Красные Баки, посёлок (Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Красные Баки, посёлок (Нижегородская область)
Идёт загрузка карты…
Местоположение 57° 7' 42" С, 45° 9' 11" В
Тип Поселок
Первое упоминание 1617


Красные Баки

Районный центр Краснобаковского района.

Краснобаковский район (Нижегородская область)

Рабочий поселок Красные Баки расположен на берегу красавицы Ветлуги на севере Нижегородской области.

История поселка

БАКИ - КРАСНЫЕ БАКИ - Районный центр Краснобаковского района.

Издревне Ветлужские леса заселяли марийские племена, которые находились под контролем татарских князей. Марийское влияние прослеживается по настоящее время в названиях поселений и рек, в местных обычаях (как смешение языческих марийских и христианских русских обрядов). Мордовских поселений пришедших с Волги и Оки было немного, но следы их пребывания остались в топонимике края (часть речек и озёр имеет явно мордовские корни). Русское население в Поветлужье стало появляться в XIV - XVII веках. Пришли они с северных земель через Унжу и Галич (эта версия подтверждается диалектами и гОвором характерным для этих районов). Колонизация шла с северо-запада. Это были жители Новгорода Великого. Смелые и отчаянные новгородские купцы, служилые люди, объединяясь в небольшие группы-ватаги, далеко уходили на восток, вплоть до уральских гор, в погоне за морским зверем, рыбой, и особенно за пушниной, которая пользовалась большим спросом на рынках Новгорода. На своих небольших лодках-ушкуях они прокладывали трассы по рекам, устанавливая связи с местным нерусским населением. Вслед за купцами, охотниками в эти края стала приходить обездоленная часть люда Новгорода, стремясь найти в этих землях себе счастье и новую родину.

В числе первых русских поселенцев в районе среднего Поветлужья был священник Варнава из города Устюга, который прибыл сюда как миссионер в середине XV века, вскоре после выселения отсюда марийцев. Архивные документы сообщают, что в начале XVI века по суходолу Красной горы, где, когда-то жил Варнава, уже существовали починки русских крестьян, а на месте повеления Варнавы стоял небольшой мужской скит-монастырь.

В 1530 году из Поместного приказа монастырь получил грамоту, которой «Великий князь Василий Иванович пожаловал старца Саватия с братией, велел им починком Минин с починками владеть неподвижно». В 1551 году перед походом на Казань Иван Грозный новой грамотой подтверждает пожалования своего отца этому монастырю.

Самым ранним письменным документом, сейчас известным нам, является запись в "Дозорной книге" за 1617 год под № 493 по городу Унже, где читаем:"Деревня Баки, а в ней крестьян -Сенька Яковлев, Абрамко Яковлев, Мартынко Иванов, во дворе Иваноко Иевлев, во дворе Савка Исаков, во дворе Терешка Титов, во дворе Сенька Титов" /лист 163/ .

Лапшангская черная (государственная) волость занимала пространство среднего Поветлужья от реки Варваж на севере до устья реки Усты. Сейчас здесь располагаются часть Воскресенского, Варнавинский и Краснобаковский районы. Необходимо отметить, что дозор 1617 года был вторым в Поветлужье. Первое описание земель здесь было проведено в 1606 году дозорщиками Иваном Биркиным и Михаилом Похиным. Но сотные грамоты от этого дозора в архиве не сохранились. Однако сведения из него о величине пашни в волости сообщили дозорщики в 1617 году. В 1606 году дозорщиками было намерено в волости всей пашни 92 десятины.

Поскольку в то время на каждый крестьянский двор приходилось в среднем по 2 десятины земли, то на всей территории волости в 1606 году было не более 50 крестьянских дворов русских крестьян. Марийского населения здесь уже не было. Оно выселено отсюда в тридцатых годах XV века по распоряжению хана Ахмета, когда река Ветлуга служила границей между Московским и Казанским государствами.

Особенно интенсивно стали прибывать сюда русские поселенцы в начале XVII века во время голодных лет, первой крестьянской войны и польско-шведской интервенции. Находясь вдали от центральной России, Ветлужский край привлекал крестьян богатством пушнины и рыбы, а за пользование свободными землями правительство давало новым поселенцам льготы от уплаты оброка сроком до 10 лет. Но нужда в деньгах заставила правительство Василия Шуйского проводить дозоры и во вновь освоенных землях. Так, в 1606 году и пришли на Ветлугу уже известные нам дозорщики, а через десять лет при царе Михаиле Романове, дозор здесь вновь повторили.

Основной поток поселенцев в наш край шел по Лапшангской дороге с Унженско-Галичских земель. Из 108 поселений волости на территории Краснобаковского района в 1617 году было 35, из них 20 деревень и 15 починков, в которых проживало 95 крестьянских и 6 бобыльских дворов-семей. Уже тогда деревня Баки была самой крупной из всех поселений Лапшангской волости. Здесь находилось 7 крестьянских дворов. Согласно дозорной книге здесь жили дворы-семьи Обрамки Яковлева, Мартюшки Иванова, Сеньки Яковлева, Ивашки Иевлева, Савки Исакова, Терешки Титова и Сеньки Титова. Возможно, это объясняется тем, что она располагалась на перекрестке двух дорог: Лапшангской, проходящей по правому берегу реки Ветлуги, и дороги Нижний Новгород - Яранск.

