившейся в лесу, с медведем или о связи медведицы с охотником; отсюда и особая категория полулюдей-полумедведей, упоминаемых в фольклорных текстах и литературных обработках. В этом контексте становится мотивированным не только представление о медведе как некоем духе — хозяине леса, горы, зверей, покровителе охоты, но и связь его с человеческим родом: медведь — предок людей, их старший родственник, наконец, тотем. Культ медведя y тех народов, у которых получил развитие фратриальный тотемизм, нередко мотивируется его тотемной функцией. С этим кругом представлений связана трактовка медведя как родственника в мифе, ритуале. Тему родства (хозяина леса) отражают табуистические названия медведя — «отец», «дед», «дедушка», «старик», «дядя», «отчим», «мать», «бабушка», «старуха», «лесовой человек», «зверь», «хозяин (леса, гор)», «владыка», «князь зверей» и т. п. Известны и другие принципы табуирования названии медведя рус. «медведь», то есть «едящий мёд» нем. Вдr, англ, bear, то есть «бурый» литов. lokys (при др.-греч. arktos, лат. ursus, др.-инд. rksa) по признаку «всклокоченности», «косматости». Языковой табуированности названий медведя соответствуют и многочисленные запреты, связанные с поведением человека (особенно охотника) в отношении медведя. Известны случаи «медвежьих» имён людей.
валлийский царь Arthgen, от *Arto-genos, «сын медведя»; первый польский князь Mieszko, индеец племени кроу, имя которого в буквальном переводе означает «много медведей»; фамилии типа Медведев. божеств и других мифологических персонажей (или, во всяком случае, «медвежьих» эпитетов к ним):
Artaios, «медвежий» — эпитет кельтского Меркурия (при галльск. arto, «медведь»); др.-греч. 'Arktos — имя Кентавра у Гесиода; 'Arktouros, Arktopulax — обозначение Арктура, стража Большой Медведицы в созвездии Волопас. С образом медведя-первопредка связано и представление о нём как о первом культурном герое. Иногда мотив первопредка более завуалирован. Индейцы квакиутль вели своё происхождение от брака медведицы с первопредком-мужчиной; в мифе илимских эвенков медведь — один из помощников Ворона — творца вселенной; хотя позже Ворон и наказал медведя, но не отстранил его полностью, поставив наблюдать за жизнью людей (ср. обычай уподобляться ворону-иноплеменнику в медвежьем обряде, при охоте на медведя у эвенков). Медведь связан и с высшими уровнями мифологической системы или с другими персонажами, обладающими индивидуализированными характеристиками и особыми именами. Медвежьи черты усматриваются в облике таких высших богов, творцов вселенной и прародителей людей, как Нуми-Торум у обских угров и манси, Нум у ненцев (ср. также медвежьи плечи родоначальника огузов Огузхана, считавшегося сыном или дочерью медведя). У многих народов распространено представление, что медведь прежде был небесным существом, наделённым божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю за ослушание (у хантов), за попытку испугать бога (у бурят), чтобы карать грешников (в ряде традиций считалось, что задранный медведем человек — грешник; когда убитым оказывался медведь, верили, что он прогневил небесного бога, который и покарал его). Нередко бог и сам мог принимать образ медведя, когда хотел показаться людям на земле (поволжские легенды о Керемете). Такие мотивы, как «медведь — сын небесного бога» (в частности, связанного с громом), «перемещение медведя с неба на землю», «медведь и плодородие», позволяют включить образ медведя в схему т. н. основного мифа. В этой связи знаменательно отождествление (или, по крайней мере, тесное сближение) в медвежьем культе в Заволжье скотьего бога Велеса — противника громовержца с медведем.
Символическое значение медведя в разных (в том числе и позднейших) мифопоэтических системах связано с силой, смелостью, стойкостью, выносливостью, но также с жестокостью, яростью, леностью.
в смысле символики относительно малозначимое животное, хотя оно довольно хорошо знакомо человеку уже с древних времен, о чем свидетельствует жертвоприношение черепов пещерных медведей в эпоху неандертальского человека.
В пещерном искусстве ледникового периода медведь встречается не так часто, как, например, дикий бык и дикая лошадь.
В развитых цивилизациях значение медведей идет на убыль: медведи уже больше не наблюдаются вокруг городских поселений.
