Краудсорсинг

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Термин и его история

Краудсорсинг - англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «подбор ресурсов»
использование коллективного разума тысяч людей, их труда в том числе в коммерческих целях.
краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») – это передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не предполагающей заключение трудового договора (в отличие от конкурса на замещение должности, в ходе которого соискатель обязан выполнить порученную работу в интересах потенциального работодателя).
популярный в настоящее время тренд развития социально ориентированных технологий, подразумевающий вовлечение множества людей в решение задач на основе их добровольного и, чаще всего, безвозмездного участия.

Термин введён писателем Джеффом Хауи (Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном в июне 2006 года. И ими четко обозначена принципиальная разница: в аутсорсинге работа передается за пределы компании компетентным исполнителям за определенную сумму, а в краудсорсинге платить не нужно. Необходимую работу делают неоплачиваемые профессионалы-любители, которые и тратят время на создание контента, решение проблем или даже проведение исследований. Краудсорсинговые модели основываются на привлечении и организации талантливых людей со всего мира. Такая организация всегда выиграет у любой организации, возможности которой ограничены только сотрудниками. Краудсорсинг позволяет руководителям - управленцам не только расширить круг своих сотрудников, но и понять что именно хотят пользователи.

Краудсорсинг как метод существует почти 300 лет. В 1714 году английское правительство установило приз за нахождение точного способа определения долготы на море. В решении этой задачи предлагалось участвовать всем, кто был на это способен.

Как и всякая растущая и развивающаяся область здесь существует масса перекрещивающихся терминов:

  • peer production, user-powered systems, user-generated content, collaborative systems, community systems, social systems, social search, social media, collective intelligence, wikinomics, crowd wisdom, smart mobs, mass collaboration, and human computation.


Определение CS

Не так просто дать определение краудсорсинговой системы. Так как многие считают отправной точкой примеры Википедии и Linux, то можно сказать, что эта система CS привлекает множество участников к явному сотрудничеству для создания долговременного артефакта полезного для всего сообщества.

Платформы

Mechanical Turk, Turkit, Mob4hire, uTest, Freelancer, eLance, oDesk, Guru, Topcoder, Trada, 99design, Innocentive, CloudCrowd, Cloud-Flower.

Краудсорсинг и материал, создаваемый пользователями

Материал, создаваемый участниками - UGC - user generated content. Википедия и другие сходные проекты, направленные на сбор и представление знаний. Почти во всех случаях «пользовательский информационный материал» проверяется перед публикацией администраторами ресурса, чтобы избежать оскорбительного содержания и нарушения авторских прав. Поскольку кроме создания контента посетителями Википедия также собирает деньги на поддержание и развитие проекта, то это краудсорсинговый и краудфандинговый проект.

Географический краудсорсинг

Компания Google провела в полусотне индийских городов уникальный эксперимент. Горожане получили бесплатные GPS-навигаторы и задание отметить координаты всех значимых объектов, мимо которых они проходят в городе. Если информация поступала из нескольких источников — объект наносился на карту. Так за короткое время были составлены довольно подробные карты городов, с указанием остановок транспорта, достопримечательностей, ресторанов, муниципальных объектов и других зданий.

GWAP - http://www.gwap.com/gwap/ - играй в игру, меняй мир
Ahn L. von, Dabbish L. Designing games with a purpose // Commun. ACM. 2008. Т. 51. № 8. С. 58–67.


Научный краудсорсинг

Призыв вместе решать научные проблемы. Может предлагаться в различных формах.

Biological Magnetic Resonance Data Bank

Зоопарк галактик

Сверни белок

Решение научных головоломок по сборке белков http://fold.it/ - интересный биологический практикум по сборке, сворачиванию белковых молекул - пример человеческих вычислений, предложенных в игровой форме.

  • Подробности в вики http://ru.wikiversity.org/wiki/FoldIt_Wiki
  • Паззл-симулятор укладки молекул белков Foldit стал победителем конкурса журнала Science на самую лучшую художественную работу, описывающую один из научных феноменов или процессов в номинации научно-познавательных игр за 2011 год.


Openmind  ?

Общественный краудсорсинг и гражданские практики

Проекты, которые сплачивают людей вокруг чрезвычайных ситуаций, катастроф и стихийных бедствий.