В 1635 году деревня Баки стала селом и получала второе название по престолу вновь построенной церкви – «село Никольское –Баки», что мы и видим в следующей записи: "В Галицком уезде Ветлужской волости из поместья Горжбока село Никольское, что была деревня Баки на реке Ветлуге" . Вот с этим двойным названием "Баки - Никольское" оно и существовало до 1917 года. Полный титул села, употреблялся только в официальных документах, да и то не всегда. Во всех же гражданских документах, в речи местного населения употреблялось одно название Баки. Даже в таких, казалось бы, государственных документах, как списки населенных мест за 1870 год, в материалах переписи сельского хозяйства за 1916 год - везде написано только одно название Баки. В экономических и статистических справочниках приметишь название "торговое село Баки". И так было до Октябрьских дней.

Как сложилось первоначальное название селения? Деревня получила название по названию речки, на которой она возникла. А как сложилось название речки? На этот вопрос пока нет единого ответа, нет единого мнения краеведов и историков. Мое личное мнение такое. После порения Казани / 1552 г./ левобережные земли Ветлужского края и нашего района, являв¬шиеся собственностью Казанского татарского ханства, были взяты " на государя", стали дворцовыми землями. В правобережной же части Поветлужья и Заволжья - по рекам Узоле и Керженцу существо¬вали старинные дворцовые /великокняжеские/ земли. Через бас¬сейны речек Мошны /притока Керженца/ и Баковки /притока Ветлуги/ старые великокняжеские и дворцовые земли и были соеди¬нены с землями, вновь приобретенными от татарского ханства в левобережье Ветлуги. Таким образом, по бассейнам Мошны и Баковки образовался своеобразный рукав -коридор дворцовых земель между землями вотчинников и монастырскими землями /Варнавинского и Макарьевского-Желтоводского/. Вот эта полоса земли и получила название "боковка", и речка, протекающая от истока Мошня до Ветлуги по этому коридору, тоже получила название «Боковка».

Первые два селения русских, возникшие здесь во второй половине ХVI века, назывались: "Бочки Малые" и "Бочки Большие".

Под влиянием московского акающего говора владельцев этих земель и московских дьяков, производивших учет их, гласная "о" в названии речки и в первоначальном названии этих селений изме¬нилась на гласную "А". Речка стала называться Баковка. Деревни Бочки Малые и Бочки Большие объединились и получили название "Деревня Баки". Местное же население, до второй половины ХVII века /а может быть и дальше/ продолжало называть свою деревню "БОКИ", "Боковская дорога", "Боковская земля", до наших дней дошел такой документ: "Просьба крестьян села Баков о размежевании земель с Макарьевским монастырем от 1670 года". Здесь читаем "От Ветлужские дороги прямо на Притчино займише на большую Боковскую дорогу, а с дороги... левая сторона земли Галичского уезда поместья стольника князь Михайла князь Васильева сына Львова села Боков ...". По этой жалобе выезжал для межевания и установления точных границ владений Дмитрий Плещеев. И в его документе подчеркнутые мною слова уже написаны через "А". Так и закрепилось название селе и речки писать через букву "А" - Баки.

История Баков непосредственно связана с Варнавиным и Ветлугой. До ХХ века это были самые крупные города в Поветлужье. Баки-Никольское была лишь большой торговой деревней в составе Варнавинского уезда. С Екатериненских времён по 1923 год Варнавинский уезд принадлежал Костромской губернии (по этой причине бОльшая часть архивов находится в городе Костроме). Граница Нижегородской и Костромской губерний проходила примерно где сейчас находится граница Краснобаковского и Воскресенского районов современной Нижегородской области (за исключением северной части современного Воскресенского района - она тоже принадлежала Варнавинскому уезду Костромской губернии).

Наличие церкви в деревне Баки и других местах края, построенных в XVII-XVIII веках, отражены в «Материалах для истории Костромской апархии» (Кострома, 1895 г.) Материалы взяты из приходных окладных книг Патриаршего Казенного приказа по сбору десятинной дани в патриаршу казну. Сбор дани с Галичской десятины начался с 1628 года. Десятинной данью облагались дворы духовенства, вотчинников и помещиков, крестьян и бобылей, церковная пахотная и сенокосная земля. Из материалов следует, что среди ветлужских поселенцев особо почитаемым святым был святитель Николай Мирликийский Чудотворец. В честь его была основана первая церковь в Поветлужье варнавинскими монахами еще в конце XV века. Под 1628 годом в материалах отражена церковь в деревне Баки и еще в 10 селениях Ветлужского края. Деревня Баки стала называться селом Никольским-Баки.

