Лия Соколова. Созвездие

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Каждый ребенок неповторим, как звезда во Вселенной, от меня зависит,

будет ли она холодной и тусклой, как лёд,
либо яркой и горячей, как Солнце.

Медвежата беспомощны и не имеют шансов выжить без заботы медведицы. С мамой они остаются довольно долго, и в этом процессе они как человеческие детёныши – полностью зависят от мамы. Винникотт большое значение придавал процессу взаимодействия между мамой и ребёнком: «Младенцы вообще не существуют»; под этим, разумеется, я имею в виду, что всякий раз, когда речь заходит о младенце, надо говорить и о материнской заботе – без материнской заботы не было бы и младенца.

Парадокс отношений между матерью и ребёнком состоял в том, что только внешний мир (мать) делает возможным становление Самости младенца. Винникотт был одним из первых психоаналитиков, указавших на очевидный факт, что мать нежно любит своего ребёнка, наслаждается им и его создаёт (не только соматически в своём теле, но и на ранних стадиях, когда младенец обнаруживает и осознаёт врождённые качества своего «приданного» и личности, формирующейся и развивающейся у него с течением времени). Он считал реальность союзницей продолжающихся процессов созревания у младенца и исследовал то, каким образом внешний мир (мать) способствует преобразованию физиологического и психического потенциала ребёнка в Самость. Для младенца является важным переживание его зависимости от заботы матери (внешнего мира). Согласно Винникотту, младенец не может «начать существовать, пока не наступят определённые условия». Он считал: «Наследственный потенциал младенца не сможет превратиться в младенца, если не будет материнской заботы». Для обозначения того, что мать даёт младенцу на этой стадии, Винникотт ввёл понятие «поддержка». Функция поддержки является для матери естественной в силу её первичной материнской обеспокоенности; она основывается не на понимании, а на способности матери вчувствоваться . [Хан М.,Масуд Р. Творчество Винникота] Как символ для внутрипсихического пространства медвежонок – это посредник с архетипическими энергиями, нуминозным. Личность развивается, обретая способность к истинным объектным отношениям, но медвежонок как будто бы тоже меняется, трансформируясь, перестаёт восприниматься как переходный феномен, становится автономным, но всё-таки близким и любимым объектом культурного пространства.


«В детстве их любил каждый из нас, и каждый испытывал тоску и боль, когда начинал понимать, что это – не живые существа, а просто человеческие изделия, но радость в том, что правее не мы, а дети, свято верящие в живую природу своих игрушек, и даже в то, что они могут говорить… Чем больше любим плюшевый медвежонок, чем больше изливается на него из детской души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее сосредотачивается в нём та тончайшая материя», создающая в мистическом смысле бессмертие игрушки. «Существа эти поражают не красотой и тем более не величием, а той невыразимой трогательностью, какой размягчают наши суровые души…»Русская мифология. Энциклопедия. М.: РИПОЛ классик, 2007.

Персональные инструменты
Инструменты