Основные значения:
воскресение, новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом. солярный символ. В героических мифах лунного В мифах о потопах (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), Одинокий, хитрый, обладающий чудовищной силой, но любящий полакомиться фруктами и медом,— этот противоречивый образ медведя Жестокая, примитивная сила; знак воинов в Северной Европе и Азии. (особенно самка) также встречается как символ материнской силы, заботы, теплоты.
Древний Восток
В древневосточных описаниях «звериных» кортежей медведь играл особую роль наряду с другим «царём зверей» — львом.
Сведения о «людях-медведях» имеются в древневосточных (в частности, хеттских) текстах.
Египет
Символом ребенка, который рождается в виде бесформенной плоти и воспитывается материнской лаской, служил у египтян образ беременной медведицы,— ведь она рождает сгусток крови, которой затем преображает, согревая на груди, и завершает превращение, облизывая его.
Этот процесс подобен творению (вначале мир пребывал в бесформенном хаосе, и лишь любовь Бога завершила его создание). В легенде о медведице отражаются представления древних о том, что в животном мире повторяется акт творения, придания формы первичной бесформенной материи. Становится также понятным народное выражение необлизанный медведь, то есть неотесанная деревенщина.
Античность
В греческой традиции (вне указанной схемы) медведь являлся культовым животным (наряду с ланью) Артемиды (аркадская Артемида и сама сохраняла черты медведицы). В Аттике жрицы Артемиды во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску медведя; Артемиде приносили в жертву медведя, а при её храме находился приручённый медведь. Спутница Артемиды нимфа Каллисто была обращена Артемидой (по другой версии — Зевсом) в медведицу, после чего Зевс перенёс её на небо в виде созвездия Большой Медведицы (ср. миф обских угров о матери-медведице, а также связь Плеяд — «Власожелищи», «Волосыни» при отмеченной выше связи Велеса (Волоса с медведем). Жители Аркадии считали себя потомками внука медведицы. Медведицей была выкормлена и обучена охоте греческая Аталанта.
Ассоциируется с богинями Луны Дианой и Артемидой.
У греков медведь посвящен лунным богиням Артемиде и Диане, а также служит атрибутом Аталанты и Евфимии. Девушки, которые принимали участие в обрядах Артемиды, назывались «медведями» и носили желтые одежды, имитирующие медвежью шкуру. Диана превратила Каллисто в медведя.
Поскольку медведь принадлежал к свите Дианы, он выступает как лунное животное (31).
Греческая богиня охоты Артемида все же иногда изображалась с медведями, а жрицы Артемиды Вравронии назывались «медведицами». В греческой легенде о звездах рассказывается о дочери аркадского царя Каллисто («самая красивая», первоначально, по-видимому, местная богиня лесов), которая, будучи служанкой Артемиды (лат. Дианы), забеременела от Зевса, после чего была превращена своей хозяйкой в медведицу. Она родила хорошо сложенного человека, Аркаса, который позже почувствовал угрозу со стороны своей медведеподобной матери. Чтобы предотвратить смертельную схватку между матерью и ребенком, Зевс превратил обоих в созвездия на небе. Ревнивая жена Зевса Гера помешала медведице принять освежающую ванну в морских приливах, отведя ей место под приполярными звездами, которые никогда не заходят. Её сын Аркас увековечен как созвездие Волопаса.
Медведь был одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсеркерс носил медвежью шкуру, как и древнегреческая богиня-охотница Артемида (девственные жрицы её храма носили костюмы медведя). Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, букв. «медведь»).
Северная традиция
У тевтонцев посвящен Тору. Медведица Атла олицетворяет женский принцип, а медведь Атли — мужской.
Принадлежит к лунным силам; атрибут богини Берн.
символизирует у кельтских народов воинское сословие, противопоставляемое кабану — духовной власти. Галлы же в виде медведицы изображали Артио, богиню земного процветания.
В скандинавских мифах бог Один иногда упоминается в образе медведя (Бор). Берсеркеры — это воины, которые ходили в медвежьих шкурах и, по-видимому в наркотическом опьянении, часто впадали в неистовство: иногда их воспринимали как звероподобные существа смешанного типа, подобно «оборотням».
У кельтов (гельветов) богиня Артио была покровительницей дичи, и её атрибутом был медведь.
Медведь был одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсеркерс носил медвежью шкуру, как и древнегреческая богиня-охотница Артемида (девственные жрицы её храма носили костюмы медведя). Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, букв. «медведь»).