Под 1628 годом о церкви в деревне Баки записано: «Церковь Николы Чудотворца на погосте на Бахле дани 20 алтын десятильничьих и заезда гривна. Генваря в 30 день на нынешней на 7136 год (1628) те деньги взяты. ...1630 год: церковь Николы Чудотворца на Ветлуге на Баках дани вдвое рубль, 6 алтын, 4 деньги десятильничьих и заезда 2 гривны. Данные и венечные пошлины платили: Васильев человек Горжбока в 1632 г., поп Борис в 1626 поду, стольника князя Семена Петровича Львова человек за 1639-1642, 1647 годы».Надо полагать, что за 1626 год деньги не платили, а церковь уже действовала. Поэтому основание Баковской церкви относится к 1626 году, т. е. 365 лет назад.

О деревянных Баковских храмах, их архитектуре, внутреннем убранстве и местонахождении сведениями мы не располагаем. Видимо, они находились на том же месте, где в 1818 году была построена каменная Николаевская церковь. Устаревшие деревянные Богородицкую от 1654 года, и Николаевскую от 1726 года церкви с постройкой каменной разбирают. Возможно, архитектурный стиль деревянных церквей был аналогичен деревянной Дмитриевской церкви, построенной в 1735 году.

В XVIII в. Петр I, задумав строить Российский флот, обратил внимание на ветлужские леса. На Ветлуге было замежевано 350 тысяч десятин корабельного леса. Крупнейшей корабельной дачей была баковская (I кордон). Началась массовая вырубка леса и сплав его на Волгу: плотами, соймами, белянами лес пошел для флота, для степных районов Поволжья.

Среди жителей Баковского края было много хороших мастеров по изготовлению речных судов, барж, белян, из них были и судовладельцы. В селе Баки проживали более десятка купцов, которые имели свои магазины. В то же время Баки были крупным торговым центром края. Здесь ежегодно 1 августа и 1 октября проходили ярмарки. Сюда съезжались купцы из разных мест. Особенно много привозилось хлеба с Уренского и Вятского краев. В то же время в Баках проходили еженедельные по пятницам базары. Базарные дни в селе Медведихе - в день Вознесения Господня, 22 мая и 21 ноября, а в селе Дмитриевском: 1 августа, 26 октября и на Святой неделе в понедельник (12).

Село Баки растет как торговое село. Рост этот был значительным. До первой половины XVIII в. численность населения Баков превышала все другие населенные пункты Ветлужского края, а в XIX в. уступали по численности только уездным городам Ветлуге и Варнавину. В 1916 г. численность населения Баков составляла 2186 человек, было 462 хозяйства. После отмены крепостного права в 1861 г. на территории района резко возрастают лесоразработки. Продажей леса начинают заниматься помещики, с лесными промыслами связано всё большее число крестьян. Растет количество населения в крае. Хлеб в больших количествах ввозится из Вятской губернии. Через Баки проходила государственная торговая дорога из Нижнего Новгорода на Вятку.

Крупными центрами хлебной торговли стали Баки, Урень. Цены на сельскохозяйственную продукцию, особенно на хлеб, устанавливаемые на базарах в Баках, входили в коммерческие каталоги. С увеличением населения начали развиваться промыслы: изготовление саней, колес в деревнях Березовец, Чухлома, изделия из лыка лаптей, веревок в д. Лысица, добывание мочала для ткания рогож в деревнях Носовая, Кириллово. бондарные изделия: кадки, чаны в Зубилихе и т.д. На первых порах значительная часть населения сами снабжали себя изделиями. С развитием товарно-денежных отношений большая масса изделий выносится на местный базар в с. Баки-Никольское. На базарах в Баках можно было увидеть все богатство крестьянского промысла. Возникали целые ряды тех или иных изделий. Можно было приобрести вальки, грабли, корзины, кадки. В других рядах продавали прялки, веретена, сундуки, чаши и т.д. Много было глиняной посуды, которая в XVII веке постепенно вытесняет деревянную. Мастера кузнечных изделий выставляли топоры, печные ухваты, скобы и др. В урожайные годы много продавалось грибов сушеных: белых, подосиновиков, соленых груздей, рыжиков; конечно, часть грибов крестьяне оставляли себе, как любимый постный приварок и харч. Много продавалось речной рыбы.

Стояли возы с бочонками льняного масла, с мешками муки и крупы, тушами мяса. Приезжали торговать татары и китайцы. Базары были многолюдными, съезжались на них рано, а некоторые, издалека, вынуждены были приезжать накануне. Были в Баках постоялые дворы (в Нижней Слободе у Роговых, у Макаровых на ул. Свободы), много торговцев останавливалось у А.С.Чирковой. Еще более многолюдными и шумными были ярмарки, которые проводились в зимнее время на престольный праздник Св. Николая и масленицу. Базары проводились по пятницам на центральной площади до 1927 г. Здесь было много развлечений, устанавливалась карусель, раздавались звуки гармошки, пелись частушки и песни. И многие приходили на базар только для того, чтобы на парод посмотреть и себя показать. Н.А. Масленникова рассказывает, как у них останавливались девушки и парни из окружающих деревень с узлами нарядов. Через час-полтора прибегали смеющиеся, радостные, переодевались в новые сарафаны, платки, пояса и т.д.