Карта помощи «Рында» http://rynda.org
позволяет регистрировать различные проблемы, связанные с холодами, донорством, пропавшими людьми.
РосЯма http://rosyama.ru
позволяет зарегистрировать ямы на дороге, отправить заявление в ГИБДД или жалобу в прокуратуру.
StreetJournal http://www.streetjournal.org
позволяет регистрировать проблемы, связанные с дорогами, транспортом, городским хозяйством.
ЭкоФронт http://www.ecofront.ru/
это карта для решения проблем с мусором на природе. Позволяет регистрировать места, требующие уборки, устранения свалки.
Gdecasino.ru http://gdecasino.ru/
проект, направленный на борьбу с нелегальными игорными заведениями.
Проект «Правовое государство»
http:// www.правовоегосударство.рф/ – это предложение законопроектов и поправок к ним гражданами РФ


Краудсорсинг. позволяет использовать различные формы мобилизации граждан:

  • сбор информации (мониторинг проблем);
  • сбор мнений/анализ (экспертиза законопроектов);
  • реализация задач (конкретная деятельность по решению проблем).


  • Общественное законотворчество
  • Практики WikiVote

Бизнес краудсорсинг

Человеческие вычисления

Открытые инновации

Краудсорсинг – часть того, что называют «инновацией с расчетом на пользователя», при которой производители полагаются на пользователей не только при выборе и формулировке потребностей, но и в определении перечня изделий и усовершенствований, которые удовлетворили бы эти потребности. Однако в отличие от сообществ (разрабатывающих, например, открытое программное обеспечение) такая работа принадлежит одной компании, которая и продаёт результат.


threadless.com

Уже многие организации эффективно используют краудсорсинг для получения доходов за счёт предложения рынку инновационных товаров и услуг, созданных коллективными творческими усилиями. Например, компания Threadless.com использует краудсорсинг для проектирования рисунка на майках-полурукавках (T-shirts), которые затем неплохо раскупаются. Присоединившиеся к этому сообществу могут предлагать свои проекты, голосовать при отборе вариантов к производству, беседовать с остальными участниками, покупать майки, спроектированные другими. Если пользователь решил присоединиться к процессу дизайна, он скачивает шаблон, использует программное обеспечение для дизайна типа Adobe Illustrator и высылает готовый рисунок. Все пользователи могут оценивать и критиковать внесённые проекты, и, в конце концов, еженедельно выбирают «победителей», которым выплачивается 12 500 долларов, плюс 500 долларов при каждой допечатке тиража майки. При этом Threadless.com является обладателем прав на дизайн и получает значительный доход от продаж. Хоув сообщает, что в 2006 г. Threadless.com продавал ежемесячно по 60 000 маек, с маржой в 35 % и доходом в 18 млн долл.

www.innocentive.com

Компания InnoCentive была создана фармацевтической фирмой Eli Lilly как экспериментальное исследовательское предприятие. InnoCentive предоставляет ищущим компаниям возможность предложить своему сообществу экспертов денежное вознаграждение за внешние инновации. Когда крупные компании – Proctor & Gamble, BASF и другие – сталкивались с исследовательской проблемой, они могли получить доступ к глобальной сети InnoCentive, охватывающей более 100 000 экспертов, предлагающих решение в надежде стать победителем.

Гарвардский профессор карим Лахани (Karim Lakhani) провёл исследование результативности сбора идей в столь обширном множестве экспертов, изучив судьбу 166 проблем, предложенных InnoCentive-сообществу. Поразительно, что 29,5 % этих проблем были успешно решены, и победители затратили на это всего (в среднем) 74 часа, в отличие от 6 до 24 месяцев, безуспешно потраченных до этого самими компаниями-заказчиками. «Шансы на успех за пределами своей компетенции не только реально возрастают», – пишет он о математике, занявшемся химией, или биологе, заглянувшем в физику, – «но чем дальше проблема от его специальности, тем больше вероятность успеха. Это весьма далеко от интуитивно ожидаемого результата». И это ещё раз указывает на факт, что вне пределов компании существует больше экспертов, чем внутри неё, и что привлечение их свежего видения часто приводит к инновационным решениям.

Еще типология бизнес краудсорсинга

  • Краудсторминг - поиск в среде потребителей продукта предложений, которые могут улучшить его качество
  • Краудкастинг - поиск людей и организаций, способных решить задачи, стоящие перед R&D отделами крупных корпораций
  • Краудпроизводство - деятельность, которая может быть осуществлена только усилиями открытого сетевого сообщества

Платформы для краудсорсинга

Механический турок Amazon

Механический Турок - http://mturk.amazon.com/ – это сетевой сервис, позволяющий заказчикам выдавать простые задания большому количеству человек. Как правило, за выполнение задания выплачивается вознаграждение. Любой интернет-пользователь может предложить собственные решения в расчете на вознаграждение. Биржа, торгующая знаниями и творческими способностями участников, а также распространяющая заказы на создание нового знания.

Ушахиди

Платформа для оперативного освещения событий и сбора данных. Название происходит из языка суахили, где «ушахиди» означает «свидетельство». Первоначально прообраз системы был создан кенийскими журналистами в 2008 году для освещения последствий политического кризиса. По словам авторов, ушахиди может быть развернута в течение двух минут после происшествия.

