Креативное программирование/Хакатон
материал из книги Креативное программирование авторы Карен Бреннан, Кристиан Болкх, Мишель Чунг Гарвардская Высшая школа образования
Разработано командой ScratchEd Высшей Образовательной Школой Гарварда и опубликована по лицензии Creative Commons.
Перевод с английского языка выполнен ГБОУ Школой №1329, Москва: Бурмакина В.Ф., Исаханян Н.Л., Булыгина В.Г., Петросян Л.П., Чернявская Н.Е., Шеленцова М.А., Щербачева А.В., Юрпик И.А. Редактор и верстка – Бурмакина В.Ф., Исаханян Н.Л.
Содержание |
Примените все базовые понятия программирования и подходы на деле, разрабатывая и развивая собственный проект с помощью повторяющихся циклов планирования, создания и обмена.
Определение понятия Хакатон
Само по себе слово «хак» стоит в ряду слов азарт, любопытство, настойчивость и креативность. «Хак» - как правильное применение изобретательности. С этим определением, что может быть лучше способности для учеников, чем обучение как «хак». Хакатон принимает игровую изобритательность от слова «хак» и помещает её в интенсивно целенаправленный и ограниченный по времени контекст. На этом занятии ученики с помощью мозгового штурма придумают идею, разработают и продемонстрируют окончательный проект, применяя итерационный цикл план-создание-обмен. Хакатон предоставляет прекрасные возможности для учеников, чтобы изобрести свои собственные, лично значимые проекты для работы, которые могут быть разработаны как индивидуальные проекты, так и в совместных командах. Это шанс для учеников продемонстрировать свои знания в Скретч, расширить имеющиеся навыки, разработать и протестировать идеи в атмосфере сотрудничества, творчества, гибкости и игрового обучения. На протяжении всего срока хакатона ученики будут участвовать в итерационных циклах, в рамках которых они планируют, создают и делятся. Это повторяющийся цикл поощряет учеников участвовать в значимых действиях: создание идеи, разработка и рефлексия.
Хакатон – является идеальным опытом креативного программирования. В ходе хакатона ученики:
- познакомятся с форматом события – хакатон;
- продемонстрируют знания базовых понятий программирования (последовательность, циклы, события, параллелизм, условия, операции, данные) и подходы (экспериментирование и итерация, тестирование и отладка, повторно использование и ремиксы, абстрагирование и модульность) посредством определения, разработки и представления персонально значимого, самонаправленного проекта;
+ получат несколько возможностей для сотрудничества: работа в равных командах, обмен навыками, представление и получение нескольких раундов обратной связь.
Планируйте | Создавайте | Делитесь |
---|---|---|
Над чем вы хотите работать? Проведите мозговой штурм идей и подготовьте план действий. | Проектирование и разработка творческого проекта, с ресурсами и помощью от других. | Поделитесь своим проектом с другими и соберите обратную связь, чтобы руководствоваться ей в своих следующих шагах. |
Возможная последовательность действий
Точка | Действия |
---|---|
Презентация | Представьте свои идеи, интересы или навыки, чтобы сформировать команду проекта. |
Планирование подсказок | Перед погружением в свой проект, потребуется время, чтобы подготовить план действий. |
Спринт-разработка | Погрузитесь в создание своего проекта с нерегламентированной спринт-разработкой. |
Обратная связь проекта | Что идет хорошо в вашем проекте, а что всё еще требует корректировки? |
Проверка проекта | Найдите минутку, чтобы отразить обратную связь и перестроить проект, прежде чем продолжить. |
Спринт-разработка | Продолжайте работу над своим проектом, двигаясь ко второму раунду разработки. |
Работа с обратной связью | Сформулируйте и поделитесь своим мнением с группой критического анализа. |
Проверка проекта | Найдите минутку, чтобы отразить обратную связь и перестроить проект, прежде чем продолжить. |
Спринт-разработка | Финальный раунд разработки. |
Подготовка демонстрации | Используйте это время, чтобы сделать финальные правки проекта и подготовиться к демонстрации на хакатоне. |
Демонстрация | Событие, чтобы отметить вашу напряженную работу и представить готовые проекты! |
Презентация проекта
- Представьте ученикам концепцию презентации. В рамках презентации ученики могут выдвигать идеи проектов, чтобы привлечь других членов команды, или же они могут рассказать о своих интересах, навыках, талантах, чтобы попасть в состав другой команды.
- Распространите раздаточный материал «Презентация» и дайте ученикам время на проведение мозгового штурма и отражение идей в раздаточном материале. У некоторых учеников уже есть готовые идеи проектов или же они уже определили, какими интересами или навыками они хотели бы поделиться и изучать в дальнейшем. Пусть ученики знают, что если у них нет конкретной идеи проекта или интереса, то они будут иметь возможность присоединиться к другой команде. По желанию, дайте ученикам познакомиться с существующими проектами из студии занятия 1.