Основные доходы шли от продажи леса. До 1917 г. в Баках были лесопромышленники: С. Молотов, И.И. Шашин, Стюсся, Смирновы, В.П.Чирков. В деревнях: Маралов, Толмачев, Казимиров и другие. Товарная продукция из леса вывозилась на лошадях на пристани в Баки (Н. Слобода), д. Подлысье. Часть леса направлялась на лесопилку для распиловки и сплава пиломатериалов, часть отправлялась на Волгу круглым лесом. Лес предоставляли князь Трубецкой и Варнавинское лесничество. Главный лесничий И.Н. Соловьев жил в Баках 20 лет, до 1913 г. Лес отпускали с рассрочкой платежа: 50% платили при покупке делянки, 50% платили после продажи леса на Волге. Заготовляли и дрючок, шест, оглобли, вию (для украинских телег из березы), дрова. Всю эту мелкую продукцию грузили в баржи и тоже отправляли на Волгу. Нетоварную древесину сжигали на уголь, который паковали в кули и тоже отправляли на Волгу.

И.Г.Турыгин в деревне Дуплихе создал кожевенный завод, а И.С.Красильников и Д.В.Румянцев в той же Медведовской волости пустили в строй красильное предприятие. В лесных дачах Ижменского и Баковского лесничеств действовали порошковые заводы, владельцами которых были 19 крестьян. Крестьянин д.Поляны Н.И.Котов имел спиртоочистительный завод. Такой же завод имели братья Воронины в Староустье. Спиртоперегонный завод имел крестьянин дер. Елизаветины Гр. Ст. Малышев.

После революции 1905-1907 гг. и в годы столыпинской аграрной реформы при уездных земствах создаются экономические советы. Они поощряют отрубные и хуторские хозяйства, помогают им покупать по льготным условиям сельхозмашины, орудия сельского хозяйства, семена и др. В 1910 году в Варнавинском уезде создаются 4 агрономических участка с агрономами. Из губернского земства выделяются деньги хуторянам. Агрономический участок был организован и в Баках. В 1913 году агроном Баковского участка М.Тальц в своем отчете сообщал, что в участке работало 5 сельскохозяйственных обществ, в том числе Медведовское и Дмитриевское. При обществах действовали испытательные поля. Деятельность уездного экономического совета и агрономических участков благотворно влияла не только на состоятельные хозяйства, но оказывалась помощь середнякам и беднякам.

В промышленном производстве отдельные предприимчивые крестьяне становятся крупными предпринимателями по производству, скупке и продаже ремесленных изделий, купцами и лесопромышленниками. В пределах Баковской земли действовали лесопильные заводы: А.П.Трубецкого, О.П.Чирковой. Н.Д.Дерюгина, П.П.Ставицкого.

В 1916 году встал в строй Баковский формалиновый завод, основанный Костромским губернским земством. На нем было занято свыше 60 рабочих.

Много было кустарей по сухой перегонке березы в деревнях: Носовая, Дерино, Кириллово, Зубово. В баковских волостях проживало до 800 кустарей, из которых половина работала на давальческом сырье. В 1894 г. на Козьмодемьянскую лесную ярмарку ветлужские лесопромышленники поставили до 500 тыс. бревен плотами, 60 белян, 10 барок общей стоимостью 12 млн. рублей. Баки преображаются, богатеют. Строится много двухэтажных домов, магазинов, возникает купечество. Самым крупным и богатым лесопромышленником и торговцем был В.П.Чирков. Его отец, крестьянин П.Г.Чирков, купил у князя Трубецкого участок леса в 70-х годах XIX в., начал вести лесоразработки и отправлять лес на Волгу. Чирковы построили лесопильный завод, начали строить баржи и беляны, открыли магазин на центральной площади. Дела шли успешно. В.П.Чирков умер до революции 1917 года, оставил после себя троих детей: Владимира, Сергея, Ольгу. В 1918 г. лесопилка, магазин, дом национализированы. Иконы, картины, вещи были разграблены. Дети с матерью поселились в маленькой избушке банного типа. Владимир и Сергей распространяли газеты. Все дети были с какими-то отклонениями. Старожилы Красных Баков отмечают большие математические способности у Володи: он мог в уме умножить многозначное число на многозначное. Мальчишки их дразнили, кидали палками, камнями. Умерли они в холоде, голоде, рубищах. И вот сейчас валяется на берегу р. Ветлуги (рядом с лесопилкой) двухметровый памятник из черного мрамора с надписью: "Потомственный почетный гражданин Василий Петрович Чирков скончался 18 декабря... (далее разбито), 56 лет".