При создании Ushahidi разработчики определили для себя несколько основных принципов ее работы: она должна быть простой в использовании, доступной для каждого пользователя и уметь отображать любую точку планеты. Ушахиди работает с разными типами информации из различных источников – SMS, MMS, блоги, Twitter, принимает фото, видео и другие данные из сети. Данные на Ушахиди можно передавать с помощью устройств с Palm Pre, iPhone, Windows Mobile, Android.

Роли участников

Доан и соавторы выделяют следующие роли, которые организаторы могут предложить участникам:

  • Рабы: люди помогают решить проблему, чтобы свести к минимуму ресурсы (например, время, усилия) владельцев сайта. Примерами являются ESP игра и разбор изображений Google Image Labeler
  • Предсказатели (Perspective providers): люди предлагают различные точки зрения, совмещение которых дает лучшее решение, чем предложение одного человека Примеры - обзор книг, рынки предсказаний
  • Создатели материалов: люди создают самостоятельной контент. Примеры - видео на YouTube, изображение на Flickr).
  • Материал для узлов (Component providers): люди работают в качестве компонентов целевого продукта, таких как социальные сети, или просто сообщества пользователей.

Люди часто играют несколько ролей в рамках одной системы в википедии они могут быть рабами, предсказателями и создателями материалов. Это важно знать, потому что эти роли определяют организацию работы.

Например, чтобы использовать людей в качестве предсказателей, важно привлекать разнообразных участников, и организовать опботу так, чтобы каждый человек мог принимать независимые решения, чтобы избежать «группового мышления.

  • Doan A., Ramakrishnan R., Halevy A.Y. Crowdsourcing systems on the World-Wide Web // Commun. ACM. 2011. Т. 54. № 4. С. 86–96.
    • Перечень существующих систем: Mechanical Turk, Turkit, Mob4hire, uTest, Freelancer, eLance, oDesk, Guru, Topcoder, Trada, 99design, Innocentive, CloudCrowd, and Cloud-Flower.

Мотивация участников

Мотивация человека может быть самый разной:

  • личный интерес к проблеме,
  • желание проявить себя,
  • вызов интеллектуальным и творческим способностям, групповая обусловленность

Профессиональные любители

См. Pro-Am и их мотивацию

Крауд-работники или туркеры

Люди, принимающее приглашение и участвующие в краудсорсинговых проектах - все это crowdworkers или turkers. Как правило, человек, государственная или общественная организация, отдающая задачу на решение внешним работникам, совершенно не заинтересована в том, чтобы знать этих людей - ей по большему счету все равно кто решает проблему.

Для многих участников краудсорсинговых проектов эта деятельность становится единственным способом заработка. Стать туркером. Туркеры - наименее защищенный класс работников, чья деятельность происходит в поле правовой неопределенности. Их постоянно пытаются обмануть, обещая возможную, но не гарантированную зарплату.

Профессиональные риски туркеров:

  1. Наниматели, которые не платят. Как правило, нанимают массу участников для выполнения одной той же работы и не дают объяснений о том, почему работа признана неудовлетворительной.
  2. Сетевые опасности - задания могут вести на удаленные сайты, предлагать скачать и установить софт для тестирования, передача персональной информации - все это может быть источником сетевых рисков. Scam - мошеничество и жульничество.
  3. Бесконтрольность трудового процесса - туркеры иногда пытаются взывать к площадкам, на которых происходит деятельность, но Amazon их, как правило, игнорирует.
  4. Неверно или нечестно сформулированная задача. Например, задача может быть сформулирована так, что за предложенное время ее невозможно решить.

Этика краудсорсинга

Мы, туркеры мира, который требует производительной совместной работы, будет работать честно, добросовестно и как можно. Наниматели, в свою очередь, должны предоставлять нам действительно полезную работу, платить честно и быстро, обеспечивая бонусы за особенно удачное выполнение работы. Наша общая состоит в том, чтобы создать рабочую среду, которая приносит пользу и позволяет сохранить достоинство и мотивацию для продолжения совместной работы.

  • Silberman M.S., Irani L., Ross J. Ethics and tactics of professional crowdwork // XRDS. 2010. Т. 17. № 2. С. 39–43.


Человеческие вычисления распространили принципы научной организации труда и на работу с информацией. Если направление будет развиваться и дальше, то большинство информационных научных сотрудников станут людьми-агентами для вычислений. Но основной вопрос прост: какие условия создаем и планируем мы, как дизайнеры и администраторы среды совместной деятельности? Будут ли люди в этой среде относиться к другим как к людям? Или создается среда, в которой люди воспринимать других как машины для выполнения своих задач - как к механическому турку - искусственному искусственному интеллекту?