Европа
Медвежьи черты отмечаются у покровительницы швейцарского города Берна Артио, у мужского божества лабрадорских эскимосов Торнгарсоака, почитавшегося в виде белого медведя.
Славяне
Один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Медведь наиболее близок волку, с которым его объединяют сходные демонологические и другие поверья.
Происхождение медведя народные легенды связывают с человеком, которого Бог обратил в зверя в наказание за провинности. Медведем стал мельник, который обидел гостей на свадьбе или обвешивал людей фальшивой меркой. Им стал человек, вздумавший напугать Христа: в вывернутом кожухе выскочил из-под моста и бросился ему под ноги. В медведя был обращен человек, который спрятался под овечьей шкурой и не пожелал приютить Бога; пекарь, посмевший выйти к Христу с руками, измазанными в тесте, или месить хлеб ногами. По некоторым легендам, Бог превратил человека в медведя за убийство родителей, за негостеприимность или за жажду власти, которая внушала бы людям страх и трепет.
Человеческое происхождение медведя отражено и в поверьях. Считалось, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит как человек: самец — как мужчина, а медведица — с грудью как у женщины. У медведя человечьи глаза, ступни и пальцы, он умеет ходить на двух ногах, умывается, кормит грудью, нянчит и любит своих детей, молится, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, постится весь Рождественский пост: сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду и водке. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдет». Доказательство его человеческого происхождения охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на зверя.
Как и волк, медведь может задрать корову лишь с Божьего позволения, а на человека нападает лишь по указанию Бога, в наказание за совершенный им грех. На женщин он нападает лишь для того, чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от связи человека с медведем рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой.
Медведь — родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В то же время нечистая сила боится медведя. Черт бежит от него прочь. Медведь может одолеть и изгнать водяного. Он чует ведьму в доме. С помощью медведя снимали порчу с дома и со скота. Чтобы не допустить к скоту «лихого домового», в конюшне вешали медвежью голову, а когда домовой шалил, в хлев вводили медведя. «Свой» домовой, заботящийся о скотине, может иметь облик медведя. Подобно поверьям о волках-оборотнях, существуют рассказы об обращении колдунами участников свадеб в медведей. Говорят, что под шкурой убитой медведицы охотники обнаруживали невесту или сваху, бабу в сарафане.
Образу медведя присуща брачная символика, символика плодовитости и плодородия. Свадьбу предвещает рев введенного в дом ручного медведя, а также подблюдная песня о медведе. Медведь, приснившийся девушке, сулит ей жениха. Он символизирует жениха в свадебных песнях. На свадьбе, чтобы заставить молодых целоваться, кричат: «Медведь в углу!» «Петра Ивановича люблю», — должна ответить невеста и поцеловать жениха. Если невесту заставить посмотреть в глаза медведю, то по его реву можно определить, девственница она или нет. Когда невеста оказывалась недевственной, пели, что ее «разодрал» медведь. Чтобы муж перестал изменять жене, она мазала влагалище медвежьим салом. Считалось, что женщина излечится от бесплодия, если через нее переступит ручной медведь. С идеей плодородия связан обычай ряжения медведем в свадебных, святочных и масленичных обрядах.
У восточных славян считается, что медведь ложится в берлогу на Воздвижение (14.IX); среди зимы, на Ксению-полузимницу (24.I) или на Спиридона-солнцеворота (12.XII) поворачивается в берлоге на другой бок, а встает на Благовещение (25.III) или на Васильев день (12.IV). По представлению сербов, болгар, гуцулов и поляков, медведь выходит из берлоги на Сретение (2.II) взглянуть на «рождающееся» солнце (у поляков это день Громничной Божьей Матери, называемой также «Медвежьей»). Если в этот день он увидит свою тень, то возвращается в берлогу и спит еще шесть недель (до «теплого» Алексея, 17.III), так как 40 дней еще будут стоять холода.
При встрече с медведем, чтобы он не тронул, прикидываются мертвыми, а женщина показывает ему свою грудь. Для защиты скота от медведя его, как и волка, иногда приглашают на рождественский или новогодний ужин, не совершают первый выгон скота в день недели, на который пришлось Благовещение. Южные славяне празднуют специальные «медвежьи дни» для защиты от медведя: на свв. Андрея (30.XI), Савву (14.I) и Прокопия (8.VII). В эти дни для медведя оставляют на дворе на ночь вареную кукурузу, подбрасывают ему хлеб в дымоход, не запрягают скот, не ходят в лес, не упоминают медведя, не изготовляют и не чинят обувь.