Жизнь разбросала лесопромышленников и их детей по белу свету. Из воспоминаний жителей: И.А. Шашин - крупный лесопромышленник и торговец, в 1918 г. участвовал в Уренском мятеже. Когда мятеж был разгромлен, бежал в Москву. После амнистии работал в советском правительстве, а его сын или внук был министром нефтяной промышленности в начале 80-х годов. Рассказал эту историю лесник Ковшарев из д. Дряничное, который работал у Шашина, вел с ним переписку и бывал в гостях у него в Москве.

Н.А.Масленникова, жительница р.п. Красные Баки, рассказывает, что один из сыновей Шашина выехал из России с белой гвардией за границу и жил в Венгрии. Когда Красная Армия освободила Будапешт в 1945 году, он разыскивал краснобаковцев, нашел их, впоследствии переписывался с ними.

Прилуцкие - купцы и лесопромышленники - бежали из Баков в 1918 г. в Москву, оставив свой дом и имущество. Устроились работать в Кремле, один из сыновей впоследствии был комендантом Кремля. "Ф. Дегтев из Красных Баков, когда учился в военной академии в Москве в 1945 г., посетил Прилуцких и получил богатый прием и угощение" - так рассказывает житель р.п. Красные Баки А. Шкаликов. Все эти люди имели хорошее образование, воспитание.

Иван Иванович Чирков имел бакалейный магазин (пл. Свободы, ныне - магазин "Мираж"). Бак-ало (турецкое слово) - "всякая всячина", т.е. товар на лицо, бери любой. В магазине были съестные продукты: чай, сахар, мука, крупа, перец, сыры, сушеные фрукты, вино и др. В 1931 г. И.И. Чирков поехал в г. Иваново за товаром. В этот период в стране уже началось раскулачивание. Чирков в Баки больше не вернулся. Его жена и дочь отбывали ссылку в Кайске. Дочь Александра со своей подругой Казимировой дважды бежали оттуда, но их возвращали, потом они сидели в тюрьме в г. Горьком, и опять их вернули в Кайск.

Г.А.Чудоквасов был писарем, из крестьян, родом из д. Моисеиха. После пожара он купил дом (ул. Свободы, д. 76) у Киселева Магони из д. Чащиха. Жил в нем недолго, умер в 1899 г. Его жена Надежда Михайловна Чудоквасова дом достроила, сделала еще пристрой, открыла в нем магазин и до 1922 года торговала красным товаром (т.е. мануфактурой, тканями). Воспитала она троих дочерей.

И.Уткин (ул. Шоссейная, д. 48) работал у Трубецкого по сплаву леса, разбогател, построил в 1914 г. красивый дом с магазином и стал заниматься торговлей. Товары закупал в Нижнем Новгороде. После революции отбывал ссылку. Сейчас в этом доме живут его родственники - Уткины.

Когда был введен НЭП (1921 г.), многим краснобаковцам опять захотелось иметь свое дело и торговать. Расскажем об одном из них - Василии Ивановиче Ковалеве. Работал он кузнецом, в годы гражданской войны служил на подводной лодке "Бобр", перевозил секретную почту советского правительства. В Петрограде женился, сказал жене, что у него имеется всего одна лавка в приданое. Привез он ее в Баки, вошли в маленький домик, жена говорит: "Показывай твою лавку". Василий Иванович отвечает: "Вот мои три лавки (скамейки) у каждой стены". Уезжает жена от него. Он решил заняться своим делом, из армии привез небольшое количество денег, купил дом с пекарней у Збруева (ул. Подгорная, д. 11). Муку завозил из Уреня, дрова - из д.Лысица. Выпекал кренделя, сушки, баранки, калачи. Дела пошли хорошо. Женился. Мужики говорили ему: "Поднимайся на гору, лесу привезем". Так он построил двухэтажный дом на ул. Коммунальная, 19. На 1 этаже была пекарня с большой печью. Он вовремя сориентировался: переделал пекарню в сельпо, сам же нанялся пекарем. А вот две сестры его жены были раскулачены. Мария Александровна Чиркова и Анастасия Александровна Купоросова имели пекарню, занимались забоем скота и поставляли мясо на базар.

В.В.Воронин работал у князя Трубецкого, был прекрасным лоцманом. Вместе с братом построил двухэтажный дом на ул. Гражданской. Внизу открыл магазин. С Волги привозил товар: муку, соль, рыбу, фрукты и зимой торговал ими. Всю жизнь проработал на водном транспорте.

Большую роль в торговле играл транспорт. На Ветлуге ходили пассажирские пароходы - первый пароход "Ерш" появился в 1878, затем "Петр", "Рассвет", буксир "Миша", в 1912 г. грузопассажирский пароход "Коммерсант" и др. Но все они принадлежали варнавинским купцам. Баковские жители имели баржи и большегрузные лодки, на которых перевозили ценные лесные материалы, такелаж (якоря, канаты, лоты и др.).