- Дайте каждому ученику шанс присоединиться к той или иной команде. Попросите ребят выстроиться в очередь, если они хотят участвовать в презентации и дайте им 30 секунд, чтобы описать свой проект, рассказать о своем интересе или навыке.
- Предоставьте ученикам время, чтобы сформировать команды из 3-4 человек. По желанию попросите учеников написать свои имена и интересы проекта на стикерах, которые можно разместить на стене и таким образом облегчить формирование команд.
Подсказки
- Каков ваш любимый проект, над которым вы работаете до сих пор?
- Какие виды проектов вам интересны для создания?
- Какие знания, навыки или таланты вы могли бы предложить для вклада в проект?
Планирование проекта
- Уделите некоторое время перед стартом работы над заключительным проектом на изучение идей, определение задач, связанных с завершением проекта, а также составьте список того, что уже известно и неизвестно, это может быть полезно для успешного завершения проекта.
- Разделите группу учеников на проектные команды. По желанию, предоставьте раздаточный материал «Планирование проекта» и «Наброски проекта» для каждой команды или индивидуально.
- Рассмотрите разные элементы планирования проектов (наброски проектов, план задач, список ресурсов, раскадровка, макеты). Дайте командам 15 минут на проведение мозгового штурма идей, планов и ресурсов для своих проектов. Ученики, которые уже имеют четкое представление и план, могут начать работу над разработкой своих проектов.
- По желанию, соберите заполненные раздаточные материалы «Планирование проекта» и «Наброски проекта» в конце занятия, чтобы вернуть их
Подсказки
- Какой проект я хочу создать?
- Какие шаги я предприму, чтобы реализовать свой проект?
- Какие ресурсы (например, люди, примеры проектов) у меня уже есть для реализации моего проекта?
- Какие ресурсы (например, люди, примеры проектов) мне могут понадобиться для реализации моего проекта?
Оценка
- Соответствует ли проект по размаху количеству ресурсов и времени, необходимым на его реализацию, доступных в данном хакатоне?
- Как вы можете сделать доступными для всех учеников ресурсы, в которых они нуждаются?
Наброски проекта
Что происходит?
Каковы ключевые элементы? |
Что происходит?
Каковы ключевые элементы? |
Что происходит?
Каковы ключевые элементы? |
Что происходит?
Каковы ключевые элементы? |
Что происходит?
Каковы ключевые элементы? |
Что происходит?
Каковы ключевые элементы? |
Спринт-разработка
- Познакомьте учеников с концепцией спринт-разработки, которая точно определяет количество времени, которое посвящается интенсивной разработке проектов.
- Попросите учеников записать цели данного занятия с помощью занятия «Проверка проекта» или с помощью ответов на подсказки обсудить в группах, или отразить в своих творческих журналах. Дайте ученикам их заполненный раздаточный материал «Планирование проекта», «Обратная связь по проекту» и «Несосредоточенная группа», чтобы направить их в сторону рефлексии над первоначальными целями проекта и поощрить их разработать план улучшения, основанный на обратной связи.
- Дайте ученикам возможность самим управлять временем при работе над своими проектами. Представьте и распространите дополнительные ресурсы поддержки по мере необходимости. В дополнение к поддержке ученикам есть коллекция готовых ресурсов в открытом доступе, которая может помочь им добиться прогресса. Примеры проектов на сайте Скретч (http:// scratch.mit.edu) могут помочь с идеями, а дополнительные ресурсы можно найти на сайте ScratchEd (http://scratched.gse.harvard.edu).
- По желанию, попросите учеников разместить их наброски проектов в студию класса.
Заметки
Все занятия разработки ограничены - по времени, ресурсами, нашими собственными способностями на данный момент, поэтому, возможно, необходимо делать компромиссы. Свободные уроки разработки - это отличная возможность поговорить с учениками о весьма важных элементах их проектов. Каковы наиболее важные аспекты проектов? Что разумно может быть достигнуто в оставшееся время?
Обратная связь по проекту
- Разделите группу на команды по обратной связи по 3-4 человека так, чтобы члены команд по обратной связи не были членами проектной команды.
- Предоставьте раздаточный материал «Обратная связь по проекту» каждому человеку, а также просмотрите различные элементы раздаточного материала. Попросите учеников заполнить верхнюю часть раздаточного материала, указав имя и название проекта.
- Попросите учеников потратить 10 минут на просмотр каждого проекта внутри своей команды по обратной связи и критически оценить наброски проектов, используя Красные, Желтые, Зеленые вопросы обратной связи. Когда проверка завершена, каждый ученик получит обратную связь по своему проекту от членов других команд по обратной связи.
- По завершении всех раундов обратной связи дайте ученикам время встретиться со своими членами команды по проекту, чтобы проанализировать полученную обратную связь и отработать каждое предложение, которое они бы хотели включить в свои проекты в следующем уроке спринт-разработки. По желанию, соберите заполненный раздаточный материал «Обратная связь по проекту» в конце урока и верните его ученикам в начале урока «Проверка проекта» или «Спринт- разработка».