Шерстью медведя окуривают рожениц и больных лихорадкой. Сквозь челюсти медведя протаскивают больного ребенка. Съевший сердце медведя исцеляется от всех болезней. Салом медведя мажут лоб, чтобы иметь хорошую память. Правый глаз медведя вешают ребенку на шею для храбрости. Когти и шерсть используют как амулет.
старые русские названия Плеяд — «Власожелищи», «Волосыни» при отмеченной выше связи Велеса (Волоса с медведем)
Сибирь
Широкое распространение имело представление, что души наиболее могущественных шаманов обладали способностью оборачиваться медведем, орлом или лосем. Способность к оборотничеству, к превращению в медведя приписывалась шаманам и колдунам (у печорских коми и в ряде других традиций).
Мифологические представления о гибридных существах известны у кетов (в образах Кайгуся и Койотбыля), у эвенков и эвенов, нивхов и других народов.
У обских угров медведь считался некогда предком фратрии Пор, позже культ стал общеплеменным;
Обские угры связывают с бурым медведем, a ненцы — с белым, принесение огня или умение пользоваться им.
Один из основных этапов ритуала медвежьей охоты (после убийства медведя) в ряде сибирских традиций состоит в «расстёгивании» и последующем снятии шкуры (или «шубы»), что в известной степени означает первый этап принятия медведя человеческим коллективом (превращение медведя в человека, снятие различий между ними), за которым следует второй этап — вкушение медвежьего мяса. Медвежий ритуал («медвежий праздник») достаточно полно сохранился в ряде традиций (обские угры, кеты, нивхи и др.) вплоть до XX в.; по многочисленным пережиткам он может быть восстановлен и для других традиций.
Именно с дочерью медведицы, ушедшей на небо, связывалось происхождение членов фратрии Пор у обских угров.
миф обских угров о матери-медведице, которая, обучив свою дочь, как обращаться с мясом и костями медведя, ушла по дороге вверх, став созвездием Малой Медведицы
В мифологии народов Северной Азии и северной части Северной Америки медведи играют большую роль как человекоподобные по телосложению существа, которые могут якобы спариваться с женщинами и производить человеческих детенышей (некоторые легенды о диких людях восходят, по-видимому, к таким мифам о медведях). Китай
Сила и храбрость.
Будучи в Китае знаком доблести, медведь (ксионг) символизирует мужчину, а змея — женщину. Но он может означать и насилие: во времена идеологического противостояния с Советским Союзом в Китайской Народной Республике агрессора принято было изображать в виде русского медведя.
В отличие оч этой точки зрения, в Древнем Китае медведь является мужским символом, который олицетворяет силу, в то время как его женским визави, как утверждается, является змея. Снящийся медведь трактовался как знак рождения сына. Впрочем, в китайских сказках медведь играет роль нашего «злого волка». «Русский медведь» был охарактеризован в современном Китае как «белый медведь».
В Китае медведь — знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях было признаком рождения сыновей.
Япония
Доброжелательность, мужество и силу.
У айнов медведь является культурным героем и божественным посланником.
Для северояпонских айну и индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь является родовой фигурой. Медведь — также символ луны и воскрешения, возможно из-за своей зимней спячки. Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами.
Северная Америка
Медвежьи черты отмечаются у покровительницы швейцарского города Берна Артио, у мужского божества лабрадорских эскимосов Торнгарсоака, почитавшегося в виде белого медведя.
У некоторых индейских племён именно медведь выступает основным и наиболее могущественным патроном «лекарских» корпораций, в необходимых случаях его вызывают с помощью специальных ритуалов.
у тлингитов род медведя входил во фратрию волка; род медведя зафиксирован также у гуронов, ирокезов и ряда других индейских племён.
Сверхъестественная сила, выносливость, крепость, смерч.
Медведь является символом силы у североамериканских индейцев.
Для северояпонских айну и индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь является родовой фигурой. Медведь — также символ луны и воскрешения, возможно из-за своей зимней спячки. Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами.
В мифологии народов Северной Азии и северной части Северной Америки медведи играют большую роль как человекоподобные по телосложению существа, которые могут якобы спариваться с женщинами и производить человеческих детенышей (некоторые легенды о диких людях восходят, по-видимому, к таким мифам о медведях).
- Источник информации