В 1931 г. 23 судовладельца были объявлены кулаками и репрессированы. Среди них Иван Васильевич Бондырев (ул. Выездная, д. 4) 1870 г. рождения. Был старостой в Баках, имел троих детей. Из архивной справки 1995 г. узнаем: "Лишен избирательных прав в 1923, 1926 гг. Его жена Елизавета Николаевна, как жена бывшего торговца-баржевика, лишена тоже избирательных прав. Их сын Николай, как соучастник в торговле отца, тоже лишен избирательных прав в 1926 г." За недоимку государственного налога продается баржа с такелажем с публичных торгов, а также котел, два казана, решетки, всего 7 наименований. 8 мая 1930 г. изымается имущество: стулья, кровать, зеркало - всего 39 наименований. В 1931 г. национализируется дом и оставшееся имущество. Иван Васильевич был арестован и отправлен в г. Горький в тюрьму. После нескольких лет по состоянию здоровья отпущен. Больше он в Красные Баки не вернулся, т. к. был уже стар, поселился в Городецком районе, п. Просека, тут и захоронен.

Судовладелец - "кулак" А.Ф.Рычев после заключения вернулся в Красные Баки. Возглавил бригаду судостроителей и в 1937 г. выполнил государственный почетный заказ. Построили для кинофильма "Волга-Волга" два судна: "Лесоруб" и "Севрюга" и струг для кинофильма "Степан Разин". Вместо отобранных двух домов построил три: для себя, дочери и сына. В 1923 году село стало центром очень крупного вновь созданного уезда, объединившего территорию Варнавинского и Воскресенского уездов. Для придания селу большей значимости и авторитетности в глазах населения обширной территории среднего Приветлужья, селу присваивается название Красные Баки, а вновь созданный уезд стал носить название Краснобаковский.

В 1922 году из Баковской и других церквей Поветлужья и страны изымаются церковные ценности. Сделано это по строго секретному письму Ленина. В нем предлагалось провести изъятие ценностей «с беспощадной решительностью... и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства... удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше...» - говорил Ильич.

Однако до 1937 года в Баковской и некоторых других церквах района продолжалась служба прибывшими священниками - обновленцами, признавшими советскую власть. В 1937 году распоряжением Краснобаковского райисполкома церкви в Баках и других селах района закрываются. Варварским путем с них сбрасываются колокола и кресты. Колокола, ценные иконы и церковное убранство отправляются в областной центр. Местные большевики-активисты разрушают колокольни, из церквей выбрасывают иконы, надругаются над могилами прицерковных кладбищ. Священнослужители были репрессированы.

После войны районное партийное и советское руководство в 1948-1950 годы приказало взорвать Баковскую и Дмитриевскую каменные церкви. Фотография Баковской церкви подтверждает это.

Весна 1927 года для трудолюбивых баковских крестьян была последней в условиях новой экономической политики. С лишением состоятельных крестьян избирательных прав в Советах и кооперативах, а затем и кампания 1928 года по изъятию у них «излишков» хлеба подорвали интерес к сельскому хозяйству не только у крестьян состоятельных, но и у середняков.

Кампания по изъятию хлеба 1928 года фактически повторяла кампанию по реквизиции хлеба в 1918 году для городов и деревенской бедноты. Беднота и теперь получала 25 процентов из отобранного хлеба. Собрание баковского общества проголосовало против сбора хлеба для бедняков, а меры принуждения вызвали открытый бунт жителей села. В организации собрания и бунта обвинили Н.А.Масленникова, служащего Барановской сапожной артели. В протоколе заседания комиссии по чистке районного советского аппарата (декабрь 1929 года) в связи с этим говорилось: «Масленников участвовал в бунте во время отбора хлеба для распределения беднякам... Он агитировал за разоружение тов. Шарова и Гудожникова, которые шли отбирать хлеб для бедняков, а в то время они были ответственными работниками Совета».

Возмущение баковских крестьян имело основание. Они справедливо задавали вопрос: «А сколько же можно кормить тех, кто ленится работать на полученной от Советской власти земле?». В пределах района после революции бедняцким артелям и коммунам передали имущество помещиков Трубецкого, Захарьина, Кочукова и Ставицкого. На протяжении уже 10 лет Краснобаковский уездный и волостной комитеты крестьянской взаимопомощи ежегодно давали той же бедноте финансовую и материальную помощь, на которую можно было обзавестись скотом и отремонтировать избу. И после всего этого в 1923 году для них стали отбирать хлеб у трудолюбивых крестьян.

В числе первых раскулаченных и выселенных зимой 1929-30 гг. были 23 хозяйства при 102 жителях села Баки. Они вошли в «список кулаков-судовладельцев, проживающих в с. Красные Баки». В списке числились: Закаталов Михаил Васильевич, Рычев Никанор Федорович, Бондырев Иван Васильевич, Македонский Павел Иванович, Ермаков Василий Павлович, Воронин Василий Павловна, Чирков Василий Александрович, Чирков Павел Александрович, Закаталов Константин Петрович, Воронин Александр Андреянович, Рычев Дмитрий Алексеевич, Перцев Василий Егорович, Хрычев Николай Иванович, Воронин Иван Иванович, Воронин Александр Иванович, Рычев Николай Федорович, Соловьев Михаил Иванович, Шапкин Андрей Дмитриевич, Рогов Иван Иванович, Рогов Павел Иванович, Масленников Петр Андреевич, Ермаков Алексей Алексеевич.