Автор | Красный Что не работает или может быть улучшено? | Желтый Что сбивает с толку или можно было бы сделать по-другому? | Зеленый Что работает хорошо и нравится вам? |
Что не работает
или может быть улучшено? |
Что сбивает с толку
или можно было бы сделать по-другому? |
Что работает хорошо
и нравится вам? | |
Что не работает
или может быть улучшено? |
Что сбивает с толку
или можно было бы сделать по-другому? |
Что работает хорошо
и нравится вам? |
Части проекта, над которыми полезно подумать:
- Ясность: четко ли вы поняли, для чего проект?
- Особенности: какие особенности есть в проекте? Работает ли он как было задумано?
- Привлекательность: насколько проект привлекательным? Является ли он интерактивным, оригинальным, элегантным, смешным или интересным? Какие чувства он вызывает?
Проверка проекта
На этом занятии ученики будут выполнять проверку проекта, на которой они скорректируют действия членов команд относительно разработки проекта и наметят план действий для предстоящего урока спринт-разработки на основе полученной обратной связи. По желанию, дайте ученикам или группам раздаточный материал «Проверка проекта» для руководства в течение занятия.
Разделите группу на проектные команды. По желанию, верните им ранее заполненные материалы «Планирование по проекту», «Несосредоточенная группа» и «Работа с обратной связью».
Дайте ученикам время обдумать первоначальные цели проект а и полученную обратную связь. Предложите ученикам наметить дальнейшие шаги и планы для предстоящей спринт-разработки.
Несосредоточенная группа
В этом задании вы будете проводить интервью и наблюдения, чтобы получить обратную связь по своему проекту на стадии разработки.
- Организация несосредоточенной группы является идея, которую мы позаимствовали из компании IDEO. Представьте концепцию работы с обратной связью, согласно которой ученики будут делиться своими проектами в стадии разработки и запрашивать обратную связь у разнообразных групп людей.
- По желанию, предоставьте раздаточный материал «Несосредоточенная группа» для руководства.
- Помогите ученикам провести мозговой штурм возможного кандидата для несосредоточенной группы. Поощряйте обсуждение учеников о рассмотрении вопроса своей целевой аудитории, а также необычных пользователей проекта и необычные ситуации, которые могут дать уникальную и интересную обратную связь (например, родители, учителя, братья, сестры, другие ученики, члены сообщества).
- Дайте ученикам время определить, провести интервью, понаблюдать и записать обратную связь от двух членов несосредоточенной группы.
- Дайте ученикам время встретиться с членами своих команд, чтоб поделиться полученной от разных несосредоточенных групп обратной связью. По желанию, соберите заполненные раздаточные материалы «Несосредоточенная группа» в конце урока, чтобы вернуть им их в начале
Поделитесь своим проектом с несосредоточенной группой и наблюдайте за их реакцией.
- На чем они застревают?
- Взаимодействуют ли они с вашим проектам так, как вы представляли?
- Делают ли они ч то-то неожиданное?
Подготовка к демонстрации
- Напомните ученикам, что они будут представлять свой проект друг другу (и, возможно, гостям). Это способ признания трудной работы, которая была проделана и отражающая на их опыте. Объясните, что это занятие – возможность для завершения работы над проектом и обдумывания стратегии для обмена своими проектами с другими пользователями.
- Дайте ученикам время для работу над своими проектами и подготовку к представлению окончательного варианта на демонстрации проектов. По желанию, соберите заключительные работы в студию класс а для упрощения проце с с а презентации. По желанию, пригласите учеников добавить свои проекты в студию «Хакатон».
- Предоставьте ученикам раздаточный материал «Размышления по проекту» и обсудите в формате «Что? Что особенного? Что теперь?», как способ для них, чтобы представить свой опыт другим.
Описание задания
- Уделите некоторое время перед стартом работы над заключительным проектом на изучение идей, определение задач, связанных с завершением проекта, а также составьте список того, что уже известно и неизвестно, это может быть полезно для успешного завершения проекта.
- Разделите группу учеников на проектные команды. По желанию, предоставьте раздаточный материал «Планирование проекта» и «Наброски проекта» для каждой команды или индивидуально.
- Рассмотрите разные элементы планирования проектов (наброски проектов, план задач, список ресурсов, раскадровка, макеты). Дайте командам 15 минут на проведение мозгового штурма идей, планов и ресурсов для своих проектов. Ученики, которые уже имеют четкое представление и план, могут начать работу над разработкой своих проектов.
- По желанию, соберите заполненные раздаточные материалы «Планирование проекта» и «Наброски проекта» в конце занятия, чтобы вернуть их ученикам в начале занятия «Спринт-разработка».