См.


Краудсорсинг/Классы информационных краудсорсинговых систем

Литература

Книги теме краудсорсинга

  1. Книга Викиномика - множество примеров краудсорсинга.
  2. Benkler, Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. Yale University Press, New Haven, CT, 2006.
    Иочай Бенклер (Yochai Benkler) не только пишет о том, как социальное сетевое взаимодействие меняет отношение к свободе и производству, но и показывает пример таких изменений. Сама книга представлена в сети во множестве форматов и автор поясняет, почему для представления и продвижения книги выбрана вики платформа Прочитать книгу в вики http://cyber.law.harvard.edu/wealth_of_networks/Main_Page
  3. Surowiecki J. The Wisdom of Crowds: Why the Many Are Smarter Than the Few and How Collective Wisdom Shapes Business, Economies, Societies and Nations. Doubleday; Anchor, 2004, pp. 336
  4. Howe J. Crowdsourcing:Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business, Crown Publishing Group, New York, NY, 2008
  5. Don Tapscott , Anthony D. Williams, Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything, Portfolio Hardcover, 2006
  6. Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations, Penguin, 2009, p. 352
  7. Li C., Bernoff J. Groundswell: Winning in a World Transformed by Social Technologies, Harvard Business School Press; 2008, 224 p.
  8. Janis I.L. Groupthink: psychological studies of policy decisions and fiascoes. : Houghton Mifflin, 1983. 378 с.
    • Янис выделил 5 минусов группового мышления и все они усиливаются стремлением участников группы придти к согласию: отказ от того, чтобы задавать вопросы, неспособность обмениваться информацией и общаться, неготовность отдельных участников брать на себя личную ответственность - участники полагают, что кто-то другой должен быть на высоте положения, боязнь испортить консенсус, боязнь отличаться от членов группы, боязно быть другим.
  9. MacKay C. Extraordinary Popular Delusions And the Madness of Crowds. : Harriman House Limited, 2003. 132 с.

Статьи

  1. Brabham D. Crowdsourcing as a Model for Problem Solving: An Introduction and Cases, Convergence.2008; 14: 75-90
  2. Viitamäki, Sami, 2007. The FLIRT model of crowdsourcing: Collective costumer collaboration. http://www.samiviitamaki.com/2007/02/16/the-flirt-model-of-crowdsourcing-collective-customer-collaboration/
  3. Howe, J., 2006. The rise of crowdsourcing. Wired (June) http://www.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html
  4. Stewart O., Huerta J., Sader M. Designing crowdsourcing community for the enterprise, International Conference on Knowledge Discovery and Data Mining, Proceedings of the ACM SIGKDD Workshop on Human Computation, Paris, France, pp: 50-53, 2009
  5. Shah N., Dhanesha A., Seetharam D., Crowdsourcing for e-governance: case study, ICEGOV '09: Proceedings of the 3rd International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance, 2009
  6. Kittur A., Pendleton B., Kraut R. Herding the cats: the influence of groups in coordinating peer production, International Symposium on Wikis, Proceedings of the 5th International Symposium on Wikis and Open Collaboration, Orlando, Florida, Article No.: 7 Year of Publication: 2009
  7. Crowdsourcing and service delivery
    We draw on our experience developing and deploying a social networking application, called Cyano, which is being used by approximately 13,000 IT professionals to capture and maintain day-to-day activities, processes, and artifacts used for problem and change management of several hundred outsourced infrastructures
  8. Rick Kazman, Hong-Mei Chen The metropolis model a new logic for development of crowdsourced systems. Communications of the ACM Volume 52, Number 7 (2009), Pages 76-84 (есть бумажный вариант)
    Городская модель для развития краудсорсинговых систем или Краудсорсинг как город
  9. Aniket Kittur Crowdsourcing, collaboration and creativity XRDS: Crossroads, The ACM Magazine for Students Volume 17, Number 2 (2010), Pages 22-26
    Описание механизмов краудсорсинга. Случаи, когда краудсорсинг работает хорошо:
    • когда задачи могут быть выполнены быстро,
    • требуются незначительные интеллектуальные усилия
    • низкий порог (ценз) для участия
    • задача является понятной и проверяемой
    • значительный опыт не требуется
    • проблема может быть разделена на несколько независимых частей.
    Известные примеры с классификацией изображений при помощи тегов, оценка результатов поиска. Все это достаточно простые интеллектуальные действия. Могут ли эти же принципы работать для более сложных и творческих задач? Авторы использовали социальные нормы и наблюдение за участниками форума.




  1. Краудсорсинг/Примеры
  2. Краудсорсинг как город
Персональные инструменты
Инструменты