Произвол в раскулачивании и коллективизации после ноябрьского Пленума ЦК получил широкий размах не только в нашем Нижегородском крае, но и в целом по стране. Чем больше раскулачивали, арестовывали и выселяли, тем больше вступало крестьян в колхозы. Только за февраль 1930 года по Нижегородскому округу коллективизация возросла с 11 до 35,7 процента, а по Нижегородскому краю она достигла в апреле 1930 года 48,2 процента. По Краснобаковскому району сведений нет.

Меры по «реабилитации» раскулаченных весной 1930 года нанесли удар по сплошной коллективизации. В эту «весеннюю оттепель» прошла волна массового выхода крестьян из колхозов как по стране, так и по Нижегородскому краю. Только с 1 марта по 20 апреля 1930 года в Нижегородском крае коллективизация упала с 48,2 до 13 процентов. По Нижегородскому округу - с 35,7 до 10,7 процента.

XVI съезд партии (июнь 1930 г.) осуждает ставку на самотек в коллективизации. Работа по созданию колхозов возобновлена с новой силой.

Однако после «весенней оттепели» крестьяне в колхозы вступать не хотели. Следует заметить, что урожай в колхозах превышал по отчётам вдвое урожай единоличников не потому, что в колхозах лучше обрабатывали землю, а потому, что колхозы отрезали в полях лучшие участки земли, да и урожай здесь был для выставки умышленно завышен.

За прошедшие полгода, с апреля по октябрь 1930 года, число колхозных хозяйств в районе увеличилось всего на 34 хозяйства, с 551 до 585, но число колхозов за это время увеличилось с 5 до 10. Произошло разукрупнение колхозов по селениям. Коммуна, как таковая, видимо, распалась или превратилась в сельхозартель.

Произвольное повышенное обложение всеми видами заготовок вело к невыполнению заданий. Такое же положение было и с денежными платежами. Однако Райзо, Райколхозсоюз и финотдел принуждали крестьян и тем самым добивались вступления и в колхозы, где предоставлялись льготы. Не выполняли платежи не только единоличники, но и многие колхозы даже при сдаче фуражного и семенного зерна.

В результате давления на передовую сельскую интеллигенцию, руководителей сельских Советов и колхозов, а также непосильные налоги, твердые задания по заготовкам и финансовым платежам на единоличников и льготы для вступающих в колхозы позволили в течение лета, осени и зимы 1930 года вовлечь в колхозы часть крестьян. Итоги коллективизации за 1930 год подводит газета за 15 и 21 декабря: «Несмотря на подрывную работу кулаков, в Краснобаковском районе колхозы растут, и на 1 декабря 1930 года имеется 19 колхозов с охватом 907 хозяйств, что составляет 15,4 процента общего количества.

Наступил 1931 год. Он принес в среду баковских крестьян еще больше горя и слез. Началось новое массовое раскулачивание, а с ним и разрушение уже подорванного сельского хозяйства района. В число кулаков теперь включали и авторитетных трудолюбивых середняков. Начало раскулачивания в 1931 году было положено закрытым заседанием президиума Краснобаковского райисполкома от 13 марта 1931 года. На заседании присутствовали: Маслов, Исаев, Артемьев (уполномоченный ОГПУ), Наймулин, Работин, Бондырев и от ПЛОГПУ Нижегородского края Шаглин. Слушался вопрос «О выселении кулацкой части деревни и их семей в связи с переходом ряда сельских Советов на сплошную коллективизацию. Постановили: выселить из пределов Краснобаковского района: из Баковского сельского Совета 11 семей, Зубилихинского - 18 семей, Сомихинского - 2 семьи, Ядровского - 1 семью, Кирилловского - 1 семью, Пестихинского - 2 семьи и Быструхинского - 1 семью. Всего 316 семей». Таким образом, было ликвидировано в районе 58 лучших хлеборобных семей.

Эти начавшиеся грозные аресты и выселение семей оказали влияние на рост коллективизации. На 1-е апреля 1931 года в колхозах было около 23 процентов хозяйств, на 1-е мая уже 32 процента, а на 25 мая - 34,5 процента.

Да, массовое раскулачивание середняков позволило к концу 1931 года вовлечь в колхозы района 51 процент крестьянских хозяйств. Но ведь производство хлеба, мяса и молока резко сократилось и продолжало сокращаться до 1936 года. Все это сокращение отражалось на желудке крестьян. Государственные поставки с этим не считались.

Но избежать выхода крестьян из колхозов в районе не удалось. В течение 1932 и 1933 годов проходил выход крестьян из колхозов. Массовый выход крестьян из колхозов и провал с заготовками хлеба и других продуктов урожая 1932 года привели к введению чрезвычайных мер. Согласно постановлению крайкома партии от 13 декабря 1932 года «О политическом положении в Спасском и Ардатовском районах и выполнении хозяйственно - политической кампании» в районах края началась кампания «беспощадной расправы с агентами кулачества, скрывающимися под маской советских и партийных работников».

В январе-феврале 1935 года был восстановлен Варнавинский район. Краснобаковский район вошел в свои старые, 1929 года, границы. В этом же году стали отменять карточную систему и вводить свободную торговлю хлебом.

Единоличники платили до 3-х центнеров с гектара посева, а с колхозов норма уменьшилась вдвое. В результате труд колхозников с урожаев 1933 л 1934 годов стал оплачиваться по трудодням и лучше. В то же время налаживается порядок в колхозах, И они укрепляются в организационном отношении. Коллективизация на январь 1935 года достигла 81,5 процента. Но показатели за 10 лет были плачевны: в 1937 году в районе числилось 7119 голов крупного рогатого скота, то к 1929 году такого скота в районе было 8679 голов, т.е. на 1560 голов больше. Рабочих лошадей к 1929 году было 4666 голов, стало (по данным газеты) 2185 голов. За это время коллективизация отлучила наших крестьян от земли и других средств производства. Превратила их в наемных работников, у которых пропал интерес к труду. За две первые пятилетки произвола были уничтожены в районе и крестьянские предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. В 1932 году сохранялись еще, но почти бездействовали из-за отсутствия у населения зерна 16 водяных и 9 ветряных мельниц, 15 маслобоен. Что касается крестьянских кустарных промыслов, то они год от года продолжали угасать и к 1937 году большинство из них прекратили свое существование. Так, в 1928 году в районе работало около 50 кустарных заводов по сухой перегонке древесины, главным образом березы. Первые годы коллективизации, когда их владельцев отправили в Сибирь, заводы бездействовали. Однако и сегодня еще не все осознали до конца размах произвола и размеры нанесенного коллективизацией материального и морального ущерба.

Возникший в 1930 году Краснобаковский леспромхоз заменил кооперативный способ заготовки и вывозки древесины. Плановое задание леспромхозу по заготовке и вывозке древесины на сезон 1931-32 года было установлено около 150 тыс. кубометров. Об условиях труда и быта .лесозаготовителей сообщалось, что преобладал еще ручной труд, а в грязных лесных бараках было много клопов и блох. Принудительное направление рабочей силы из колхозов и от единоличников на заготовку и вывозку леса всегда вызывало сопротивление населения, вело к низкой производительности труда и невыполнению плановых, заданий. И здесь власти искали вредителей, оппортунистов и были призывы к «штурму лесозаготовок».


По приказу министра лесного хозяйства Жукова в Горьковской области приступили к строительству лесной школы. Специальная комиссия под руководством главного лесничего областного управления лесами Н.Г.Герасимова объехала Вознесенский, Воскресенский, Чернухинский и некоторые другие лесхозы, чтобы определить место строительства. Однако везде находились причины, по которым данный район не подходил для создания лесного учебного заведения.

Выбор был сделан после приезда в Краснобаковский лесхоз. Поначалу решили начать стройку при конторе Носовского лесничества. Но это было отдаленное от райцентра место, что, несомненно, являлось минусом. Поступило предложение строить школу в Баковском лесничестве, неподалеку от «Лесного курорта». Места, конечно, прекрасные, красивый лес. Но ведь в лесную школу студенты на два года будут приезжать, здесь должны постоянно жить семьи преподавателей, сотрудников. Рядом же — ни школы, ни больницы, река Ветлуга отделяет от населенных пунктов. Нет, и тут нельзя строить. Самым подходящим оказался райцентр — поселок Красные Баки.

Так в декабре 1947 г., вслед за приказом министра лесного хозяйства, появился и приказ начальника Горьковского областного управления лесного хозяйства об организации строительства Горьковской лесной школы в Красных Баках. Руководителем школы был назначен директор Краснобаковского лесхоза В.А.Маралов. Начало занятий — 1 сентября 1948 г.

Школу построили на бывших колхозных землях, и учащиеся помогали колхозам в уборке урожая — в деревнях Петушиха, Якшариха, Кирюхино, Зубилиха, Усольцево, Чемашиха и др.

Краснобаковский лесхоз теперь носил учебно-производственный характер. Учащиеся непосредственно в лесхозе проходили практику (например, по лесоэксплуатации — в утильцехе). В цехе занимались распиловкой леса, изготавливали изделия ширпотреба. Выпуск валовой продукции достигал трех миллионов рублей (в тогдашних ценах). Кроме того, цех занимался производством и сельскохозяйственной продукции: сажали картофель, сеяли овес.

В те годы площадь лесхоза составляла более 95 тысяч гектаров. Под его контролем находились также и колхозные леса — 22 тысячи гектаров. Ежегодно отпускали леса более миллиона кубометров.

На данный момент в лесхозе работает 57 человек. Они и являются "кузницей кадров" для Краснобаковской молодёжи сейчас.

/подробно смотрите в работе "Красные Баки" Н.Г. Тумаков/. --Н.Г. Тумаков 1974г.

Экскурсионно-краеведческий маршрут Н.Г. Тумакова

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта